Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и признаки государства

Тема: Сфера политики и социального управления

1. Власть. Роль политики в жизни общества.

 

Власть - способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и чем-либо, оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей.

Виды власти:

1.По источникам власти: политическая, экономическая, духовно-информационная и др.

2.По субъектам власти: государственная, партийная, семейная и др.

3.По функциям органов власти: законодательная, исполнительная, судебная

Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является власть политическая.

 

Политическая власть– это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации и государство.

Ядром и орудием этой власти является государственная власть. Она должна быть выше всех других властей и обладать независимостью как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Однако, это не означает ее бесконтрольности. Общество различными способами (с помощью свободных СМИ) контролирует государственную власть, соотнося ее действия с законами.

Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Практическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Политика (от греческого politike– искусство управления государством) это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, укрепление и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства

 

Функции политики – ее назначение и ее роль:

1.Организационная. Создает для общества организационные основания

2.Коммуникативная. Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними

3.Воспитательная. Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам

4.Контролирующая. Воздействует на людей, используя власть



5.Интегративная. Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества

 

Понятие и признаки государства

 

Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.

 

 

Территория. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

 

Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.

 

Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

 

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются,

во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатива на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом;

во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы;

в-третьих, общеобязательность ее указаний.

 

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитимности. Легитимность власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными;

б) ее поддержка населением;

в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

 

Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере.

 

Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, полиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер.

Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения. Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

 

Армия. Одна из главных целей правящей элиты — сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей.

 

Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате.

 

Государственный суверенитет. Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств.

Различают внутренний и внешней суверенитеты. Внутренний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства.

Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).

 

На основании вышеуказанных признаков можно дать определение государства.

"Государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения."

 

Разделение властей

Разделение властей - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

 

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

 

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

 

Схема власти в Российской Федерации

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

 

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

 

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

 

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

 

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

 

* Администрация Президента РФ - обеспечивает деятельность Президента РФ;

* Полномочные представители Президента Российской Федерации в регионах - представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;

* Органы прокуратуры РФ(де юре является органом исполнительной власти, но не подчиняется Правительству РФ) - осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;

* Центральный банк РФ - основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;

* Центральная избирательная комиссия РФ - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;

* Счётная палата РФ - осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;

* Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;

* другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

 

Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

 

Формы государства

Форма государства как совокупность его внешних признаков представляет собой организацию государственной власти в стране, которая выражается в форме правления, форме государственного устройства и в виде политического режима.

Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения:

- это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления;

- способ территориального устройства, определенный порядоквзаимоотношений центральной, региональной, местной властей;

- это методы и приемы осуществления государственной (политической) власти.

 

Форма государственного правления

Все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия — форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу — монарху, получающему власть в порядке престолонаследия.

Признаки монархии

1. Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней и внутренней политике как глава государства.

2. Монарх осуществляет единоличное правление.

3. Власть монарха объявляется священной.

4. Монарх формально независим в своей деятельности.

5. Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом.

6. Установлено бессрочное пожизненное правление монарха

 

Виды монархий

В теории государства традиционно выделяются абсолютная и ограниченная монархии.

Абсолютная монархия — это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было.

Например, Российская империя времен Петра I, французская монархия при Людовике XIV. В настоящее время абсолютная монархия сохраняется в Саудовской Аравии, Катаре, Омане.

 

Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.

Дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки.

Признаки дуалистической монархии

1. Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя — назначается монархом.

 

2. Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет отдолжности министров.

3. Монарх обладает правом вето (запрещаю) на принимаемые парламентом законы.

В настоящее время дуалистическая монархия существует в Иордании, Кувейте, Марокко.

 

При парламентарной монархии король «царствует, но не правит». Его наличие обусловливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т.д. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности.

На сегодняшний день парламентарными монархиями являются Дания, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия и т.д.

 

Республика — форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит, выборным органам — парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и местное самоуправление.

Признаки республики

1. Наличие высших выборных органов власти.

2. Возможность участия граждан в управлении делами государства.

3. Разделение властей.

4. Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.

5. Высокий авторитет судебной власти.

 

Виды республик

Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими. В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо — президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, функционирует в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность.

 

Признаки парламентской республики

1. Верховенство власти парламента.

2. Правительство формируется ставленником партии, победив­

шей на парламентских выборах.

3. Члены правительства ответственны перед парламентом за

свою деятельность.

4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.

5. Парламент может вынести вотум недоверия правительству вцелом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства.

 

В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Израиле, Ирландии, Исландии, Индии, Турции и т.д.

 

Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.

Признаки президентской республики

1.Президент назначает правительство, которое ответственно перед ним.

2.Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства

3. Президент избирается не парламентом, а в результате прямых или косвенных выборов.

4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом.

5. Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны.

 

Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки. Кроме того, президентские республики существуют в Колумбии, Бразилии, Мексике, Панаме, Боливии и др.

 

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства — это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей.

 

Виды форм государственного устройства

Унитарное государство отличается абсолютной политической целостностью. Унитарное государство неделимо: его отдельные административно-территориальные единицы, не имеют своего собственного законодательства, органов государственной власти и управления, не обладают суверенитетом.

Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.

 

Признаки унитарного государства

1. Единый Основной Закон, нормы которого применяются на всейтерритории страны.

2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные,

исполнительные и судебные органы.

3. Единая система законодательства.

4. Единое гражданство.

5. Единая денежная единица.

6. Общая для всех административно-территориальных единиц

налоговая и кредитная политика.

7. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными образованиями).

 

К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания, Португалия, Греция, Таиланд, Япония, Финляндия, Египет.

 

Федерация — союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью.

Для этой формы государственного устройства характерны общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при сохранении высших органов власти и управления каждого из государственных образований — членов федерации (республик, штатов и т.д.) (США, Канада, Бразилия, Мексика, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария, Индия, Малайзия, Пакистан).

 

Признаки федерации

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.

2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией.

4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата, представляющая интересы субъектов федерации, и палата, представляющая интересы населения всей страны).

 

Виды федераций

Территориальная

1. Государственные образования,составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях. Установлен запрет одностороннего выхода из союза. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами. (США, Мексика, ФРГ)

 

Национальная

1. Субъекты — национально-государственные образования.

2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности.

3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций.

4. Утверждение права наций на самоопределение.(Индия)

 

Конфедерация — это «государственный союз государств», каждое из которых обладает государственным суверенитетом.

Но это не международно-правовой, а именно государственный союз, при котором объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т.д.).

 

При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих государствах, объединяющихся в конфедерацию.

 

Признаки конфедерации

1. Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей. Конфедерация — непрочное, как правило, временное образование.

2. Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий входящих в ее состав государств).

3.Отсутствие единого гражданства.

4.Право свободного выхода субъектов из конфедерации.

5. Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов еечленов.

6. В предмет ведения конфедерации входит незначительныйкруг вопросов (войны и мира, международной политики).

7. Армия состоит из воинских контингентов государств-членов

конфедерации.

 

Государственный режим

В понятии «государственный режим» сосредоточена сущность государственной власти, которая выражается в средствах и способах властвования, в демократическом или антидемократическом характере ее воплощения в жизнь.

Государственный режим, в зависимости от осуществления государственной власти, подразделяется на демократический и антидемократический.

 

Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д.

Антидемократический режим фактически отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствлении общественных организаций; милитаризации общества и т.д.

 

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.