|
История Marvel Comics. Часть третья
Третья и заключительная часть нашего рассказа об истории издательства Marvel Comics.
Во второй части мы закончили на Фрэнке Миллере и его свежем взгляде на комикс про Сорвиголову.
Джим Шутер пересмотрел отношение ко многим авторам, изменив их премии, а также создав новый импринт Epic Comics, поощрявший фантазию писателей и сохранявший за ними авторское право. Этот инновационный прием сильно изменил индустрию комиксов, выведя ее на новый уровень, увеличив значение и индивидуальность писателя и добавив необходимый баланс между высоким искусством и продажами. И хотя основным прибежищем авторского комикса сейчас является издательство Image, когда-то это было инновацией Marvel и лично Джима Шутера, который доказал популярность такого подхода, не побоявшись доверять писателям.
Еще одним революционным методом, который поднял продажи Marvel, было введение Джимом Шутером кроссоверов и ивентов. Пересечение сюжетов о разных героях, которые описывали масштабное событие с разных ракурсов, мягко и ненавязчиво вынуждало читателя покупать все комиксы, выходившие за последнее время. Если вы отслеживаете все анонсы Marvel, то наверняка могли заметить обилие сюжетов, обещающих перевернуть всю вселенную. Это прямое злоупотребление некогда оригинальным методом Шутера, пробными камнями для которого служили ивенты«Турнир Чемпионов» и «Тайные Войны».
История возникновения последнего сюжета была достаточно интересна. В свое время компания по производству игрушек Kenner Products заключили контракт с конкурентами Marvel — DC Comics. Чтобы не оставаться в стороне, Marvel договорились с производителями Хи-Мэна, компанией Mattel, о совместной серией фигурок героев. Mattel настаивали на широком освещении какого-либо сюжета, по мотивам которого можно было бы продать наибольшее количество игрушек. Многие юные поклонники уже давно предлагали издательству написать историю, в которой бы были объединены все герои и злодеи, и Джим Шутер лично взялся за дело.
Было решено, что дети хорошо воспримут слово «тайный», так войны получили свое название. Впоследствии Marvel выдвинуло ряд требований к игрушкам, в частности изменение брони Доктора Дума на более высокотехнологичную, а также добавление к фигуркам героев транспорта, оружия и крепостей, дабы увеличить и играбельность, и цену. Дальний отголосок того решения вы можете увидеть сегодня в каждом магазине игрушек, где нищий студент Питер Паркер продается в комплекте с собственным мотоциклом, вертолетом и снегоходом.
Серия выходила с 1984 по 1985 год и повествовала о некой космической сущностиБейондере, который, наблюдая за приключениями супергероев Земли, решил перенести их на специальную планету, чтобы схлестнуть в поединке с суперзлодеями Земли. Бейондер предоставил участникам передовое оружие и технику, а в случае победы пообещал исполнение самых невероятных мечтаний. В процессе истории Человек-Паукнашел свой знаменитый черно-белый костюм-симбиот (выпуск, в котором освещается это событие, в 2010 году был продан за $5,676.25), Женщина-Халк сменила Существо в Фантастической Четверке, а Доктор Дум забрал часть сил у Бейондера.
Последним решением Джима Шутера был запуск серии «Новая Вселенная» в 1986 году, в честь 25-летия Marvel. Серия оказалась крайне неудачной и выглядела первым большим провалом за невероятно успешное девятилетнее правление Шутера на посту главного редактора. Период, когда издательством руководил он, считается наиболее удачным и плодотворным. Однако DC Comics наконец-то освоились на новом рынке, нашли свое новое мрачное видение комиксов и нанесли ряд серьезных ударов по Marvel, выпустив невероятно успешных «Хранителей», «Возвращение Темного Рыцаря», а также перезапустив серию о Супермене. В DC Comics работал талантливый писатель Алан Мур, а вскоре к ним перешел и Фрэнк Миллер. Самым же страшным ударом по Marvel было обращение их политики против них самих: спустя год после «Тайных Войн» DC запустили свое масштабное событие с участием космических сущностей — «Кризис на Бесконечных Землях». Можно с уверенностью сказать, что долгая эра Marvel, начавшаяся в шестидесятых, в 1986 году кончилась, уступив место победоносному шествию DC Comics по индустрии. Тогда же Marvel Entertainment Group была продана New World Entertainment, которые в течении трех лет были проданы MacAndrews and Forbes.
Тем не менее, несмотря на все неудачи, издательству удалось не просто подняться с колен, а одержать несколько серьезных побед в начале девяностых. Большим финансовым успехом обернулись некоторые новые серии комиксов, в числе которых были и истории о супергероях в будущем под общим названием «2099». В 1991 году Marvel также выпустили свои коллекционные карточки, описывающие персонажей и самые известные события их вселенной. Кроме того, самих событий становилось все больше и больше, а прием создания кроссоверов использовался слишком часто. Вселенная, которая некогда восхищала всех своей цельностью и приближенностью к реальности, из-за жадности издателей превратилась в хаотичное нагромождение гонящихся за популярностью историй.
Обилие обособленных и самостоятельных франшиз, которые окончательно переплелись между собой в комиксах, впоследствии создали крайне выгодную ситуацию для Marvel в кино. Студия могла продавать права на экранизацию историй персонажей, которые хоть и имели непосредственное отношение к общей вселенной, но могли быть популярны и по отдельности. В наше время сами Marvel владеют правами на экранизацию Мстителей, в то время как киностудии Fox и Sony снимают фильмы про Людей Икс и Человека-Паука соответственно. Несмотря на плотную связь персонажей в комиксах, в кино они вполне самодостаточно существуют по отдельности.
Однако в девяностых об экранизации комиксов речи пока не шло, и Marvel ничего не делало для того, чтобы их героев начали воспринимать всерьез. В то время как DC упорно доказывало обществу, что комиксы имеют право называться искусством, Marvel гнались за прибылями и изображали на обложках своих героинь в бикини. В 1992 году издательство покинули лучшие художники и авторы, такие как Джим Ли, Тодд МакФарлейн, Роб Лифельд, Марк Сильвестри, Эрик Ларсен, Джим Валентино и Уилльям Портасио, чтобы основать собственное издательство: Image Comics. Как уже было сказано выше, именно с этим издательством сейчас ассоциируется практика закрепления прав на персонажей за авторами. Концепция, некогда придуманная и внедренная Джимом Шутером в Marvel, была наконец-то полностью отдана творцам. Image Comics наиболее известна читателю такими франшизами, как «Спаун», «Сага» и «Ходячие Мертвецы».
Marvel продолжали успешно завоевывать телеэкран и умы самых юных зрителей. В 1992 году был запущен мультсериал о Людях Икс, а в 1994 сверхсовременный перезапуск сериала о Человеке-Пауке. Оба мультсериала оказались невероятно популярны, сделали персонажей любимцами нового поколения и подготовили молодых зрителей к кинематографическому развитию франшиз, которое случилось спустя десять лет. Однако первыми успехами Marvel в кино, которое они полноправно могут считать сейчас своей вотчиной, были совсем другие фильмы.
В 1994 году Marvel купили права на издательство Malibu Comics, в составе которых состояло дочернее издательство Aircel Comics. В числе прочих историй этой студии был и комикс, основанный на известном конспирологическом городском мифе о секретной правительственной службе, представители которой всегда появляются на людях исключительно в черных костюмах. Фильм «Люди в Черном», снятый в 1997 году, оказался невероятно успешен в прокате, собрав 589 миллионов долларов, при бюджете всего в 90 миллионов. Год спустя вышел еще один фильм о человеке в черном, второстепенном герое Marvel, убийце вампиров Блэйде.
И хотя успех «Людей в Черном» с трудом может считаться победой именно Marvel, то пример «Блэйда» наглядно показал, что студия сделала свои первые шаги в мир большого кино. В течении следующих нескольких лет различные персонажи Marvel с переменным успехом штурмовали киноиндустрию. В начале двухтысячных на широком экране появились две крайне успешные франшизы, непосредственно связанные с успешными мультсериалами девяностых: Люди Икс и Человек-Паук. Роли Профессора Ксавьера и Магнето исполнили актеры, само присутствие которых не позволяло допускать несерьезного отношения к комиксам: Патрик Стюарт и Иен Маккеллен. Роль же любимца публики Росомахи принесла молодому актеру Хью Джекману мировую славу и явила собой редкий случай, когда актер и персонаж в мире комиксов настолько подошли друг другу, что снискали всеобщую любовь зрителя и преумножили собственную популярность.
Воплощение же Патриком Стюартом образа Профессора Икс настолько понравилось студии, что в своем новом импринте, Ultimate, они стали изображать персонажа исключительно с лицом известного актера. Импринт был нацелен на широкую аудиторию и в частности на молодого зрителя, а также позволял издательству переосмыслить большинство персонажей и поэкспериментировать с их развитием. Комиксы Ultimate выходили параллельно с общей серией, однако рассказывали историю героев с самого начала, позволяя новым читателям без лишней путаницы вникнуть во все хитросплетения вселенной. Хорошая рисовка, актуальность историй, а также отсутствие лишнего информационного багажа позволили привлечь новых читателей в стан Marvel.
В 2001 году, в момент страшной трагедии 11 сентября, Marvel не остались в стороне от всеобщего траура. Будучи верными своей политике, они описали инцидент в комиксе о Человеке-Пауке, который является жителем Нью-Йорка. Персонажи Marvel, в том числе и такие злодеи как Доктор Дум и Магнето, помогали пожарным разгребать завалы, тем самым показывая, что даже у их злодеяний есть грань, которую террористы переступили. Комикс восхвалял мужество и героизм пожарных и спасателей, а мутантам и супергероям в ярких костюмах противопоставлял стойкость и отвагу в сердцах пострадавших людей. Всегда отличаясь наличием своего мнения и позиции, Marvel в своем комиксе убеждали не отвечать на теракт военными действиями, аргументируя это тем, что ответ ненавистью на ненависть заведомо обречен на поражение.
Стэн Ли, который формально уже не был привязан к Marvel, пользовался своим статусом легендарной фигуры в мире комиксов. Он принимал активное участие в различных конвенциях, запускал свои проекты на телевидении, а также выпустил ограниченную серию комиксов для DC. Серия носила название «Just Imagine…» и являлась личным переосмыслением Стэна культовых персонажей конкурирующего издательства. Хотя персонажи и сохранили за собой привычные черты, их характер, предыстория, внешность и особенно имена были изменены. Излюбленный Стэном прием аллитерации нашел себя на страницах DC: Брюс Уэйн стал чернокожим Уэйном Уилльямсом, полубогиня Диана стала латиноамериканкой Марией Мендосой, Хэл Джордан – Леном Льюисом, а вполне себе мужественный Барри Аллен – девушкой Мэри Максвелл. Кроме того, были сильно попраны даже самые канонические сюжетные решения. Так, например, Супермен был худшим представителем криптонской полиции, который, преследуя преступника, вынужден был телепортироваться вслед за ним на Землю.
В двухтысячные активно снимались фильмы по комиксам и в данном направлении Marvel однозначно задали тон всей индустрии. Тем не менее у студии не было собственных средств на съемки, а также не было влиятельного покровителя, поэтому права на экранизации они вынуждены были продавать посторонним организациям. Успех в кино Человека-Паука и Людей Икс хоть и считался победой Marvel, но не приносил им нужного дохода. Кроме того, персонажи Marvel не были однозначной гарантией успеха для сторонних студий, особенно после провалов Карателя и Сорвиголовы. Подобные неудачи вызывали у крупных киностудий нерешительность в экранизации даже тех персонажей, права на которых уже были куплены. Одним из таких вымученных проектов был и фильм о Железном Человеке.
Тони Старк, миллиардер, филантроп и супергерой, всегда играл важную роль в сюжетах Marvel, но никогда не был звездой первой величины. Отсутствие сериалов и фильмов о нем шло несколько вразрез с политикой студии. Еще в девяностых годах права на героя приобрели Universal Studios, однако за отсутствием подходящих идей в 1996 году продали их 20th Century Fox. К роли выказали интерес Николас Кейдж и Том Круз, а в написании сценария принимал участие сам Стэн Ли, введя в качестве главного антагониста злодея МОДОКа. Сценарий в течение нескольких последующих лет подвергался многочисленным коррекциям и доработкам, пока в октябре 1999 года для его написания и постановки не позвали режиссера Квентина Тарантино. Сделки, тем не менее, не случилось, в связи с чем Fox отказались от производства и продали персонажа New Line Cinema. Fox мотивировали это тем, что у них на руках и так уже были экранизации слишком многих персонажей Marvel и на них всех просто не хватит времени и сил.
New Line Cinema не могли решиться на экранизацию в течении последующих лет и в 2006 году Железный Человек наконец вернулся в Marvel. Взявшись за героя самостоятельно и всерьез, Marvel обошли тридцать сценаристов, дабы те адаптировали героя для кино, однако все они отказались. Неизвестно, появился бы когда-нибудь фильм о Тони Старке, если бы в дело не вмешался Джон Фавро. Режиссер занялся производством с большим энтузиазмом и знанием дела, оставляя поклонникам многочисленные подсказки и отсылки к другим комиксам. На стене лаборатории Тони Старка появился щит Капитана Америки, а после сцен титров его особняк вообще посетил Ник Фьюри. Его появление, как и контракт игравшего его Сэмюэля Л. Джексона на последующие фильмы, не вызывал сомнений: Marvel взялись за дело серьезно и планируют создать собственную киновселенную.
Подобное решение было беспрецедентным, но Marvel не были чужды ни инновациям, ни творчеству. «Железный Человек» оказался невероятно успешным фильмом, собрав 585 миллионов долларов в прокате и снискав любовь как поклонников, так и критиков. Кроме того, актер Роберт Дауни мл., воплотивший на экране образ Тони Старка, настолько точно попал в образ, что успех сделал его топовой звездой Голливуда и главным секс-символом поколения, а его персонажа – одним из популярнейших в издательстве. Его успех, а также многообещающее наличие Ника Фьюри, стали грандиозным заделом на будущее.
Это будущее стало возможным во многом благодаря энтузиазму Кевина Файги. Работавший консультантом от Marvel на съемочных площадках других киностудий, он наблюдал за процессом производства фильмов и учился на чужих ошибках. Всегда бывший большим фанатом комиксов, именно он разработал концепцию общей кинематографической вселенной, тем самым став Стэном Ли и Джимом Шутером нашего времени. Когда Marvel решили собрать оставшихся у себя персонажей и представить на большом экране то, что они десятилетиями показывали читателям в комиксах, у руля всего проекта встал именно Кевин Файги. И если на съемки первого фильма, того самого «Железного Человека», компании пришлось брать кредит (деньги также пошли на производство «Невероятного Халка»), то его невероятный успех, а затем и вход в состав корпорации Disney, раскрыл перед Marvel новые возможности. Disney, в свою очередь, совместили свой финансовый размах с творческим потенциалом Marvel, тем самым дав достойный ответ своим извечным противникам Warner Brothers, владельцами DC.
Дальнейшее развитие издательства было настолько ошеломительно успешным, что о нем нет смысла рассказывать, оно и так вам прекрасно известно. Невиданный доселе масштаб подхода к своим фильмам, невероятно удачное перенесение принципов Marvel на широкий экран и умение и желание сотрудничать с молодыми актерами и неравнодушными режиссерами сделали свое дело. Персонажи, права на которых еще не были проданы другим студиям, получили сольные фильмы, чтобы затем объединиться в невероятно кассовых «Мстителях». И если когда-то DC первые отличились тем, что объединили героев в команду, то в важнейшем из искусств право первенства принадлежит Marvel. Их смелость и напор задали тон всей индустрии, вынудили конкурентов радикально менять планы и готовить свои ответные ходы, а также позволили комиксам оккупировать наши кинотеатры на несколько ближайших лет. И если DC однажды сумели доказать, что комиксы – это высокое искусство, то Marvel заявили всему миру еще и о том, что комиксы – это искусство невероятно прибыльное.
Однажды в издательство DC пришло письмо, в котором читатель спрашивал: «За что стоит DC?». Ответом было: «DC стоит за правду и справедливость!» — хотя читатель имел в виду расшифровку самой аббревиатуры. Если задаться вопросом, какое присущее супергероям качество является ключевым в Marvel, или, выражаясь иначе, за что оно стоит, то ответ может быть один: смелость. Именно смелость, а точнее ее выражение в искусстве, сделало Marvel тем издательством, какое мы знаем. Смелость бросить вызов крупнейшему игроку в индустрии. Смелость говорить об актуальных проблемах. Смелость пробовать что-то новое. Смелость запустить длительный проект, который обрадует фанатов, но с неизвестными шансами на успех.
Смелость не обязательно должна быть продиктована высокими мотивами. Когда мы говорим о крупной корпорации, смелость наверняка будет продиктована деньгами. И Marvel, будучи крупной и дорогостоящей компанией, всегда сохраняли в себе этот геройский запал, эту юношескую горячность, эту смелость инноваторов и первооткрывателей.
Индустрии комиксов, какой мы ее знаем, никогда бы не было без DC. Но эта индустрия никогда бы не стала такой, какой мы ее любим, если бы не Marvel. Будучи основанными с разницей в несколько лет, они с самого начала распределили между собой роли старика и юнца, консерватора и новатора. И в этой борьбе, словно в борьбе супергероев с суперзлодеями, рождаются любимые нами сюжеты и события, развивается и меняет нас любимая каждым гиком индустрия. Индустрия комиксов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|