Вопрос 3 Государственное регулирование ВЭД в РБ
Важной мерой по совершенствованию и развитию внешнеторговых отношений в стране является государственное регулирование.
Проведение экспортно-им портных операций в Республике Беларуси осуществляется на принципах, сложившихся в международной практике, которые учитываются при ведении внешнеэкономической деятельности а Республике Беларусь.
Среди основополагающих принципов государственного регулировали нужно выделить следующие:
1. уважение национального суверенитета, невмешательство во внутренние дела торговых партнеров;
2. внешнеэкономическая деятельность является частью единой внешней политики РБ и осуществляется в соответствии с действующим законодательством;
3. строгое соблюдение международных обязательств;
4. государство защищает права и интересы национальных участников в международных отношениях;
5. во внешнеэкономической деятельности приоритет отдается экономическим методам регулирования.
В основу государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РБ положены как международные, так и внутренние правовые акты.
Международные правовые нормы служат для унификации внешнеэкономических отношений с зарубежными странами Они подразделяются на региональные, двусторонние и многосторонние.
Республика Беларусь является членом более 40 международных организаций. Их деятельность охватывает все сферы международного сотрудничества. Накошенный опыт участия в работе этих организаций позволяет РБ активно участвовать в многостороннем сотрудничестве в рамках специализированых и региональных организаций.
Республикой Беларусь ратифицированы различные соглашения и договоры. При регулировании ВЭД в РБ руководствуются положениями Конституции, а также законами и иным и нормативным и актам и.
Важным элементом выступают ежегодные послания Президента.
Большое внимание уделяется укреплению и расширению внешнеэкономических отношений при рассмотрении и утверждении бюджета страны. Ежегодно предусматривается выделение средств на международную деятельность, н& открытие и содержание дипломатических представительств, консульских учреждений за рубежом, на различные взносы в международные организации, членом которых является Республика Беларусь.
Важным элементом правового регулирования внешнеэкономических отношений государства являются законы и специальные акты, принятые законодательным органом Республики Беларусь.
На начальном этапе формирования и регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь были приняты следующие правовые акты: «Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь»; Законы «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», «О таможенном тарифе». Законодательная база в сфере государственного регулирования, внешнеэкономической деятельности в последние годы значительно расширена и дополнена рядом новых законодательных актов: Законами «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности», «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», Таможенный кодекс Республики Беларусь (новая редакция), Законы «Об экспортном контроле», «р свободных экономических зонах», «О внешней трудовой миграции» и др. Кроме того, в ранее принятые законодательные акты внесены существенные изменения, что значительно повысило эффективность государства при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Регулирование внешне политической деятельности осуществляется с помощью специальных постановлений и распоряжений правительства, министерств, ведомств, национального банка и других организаций по вопросам формирования валютных фондов, проведения валютных и экспортно-им портных операций, привлечения иностранных инвестиций, осуществления совместных с зарубежными партнерам и проектов.
В Республике Беларусь регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью тарифных и нетарифных мер. Они являются важным инструментом торговой политики и государственного регулирования при осуществлении внешнеторговых операций.
Цель этого регулирования заключается в следующем:
1) осуществление регулирования ввозимой товарной номенклатуры;
2) удержание разумного соотношения между ввозом и вывозом товаров, валюты;
3) стимулирование прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
4) защита экономики Республики Беларусь от конкуренции извне.
Таможенный тариф Республики Беларусь включает ставки таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД. Товарная номенклатура является единым и не подлежащим изменениям документом.
Для товаров, происходящих из стран, с которыми не установлен режим наибольшего благоприятствования или не установлена страна происхождения, ставки на основании закона увеличиваются вдвое. Ставки таможенных пошлин исчисляются от таможенной стоимости товара и вносятся в республиканский бюджет. По таможенным пошлинам применяются льготы на условии взаимности.
Нетарифное регулирование, внешнеторговой деятельности представлено в РБ такими формами, как лицензирование, квотирование, государственная монополия на экспорт товаров, работ и услуг; регистрация контрактов, экспортный контроль,^ введение запретов и ограничений, введение ответных мер по защите интересов Республики Беларусь, введение технических, фармакологических, санитариях, ветеринарных, экологических стандартов и требований к ввозимым товарам.
Введение лицензирования и квотирования распространяется на все субъекты хозяйствования Республики Беларусь независимо от форм собственности, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами. Защитные меры в отношении импортных товаров устанавливаются в форме количественных ограничений (квот) или таможенных пошлин. Совместные предприятии, в уставном фонде которых доля иностранного партера составляет свыше 30%, экспортируют продукцию собственного производства без получения лицензий.
Лицензирование применяется при экспорте драгоценных металлов и камней и при импорте химических средств защиты растений и промышленных отходов.-
В целом же в республике постепенно идет снижение числа лицензируемых товаров.
В связи с медленным ростом внешнеторгового оборота Республики Беларусь с зарубежными партнерами такая форма нетарифного регулирования как контингентирование развита слабо.
Для валютозначимых товаров, которые не попадают под действие квотирования и лицензирования в республике введена система регистрации экспортных контрактов. Это наиболее характерно для таких видов продукции, как нефть, нефтепродукты, хвойная древесина, шпалы, сухое молоко, казеин, спирт, льноволокно и др.
Эти меры не носят явно ограничительного характера, но дают возможность своевременно принять меры по недопустимости нарушений. Основными нарушениями, по которым может быть отказано в регистрации контракта, являются;
- отклонение цен, указанных в контракте, более чем на 15%;
- снижение цены на экспортируемые товары, что приведет к антидемпинговым акциям страны импортера;
- длительные сроки исполнения контракта;
- отсутствие требуемых реквизитов;
- другие случаи нарушения установленного порядка внешнеторговых операций в Республики Беларусь.
В республике сложилась и действует система экспортного контроля за перемещением через таможенную границу Республики Беларусь специфических товаров, технологий и услуг. Для этого в республике создана правовая база, которая отвечает международным нормам. Цель этого контроля заключается в защите интересов страны и ее товаропроизводителей. В соответствии с Законом «Об экспортном контроле», постановлением правительства определен перечень товаров, работ и услуг, которые являются исключительным правом государства. В качестве элементов этого контроля применяются следующие режимы контроля:
· контроль за поставкой товаров в режиме особого порядка экспорта;
· контроль за вывозом лицензируемых товаров;
· сертификация импортных товаров.
Применяются такие элементы, как декларирование грузов, перемещаемых через таможенную границу, помещение под таможенный режим и акцизный таможенный контроль. Введение запретов и ограничений на экспорт предусматривает защиту национальных интересов (охрана правопорядка и морали, животного и растительного мира, охрана культурных и исторических ценностей).
В республике проводится работа по присоединению к различным международным режимам в области ведения внешнеторговых операций, что будет способствовать продвижению республики к вступлению во ВТО и привлечению иностранных инвесторов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|