Сделай Сам Свою Работу на 5

Представления об интеллекте





Структура психики человека

 

 


Психические процессы

 

 


 

 
 

 


Понятие и сущность ощущений

 

               
 
 
   
 
   
Анализатор – нервно-физиологический аппарат, инструмент ощущений, с помощью которого человек отражает ту или иную сторону, область действительности  
 
   

 

 

           
   
 
     
корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов
 
 

 


Классификация и особенности ощущений

                           
   
Виды ощущений
 
 
 
       
 
 
 
     
минимальный (нижний) и максимальный (верхний) порог ощущений
 
     
адаптация — способность анализатора приспосабливаться к действию раздражителя и изменять свою чувствительность
 



 


 

   
 
Явление последовательные образы
 
 
явление контраста, которое отражается в изменении чувственности под влиянием предшествующего раздражителю (или сопровождает его)
 
 
Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов

 

 


Восприятие, сущность и классификация

 
 
Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека

           
 
 
   
 
   
Осмысленность и обобщенность
 
 
   
предметный характер
 
   
целостность
 

 

 


структурность

   
 
константность
 
 
избирательная направленность

 


Схема 6. Воображение



Воображение, понятие и виды

 

           
 
Воображение — это психический процесс создания новых образов и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека
 
   
 
   
Виды воображения

 

 


Внимание: сущность, природа и характеристика

 

                   
 
 
   
 
   
   
 
 

 


И.П. Павлов Ч. Шеррингтон

 

       
   
 
 

 


А. А. Ухтомский

       
 
Виды внимания
   
Качества внимания
 

 

 


       
   
 

 

 


Память: структура и классификация

           
   
Память — форма психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдельных элементов
 
   
Ассоциативная теория
 
   
Гештальттеория
 
   
Психоаналитическая теория
 
   
Бихевиористская теория
 
   
Смысловая теория
 

 

 


 

         
   
Деятельностная теория
 
 
 
 

 


Речь, функция и виды

 

           
   
 
   
Семантическая
 
   
Коммуникативная
 
   
Эмоциональная
 
   
Интерактивная
 



 

 
 

 


Устная речь
Письменная речь

 
 

 


внешняя
диалогическая
монологическая

 

Мышление, понятие и характеристика

                                                                     
   
 
   
Основные формы мышления
 
       
 
       
 
   
 
         
 
       
 
   

 

 


образное
наглядно-действенное
отвлеченное

 

Представления об интеллекте

               
   
 
   
Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».  
   
 
     
Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».  
 
     
Структурный подход – интеллект как «способность адаптации средств цели», совокупность тех или иных способностей.
 
 
 


 

Чарльз

 

Деятельность мозга человека, позволяющая ему адекватно отражать внешние и внутренние воздействия и, в связи с этим, осуществлять регуляцию поведения и деятельности, представлена совокупностью психических явлений.

Все психические явления внутреннего мира человека можно условно разделить следующие взаимосвязанные группы:

1. Психические процессы.

2. Психические свойства.

3. Психические состояния.

4. Психические образования

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. При этом нужно иметь в виду, что конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда – непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями на нервную систему, так и раздражениями, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря ним человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует. Функциональное предназначение психических познавательных процессов в том, чтобы обеспечить полное и адекватное восприятие информации об окружающем мире и внутренних процессах, гарантировать ее всестороннюю оценку, а также запоминание, хранение, воспроизведение и использование в целях принятия и реализации наиболее эффективного решения в сложившейся ситуации.

К психическим познавательным процессам относят: мышление, восприятие, воображение, представление, внимание, память, речь, мышление.

Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение - это первый и неприметный источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук.

Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но к осознаваемым ощущениям - только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

В психологии под ощущениями понимается простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.

Физиологической основой ощущений выступаютнервно-физиологические процессы, протекающие в анализаторах. Выделяют экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные анализаторы.

Несмотря на то, что каждый анализатор имеет специализацию и подчинен своим закономерностям, для всех ощущений характерны общие психофизиологические закономерности. К их числу от носят: минимальный (нижний) и максимальный (верхний) порог ощущений, порог различия, адаптацию, явление контраста, последовательные образы.

Восприятие — более сложный по сравнению с ощущением психический познавательный процесс. Это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Восприятие выступает связующим звеном между простейшим психическим познавательным процессом — ощущением и мышлением — высшим; познавательным процессом.

Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов и, как следствие, ее возникающие условно-рефлекторные связи между частями и свойствами предметов и явлений мира, а также условно-рефлекторные связи между анализаторами.

В психологии выделяют следующие особенности восприятий: осмысленность и обобщенность, предметность, целостность, структурность, константность, избирательность.

Высшим уровнем отражения на уровне познания является мышление.Мышление в психологии определяется как психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Если на чувственной ступени познания внешнее воздействие непосредственно, прямо приводит к возникновению соответствующих образов в нашем сознании, то процесс мышления совершается сложнее. Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации.

Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения.

Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами, которые нередко именуются качествами умаили интеллектуальными качествами человека. Это глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность и некоторые другие.

Эффективность мыслительной деятельности человека обеспечивают и другие психические познавательные процессы, без которых невозможно представить адекватное и полное отражение человеком реальной действительности: представление, воображение, внимание и речь.

Представление – это наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти.

Воображение представляет собой психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. С физиологической точки зрения воображение – это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга. Воображение бывает активным и пассивным, а также произвольным и непроизвольным.

Внимание – это динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень ее направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем. Физиологической основой внимания выступает общая активизация деятельности мозга и создания доминантных очагов возбуждения его коре.

Внимание обеспечивает: отбор значимой информации; регуляцию и контроль протекания действия; антиципацию (предвосхищение) действительности.

Внимание человека характеризуется рядом качеств: объем, распределение, переключаемость, концентрация, устойчивость.

Память — это одна из форм психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдельных элементов. Память характеризуется тремя основными процессами: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Качества памяти определяются через скорость запоминания и скорость забывания. Различают следующие типы памяти:словесно-логическая и образная (зрительная, слуховая, двигательная) память.

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную и эмоциональную. В зависимости от установки на длительность сохранения (помнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную, оперативную и долговременную память

Речь — это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением.

В речевом поведении человека можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.