Сделай Сам Свою Работу на 5

Культура и тип нервной системы





Глава 4 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

в результате изучения главы 4 студент должен:

знать

· взаимосвязь культуры и психофизиологических особенностей учащихся (типы нервной системы, ведущего полушария, канала восприятия информации);

· способы учета на уроке психофизиологических особенностей учащихся;

уметь

· составлять карту психофизиологических особенностей класса;

· организовывать обучение педагогов по вопросу индивидуализации учебного процесса;

владеть

· технологиями реализации индивидуализации процесса обучения;

· технологиями учета культурного разнообразия в планировании результатов образовательного процесса и оценке достижений ученика.

 

Культура и тип нервной системы

 

Одним из важнейших условий предоставления учащимся разных культурных групп равных возможностей в достижении учебной успешности является индивидуализация обучения. Под учебной успешностью здесь понимается тот личный максимальный результат по тому или иному учебному предмету, который школьник будет достигать без ущерба для своего здоровья.



Можно выделить три основные группы особенностей ребенка, которые больше всего влияют на учебный результат:

- психофизиологические особенности - тип нервной системы, ведущее полушарие головного мозга, ведущий канал восприятия информации;

- особенности развития познавательной сферы (памяти, внимания, мышления);

личностные особенности, в том числе учебная мотивация.

Каков механизм влияния особенностей ребенка на его учебный результат? Практически любая особенность имеет свои ресурсы, т.е. возможности для улучшения учебного результата, но имеет и ограничения, т.е. условия снижения учебного результата. Однако методы преподавания в школе, программы, учебники, темп урока рассчитаны на усредненного ученика. А если ребенок существенно от него отличается, при этом может быть и в более сильную сторону, то в школе он попадает в заведомо неблагоприятные для себя условия и часто обречен на неуспех.

Таким образом, если те или иные особенности ребенка сильно выражены, то можно предположить, что его учебный результат независимо от его старания будет ниже потенциально возможного.



Здесь очень важно отметить, что более низкая успешность ребенка не является следствием нарушений в его развитии или недостаточнoгo внимания к нему родителей. Это следствие классно-урочной системы обучения, которая, как и дети в ней обучающиеся, имеет свои ресурсы и свои ограничения. Одним из ее ограничений можно назвать более тяжелые условия для обучения детей с выраженными психофизиологическим, познавательными, личностными особенностями.

Для организации поликультурного образования важно рассмотреть, насколько особенности ученика могут быть культурно обусловлены. Культурная специфика познавательных особенностей была рассмотрена в главе 3 настоящего учебника, поэтому здесь будет определена взаимосвязь культуры и психофизиологических особенностей учащихся - типа нервной системы, ведущего канала восприятия информации.

Что такое тип нервной системы и как он влияет на процесс и результат обучения? Это понятие было введено И. Павловым. Он считал, что наиболее важная характеристика нервной системы - сила процесса возбуждения, которая отражает ее работоспособность и проявляется в способности выдерживать сильное возбуждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения. С этой точки зрения можно говорить о сильном и слабом типах нервной системы, различающихся прежде всего работоспособностью или утомляемостью, которая может быть оптимальной при определенных условиях. Конечно, встречаются дети и со среднеслабым и среднесильным типом нервной системы. Но в школе в группу риска попадают дети с выраженными особенностями, поэтому средние типы нервной системы не требуют отдельного рассмотрения.



Существует взаимосвязь типа нервной системы и культуры, хотя в этнопсихологии для обсуждения динамических характеристик человека чаще используется такое понятие как национальный темперамент. Он определяется как динамические особенности проявления психических процессов у большинства представителей той или иной нации, народности. По мнению В. Г. Крысько, темперамент влияет на эмоционально-экспрессивную специфику поведения и поступков людей как представителей определенной этнической общности, характеризует своеобразие их активности. Однако, как отмечает В. Г. Крысько, понятие «темперамент» в национальной психологии имеет иной смысл, чем в обшей психологии личности. Различия в активности различных наций объясняются в первую очередь не тем, что в одной нации больше холериков, а в другой меланхоликов и т.д., а в том, что выработанные на протяжении веков традиционные формы поведения, реагирования социально одобряются и легче усваиваются каждым новым поколением, чем какие-либо другие. Это важное замечание, поскольку только в таком аспекте можно говорить о культурных различиях как темперамента, так и типа нервной системы. В работе Дж. В. Берри, А. Х. Пуртинга, М. Х. Сигалла, П. Р. Дасена приводится подробный анализ исследований, посвященных поиску культурной специфики динамических характеристик человека. Делается вывод об их биологической обусловленности, что не отрицает влияние культуры на свободу их проявления. Имеется в виду, что в обществах, где поощряется громкая быстрая речь, выразительная жестикуляция, люди с сильным типом нервной системы будут чувствовать себя наиболее комфортно, со слабым - будут вынуждены приспосабливаться. И, напротив, медлительность, акцент на деталях, сдержанная жестикуляция, следование строгим правилам общения людям со слабым типом нервной системы дадут определенные преимущества в обществах, где именно такое поведение приветствуется. Подобное понимание культурной специфики динамических процессов человека имеется и в литературе.

В качестве примера можно привести описание французского национального темперамента, данное В. Г. Крысько. Cовременный француз похож на древнего галла, своего далекого предка, отличавшегося воинственностью и эмоциональной экспансивностью своими непосредственными действиями и поступками. По силе и скорости возбудимости французы - полная противоположность флегматичным, сдержанным англичанам. Подвижный темперамент накладывает свой отпечаток на склад ума, волю, моторику проявляется во всех сферах деятельности французов - хозяйственной, политической, военной, научной и т.д.

Дается похожее описание темперамента греков. В. Г. Крысью отмечает, что когда греки не спят, их живой темперамент расцветает буйным цветом, не стесненный никакими условностями. Они все делают со страстью - веселятся и печалятся. Греки кричат, вопят, разражаются напыщенными тирадами, неистово проклинают судьбу одинаково по поводу важных и не очень важных обстоятельств.

Можно сделать вывод, что греки и французы относятся к сильному типу нервной системы. В противоположность им к слабому типу можно отнести китайцев, поскольку одной из наиболее характерных черт китайской культуры общения является отсутствие поспешных действий. Это нашло свое выражение и в китайских поговорках, одна из которых гласит: «He страшно, что медленно, страшно остановиться». У китайцев четкая вокальная артикуляция, тихий голос и стилизация речи интерпретируются как самообладание и уверенность в себе. В то же время небрежное произнесение и формирование звуков наблюдается в стрессовых ситуациях, а в разговоре в своем кругу (в социальной группе, семье, между коллегами и друзьями) скорость речи намного повышается.

Некоторые авторы к слабому типу нервной системы относят и немцев, говоря о том, что они осторожны, впечатлительны и умеют долго и качественно трудиться. Спокойный образ жизни является для них большой ценностью.

Некоторые исследователи отмечают, что нередко даже территориально близкие народы имеют различия в темпераменте. Так, северокавказские горцы отличаются по быстроте и экспрессивности от азербайджанцев, армян и грузин.

Тип нервной системы предопределяет эмоционально-экспрессивную специфику поведения и проявляется даже в жестах. Действительно, есть данные, что за час беседы в среднем типичный финн употребляет только один жест, итальянец же жестикулирует не менее 80 раз. Француз в разговоре использует жесты не менее 120 раз, а мексиканец даже 180.

Существование взаимосвязи между характеристиками темперамента и типа нервной системы и культуры требует учитывать их при организации поликультурного образования.

Дети со слабым типом нервной системы имеют более низкую выносливость, потому им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы дать отдых вовлеченным в работу нервным клеткам, тогда они сохранят оптимальную работоспособность. Кроме того, им подходит такое обучение, когда они имеют возможность выполнять качественно разнородные действия. Если им этого не обеспечить, они могут сами переходить к выполнению следующих действий до получения результата предыдущих и будут производить впечатление учеников, которые не доделывают задание до конца. А на самом деле у них просто включается охранительное торможение, которое помогает им избегать переутомления. К примеру, при заучивании текста им полезны вспомогательные действия - деление текста на фрагменты, рисование мысленных картинок к ним, составление плана текста и т.д. Если же дети действительно устали, следует подумать, как организовать их отдых. Может быть, требуется снизить внеучебную нагрузку (кружками, спортом).

Дети со слабым типом нервной системы отличаются большей эмоциональной чувствительностью. Они сильно реагируют на такие внешние воздействия, которые другими детьми не были бы замечены. Однако у них довольно быстро наступает порог насыщения, после которого интенсивность реакций сильно снижается. Это необходимо учитывать взрослым при организации поощрений и наказаний детей. Слишком эмоциональное поощрение приведет к перевозбуждению и снижению работоспособности учащихся. А замечание учителя на уроке вероятнее всего приведет к ухудшению результата деятельности. Иногда вполне достаточно одного взгляда педагога или родителя для того, чтобы изменить поведение ребенка. Нужно помнить, что у некоторых учащихся может сформироваться страх неудачи, тогда при выполнении задания они будут ориентироваться не на достижение успеха, а на избегание неудачи, что существенно снизит эффективность работы, приведет к снижению концентрации внимания. Поэтому необходимо учить умению переживать неудачу. Помимо страха неудачи детям со слабым типом нервной системы присуще психосоматическое реагирование на невозможность добиться желаемого учебного результата.

На работоспособность детей оказывает влияние степень нервного напряжения. У детей со слабым типом нервной системы в такой же ситуации тонус умственной деятельности снижается, а время выполнения задания увеличивается. Следовательно, качество контрольной работы может быть хуже. Именно поэтому настраивать учащихся пред контрольной словами «постарайся, думай лучше и т.п.» не стоит. Детям со слабым типом нервной системы это противопоказано. Такие слова могут привести их к полному срыву контрольной. Даже если взрослые не будут говорить об ожидании успеха, но проявят это косвенно, например, будут с ребенком старательно готовиться к контрольной, ухудшение результата работы ребенка вполне возможно. Поэтому здесь стоит слегка обесценить ее значимость, рассказать о собственных «провалах» контрольных, вместе посмеяться.

В то же время ученик со слабым типом нервной системы должен иметь время, чтобы настроиться на ответ или контрольную. Иначе это тоже может быть разрушением деятельности. Поэтому учащихся не следует ставить в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа. Иногда им нужно предоставлять возможность давать ответы в письменной форме. При этом настроиться ученик должен не только на время проведения, но и на форму. Контрольное задание должно иметь привычную ему форму. Иногда полезно давать задания по алгоритму, шаблону, единой схеме.

Таким образом, ученику нужно дать возможность подготовиться к контрольному мероприятию, но не переусердствовать, чтобы у него не включилось охранительное торможение.

Индивидуальные стили детей со слабым и сильным типом нервной системы отличаются также по соотношению в деятельности главных и вспомогательных действий. Оказывается, все человеческие действия, непосредственно ведущие к достижению определенной цели, делятся на главные, т.е. непосредственно ведущие к достижению определенной цели, и вспомогательные, которые организуют условия для выполнения главных действий - контролируют, подготавливают и т.д. Например, в написании изложения главное действие сводится к прочтению текста, запоминанию и изложению в письменной форме. Вспомогательные действия при этом - разложить удобно учебные предметы, написав абзац, прочитать его, думать, о чем писать дальше, и т.п.

У детей со слабым типом нервной системы при свободном выполнении заданий количество главных действий меньше, чем вспомогательных. Для получения высокого результата им необходимо тщательно подготовить рабочее место, настроиться на работу, проверить ее в конце работы. Иначе результат будет хуже возможного.

Еще одна особенность касается планирования деятельности. Детям со слабым типом нервной системы лучше начинать новую работу, закончив предыдущую. Если необходимо сделать несколько заданий за длительный срок, то следует спланировать их выполнение.

Тип нервной системы влияет и на приготовление уроков. Детям со слабым типом нервной системы необходимы некоторые перерывы в работе, полная тишина и уединение. Приготовление уроков полезно планировать, при этом выполнять сначала более трудные задания. Необходимо предоставлять возможность тщательного контроля результатов. Можно предлагать составлять наглядные образы к устным заданиям, которые учащиеся потом смогут использовать в классе при ответах.

Дети с сильным типом нервной системы отличаются высокой выносливостью. Они могут работать в быстром темпе в режиме высокой интеллектуальной нагрузки. Однако задания должны быть разнаообразными. Монотонные задания вызывают у детей усталость, снижают качество работы. Эмоциональная чувствительность детей с сильным типом нервной системы позволяет им адекватно реагировать на замечания взрослых. Они не «рассыпаются» (не впадают в состояние тревоги) в ответ на замечания, а качество их работы при этом может улучшаться. Соответственно, посильное детям нервное напряжение они умеют переживать. В трудной ситуации такие дети увеличивают тонус умственной деятельности, в связи с этим время выполнения заданий уменьшается. Поэтому контрольные работы ими могут выполняться лучше текущих. Родителям детей с сильным типом нервной системы можно накануне контрольной работы настраивать их на успех, предлагать постараться, обещать поощрить.

У детей с сильным типом нервной системы больше главных действий, чем вспомогательных, поэтому у них могут быть трудности с организацией рабочего места. Нередко они делают ошибки по невнимательности, торопясь как можно скорее закончить работу, поскольку она им быстро надоедает. Для достижения высокого учебного результата их нужно учить проверять свою работу, причем использовать для этого какие-либо вспомогательные средcтвa (подчеркивать, проговаривать вслух).

Таким детям трудно планировать что-то заранее. Этому тоже стoит специально учить. Зато они могут делать несколько дел сразу. И не стоит ругать такого ученика, к примеру, если во время объяснения учителя он листает учебник. Он все слышит.

Высокая активность детей с сильным типом нервной системы нередко выражается в проблемах с дисциплиной. Им трудно спокойно высидеть урок. Они могут начинать смеяться, выкрикивать пли отвлекаться (читать, рисовать). Поэтому им необходимо предлагать творческие задания.

Приготовление уроков такими детьми может осуществляться за один присест (при наличии высокой мотивации). При этом допустим небольшой шумок. Общество сверстников не мешает, а только помогает их работе. Однако им иногда требуется некоторая раскачка в начале работы, поэтому предпочтительнее начинать делать задания с более легких.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.