Сделай Сам Свою Работу на 5

Пункт 2. Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции у сотрудников силовых структур.





Лекция №5.

Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции у сотрудников силовых структур.

Задача лекции:

Изучить возможности развития навыков самоконтроля и саморегуляции у сотрудников силовых структур.

План лекции:

Введение.

Пункт 1. Навыки самоконтроля и саморегуляции.

Пункт 2. Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции у сотрудников силовых структур.

Заключение.

Список литературы.

 

Введение.

Важным аспектом в профессиональной деятельности сотрудника силовых структур является саморегуляция эмоционального состояния и самоконтроль. Необходимость саморегуляции и самоконтроля возникает, когда сотрудник сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция и самоконтроль необходимы в ситуации, когда сотрудник находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям.

 

 

Пункт 1. Самоконтроль и саморегуляция.

 

Саморегуляция эмоционального состояния - это управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.



 

Регуляция означает управление своими мыслями, переживаниями, поведением. Это целостная система психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью.

 

Саморегуляция как целостная система имеет свою функциональную структуру, в ней выделяются основные компоненты, реализующие специфические функции.

 

1. Планирование цели. На его основе формируется весь процесс саморегуляции. Данный компонент выполняет системообразующую функцию и обеспечивает направленность деятельности и поведения.

 

2. Модель значимых условий. Отражает информацию о внутренних и внешних условиях для успешного достижения цели. В процессе регуляции этот компонент выполняет функцию источника информации, помогает ее уточнять, пополнять новыми данными.

 

3. Программа исполнительских действий. Выполняет функцию построения конкретного алгоритма действий, определяет пути достижения цели. В этом компоненте представлена информация о способах действий и их последовательности.



 

4. Оценивание и коррекция результатов. Выполняет функцию оценки промежуточных и конечных результатов и включает субъектно-принятые критерии соответствия достигаемых результатов поставленной цели.

 

Все компоненты саморегуляции работают как единый неразрывный процесс, обеспечивая психологическую структуру построения выполняемой деятельности или осуществления поведения.

 

Феномен стиля саморегуляции состоит в том, как человек планирует свои действия, в какой мере он учитывает значимые для достижения поставленных целей условия окружающей действительности, в том, как развиты процессы контроля, оценки и коррекции действий, а также насколько человек при этом самостоятелен, целеустремлен, способен учитывать изменение внешних обстоятельств.

 

 

Самоконтроль - это обязательный прием самовоспитания, способствует концентрации всех сил в нужном направлении и экономному расходованию сил. Он уберегает от ошибок в поведении и в работе. Но самоконтролю нужно упорно учиться. Это вовсе не простой прием самовоспитания, как может показаться на первый взгляд. Здесь очень много тонкостей. Прежде всего, контролировать одновременно можно число объектов, которое не превышает объем внимания, а в трудных условиях человек может успешно контролировать что-либо одно. Иначе число ошибок может увеличиться.

В каждом конкретном случае надо строго определить, что контролировать и поставить перед собой точную задачу: чего не сделать, от чего удержаться и что сделать наилучшим образом. Никогда не выпускайте себя из-под контроля, чтобы избежать ошибок в своей работе.



 

Формирование психологической устойчивости и умения владеть собой в кризисных и экстремальных ситуациях предполагает выработку определенных качеств личности, таких как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержку. Сотрудник должен владеть приемами самоконтроля поведения, управлять своим поведением и эмоциями. В процессе занятий и тренировок он должен овладеть приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.

 

 

Пункт 2. Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции у сотрудников силовых структур.

Рассмотрим развитие данных навыков на примере сотрудников ОВД.

 

Известно, что деятельность сотрудников ОВД характеризуется такими ситуациями, которые отличаются наличием в них факторов, обладающих силой влияния на людей и их деятельность, именуемых экстремальными. В последние годы наблюдается тенденция повышения экстремальности деятельности ОВД, связанная с задержанием преступников, освобождением заложников, применением оружия, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Экстремальными называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу.

 

Результаты комплексных исследований психологов МВД России показали, что такие факторы, как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил при пресечении преступлений снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения. Это определяет высокие требования к психической сфере личности сотрудников ОВД, их стрессоустойчивости и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях.

 

Следовательно, длительное воздействие стрессогенных факторов, наличие постоянной витальной угрозы для жизни, высокая вероятность гибели или ранения, травматизации предъявляют высокие требования не только к уровню профессиональной подготовленности, но и к психологическим качествам личности, обусловливающим психологическую готовность к деятельности в экстремальных условиях.

 

Многоплановые исследования, проводимые Адаевым А. И., Аболиным Л. М., Васильевым В. А., Волковым А. А., Корчемным П. А., Крупником Е. П., Кон И. С., Платоновым К. К., Родионовым А. В., Столяренко А. М., Смирновым В. Н., Цой А. А., Чудновским В. Э., Човдыровой Г. С. и другими учеными-психологами позволяют выделить одно из существенных психологических качеств - устойчивость личности сотрудника ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности.

 

В психологической литературе понятие «устойчивость» имеет несколько толкований. Так, слово «устойчивый» во многих станах мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, равновесие». В словаре А. Ребера «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно.

 

Особое место нужно выделить психологической устойчивости сотрудников ОВД - как своеобразному фундаменту профессиональной готовности к выполнению действий в экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности.

 

Под психологической устойчивостью понимается целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций (Ярошевский М. Г., 1990).

 

Работник правоохранительных органов (патрульно-постовая служба милиции, группы задержания вневедомственной охраны, оперативные работники и т. д.) как никто другой чаще попадает в сложные и порой опасные психологические ситуации в повседневной служебной деятельности, оказывающие стрессогенное воздействие на психику сотрудника.

 

В современной России, в условиях провозглашения курса на построение гражданского общества, сотруднику органов внутренних дел необходима не только высокая профессиональная подготовленность, но и устойчивые профессиональные морально-психологические качества, готовность противостоять влиянию факторов профессиональной деформации – самоконтроль и саморегуляция. Однако, проблема профессиональной деформации не может рассматриваться изолированно от более широкой проблемы - влияния деятельности на личность.

 

Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД представляет собой изменение профессиональных возможностей и личности сотрудника в асоциальную сторону, возникающее в результате негативных особенностей содержания, организации и условий служебной деятельности.

 

Факторами риска профессиональной деформации могут быть:

 

· неустойчивость индивидуально-психологических особенностей;

· уровень адаптированности к профессиональной деятельности;

· проявления психологических защит;

· поведенческие отклонения;

· нарушения самоконтроля и саморегуляции;

· сужение когнитивной сферы;

· особенности интеллектуальной сферы;

· сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам;

· выраженная эмоциональная напряженность;

· несформированность морально-психологических образований в структуре личности;

· несформированность отношений к соблюдению моральных норм.

 

Особенности личности профессионально деформированного сотрудника проявляются по-разному и во многих сочетаниях, но в итоге их развитие приводит к профессиональной бесполезности данного сотрудника или (в худшем случае) к нарушению им закона или аморальным действиям.

 

Рассмотрим систему управляемой саморегуляции «Ключ».

 

Суть любой тренировки состоит в повторении действия до тех пор, пока это действие не будет выполняться с минимальным усилием, автоматически. Например, каждый день ты выполняешь комплекс физических упражнений, и с каждым днем такой тренировки эта работа требует все меньше и меньше усилий. Но можно принципиально сократить число повторений, если повысить способность мозга к автоматизации деятельности. Эта универсальная тренировка мозга осуществляется путем совершения пробной работы по критерию минимального усилия. Например, ты пробуешь поднять руку без мускульных усилий, а как бы автоматически, как будто ты уже это делал тысячи раз.

 

В первый раз для выполнения такой работы тебе приходится фиксировать на этом внимание. Внимание фиксируется легче, если оно сопровождается возникновением ожидаемых результатов. Фиксация внимания и связанное с этим расслабление нарушаются, если ожидаемого результата нет, и тогда происходит сбой установки (фрустрация), при этом напряжение растет в поиске нового решения. В этом поиске ты можешь помочь себе движением руки не вверх, а в сторону, или поискать другие движения, которые будут представлены ниже в комплексе "Звезда саморегуляции". С каждым следующим повторением процедура раскрепощения сокращается и становится навыком. Вот и доказательство! Такой пробной работой может быть, например, покачивание тела, движение рукой, движение головой. Если попросить человека встать и просто механически покачиваться телом в течение, к примеру, 10 минут, даже не объясняя никаких теорий, то в рамках этой заданной повторяемой работы он закономерно переживает все стадии адаптации и выработки навыков.

 

1. Напряжение новизны.

2. Поиск оптимальной деятельности - работать как удобнее.

3. Расслабление.

4. Если ранее был дефицит сна - сонливость.

5. Если исходно был душевный кризис - катарсис.

6. Если подвержен трансовости - трансовое состояние и т. д.

 

В общем, он приходит к состоянию, когда работа уже выполняется с минимальными усилиями, на автомате, в данном случае как автоколебания тела. При этом налицо все признаки постепенно нарастающего комфорта: мышцы лица расслабляются, возникает отрешенный взгляд, веки могут слипаться, дыхание открывается (становится природно-естественным), в этом состоянии он и начинает напоминать человека в медитации. В следующий раз эта работа идет легче, уже выработались навыки, и поэтому трансовость уменьшается. Так люди обретают контроль над собственной гипнабельностью, тренируют способность управлять собой с меньшими усилиями, жить и работать без перенапряжения.

 

Почему разные по форме методы психотерапии могут давать подобные результаты.

 

Ключ создан на основе системного анализа различных методов, выделения лежащего в их основе единого природного механизма, ответственного за их положительное действие, и изобретения способа его короткого включения и использования.

В основе действия самых различных методов лежит один и тот же механизм - возникающее при их использовании особое психофизиологическое состояние, в котором происходит психологическая разгрузка (снятие стресса) и переключение мозговой доминанты.

 

В мире существует множество самых различных методов для лечения невротических состояний и психосоматических заболеваний, и они, эти различные методы, несмотря на то что бывают по своей форме даже противоположными по отношению друг к другу (интенсивная дыхательная гимнастика по Стрельниковой и задержки дыхания по Бутейко), дают примерно один и тот же лечебный результат. Почему? Это происходит именно потому, что независимо от своей формы, и теорий, которые их сопровождают, в основе их лежит один и тот же природный действующий механизм указанное выше особое психофизиологическое состояние, через которое происходит переключение мозговой доминанты под влиянием внешней или внутренней установки. Именно это состояние, позволяющее пациенту излечиваться при психотерапии и психоанализе или получать эффекты оздоровления через медитацию или молитву, лежит в основе упражнений йоги и даже обычной физкультуры, помогая миллионам людей получать эффекты ожидаемого улучшения.

 

Это состояние возникает при различных методах часто непроизвольно, например, при психоанализе, где считают, что помог именно психоанализ, тогда как психоанализ помогает именно тогда, когда в процессе его возникает это гармонизирующее состояние. Доказательством тому является тот факт, что из теории психоанализа следует, будто пациент излечивается потому, что осознал глубинные причины своего невроза, тогда как на самом деле многие пациенты знают о причинах своих стрессов, но от самого факта этого знания не выздоравливают, не хватает еще чего-то. Этого состояния.

 

Это особое психофизиологическое состояние каждый из нас испытывает в течение суток множество раз, но кратковременно, и поэтому мы этого в себе не замечаем. Это состояние возникает в момент переключения режимов деятельности мозга, как в коробке передач автомобиля, когда системы мозга как бы разблокированы и повышенно готовы к новым соединениям, в зависимости от команды.

 

Научившись улавливать нейтральное состояние между этими переходами, можно регулировать свое состояние. Это нейтральное состояние возникает, например, в переходе между сном и бодрствованием, а те, кто умело пользуются этим моментом для установок-самовнушений, получают ожидаемый эффект их реализации.

Хорошо известный пример - с установкой на нужный час пробуждения. На использовании этого переходного "нейтрального" состояния основаны многие формы сознательной или непроизвольной саморегуляции. Это же самое переходное состояние (нейтральное состояние), например, обеспечивает момент так называемого врабатывания в деятельность, когда после определенного этапа напряженной работы вдруг открываются дополнительные силы. Это переключение из стадии напряжения в стадию адаптации происходит за счет мозговой переорганизации под давлением нарастающей нагрузки. Подобно этому открывается второе дыхание у бегуна.

 

Метод Ключ - способ наиболее короткого поиска этого особого состояния для производства саморегуляции.

 

Метод основан на подборе действия, который соответствует текущему состоянию мозга. И когда это действие найдено, наступает явление психофизиологической разгрузки.

 

На этом явлении основан научный Метод Ключ. Это природное свойство абсолютно каждого человека. Поскольку Метод Ключ основан на использовании естественного рефлекторного механизма, то этому методу может научиться каждый человек и применять его, когда ему необходимо.

 

Приемы Ключа уникальны и эффективны потому, что снимают стресс автоматически, независимо от того, верим мы в них или нет, так как эти приемы основаны на принципе единства мысли и действия и вызывают согласование психических и физиологических процессов (гармонизацию "ума" и "тела"). Это приемы и психологические, и психофизиологические. В их структуре содержится одновременная работа сознания и рефлексов организма. Этим самым через данные приемы происходит гармонизация между уровнями сознания и организма.

 

Таким образом, человек может контролировать себя и заниматься саморегуляцией.

 

Заключение.

Методы саморегуляции и самоконтроля основаны на единстве и взаимодействии сознания и подсознания. Саморегуляция и самоконтроль осуществляются в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов и проявляется на индивидном, личностном и индивидуальном уровнях. Основными критериями развития саморегуляции и самоконтроля выступает адекватное отражение субъектом действительности и формирование позитивных психических состояний.

 

Таким образом, на примере данной “сборки” можно выделить главные причины деформации психологического состояния сотрудников силовых структур, выделить способы борьбы с данной проблемой и более-менее подробно рассмотреть один из способов развития навыков самоконтроля и саморегуляции у сотрудников силовых структур.

 

Список литературы.

 

1. Психология в деятельности сотрудников внутренних дел - http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00001551_0.html

2. “Психология и педагогика в правоохранительной деятельности органов внутренних дел” И.Д. Мариновская, С. Тихомиров, В. Цветков

3. Титов Е. В. Психологическая саморегуляция, как особая форма психологического воздействия. М., 2001. - Электронная версия: http://psyschool.ras.ru/conif/titov.htm

4. Грибенникова Э.А. Индивидуальность и психическая саморегуляция деятельности //Системное исследование индивидуальности. - Пермь, 1991. - С.20-21.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.