Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Глава 3. Историческая память как фактор формирования общественного сознания.

Человек, как социальное существо, одновременно живет в прошлом, настоящем и будущем. Осмысление человеком всех этих трех состояний своего существования оказывает значительное влияние на формирование общественного сознания.

Историческая память наряду с историческим сознанием обеспечивает переработку и трансляцию социокультурной информации из прошлого через настоящие --- в будущее. Историческая память выступает неким совокупным прошлым опытом человечества, который обеспечивает единство культурно – исторического процесса и его преемственность из поколения в поколение. Таким образом происходит приобщение к социальной памяти в ее конкретно – образной форме, сконцентрированной в памятниках материальной и духовной культуры, в различных документах и материалах, хранящихся в архивах и музеях.

Историческая память составляет основу, ментальное ядро общественного сознания, обеспечивает возможность идентификации и самоидентификации как общества в целом, так и отдельной личности. Историческая память социально детерминирована, она формируется из разных источников, в том числе опирается на личный опыт, включает в себя субъективный аспект, связанный с личными особенностями восприятия и интерпретации исторического опыта, особенно событий «живой» истории, свидетелем и участником которой был сам человек. Однако собственный опыт очень фрагментарен, этим он и уникален, охватывает относительно не продолжительный период истории, поэтому не может составлять базис, основу исторической памяти общества в целом. Но вписываясь в формируемое обществом информационно – историческое пространство, дополняет его.

Основу исторической памяти человека и общества в целом формирует та коммуникационная и информационная среда, в которой он находится. На формирование общественного сознания, посредством системы образования, средств массовой информации и т. д., влияет власть и политическая обстановка в конкретном обществе. Если смотреть, то на протяжении всей истории человечества, власть выступала в качестве главного лица, заинтересованного в контроле над исторической памятью, иногда в истории таким лицом была еще и церковь, но в меньшей степени.



Двойственность исторической памяти --- наличие ярко выраженной социально – культурной и психологической детерминанты в процессах ее формирования и дальнейшего развития --- существенно усложняет изучение и однозначное толкование данного понятия [1], [Репина, 2004, с. 42.].

Историческая память по сути дела является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания. Изучая историческую память и ее влияние на формирование общественного сознания, стоит определить место и роль информационных источников на основе которых оно формируется.

Общественное сознание формируется на основе безымянного народного творчества, всякого рода исторических преданий, сказаний, легенд, героического эпоса, сказок, составляющих неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа как один из способов его самовыражения и проявления черт национального характера. Как правило, в народном творчестве воспевается мужество и героизм предков, трудолюбие, победа добра над злом.

При таком подходе к исторической памяти хотелось бы обратить внимание на то, что историческая память не только актуализирована, но и избирательна - она нередко делает акценты на отдельные исторические события, игнорируя другие. Попытка выяснить, почему это происходит, позволяет утверждать, что актуализация и избирательность в первую очередь связаны со значимостью исторического знания и исторического опыта для современности, для происходящих в настоящее время событий и процессов и возможного их влияния на будущее. В этой ситуации историческая память нередко персонифицируется, и через оценку деятельности конкретных исторических личностей формируются впечатления, суждения, мнения о том, что же представляет особую ценность для сознания и поведения человека в данный период времени.

Немалую роль в формирование исторического сознания играет случайная информация, часто опосредованная культурой окружающих человека людей, семьи, а также в известной мере традиции, обычаи, которые несут в себе также определенные представления о жизни народа, страны, государства.

Изучая влияние исторической памяти на формирование общественного сознания, следует выделить ступени, уровни этого формирования. Первый уровень формирования общественного сознания является не является систематизированным, для него характерны мифотворческие элементы и наивные оценки, однако вся совокупность приведенных составляющих этого уровня исторического сознания в известной мере является ядром, определяющим во многом национальный характер, идет воплощение моральных традиций в определенные стереотипы поведения, создающие фундамент совместной жизни некоего сообщества людей. На этом же уровне формирования исторического сознания происходит передача традиций посредством подражания младшего поколения поведению старших. Следующая ступень исторического сознания формируется под влиянием художественной литературы, искусства, театра, живописи, кино, радио, телевидения, под влиянием знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознание также еще не превращается в систематическое знание исторического процесса. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении, связаны с отдельными эпизодами в истории, часто субъективны. Они, как правило, отличаются большой яркостью, эмоциональностью. Впечатления от увиденного и услышанного сохраняются на всю жизнь. Это объясняется силой таланта художника, который, владея словом, кистью, пером, оказывает на человека огромное эмоциональное воздействие. Все это накладывает на художника большую ответственность, за достоверность изображаемого и описываемого им события.

Роль литературы, искусства и, особенно, СМИ очень велика в формировании исторического сознания, однако, как показывает теперь уже большой опыт, газеты, радио, телевидение могут изменить общественное мнение, симпатии и антипатии, но не могут, служить источником серьезных исторических знаний. На третьей ступени формирования общественного сознания происходит систематизация информации, знаний. На этом уровне сознание формируется на научной основе, которая достигается собственно при помощи знаний истории, образующих в своей совокупности определенную систему представлений о прошлом, о его органической связи с настоящим и возможных тенденциях развития общества в будущем. Такие знания приобретаются в процессе систематического изучения истории. Систематические знания об историческом процессе приобретаются в процессе получения образования человеком, с начала в школе, потом в институте. Причем представления молодежи об истории на основе школьного образования предстает как набор дат, имен, событий, зачастую бессвязных, не определённых в пространстве и времени, тем более что знание факта - еще не научное знание; требуется его осмысление, анализ, оценка, благодаря чему факты включаются в целостную концепцию исторического процесса. Это предъявляет особые требования к преподаванию истории ВУЗе, ведь изучение истории предполагает анализ определенного круга источников: письменных, вещественных (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода), этнографических, лингвистических, устных, кино – фото материалов. Все эти источники подчас содержат противоречивую информацию. В связи с этим возрастает необходимость квалифицированной научной критики источников, тщательного выявления лишь достоверной информации, позволяющей воспроизводить правду об исторических событиях, только в этом случае историческое сознание соответствует специализированному (теоретическому) уровню общественного сознания.

В современных условиях история все чаще превращается в своего рода поле политической борьбы. Огромную роль на формирование общественного сознания общества влияет политическая обстановка в стране и ее политическая направленность. Особое место в процессах формирования исторической памяти отводится средствам массовой информации, которые способствуют не только распространению научных знаний, но и мифов, идеологических и пропагандистских штампов. Путем изменения и дополнения истории фактами угодными определенной политической силе, изменяется не только историческое самосознание общества, но и навязываются новые ценности и идеалы. Средства массовой информации, обладают кодирующим эффектом, что создает предпосылки для манипулирования исторической памятью. В переходную «смутную» эпоху, когда рушатся старые ценности и рациональное начало отступает под натиском иррациональных сил, происходит усиленное производство «мифологий», которые искажают взгляд как на реальную действительность, так и на общественное, в том числе историческое, сознание значительной части населения. Особенно в переходный период обрабатывается сознание обывателей, простых граждан, которое направленно на сохранение уже имеющихся социальных и материальных выгод и на возврат тех, которых они лишились в процессе кризиса и разложения старого строя. Ярким примером такой политической ситуации в обществе является Украина в последние 10 лет. И если у старшего поколения еще остается историческая память, память действительности истории, через которую на самом деле прошел народ, то у молодежи историческое самосознание уже порядком исковеркано, порой безвозвратно.

В обработке исторического сознания и уничтожения исторической памяти народа были заинтересованы некоторые политические элиты, ибо от ее (массы) поддержки зависит исход любой политической кампании. Кроме того, появилось большое количество «ниспровергателей мифов», своеобразных иконоборцев, которые путем вскрытия белых пятен в истории народа, дегероизации бывших героев и постановки на пьедестал новых пытались не только переписать историю Великой Отечественной войны, но и сформировать новую систему представлений о войне, навязав ее молодому поколению, которое не имеет настоящей исторической памяти о тех событиях, а лишь воспринимает ту информацию, которую может подчерпнуть в разных источниках. Таким образом убрав все не нужные факты, материалы, настраивая молодое поколение против «живых» источников и хранителей настоящей истории, уничтожается историческая память народа и формируется новое самосознание общества и новые представления о истории своего народа, которые так выгодны политическим силам пришедшим к власти. Такая ситуация в истории не единична, но весьма опасна для общества, ведь утратив память о своей настоящей истории --- общество перестает полноценно существовать, как индивидуальное сообщество, легко поддается внешнему контролю и управлению. Поэтому историческое самосознание, историческая память народа, оказывает огромное влияние не только на настоящую обстановку в обществе, но и на его будущее. И изменение исторического самосознания может принести непоправимый вред. Общество может безвозвратно лишиться своей исторической идентичности, начнется «разлагаться» на более мелкие группы, порой враждующие между собой. В такой обстановке стоит как можно больше уделять внимание «чистым» источникам и осмысливать окружающую обстановку. Порой история в учебниках сильно отличается от исторической памяти «живых» носителей истории народа. И этот пример в истории не единственен, естественные механизмы формирования исторической памяти постепенно замещаются искусственными, что позволяет рассматривать ее как объект управления. Советский период дает множество примеров конструирования «новой» исторической памяти: забвению предавались многие неудобные власти факты, события, люди и, напротив, реанимировались и актуализировались те, которые работали на религиозную или национальную идею, были выгодны власти [2], [см. подробнее: Каменский.]. Пример создания исторического образа Александра Невского и внедрение его в 1930-е гг. в историческую память общества в качестве одного из основных символов российской государственности весьма показателен [3], [см.: Данилевский.].

В информационной структуре исторической памяти, по аналогии с историческим сознанием, можно выделить несколько уровней: 1) историческое знание (научное знание); 2) историческое представление (обыденное сознание); 3) исторические образы [4], [см.: Что такое историческое сознание…; Репина, 2004а, с. 42.]. Рациональную основу имеют только первые два перечисленных уровня и строятся на научных представлениях. Исторический образ --- наиболее сложный и трудный для реконструкции уровень исторической памяти, формирующий мифологический подтекст. По своей природе все вышеперечисленные уровни имеют информационную природу, а сам контент исторической памяти определяется состоянием информационной среды и факторами, которые ее моделируют: 1) согласованность информационных каналов; 2) статус исторической науки; 3) количество и эффективность информационных каналов; 4) контролируемость этих каналов.

Базовым структурным элементом исторической памяти выступает образ прошлого в сознании людей. Это понятие можно объяснить, как представления о наиболее значимых исторических событиях, процессах. Эти процессы закрепляются в сознании людей в качестве определенного устойчивого кода. Исторический образ может отражать как научную, так и не научную информацию. Он обращен к эмоциональной стороне сознания и выполняет функцию объяснения прошлого. Этот исторический образ довольно метафоричен, эмоционален и обеспечивает реализацию определенных коммуникативных функций внутри общества, что позволяет сплотить это общество. Так же присутствует способность отражать некоторые универсальные ценности и идеалы. Обладая свойствами целостности, исторический образ приобретает способность к перерождению в миф. [5] (По мнению О. Б. Леонтьевой, механизм создания мифа вокруг реального исторического события не сложен: 1) необходимо соотнести повествование об этом событии с одним из «циркулирующих в мировой культуре универсальных сюжетов»; 2) отбросить из рассказа все «лишние» детали, мешающие узнаванию; 3) привести новые детали, более соответствующие мифическому прообразу…; 4) «перевести повествование в эмоциональный образный ряд»), [Леонтьева, с. 29.]. (Память истории история памяти).

Между историческим образом и мифом как основным элементом общественного исторического сознания существует тесная связь: образ выступает в качестве центрального элемента мифа. [6], [см.: Боннел.]. Однако не всегда образ прошлого превращается в «исторический миф». Для того чтобы историческому образу подняться на уровень «исторического мифа», необходимо присутствие в сознании общества определенных архетипов и актуальных ценностей, узнаваемых, значимых и, что самое главное, значимых для общества и отдельной личности. Некоторые образы прошлого утеривают свое историческое значение, ценность, не смотря на это могут оставаться в сознании общества в качестве исторической памяти, исторических фактов. Значимость этих фактов чаще всего не выходит за рамки познавательной ценности. Примером таких образов являются очень отдаленные образы прошлого нашей истории. Чаще всего эти образы находят свое отражение в пантеоне всех мифов традиционного общества. Для современного общества, общества модерна данная информация утратила свое первоначальное значение, а то и вовсе актуальность.

Изучение исторических образов, формирующих общественное сознание, предполагает уточнение понятия «образ» , выявление его базовых свойств и характеристик. Существует множество определений, что такое «образ»: 1) наглядное представление о чем либо; 2) обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления (искусство); 3) результат и идеальная форма и идеальная форма отражения предметов, явлений материального мира в сознании человека. [7], [см.: Роднянская, Ожегов.]. Появление образа в сознании людей происходит в результате столкновения его собственного понимания этого мира с точкой зрения, которая предложена автором того или иного произведения. Образ прошлого можно представить как устойчивую абстрактно – символическую модель исторической реальности, которая представлена в массовом сознании общества. Структура образа прошлого состоит из трех основных элементов: 1) знак/имя; 2) форма/описание; 3) пространство образа, где он существует. И полнота исторического образа прошлого зависит от полноты воспроизведения всех его составных элементов. Сила воздействия образа на сознание людей определяется присущей ему внутренней парадоксальностью, не разрушающей при этом целостностью образа. Историческая память формируется не из одного определенного образа, а из нескольких. В исторической памяти образы определенным образом организованы и представляют образные ряды. Они формируют карту памяти. Как и на любой другой карте, на карте памяти отражены условно постоянные исторические явления и их образы, а также переменные, подверженные как внезапной актуализацией в обществе, так и забвению.

Историческая память имеет довольно слоистую структуру, в которой в зависимости от близости исторического прошлого выделяется гипотетический уровень истории и реальный (живой). Согласно М. Элиаде , «…память об истинном и историческом событии или подлинным персонажем храниться в народе не более двух или трех столетий. [8], [см.: Элиаде, 1998.]. Таким образом, реальная историческая память со временем замещается гипотетической или мифической памятью, что непосредственно влияет на общественное сознание общества. Для восстановления подлинного уровня исторической памяти большое значение оказывают воспоминания очевидцев или личный опыт.

Миф, как важный компонент образа прошлого, включает в себя не только сам образ, но и некий рассказ, повествование. В структуре мифа Ю. М. Лотман выделял три основных уровня: миф – текст, миф – знак, миф – пространство. Усложнение структуры мифа связано с усложнением общественного сознания и его эволюцией. Мифологизировать современное общество довольно сложно, для него характерна апелляция к рациональному мышлению, его приоритет. Но, несмотря на всю рациональность, сознание современного общества не менее мифологично, чем это было в былые времена. Важным компонентом в процессе превращения исторического образа в миф является социальный заказ, который придает этому процессу в некотором смысле целенаправленный, организованный и управляемый характер.

Исходя из всего выше перечисленного, можно сделать выводы, что формирование общественного сознания есть сложный процесс, в котором проявляется сильное влияние множества факторов. Будь – то исторический образ, миф, информационная среда (СМИ, пособия, содержащие исторические сведения), память очевидцев истории («живых» хранителей минувших лет), политический «заказ» на изменение страниц истории, или еще что – то, важно одно --- историческая память играет большую роль в формировании общественного сознания. И важно понять, что изменяя историческую память, изменяя сознание общества, можно довольно легко управлять этим обществом и вести его в нужное русло. Результат может быть как положительный, так и отрицательный, ведь уничтожив историческое сознание народа, его историческую память, можно легко внедрить новые ценности и идеалы, как это было сделано в гитлеровской Германии. На чистом листе проще писать. Все зависит от условий, в которых происходит этот процесс и сил, стоящих за ним.

 

 

Примечание

[1]. Репина Л. П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004а. № 5. С. 33 – 45.

[2]. Каменский А. Б. Парадоксы массового исторического сознания и конструирование образа прошлого.

[3]. Данилевский И. Н. Александр Невский: Парадоксы исторической памяти.

[4]. Репина Л. П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004а. № 5. С. 33 – 45.

[5]. Леонтьева О. Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX - XX в. Самара, 2011.

[6]. Боннел В. Иконография рабочего в советском политическом искусстве // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме. М., 2009. С. 183 – 215.

[7]. Роднянская И. Б. Художественный образ. Ожегов С. И. Толковый словарь.

[8]. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. 1998.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.