Сделай Сам Свою Работу на 5

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений





Раздражение —» Возбуждение —» Ощущение —» Суждение (физика) (физиология) (психология) (логика)

Самым главным в идее Фехнера было то, что он впервые включил элементарные ощущения в круг интересов психологии. До Фехнера считали, что исследованием ощущений, если это кому-нибудь интересно, должны заниматься физиологи, врачи, даже физики, но только не психологи. Для психологов это слишком примитивно.

По мнению Фехнера, искомая граница проходит там, где начинается ощущение, т. е. возникает первый психических процесс. Величину стимула, при которой начинается ощущение, Фехнер назвал нижним абсолютным порогом. Для определения этого порога Фехнер разработал методы, которые активно используются и в наше время. В основу методологии своих исследований Фехнер положил два утверждения, называемые первой и второй парадигмой классической психофизики.

1. Сенсорная система человека — это измерительный прибор, который соответствующим образом реагирует на воздействующие физические стимулы.

2. Психофизические характеристики у людей распределены по нормальному закону, т. е. случайным образом отличаются от какой-то средней величины, аналогично антропометрическим характеристикам.



Парадигмы уже устарели и в определенной степени противоречат современным принципам исследования психики, но исследования Фехнера по своей сути были новаторскими.

Сегодня исследователи понимают, что невозможно выделить и исследовать в эксперименте одну, даже самую примитивную, психическую систему из целостной структуры человеческой психики. В свою очередь, активизация в эксперименте всех психических систем от самых низших до самых высших приводит к очень большому разнообразию реакций испытуемых, что требует индивидуального подхода к каждому испытуемому.

Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. О чувствительности глаза мы уже говорили. Очень высока чувствительность и нашего обоняния. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает восьми молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения.



Абсолютная чувствительность анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога ощущения.

Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий:

· характера деятельности,

· возраста человека,

· функционального состояния рецептора,

· силы и длительности действия раздражения и т. д.

Чувствительность к различию. Относительная, или разностная чувствительность - к изменению раздражителя. Если мы положим на руку груз весом 100 граммов, а затем добавим к этому весу еще один грамм, то этой прибавки ни один человек ощутить не сможет. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо добавить три-пять граммов.

Чтобы почувствовать минимальное различие в характеристиках воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия на определенную величину.

Порог различения - минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений.

Были рассчитаны значения констант для ощущения изменения различных раздражителей.

· В 1760 г. французский физик П. Бугер на материале световых ощущений установил очень важный факт, касающейся величины порогов различения: для того чтобы почувствовать изменение освещенности, необходимо изменить поток света на определенную величину.

· Позднее, в первой половине XIX в. немецкий ученый М. Вебер, исследуя ощущение тяжести, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая различия между ними, мы воспринимаем не различия между объектами, а отношение различия к величине сравниваемых объектов.



 

Значение константы Вебера для различных органов чувств

 

Ощущения Значение константы
1.Ощущение изменения высоты звука 0,003
2.Ощущение изменения яркости света 0,017
3.Ощущение изменения веса предметов 0,020
4.Ощущение изменения громкости звука 0,100
5.Ощущение изменения давления на поверхность кожи 0,140
6.Ощущение изменения вкуса соляного раствора 0,200

 

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Было бы неправильно полагать, что абсолютная и относительная чувствительность остаются неизменными и их пороги выражаются в постоянных числах. Как показывают исследования, чувствительность может ме­няться в очень больших пределах.

В темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помещения в темноту. В обоих случаях человек временно «слепнет», требуется некоторое время, чтобы глаза приспособились к яркому освещению или темноте. В зависимости от окружающей обстановки (освещенности) зрительная чувствительность человека резко меняется. Как показали исследования, это изменение очень велико и чувствительность глаза в темноте обостряется в 200 000 раз.

Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды, связаны с явлением сенсорной адаптации.

Сенсорная адаптация - изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

Существуют временные характеристики процесса адаптации и они неодинаковы для разных органов чувств.

· Чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Под влиянием света разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности.

· Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Т

· Так же быстро происходит изменение чувствительности у осязания (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

· Тепловая адаптация - (привыкание к изменению температуры окружающей среды). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре, и к болевым раздражителям, почти не встречается.

· Известны и явления адаптации к запахам.

Адаптация наших ощущений зависит:

ü от процессов, происходящих в самом рецепторе,

ü процессов, протекающих в центральных отделах анализаторов и связано с изменением возбудимости нервных центров.

При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность.

В целом, адаптация является важным процессом, указывающим на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

Взаимодействие ощущений - изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств. Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств.

Следует различать два вида взаимодействия ощущений:

1) взаимодействие между ощущениями одного вида

Примеры:

ü Какую-либо точку в темноте легче увидеть на светлом фоне;

ü Явление контраста, выражающееся в том, что цвет изменяется в противоположную сторону по отношению к окружающим его цветам: серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета — светлее.

2) взаимодействие между ощущениями различных видов.

Примеры:

ü Освещение глаз делает слышимые звуки более громкими (академик П.П. Лазарев).

ü Звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям (профессор С. В. Кравков).

ü Аналогичным образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность.

Взаимодействие ощущений проявляется в двух противоположных процессах — повышении и понижении чувствительности - слабые раздражители повышают, а сильные — понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Существуют способы повысить чувствительность органов чувств. Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения.

А.Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации.

1. Первая - носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, а далее постепенно снижаться.

2. Вторая сторона носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Синестезия - взаимодействие ощущений, которое характеризуется возникновением под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов.

Примеры:

ü «окрашенный слух», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (у Скрябина);

ü высокие звуки многие расценивают как «светлые», а низкие как «темные».

У некоторых людей синестезия проявляется с исключительной отчетливостью. Один из субъектов с исключительно выраженной синестезией — известный мнемонист Ш. — был подробно изучен А. Р. Лурией. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или «хрустящие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета. Явления синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

 

Развитие ощущений.

 

Спустя непродолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапности их развития.

1. К моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чув­ствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды.

2. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует на прикосновения, наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикосновение, но и боль.

3. С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-пятилетнем возрасте.

4.В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней.

· Ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

· Первые реакции на звук имеют характер общего двигательного возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий крик. Чувствительность к звуку первоначально низка, но возрастает в первые недели жизни.

· Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивает голову в сторону источника звука.

· На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.

5. На втором месяце жизни начинается развитие речевого слуха, ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Ласковый тон действует на ребенка успокаивающе. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способносгь различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные.

6. Наиболее медленно у ребенка развивается зрение.

· Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями.

· Ребенок, начиная ощущать свет, не может «видеть» предметы, т.к. движения глаз ребенка не согласованы: один глаз может смотреть в одну сторону, другой в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни.

· Предметы и лица он начинает различать лишь на третьем месяце. С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, его величины и удаления.

· Различение цветов растет медленно. Установлено, что ребенок начинает различать цвет на пятом месяце, после чего он начинаем проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам.

По отношению ко всем видам чувствительности следует заметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. У ребенка дошкольного возраста эта способность развита несравненно ниже, чем у взрослого человека. Бурное развитие этой способности отмечается в школьные годы.

Следует также отметить, что уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека. Тем не менее, ощущения в известных пределах можно развивать. Развитие ощущений осуществляется методом постоянных тренировок. Именно благодаря возможности развития ощущений происходит, например, обучение детей музыке или рисованию.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.