Представления об интеллекте
Структура психики человека
Психические процессы
Понятие и сущность ощущений
| | | | | | | | | | | | | | | | | Анализатор – нервно-физиологический аппарат, инструмент ощущений, с помощью которого человек отражает ту или иную сторону, область действительности
| | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов
| | | |
Классификация и особенности ощущений
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | минимальный (нижний) и максимальный (верхний) порог ощущений
| | | | | | адаптация — способность анализатора приспосабливаться к действию раздражителя и изменять свою чувствительность
| | |
| | | Явление последовательные образы
| | | | явление контраста, которое отражается в изменении чувственности под влиянием предшествующего раздражителю (или сопровождает его)
| | | | Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов
| |
Восприятие, сущность и классификация
| | Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека
| |
| | | | | | | | | | | | | | | Осмысленность и обобщенность
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | избирательная направленность
| |
Схема 6. Воображение
Воображение, понятие и виды
| | | | | | | Воображение — это психический процесс создания новых образов и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека
| | | | | | | | | |
Внимание: сущность, природа и характеристика
И.П. Павлов Ч. Шеррингтон
А. А. Ухтомский
Память: структура и классификация
| | | | | | | | Память — форма психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдельных элементов
| | | | | | | | | | | | | | Психоаналитическая теория
| | | | | | | | | | |
Речь, функция и виды
Мышление, понятие и характеристика
Представления об интеллекте
| | | | | | | | | | | | | | Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».
| | | | | | | | | Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».
| | | | | | Структурный подход – интеллект как «способность адаптации средств цели», совокупность тех или иных способностей.
| | | | | |
Чарльз
Деятельность мозга человека, позволяющая ему адекватно отражать внешние и внутренние воздействия и, в связи с этим, осуществлять регуляцию поведения и деятельности, представлена совокупностью психических явлений.
Все психические явления внутреннего мира человека можно условно разделить следующие взаимосвязанные группы:
1. Психические процессы.
2. Психические свойства.
3. Психические состояния.
4. Психические образования
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. При этом нужно иметь в виду, что конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда – непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями на нервную систему, так и раздражениями, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые.
Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря ним человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует. Функциональное предназначение психических познавательных процессов в том, чтобы обеспечить полное и адекватное восприятие информации об окружающем мире и внутренних процессах, гарантировать ее всестороннюю оценку, а также запоминание, хранение, воспроизведение и использование в целях принятия и реализации наиболее эффективного решения в сложившейся ситуации.
К психическим познавательным процессам относят: мышление, восприятие, воображение, представление, внимание, память, речь, мышление.
Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение - это первый и неприметный источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук.
Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но к осознаваемым ощущениям - только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.
В психологии под ощущениями понимается простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.
Физиологической основой ощущений выступаютнервно-физиологические процессы, протекающие в анализаторах. Выделяют экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные анализаторы.
Несмотря на то, что каждый анализатор имеет специализацию и подчинен своим закономерностям, для всех ощущений характерны общие психофизиологические закономерности. К их числу от носят: минимальный (нижний) и максимальный (верхний) порог ощущений, порог различия, адаптацию, явление контраста, последовательные образы.
Восприятие — более сложный по сравнению с ощущением психический познавательный процесс. Это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Восприятие выступает связующим звеном между простейшим психическим познавательным процессом — ощущением и мышлением — высшим; познавательным процессом.
Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов и, как следствие, ее возникающие условно-рефлекторные связи между частями и свойствами предметов и явлений мира, а также условно-рефлекторные связи между анализаторами.
В психологии выделяют следующие особенности восприятий: осмысленность и обобщенность, предметность, целостность, структурность, константность, избирательность.
Высшим уровнем отражения на уровне познания является мышление.Мышление в психологии определяется как психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Если на чувственной ступени познания внешнее воздействие непосредственно, прямо приводит к возникновению соответствующих образов в нашем сознании, то процесс мышления совершается сложнее. Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации.
Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения.
Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами, которые нередко именуются качествами умаили интеллектуальными качествами человека. Это глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность и некоторые другие.
Эффективность мыслительной деятельности человека обеспечивают и другие психические познавательные процессы, без которых невозможно представить адекватное и полное отражение человеком реальной действительности: представление, воображение, внимание и речь.
Представление – это наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти.
Воображение представляет собой психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. С физиологической точки зрения воображение – это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга. Воображение бывает активным и пассивным, а также произвольным и непроизвольным.
Внимание – это динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень ее направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем. Физиологической основой внимания выступает общая активизация деятельности мозга и создания доминантных очагов возбуждения его коре.
Внимание обеспечивает: отбор значимой информации; регуляцию и контроль протекания действия; антиципацию (предвосхищение) действительности.
Внимание человека характеризуется рядом качеств: объем, распределение, переключаемость, концентрация, устойчивость.
Память — это одна из форм психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдельных элементов. Память характеризуется тремя основными процессами: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Качества памяти определяются через скорость запоминания и скорость забывания. Различают следующие типы памяти:словесно-логическая и образная (зрительная, слуховая, двигательная) память.
По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную и эмоциональную. В зависимости от установки на длительность сохранения (помнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную, оперативную и долговременную память
Речь — это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением.
В речевом поведении человека можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|