Сделай Сам Свою Работу на 5

Заполните таблицы и схемы.

Тема. Политическая система общества.

План семинарcкого занятия.

1. Политическая система: понятие, структура, типология, функции. Основные подходы к определению политической системы.

2. Типология политических систем.

3. Понятие и типы политического режима.

4. Диктатура и демократия в истории и современном мире.

5. Гибридные режимы.

6. Политическая стабильность и политический риск.

7. Проблема демократии в истории политологии. Основные модели и концепции демократии: античная, либеральная, плюралистическая, элитарная и др.

8. Демократия как форма осуществления власти. Принципы демократии. Проблемы отечественной демократии.

9. Признаки авторитарного и тоталитарного и демократического режима.

10. Сравните авторитарный и тоталитарный режим.

11. Причины авторитарных и тоталитарных режимов.

12. Критерии эффективности политической системы.

13. Условия и факторы политической стабильности.

14. Понятие политического режима и его типы.

15. Политические режимы: от диктатуры к демократии.

16. Понятие политического режима и его характерные черты.

17. Основные критерии классификации политических режимов. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, либеральный, демократический, их признаки и особенности.

18. Понятие и характеристики политического режима.

19. Типология политических режимов.

20. Сформулируйте основные признаки тоталитарных режимов.

21. Политический режим в России: характеристика и перспективы развития.

22. Понятие демократии, ее основные принципы, процедуры и формы.

23. Теории демократии.

24. Информационные технологии и “ компьютерная демократия”

25. Чем обусловлена экономическая эффективность многих авторитарных режимов?

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте взаимосвязь между понятиями «политическая система» и «политический режим».

2. Английский философ К. Поппер предложил новый подход к проблеме организации политической власти.

3. Вместо традиционного вопроса: «Кто должен править?» необходимо задаться другим вопросом: «Как нам организовать политические учреждения, чтобы плохие и некомпетентные правители не нанесли слишком большого урона?» Объясните, чем отличается первый подход от второго?



4. Тождественны ли понятия « политическая система» и «политическая организация»?

5. От чего зависит формирование той или иной политической системы в разные исторические эпохи и в разных странах? Какие факторы в своё время определили специфику политической системы России?

6. Может ли авторитарный режим играть положительную роль в истории? Приведите примеры.

7. Почему многие тоталитарные режимы смогли просуществовать сравнительно долго и пользоваться массовой поддержкой?

8. Что такое «индекс демократии»? Как по нему можно определить степень демократичности данного общества?

9. К какому типу можно отнести политический режим в современной России? Сохранились ли тоталитарные или авторитарные традиции в политическом режиме современной России?

10. Существует ли вероятность установления тоталитарного либо авторитарного режимов обновлённого типа в XXI веке?

11. Наиболее часто встречающейся ошибкой в определении демократии является сведение ее только к выборам — «электорализм». Постарайтесь исправить эту ошибку и назовите дополнительные необходимые признаки демократии.

12. Охарактеризуйте эволюцию основных институтов демократии.

13. Какие причины обусловили возникновение тоталитарных режимов? Возможно ли их возникновение в XXI веке?

14. В чем заключается принципиальное отличие тоталитаризма от других разновидностей диктатур?

15. Сравните авторитарный и тоталитарный политические режимы. В чем их сходство, чем они отличаются друг от друга?

16. Какие причины способствуют сохранению и воспроизводству авторитаризма в современном мире? Назовите экономические, социальные и политические причины воспроизводства авторитарных режимов.

17. Охарактеризуйте тоталитаризм, авторитаризм и демократию с точки зрения:

а) гарантий прав человека;

б) методов осуществления власти;

в) учета интересов различных сегментов общества властными структурами политической системы;

г) основных структур, осуществляющих властные функции;

д) дифференциации государства и общества;

е) структурной дифференциации.

18. С. Хантингтон утверждает, что авторитарные лидеры, столкнувшись с кризисом легитимности, могут реагировать на него следующим образом:

а) игнорировать углубляющийся кризис;

б) усиливать репрессии по отношению к противникам режима;

в) обращаться к национализму и провоцировать внешние конфликты;

г) проводить выборы;

д) инициировать демократизацию политической системы, стремясь сохранить контроль за происходящими процессами.

19. Рассмотрите каждый из приведенных способов реакций с точки зрения его эффективности. Способен ли он обеспечить легитимность авторитарного режима?

 

Вопросы для дискуссии и самоконтроля

1. Каковы основные структурные элементы политической системы?

2. Как соотносятся понятия «политическая система» и «по- литический режим»?

3. Как российская политическая культура влияет на поли- тический режим?

4. Назовите основные демократические тенденции в по- литическом режиме современной России?

5. Перечислите отличительные признаки демократическо- го и авторитарного политических режимов.

 

Сравните политические режимы по следующим критерия:

Критерии Тоталитаризм Авторитаризм Демократия
Степень политической свободы (наличие прав и свобод личности)      
Степень принуждения и насилия      
Принципы организации власти (разделение властей или концентрация, всеобщие выборы или закрытый способ формирования, ответственность властей перед законом)      
Место и роль государства      
Зрелость гражданского общества      
Наличие оппозиции, инакомыслия, многообразия идеологий или господство одной из них      
Существование конкурентной партийной системы или монополия одной партии      

Логические задания и проблемные вопросы:

1. Проблемой всех демократических организаций является «железный закон олигархических тенденций», сформулированный Р. Михельсом. Его суть – управленческое решение, в конечном итоге, принимает узкий круг лиц. Сама логика управленческого труда ведет к формированию управленческой элиты, которая постепенно выходит из-под контроля рядовых членов и подчиняет деятельность организации (партии, профсоюза) своим интересам.

Насколько универсален, с Вашей точки зрения, этот «железный закон»?

2. Демократия - одна из самых парадоксальных форм правления. Продолжите заполнение таблицы «Демократия: плюсы и минусы» и сформулируйте выводы.

Положительные стороны (плюсы) демократии Отрицательные стороны (минусы) демократии
1. Утверждает состязательность политики, превосходство «слова» над силой; 1. Низкий профессионализм (некомпетентность большинства);
2. Опирается на политическое участие граждан; 2. Отсутствие персональной ответственности;
3. Утверждает открытость (публичность) общественных отношений (в т.ч. принятия решений); 3. Непостоянство и «внушаемость» массы людей;
4. … 4. …
5. … 5. …

 

3. На президентских выборах 2000 года в США, кандидат от демократической партии А.Гор набрал в целом больше голосов в свою поддержку, чем кандидат от республиканской партии Дж. Буш. Однако, в соответствии с американской избирательной системой президентом стал Буш.

Демократично ли это?

4. Как Вы оцениваете возможности «электронной демократии»?

5. Прокомментируйте следующие высказывания:

o демократия – «это правление народа, избранное народом и для народа» (А. Линкольн)

o «Быть демократом значит на деле считаться с интересами большинства народа, а не меньшинства» (В.И. Ленин)

 

Заполните таблицы и схемы.

« Основные подходы к политической системе общества».

Системный подход   Структурно-функциональный подход

 

«вход» «выход»

         

 

Обратная связь

     
Политическая власть

 

   
   

 

Заполните сравнительную таблицу: «Политические режимы».

Критерии тоталитаризм авторитаризм демократия
Степень политической свободы (наличие прав и свобод личности)      
Степень принуждения и насилия      
Принципы организации власти: - разделение властей -выборы их способы -ответственность властей перед законом      
Место и роль государства      
Зрелость гражданского общества      
Наличие оппозиции. Инакомыслия, многообразия идеологий или господство одной из них      
Партийная система      

 

Сформулируйте основные положения указанных в таблице теорий демократии.

Теория демократии Основные положения
Либеральная  
Плюралистическая  
Плебисцитарная  
Партисипаторная  
Элитарная  
Концепция полиархии Р.Даля  

 

Логические задания и проблемные вопросы:

1. T. Гоббс полагал в качестве главной причины образова­ния государства страх, вызванный незащищенностью перед возможным насилием со стороны ближних и внешних вра­гов; Дж. Локк — целесообразность, выгоду, связанную с воз­можностью сохранения собственности и урегулирования конфликтов.

Чьи доводы, на ваш взгляд, выглядят весомее?

2. Среди методов, используемых для обеспечения политической стабильности, выделяют: социально-политическое маневрирова­ние; политическое манипулирование; диалог с оппозицией; при­менение силы. Дайте развернутую характеристику каждому из указанных методов. В каких случаях они применяются? Сопо­ставьте их по степени результативности.

3. Теория политической системы основывается на общем систем­ном подходе.

Назовите основные положения системного подхода:

система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих некото­рое целостное единство;

система — это сумма частей, ее составляющих;

система — это относительно замкнутое, автономное целое;

любая система взаимодействует с окружающей средой;

любая система в большей или меньшей степени способна адап­тироваться к окружающей среде;

окружающая среда в незначи­тельной степени влияет на сис­тему;

между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий.

 

Контрольные вопросы и задания:

1.Выберите из приведенного ниже списка основные положения системного подхода, на которых основывается теория политической системы:

а) система — это сумма частей, ее составляющих;

б) система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих некоторое целостное единство;

в) система — это относительно замкнутое, автономное целое;

г) любая система в большей или меньшей степени способна адаптироваться к окружающей среде;

д) любая система взаимодействует с окружающей средой;

е) между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий;

ж) окружающая среда в незначительной степени влияет на систему.

2.Д. Истон подразделял окружающую политическую систему среду на внутреннюю и внешнюю. К какой среде относятся:

а) международная система культуры;

б) международные социальные системы;

в) социальная структура;

г) система культуры;

д) международная экономическая система;

е) демографическая система;

ж) международная социальная структура;

з) биологическая система;

и) международные биологические системы;

к) социальные системы;

л) экологическая система;

м) международные политические системы;

н) международная демографическая система?



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.