Сделай Сам Свою Работу на 5

Средневековье. Искусство христианства





17.02.15.

Зачет: хронологический ряд картинок и определить автора, стиль, страну.

 

Арнхейм: аксиома реализма. Проблема восприятия искусства. С точки зрения соответствия или несоответствия тому, что они привыкли видеть в окружающем мире.

 

Не сделать копию реальности.

 

Изобразительное искусство - работа в материале. Концептуалисты решили проблему тем, что смысл искусства - в идее.

 

Сопротивление материала - главная проблема творчества любого художника. Полчинить своей идее материал - задача художника.

 

Художники изменяют окружающую их реальность согласно творческим идеям, чтобы согласовать замысел с капризами материала.

 

Изобразительное искусство. Любое изображение - это способ видения, способ восприятия. Он различается у разных людей.

 

Традиция, культурная среда оказывают влияние.

 

Есть обстоятельства, которые способствовали или препятствовали созданию, а есть художественная цель. Но художники могут не сознавать цель создания картины.

 

Нельзя верить художнику на 100% в том, что он сам написал от своей картине.

 

Любое произведение искусства не исчерпывается до конца рационально.



 

Казимир Малевич, "требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя, чтобы понять".

 

Первобытное искусство.

Когда и в каком виде зародилось искусство? На исходе Каменного века.

Свидетельства первобытного творчества в пещерах. Соседствуют ка простые (отпечатки руки - позитивные или негативные), так и сложные. В одной и той же группе людей это происходило.

 

Ортега Гассет: тенденция к реализму и натурализму и тенденция к условности. Параллельно существуют со своего практически одновременного возникновения. Взгляд издалека на вещи и взгляд пристальный.

 

Пещера рук - Аргентина. Пещера Альтамира (быки, 15-12 тыс л до нэ), открыт в начале 19 века - нарастание новых тенденций в искусстве, упрощение формы, желание соединить максимально простую форму с максимально глубоким содержанием.

 

Два цвета: черная и красно-коричневая (глины и охры). Смешаны с животными жирами.

 

Ласко, Франция, 15-10 тыс л до нэ - пасущиеся олени.



 

Раненый бык и раненый охотник. Сильный бык и слабый человек, изображенный условно.

 

Шове. Пещерный комплекс, Франция. Бегущие звери, морды хищников. Сажа и мел, белила. Разные поколения художников. Обновлялись росписи, нанесением поверх существующих новые. Это не сложная композиция, это стихийно сложившаяся композиция. Новый художник добавлял что-то новое.

 

Гобустан, Азербайджан. 3 тыс л до нэ. Становится меньше изображений животных и больше изображений людей. Изображение будто упрощается, нельзя говорить о развитии мастерства, искусство идет своим путем и решает задачи определенные. Здесь композиция сочинена художником сознательно. Действующие лица группируются таким образом, чтобы выстроилась сюжетная сценка.

 

Тассилин-Аджер (Сахара), 2 л до нэ. Традиционный сюжет охоты, земледелия, другие сцены повседневной жизни поселения.

 

Для первобытной скульптуры свойственны те же черты. Фрагмент статуэтки "Девушка в капюшоне". Примитивная обработка формы.

 

Камни создают вертикаль, соединяют земное и небесное.

 

Менгиры - одиночные камни.

 

Дольмены - два-три камня с камнем сверху.

 

Кромлих - Стоунхендж и ему подобные.

 

Пирамида Джосера в Саккаре, XVIII век до нэ. 60 м в высоту. Ступенчатая пирамида. Зодчий Имхотеп. Он был обожествлен, стал покровителем ремесел и искусств. Захоронение под пирамидой. Этому предшествовало установление мастобы - погребального камня, это прообраз ступенчатой пирамиды.

 

Пирамиды Гизы - три большие пирамиды.

 

Пирамида Хеопса - самая высокая. Около 300 м в высоту.



 

Без строительного расхода.

 

Сверху пирамиды были облицованы выровненными и отшлифованными плитами известняка. На пирамиде Хеопса частично видно.

 

пирамида Миккерина.

 

Погребальная камера внутри пирамиды расположена. Была ложная камера и истинное место захоронения.

 

 

Стремление соединить земное и небесное. Древнеегипетское искусство связано с миром мертвых. Египтяне исполняют культовые требования, связанные с пребыванием человека в вечном мире.

 

 

Скульптуры каноничны, 2-3 позы, которые варьируются в зависимости от того, кто изображен. Фараонов изображали чаще всего в полный рост в шаге вперед, навстречу вечности. Фараон Миккерин - базальт.

 

Сидящие фигуры. Царевич Рахотепи и его супруга Нафрэ. 3 тыс дэ нэ. Известняк.

 

Бронзу не использовали (известна 1 скульптура).

 

Тела мужчин - красновато-коричневые, женские - беловато-желтые.

 

Книга мертвых - 14-11 в до нэ. О том, что ждет человека. Папирусы. Клались в захоронение. Момент взвешивания сердца.

 

Охота в зарослях. Гроьницах в Фивах.

 

Техника - роспись по сухой штукатурке. 15-14 в до нэ. Растительные и минеральные краски.

 

Тело будто с разных сторон, полуповорот.

 

Симультанизм (так называли это кубисты).

 

Связь размера изображения со значимостью изображения.

 

Особенный период - Эхнатон. Новая традиция была создана, но развития не получила. После смерти фараона все предали забвению. Он построил город Ахитатон. Изменил религию древнего Египта. Появляется Светское искусство. Контур. Рельеф украшал дворец, а не гробницу.

 

Древнеегипетский храм - пещерный. Войти нельзя, правом входа обладали немногие жрецы. Простым людям оставалось лишь созерцание порталам ведущего в храм. Портал - это щель, дверь. Сам портал оформляли колоссальные статуи фараонов и богов.

 

Пещерный храм в Абу-Симбеле. Статуи Амона, Ра, Птаха, Рамзеса II.

 

Один раз в году появлялся в определенный день и время луч солнца так, что внутреннее пространство храма можно было рассмотреть.

 

Обелиск - форма , созданная древними египтянами. Верх оформлен электрумом - сплавлм золота и серебра.

 

Гипостильный зал - в Карнаке. Колонны. Более 60. Распустившийся стебль папируса , закрытый папирус, лотус. Это формы колонн.

 

Колонны впервые в древнеегипетской храмовой культуре.

 

03.03.15

Система пропорций Поликлета. Дорифор - 5 в до нэ. Работали древнегреческие скульпторы в бронзе. Копии - мраморе. Поликлет придумал систему контрапостов, противопоставления, статика и динамика.

 

Сложное движение начинается у Мирона. Дискобол, 5 в до нэ. Или мложные эмоциональные движения. Афина и Марсий . Марсию хочется поднять флейту. Половина тела выдвинута, голова склонена , но осознает, что нельзя - назад отклоняется.

 

Фидий. Афина, 5 в до нэ. Перенес расчеты Поликлета в монументальную скульптуру. Он скульптор золотого периода афинской демократии. Идет реконструкция Акрополя, строится Парфенон. Это дополняется саудбптурным декором. Фидий руководил скульптурным оформлением Акрополя. Должен был сделать главную статую Афины. Исправил оптиечские искажения, которые возникают, когда смотрим на статую 15 м высоты. Это не было видно на модели, только в готовой величине. Статуи из золота и слоновой кости - это делал именно Филий. Зевс и Афина. На щите - сам Филий среди борющихся. Обвинение!!!

 

Это была эпоха классики.

 

Скопас - поздняя классика. Менада, 4 в до нэ.

 

Лисипп. Геракл, борющийся со львом, 4 в до нэ. Квадрига св.Марка 4 в до нэ.

 

Поздняя классика - Пракситель. Впервые обнаденная женская натура. Венера Крилская, 4 в до нэ. Венера, выходящая из воды. Смелость: образ Венеры с земной женщины. Прошел через суд.

 

Знаменитый греческий профиль.

 

Венера Милосская, 2 в до нэ. Аполлон Бельведерский, 2 в до нэ.

 

Лаокоон.,1 в до нэ - эллинизм. Агесандр, Афинодор, Полидор.

 

Рим.

 

Императоры и воины на 1 месте, а не художники и философы. Искусство - снисходительное отношение.

 

Источники: 1)этруски (обитатели Пиренейского полуострова) 2)греческая культура

 

Стремление сохранить память о человеке приходит от этрусков - посмертные скульптуры.

 

У греков условно-портретное изображение, а римляне запечатлевают во всех подробностях (восковые посмертные маски).

 

Есть эллинистическое (мягкость в обработке) и староримское направления (грубость изображения во всех его подробностях).

 

Имена скульпторов неизвестны, но модели известны. Выходцы из Греции. Задача - не показать мастерство, а запечатлеть облик конкретного человека. Пренебрежение к творцу. Передача индивидуальности, сохранение личности.

 

Работа с мрамором. Новшества в обработке мрамора. Например, изощренные прически, вместо гладких волос у греков. Новый инструмент нужен. Буравчик!

 

Скульптура демократична, но большая часть сохранившихся скульптурных портретов - портреты императоров. Часто шли по пути идеализации, позаимствованному у греков. Тогда императоров изображали в форме богов, часто так изображали Октавиана Августа , 1 в нэ, в виде Ареса.

 

На доспехах - в камне история дипломатического успеза. Внимание к истории.

 

Конная статуя Марка Аврелия, 2 в.

 

Схематизация в начале нового тысячелетия нарастает. Фрагмент Колосса Константина, 325 г. Важно показать, что акцентрирован взгляд, увеличины глаза, зрачок высверлен. Тенденция подчеркивания определенных черт.

 

Основная идеология римлян - военная. Колонна императора Трояна, 113 г. Аполлодор Дамасский.

 

Акведуки - стремление римлян к комфорту. В первую очередь на любой территории строились дороги и водопроводы.

 

В основе строений - арка. Римляне изобрели бетон. Колонны становятся декорацией. Понятие пилястры - декоративная колонна, украшающая стену, не несущая. Ионический+коринфский = композитный ордер (арка Тита).

 

Купол Пантеона облегчается за счет легких материалов и выемок.

 

Домус - римский особняк со внутренним двором. Городская вилла для знати.

 

Первые многоэтажные квартирные дома для плебса.

 

Мозаика. Ей украшались дома.

 

Первые мозаики - в эпоху эллинизма. Напольные, из цветного камня. Изображение злой собаки - педупреждение.

 

Помпейские фрески: 1)инкрустационный стиль (имитация цветного камня и мрамора) 2)перспективный (передача пространства и объема)

 

Фаюмский портрет - римский скульптурный портрет + египетская традиция сохранять образ умершего. Посмертные.

 

Средние века 5-15 вв

 

Проблема датировки. 5 в – это общепризнанная дата, падение Рима, отречение Ромула Августуса, а верхняя граница определяется по-разному – иногда 1425 г падения Константинополя, иногда открытие Америки, 1495.

 

Зарождается средневековое искусство в римских катакомбах. Кубикулы – помещения в катакомбах. Представляли собой места собрания первых христиан. После смерти там хазороняли представителей общин. Стены подземных помещений расписаны.

 

Сюжеты пира в фресках. Традиционный античный сюжет обретает новый смысл – тайной вечери а также прообраз Евхаристии.

Изображение дамы с младенцем. Катакомбы ПРисциллы. Появление нового иконографиечского образа.

 

Добрый пастырь – 3 век. Раньше так изображался Гермес или Орфей.

 

Рыба – образ Христа.

 

Уже начинают появляться образы, которые станут каноническими. С нимбом, возвышенный.

 

Распространенный образ молящегося с поднятыми к небу руками. Поза Оранта. Именно эта поза будет характерной и в этот момент она уже наполнена особым смыслом – обращение с молитвой.

 

Столица римской империи перемещается в РОвенну. Появляется восточная Римская империя - Византия (сами называли себя ромеями и считали себя римлянами).

 

В Равенне не было сражений, все хорошо сохранилось.

 

Мавзолей Галлы Плацидии. Дочь последнего императора Феодосия Великого. Убежденная христианка. Нет декора. План символичен – в нем читается крест.

 

Материал – смальта, искусственный камень. Изготавливается как стекло – много оттенков. Обладает блеском и гладкой поверхностью. Мозаики – внутри, образ рая, на контрасте с аскетичным экстерьером.

 

Орел, крылатый лев, крылатый телец и агнец – символы евангелистов. Звезды.

 

Птички.

 

Церковь Сан-Витале в Равенне – 6 век. Круглая в плане (многоугольник, октагон). Мастера используют то, что сделано в античности. Попытка приспособить римские формы к новым задачам.

 

Внутри Сан-Витале – мозайки на золотом (!) фоне. Христос, архангелы, святой Виталий, Епископ Еклизей с макетом храма. Самые разнообразные оттенки смальты. Сложное изображение. Переход от античных образов и форм к новым темам и задачам. Образ райского сада.

 

На ярусе окон- изображение процессий. Из Византии в Равенну приезжают мастера.

 

Императрица Феодора- бывшая циркачка или актриса, изобразили с нимбом.

 

Детали одежды, складки объемные.

 

Одно из первых изображений троицы.

 

Христос в образе агнца.

 

Церковь Санта Мария Маджоре в Риме – 440-1750. Мастер раннего средневековья обращают внимание на базилику. В это время появляется базилика. Колонны делят пространство базилики. на нефы. Главная архитектурная форма для Средневековья.

Закончен в эпоху барокко. Построен на основе старого храма.

Церковь Санта Аполлинара Классе. Базиликальный тип, трехнефное сооружение. Равенна.

Апсидная часть = алтарная часть.

 

Ритм, вызваающий желание двигаться вперед к самой главной части храма. Коридор.

 

Мастера выделили алтарную часть цветом.

 

Храмовые изображения строились таким образом, чтобы было понятно и тем, кто не умеет читать.

 

Церковь св.Сергия и Вакха – 6 в. Малая София. Ромеи многое использовали и сохранили из античности. Тип храма в Византии отличается от центральных и базилистических.

 

Монастырь Липса – крестово-купольный. В плане – укороченная базилика, почти квадрат. Пространство храма разделено на три нефа, но не колоннами, а четырьямя опорными столбами.

 

Храм Святой Софии – Анфимия и Иссидор из Милета. Первый, кто смог соперничать с ним – собор святого Петра в Риме.

 

Плинфа – легкий кирпич. Соединяется раствором цимянки – глина, строительный мусор и тд. Полосатые из-за чередования стены.

 

Вес купола распределяется на стены и ярусы, полкукуполов.

Споли – из храма Артемиды.

 

9 в – палеологовское возрождение в Византии. Появляются античные гармонии, подчеркивается объем.

 

Деисос – Христос в центре на храме, в просьбе к нему обращены Богоматерь и Иоанн-Креститель.

 

Первые иконы похожи на погребальные фоюмские портреты. Иконы 4 в написаны на узеньких дощечках восковыми красками. В той же технике.

 

Задача свести материальное к минимуму не решена, хотя попытка была. Из-за энкаустической техники.

 

8 в – иконоборческий период.

 

Много икон сохранилось на Синае - туда иконоборцы не добрались.

 

Христос Вседержитель,6 в. Синай. Энкаустическая икона. Попытка показать двойственность природы Иисуса. Принципиальная ассиметрия половин лица.

 

8-9 в – иконы начинают писать яичной темперой, она не давала изображать объем – дематериализация.

 

Одигитрия (Христос сидит на руке Богоматери, а она указывает путь людям к спасению), на обороте Св.Георгий, 12в.

 

Владимирская Богоматерь, 12в. Плавность перехода оттенков. Признак мастерства.

Не существует понятия подлинник и копия! Копии так же чтимы.

 

К 12 в складывается иконписный канон и иконопочитание. Должно отсутствовать пространство и объем, отказ от далей. Фон – золотой.

 

Золото отражает свет – это дар Богу, знак почитания. Это вариант диалога земного и небесного.

 

Мавзолей Теодориха в Равенне. 6 в. Король ост-готов. Повелел построить усыпальницу.

 

Строит его , опираясь на римские традиции (кладка, арки), курган – от варваров. Увенчал мавзолей куполом. Высечен из цельной каменной глыбы, везут подвешенным между двумя кораблями. Мавзолее засыпали землей, по наклонной поверхности затащили его наверх, потом разгребле.

 

Варварские традиции.

 

Тератоологический орнамент кельтских рукописей (Евангелие Дарроу, 7 век,

 

Линдисфарнское Евангелие, 7 в.). миниатюры. Варварская изобразительная традиция. Языческие орнаменты спирали , плетенки, сложность мира и связь всего совсем. Это языческое понимание мира.

 

Инициалы кельтских манускриптов – иногда занимают целую страницу. Келлская книга.

 

Карл Великий – каролингское возрождение, 8 в. Попытка варварских королей вернуться к античным традициям. Статуя Карла великого – конная. Римская традиция.

 

Кружок латинистов организовал. Увлекался античностью.

 

Дворцовая капелла в Аахене. Центрическое сооружение. Споли – римские порфировые колонны в интерьере.

 

В средневековье складывается романский и готический стиль.

 

Романский – конец 9 в-12в. Название в 19 в появилось. Казалось, что это римляне построили.

 

Храм-крепость, замок-крепость.

 

Готический – до 15 в. Название в эпоху возрождения возникло, имело издевательское значение. Готские – готические.

 

 

17.03.15

 

Средневековье. Искусство христианства

Дало новый гуманный идеал Бога

В Боге соединилось слабое материальное начало и божественная искра.

Отношение к чел жизни как к краткому периоду, данному чтоб он искупил своюгреховную природу и приобщился к миру вечному.Вознаграждение: вечная жизнь среди праведников в раю или вечные мучения с грешниками в аду.

 

Романский стиль утвердился в раннем средневековье

Ложное название

 

Направление и стиль.Направление - Уже

Стиль- распространен широко или повсеместно

 

Романский стиль- стиль мощных укрепленных стен, крепостей

Европа в то время воевала повсеместно, необходимость защититься, на месте усадеб начинают появляется укрепленные сооружения с толстыми стенами и рвами

Замки были построены по всей Европе и сохранились до сих пор.

Небольшие окна, минимум декоративных элементов, аскетизм, строгость

В том же стиле строились и крепости, и замки, и храмы.

• Замок Кракде Шевалье, Сирия, 11 в – построена во время Крестовых походов. Играл военную роль, но не был ни разу завоеван

• Сомюр, 9-16 в. Строился как монастырь.

• Эдинбургский замок, 9-14 в

• Церковь Св Михаила в Хильден...

• Церковь сан-Лазар в Отене + там рельефы

• Церковь Нотр- Дам Ла Гранд в Пуатье, 11 в – обилие декора (рельефов в экстерьере): нехарактерно для романского, но это романский


Крупные окна- черты готики

 

Рельефы романского стиля

Появились в храмах романского стилям

Население было неграмотным, поэтому нужны были рельефы, чтоб рассказать Библию.

Популярная тема – искупление грехов (Ева в райском саду)

Знания о пропорциях чел тела (античные) и изображении его в движении были утрачены ! =>упрощённость в изображении чел тела, андрогинность Евы .

Рельефы украшали и интерьер и экстерьер храма

Портал храма- идея перехода от земной жизни в мир духовный =>

На портале изображался страшный суд в виде рельефа. В центре фигура Христа, судьи, грешники и праведники с права и слева

 

Наиболее развитые искусства в романский период:

1. Архитектура

2. Скульптура

3. Живопись

Сложно сплетенные фигуры, непонятное из-е – столб из аббатства СанМари в Суайке, 11 в

 

Живопись в романских храмах была- в технике фрески (роспись по сырой штукатурке), из-за техники выполнения сохранились очень плохо и мало.Больше всего сохранились в Испании – Сан Климентеде Тауль "Христос во славе" 12 в,Христос как владыка, божественный компонент в начале средневековья преобладает, в конце- человеческий: преодоление чел слабости на пути к духовности.

 

Романские храмы- монастырские, негородские

Только в конце12 в появляются города в Европе и городские храмы =>меняется архитектура.

Переходные храмы от романского к готич стилю:

• Собор Санкт-Петер-унд- ... в Бамберге, герм

1ый храм в готич стиле-

• Церковь Сан Дени 12 в, архитектор – аббат Сугерий, создатель готич стиля, окрестностиПарижа

В основе базилика, по является поперечный неф - трансепт, в основании =>крест, появляется алтарная часть

В готич храме:

• 3 портала, как правило

• Устремленность в вертикаль

• Симметричность фасада: 2 башни справа и слева

• Круглое окно "роза" (символика до конца неразгадана: и райский цветок и веф звезда)

• Новая технология постройки! - Каркасная - каркас, а нестены держит своды и окна, каркас каменный он держит легкий кирпич. Контрафорсы- допопора, подпорки. Нервюры- каркас свода. Аркбутаны- соединяют стены и контрафорсы.

Нервюры- это каркас. Он делался из камня =>нервюрные своды варьировались по форме: пчелиный, звезда

 

• Капелла в Кембридже

• Собор Парижской Богоматери – ранняя готика, еще тяжеловесный

• Собор в Шартре, 12-14 в. Обилие скульптурного оформления и обилие цветных стекл- витражей, здесь старые витражи. На полу - лабиринт, символ чел жизни. Были и в других соборах, не везде сохранились

• В соборе в Праге витражи работы 20 в - Мухи

• Собор Нотр-дам в Реймсе 13-15 в.

• Руанский собор, 15 в.Поздняя готика. Зрелая готика- каркас усложненный, стрельчатость возрастает. Обильное скульптурное убранство.

• Миланский собор, 15 в.Итальянская готика - другая. Но этот собор строили северные архитекторы, из Фр, поэтому он отличается от ит готики. Кружевная – поздняя готика – как ни странно кризис готич арх.

Скульптурный декор готич собора более разнообразен. Появление химер, химеры- воплощение греховной природы человека, которую нельзя допустить внутрь собора и души.

Горгульи- тоже самое, но это водостоки всегда

 

Витражные окнараспространились с 12 века. Снаружи оно выглядит никак. Только внутри красиво. В этом глубокий смысл.

4. Витраж собора в Бурже "Блудный сын", 12 в

5. Витраж из собора в Шартре "Богородица из красивого стекла" :обилие оттенков

6. Витражи и символика света- напоминали о высшей жизни в мире ином. (Тема мистического света такова и в Вижантии, и в рус искусстве - в золотом фоне икон)

7. Технология: Сначала создавался рисунок, затем свинцовый каркас, стекла окрашивались и нарезались по форме каркас. Особая техника окрашивания – чтоб цвет сохранился на века. Все нагревалось и соединялось.

8. Само искусство витража предполагает условность, важен не реализм, а символика света

Капелла Сан Шапель, Париж - придворная/дворцовая капелла, в которой хранились религиозные реликвии

 

Роза собора изнутри - витраж (пример: в Шартрскомсоборе)

 

В 15 в характер витражей меняется:

• Мало свинцовых перемычек

• Стеклянные панели, на которых нарисовано что-то

• ->Мистическое бракосочетание св Екатерины, церковь Сент- Лоренц, Нюрнберг

Городские дома в эпохуГотики:

• Фахверк – фахверковы едома

• В основе принцип каркаса (Сначала строили каркас, затем заливали глиной)

• По всей Северной Европе строились в эпоху Средневековья

 

Эпоха Возрождения

Некоторые считают, что таковой вообще нет: это или конец средневековья или начало нового времени. Тк переходы в искусстве всегда плавные и постепенные.

Появляется:

• Станковая живопись

• Картина мира становится другой

• Меняется все

Алтарь- полиптих, появ с 13 века:

• Пример- Дуччо Маэста 1308-11г

• Не связан со стеной храма !Это самостиз-е

• Часто сюжет Богоматери с младенцем, трактовка земная

• Земное начало Христа: в распятии и в сюжете Богоматери с младенцем

• По форме - готич

• Полиптих имел праздничную и будничную сторону !

• Проповеди Франциска Асисского распространяются по всей Европе: пересказывал истории из Евангелие на просторечном ит языке (не на латыни), построил вертеп

 

 

24.03.2015

Эпоха Возрождения.

 

Возрождение - краткий период. С конца'13-начала 14 до 16 в.

 

Выделяют в отдельную эпоху потому, что период необыкновенно яркий.

 

Возникло такое явление как станковая картина. До этого имели дело с монументальной или миниатюрной живописью. Живопись прилагалась к чему-то, была частью чего-то. Тут картина - вещь в себе. Пространство, внутри которого художник свободен. Степень свободы определяет сам художник. Ограничивает его рама. Картина в раме - появляется в эпоху Возрождения.

 

Не все выделяют в отбельный период.

 

14-15 вв - завершение Средневековья.

 

Начало формирования искусства нового времени - продолжается до 18 века.

 

Александр Якимович выделяет отдельную эпоху в истории искусств - от средневековья до наших дней. "Искусство непослушания" - книга.

 

Желание противопоставить себя миру, взглянуть на известные вещи с другой точки зрения. Бунтарское начало и желание перевернуть все с ног на голову и дать свою точку зрения на все.

 

В конце 13 века с распространением проповеди Франциска Асисского возникает новое отношение к Христосу Богоматери апостолам. Они начинают восприниматься как люди. Людской облик благодаря рассказам и картинам.

 

Дуччо. Все фигуры застылые. Но ткань складывается в складки, которые будто передают движение в этих формах. Это не бесплотные создания. Человечность проявляется в ликах, которые теперь лица.

Средневековое искусство анонимно.

 

Чимабуэ Маэста, Распятие, 1280-е гг. влияние иконописи. Византийские мастера рассеялись по миру. Интерес к человеческой природе Христа. Именно человек страдал на кресте. В средневековье изображение распятия не так распространено.

 

Джотто "Святой Франциск проповедует перед птицами", Ассизи, нач.14 в. Роспись храма, которая прославила его. Следующий большой заказ - в Падуе, фрески Капеллы дель Арена (построен храм на основе римского театра). Ангелам передают макет храма - участие "заказчиков" в работе.

 

Изображения таковы, что не зная текста, можно прочесть эту историю. Каждый последующий сюжет продолжает предыдущий.

 

Джотто рассказывает историю земной жизни Христа и Богоматери! Впервые такая задача! Фигуры, пропорции, движение, материальность. Согласование с пейзажем - никаких условных фонов.

 

Появление бытовых подробностей, появляются животные.

 

Сложная задача построения пространства. Это к 16 веку сложится теория перспективы. А пока этой теории нет. Тем не менее, у Джотто есть дальный, средний, передний план.

 

У Джотто уходит золото! Теперь небесно-голубой цвет, цвет неба. Он чтанет объединяющим моментом для многих композиций. Меняется оттенок в зависимости от сюжета и времени дня/ночи.

 

Художник - универсальная личность! Появляется такой человек в Возрождение.

 

На одной из фресок изображена комета. Теория, согласно которой, Вифлеемская звезда - комета (тк тогда над землей появляется комета, которую могли люди того времени наблюдать).

 

Периодизация.

 

1. Проторенессанс (конец 13-14 вв). Связан с творчество Джотто, Дуччо, в Сиенне - Симоне Мартине. Объединяет то, что работают на переходном периоде от традиции средневекового искусства. У Джотто скованная, но живая пластика. Симоне Мартине в передаче пластики больше связан с ломанной готической традицией. Его задача как у художника средневековья и готики - духовное важнее материального. Материальное трансформируется искажается. Из традиционного - золотой фон. А также форма алтарной композиции традиционна.

 

2. Раннее Возрождение (14-перв.полов.15вв). Фра Филиппо Филиппо "Благовещение". 1440-е. Картина углубляется . Символический образ храма. Ангельская чистота и прозрачность остается, чистые серебристые краски, холодные оттенки. Хотя работают с объемом. Фра Беато Анжелико "Благовещенье" 1430-е гг. Был монахом монастыря Сан Марко; расписал монастырь. Хотя поеазана чистая религиозная доктрина, внимание к природе - птичка появляется.

 

3. Высокое возрождение. Вторая половина 15-перв.десятилетия 16в. Леонардо Да Винчи , 1475г. Результат наблюдения - это его черта. Художник -естествоиспытатель. Важно нарисовать настоящие крылья птицы, наблюдал за ними в полете. Для изображение архангела. Все травки и листочки - результат ботанических штудий. Пьетро Перуджино. Сандро Ботичелли. "Благовещение", 1490 г. Пространство. В эпоху возрождения важнейшей добродетелью считается разум.

 

4. Позднее Возрождение и маньеризм - последние две трети 16 в. Тинторетто. "Благовещение", 1580 г. Баланс рушится. Контраст света и тени. Эль Греко. "Благовещение", 1598-1600.

 

Возрождения периодически возникали - желания возродить античность. Пытались соединить античные наработки с христианской идеологией. Тполучается в историю Возрождения. Новое Возрождение - смена мировоззрения.

 

Флоренция - пол покровительством Медичи, которые обспечили хорошее место для художников. Баптистерий .11 в.

Э1591 г ф украсить самое древнее здание Флоренции новыми дверьми. Конкурс - одно занятие и ограниченный срок для выполнения задания. 1 из фрагментов должен был быть разрисован.

 

 

Брунулесдкски "жертвоприношение Авраама.

 

Филипо Бурнулески изучает и измеряет римскую античную культуру . Форрентийцы тказись перед принятие важного решения.

 

Санта Мария дель Ф орп. Возводит купол диаметра чуть меньше чем купол Пантеона. Но ниде. Присутствует готическая вытянутость вверх.

 

Создает на старых принципах новый вариант.

 

Брунуллески, Оспитальи Дельи Инноченти - первое каменное сооружение гражданского назначения со специальным проектом. Воспитательный дом - внимание к человеку! Планировал так, чтобы было уютно и комфортно. Использует ордерную и колонную систему. Украшен майоликой с младенцами. Художники приходили и рисовали свободно играющих младенцев.

 

 

Крупнейшая живописная мастерская во Флоренции - к Андреа Вероккьо. Там учился Да Винчи. Ботичелли. Писали вместе изображение двух ангелов.

Система обучения: ученики исполняли простую работу в мастерской. И потом в какой-то момент учитель доверял выполнение самостоятельной работы.

 

Технология масляной живописи - северная Италия! Мастерская Ван эйков. Придумали как писать лиссировками - то есть тонкими слоями, нанесенными по мере высыхания предыдущих.

 

Ботичелли писал темперой. "Весна". 1472 г. Видна работа с античными источниками, в том числе "Метаморфозы". Тончайший цветочный пейзаж. Из-за темперы - графичность. Стал частью общества Медичи. С этим периодом связаны две его замечательные картины: "Весна" и "Рождение Венеры". В изображении Венеры - знание античной скульптуры.

 

Потрет Симонетты Веспуччи, 1480-е гг. считалось, что эта возлюбленная Боттичелли была его музой, ее образ лежал в основе создаваемых им изображений.

 

Мадонна Магнифика. Поздняя работа. Связано с изменениями мировоззрения. Восхищение гармоничным устройством человеком закончился во Флоренции быстрее всего. Появляется Саваранолла , монах Сан Марко, который заявляет, что мир греховен и находится на пороге гибели. Люди уничтожали свое имущество, в тч картины. Ботичелли попадает под влияние этого человека. В этой работе есть равновесие и любование человеком, но религиозное начало превалирует. Композиция в круге !!! Впервые в эпоху Возрождения!!! Вписать композицию в круг сложно. Принцип венка, венца Богоматери. Внимание на раму! Рама - отдельное произведение искусства.

 

Девять кругов ада. 1490-е гг. иллюстрация к Данте.

 

 

Леонардо да Винчи.Сразу же привлекает внимание. Много заказов. Художник и человек очень привлекательный, собирал поклонников и поклонниц вокруг себя. К нему возникало доверие заказчиков. Он насобирал заказов, но оказалось, что ни одну работу не довел до конца. Тк он не мог проявлять себя в одном виде деятельности.

 

Мадонна Литта. Вопрос: что же написал Леонардо тут? Его манеру видят в лице Мадонны и пейзаже. Остальное - поздняя доделка или ученики.

 

 

Леонардо противопоставил себя против кружка Медичи. Он считал, что учиться надо у природы, а не античных авторов, которых так ценили у Медичи. Он был не очень образованным человеком по мнению этого кружка.

 

Искусство непослушания.

 

Пишет письмо миланскому герцогу, с которым познакомился во время приезда последнего во Флоренцию. Он предлагает свои услуги военного инженера и музыканта. Тот приглашает его к себе. И первый заказ - на создание конного портрета (статуя) своего отца. Леонардо сделал модель (маленькую) и должен был сделать из глины в натуральную величину. Он сделал, но была война и из бронзы не отлили. Позже французский захватнические войска тренировались на глиняной модели в стрельбе из арбалета.

 

Дама с горностаем. 1483.

 

Гала - горностай, а она Чечилия Галлерани. Имя зашифровано.

 

Фон - поздняя доработка, скорее всего, тк темный не характерен для него. У него скорее был бы пейзаж.

 

Сходство обликов горностая и девушки, особенно руки, их изгиб.

 

Композиция леонардовская. Сфумато - дымка. Так не работали художник северного возрождения. Тонкой кисточкой нанесена краска, чтобы не было четких контуров, для дымчатости. Живость выражения лиц достигается этим.

 

Мона Лиза. 1505-1506. Видна мягкость живописи, резко очерченных теней.

 

Мадонна в гроте. 1470. Пирамидальная композиция, самая устойчивая и гармоничная.

 

Многие художники будут пользоваться этой находкой.

 

Тайная вечеря. 1495-98. Леонардо спешил. Он хотел впервые в истории искусств рассказать эту историю на уровне простых человеческих эмоций. Сообщение вести о том, что кто-то вскоре его предаст.

 

Он писал не в технике фресок - водянистые краски по мокрой штукатурке. А маслом писал без подготовки - фреска начала отслаиваться от стены.

 

В конце жизни оказывается при дворе французского короля Франциска Первого.

 

31.03.15

Возрождение – имена!

Искусство делают личности, инетерсы личности, ее взгляды на жизнь влияют на произведения иск-ва и на других художников, которые работают рядом с ними, в одно время.

Давинчи и Микеланджело – первые художники нового типа.

Изобраз.иск-во было одной из многих сторон интересов Да Винчи.

Это характерно для художников итальянского возрождения. Готовность попробовать свои силы в разных областях, попытка найти себя – связаны с гуманизмом того периода. Человек одарен разумом – и это его главный дар, это влияет на его жизнь. Насколько человек разумен, настолько он гениален. Попытка полностью использовать свои возможности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.