Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационно-методические указания по заключительной части





РОСИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ

НЕФТИ И ГАЗА им. И.М.ГУБКИНА

Учебный военный центр

 

 

Несекретно

Экз. №____

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник учебного военного центра

при РГУ НГ им. И.М.Губкина

полковник Б.Васин

«_____» __________________ 20___ г.

 

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине

«ВОЕННО-ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА»

ТЕМА 3: «ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ВОЕННОГО ПРАВА»

Занятие 1: «Объект и предмет военного права».

Автор: начальник цикла – старший преподаватель подполковник Ю.Е.Глядяев

 

Обсуждено на заседании

_____________________

«____»_________20___ г.

Протокол № _________

 

 

Москва – 2015

 

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине

«ВОЕННО-ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА»

Тема 3: «ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ВОЕННОГО ПРАВА»

Занятие 1: «Объект и предмет военного права».

 

 

Разрешаю к использованию в 20___ – 20___ учебном году

Начальник __________________

(подразделение)

_______________________________________________________________

(воинское звание, подпись, инициал имени и фамилия)

" " _____________ 20___ г.

 

Разрешаю к использованию в 20___ – 20___ учебном году

Начальник __________________

(подразделение)

_______________________________________________________________



(воинское звание, подпись, инициал имени и фамилия)

" " _____________ 20___ г.

 

 

(СЛАЙД 2)СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Учебные вопросы лекции:

1. Сущность права и его источники.

2. Понятие военного права и военного законодательства

Заключение.

 

ВРЕМЯ: 2 часа.

МЕСТО: аудитория.

В У С: 240100, 641000

 

(СЛАЙД 3)Литература

Основная:

Военное право: Учебник. Серия «Право в Вооруженных силах - консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2004. с. 10-29

Дополнительная:

1. ЗателепинО.К., Тюрин А.И., Фатеев К.Ф. Юридический справочник офицера. М., 2003.

2. Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. Спб., 2003.

 

Учебно-материальное обеспечение:

1. Комплект слайдов.

2. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, документ-камера, ноутбук.

Организационно-методические указания:

Учебные и воспитательные цели:

1. Сформировать у студентов представление о сущности права и его источниках.

2. Дать основные понятия военного права и военного законодательства.



Общие организационно-методические рекомендации

При подготовке к лекции преподаватель обязан:

лично подготовиться к чтению лекции;

подготовить обучаемых;

подготовить учебно-материальную базу.

а) При личной подготовке лекции преподавательдолжен уяснить:

тему занятия;

учебные вопросы;

 

учебно-воспитательные цели;

метод проведения занятия;

взаимосвязь темы лекции с другими дисциплинами.

И З У Ч И Т Ь:

требования программы, тематический план и рекомендованную литературу;

содержание лекции;

методические рекомендации к данной лекции;

схему и комплект слайдов по теме лекции.

ПРОДУМАТЬ:

вступительное слово;

ход лекции;

на что обратить особое внимание;

строгое соблюдение временного графика лекции;

проблемные ситуации;

материальное обеспечение.

проанализироватьуровень общеобразовательной подготовки обучаемых.

Затем преподавателю необходимо составить план лекции и представить его на утверждение начальнику кафедры или его заместителю.

а) Для подготовки обучаемых к лекции НЕОБХОДИМО:

на занятии, предшествующем лекции, или в часы самостоятельной подготовки накануне лекции преподаватель дает обучаемым номера страниц (статей) из учебника (устава) наставления, приказов которые они должны прочитать;

объявить, какое материальное обеспечение нужно иметь на лекции.

в) При подготовке учебно-материальной базыПРОВЕРИТЬ:

состояние аудитории, в которой будет проводиться лекция (наличие экрана, ТСО, указки);

работоспособность ТСО;

наличие и состояние схем и слайдов по теме лекции.



За 2-3 дня до проведения занятия преподаватель должен провести тренировку в чтении лекции для проверки и окончательного утверждения временного графика лекции.

 

Организационно-методические указания по вводной части

Принимая рапорт дежурного по группе, преподаватель внимательно осматривает внешний вид студентов, обращает внимание на правильность выполнения ими строевых приемов.

 

 

В заключении вводной части преподавателю целесообразно сориентировать обучаемых на то, что в течение лекции они должны быть готовы к просмотру слайдов по теме и что необходимо записать в тетрадь.

После этого преподавателю следует довести введение до обучаемых и объявить первый учебный вопрос.

Организационно-методические указания по первому

Учебному вопросу: «Сущность права и его источники»

В ходе изложения первого учебного вопроса, преподаватель должен раскрыть структуру и сущность права и его источники.

Проводит контрольный опрос 2-3 студентов, делает краткие выводы по вопросу. Переходит ко второму вопросу.

Организационно-методические указания по второму

Учебному вопросу: «Понятие военного права и военного законодательства»

Преподаватель объявляет второй учебный вопрос лекции и приступает к его изложению.

В ходе изложения второго учебного вопроса, преподаватель должен раскрыть понятие военного права и военного законодательства, а так же основные отличительные черты от других видов права.

Проводит контрольный опрос 2-3 студентов, делает краткие выводы по вопросу. Переходит к третьему вопросу.

 

Организационно-методические указания по заключительной части

Преподаватель напоминает тему, учебные вопросы и учебно-воспитательные цели занятия. Отмечает, в какой степени они были достигнуты. Обращает внимание на недостатки и как их устранить. Отмечает общий порядок на занятии.

Объявляет задание на самоподготовку:

1. Доработать лекцию, используя рекомендованную литературу.

2. Изучить материал.

Затем преподаватель отвечает на вопросы обучаемых, дает команду на снятие схем, сбор литературы, принимает доклад о наличии литературы и заканчивает занятие.

 

(СЛАЙД 4)ВОПРОС 1. Сущность права и его источники.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной в России функционирует военная организация государства, деятельность которой регламентируется развернутой системой нормативных актов в военной области.

Конституция Российской Федерации возлагает на граждан обязанность и долг по защите Отечества. Институт защиты Отечества реализуется различными правовыми средствами, в том числе учреждением военной службы как разновидности государственной службы. Проблема взаимодействия государства и граждан по вопросам исполнения военной службы требует неотложного решения и приобретает особый характер в связи с формированием в России правового государства и гражданского общества.

В России в настоящее время в ходе реформирования экономической, политической и социально-культурной сфер общественной жизни осуществляется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование государственного механизма, в том числе той его части, в которой российскими гражданами исполняется военная служба, — военной организации государства. Военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства и тем самым обеспечении возможности реформирования российского общества на основах демократии и права.

Комплекс знаний о государственно-правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства, традиционно называется военным правом.

Предметом изучения раздела «Военное право» является комплексное правовое регулирование разнообразных отношений, складывающихся в процессе военной деятельности государства.

Основными задачами учебного курса «Военное право» являются:

1) дать глубокие и систематизированные знания о сущности военного права и основных институтах военного права — военной организации государства, военной службе, ее видах, принципах, военнослужащих и др.;

2) ознакомить с правами и их ограничением, обязанностями, вопросами юридической ответственности военнослужащих;

3) обучить правильному ориентированию в обширном военном законодательстве;

4) информировать о зарубежном опыте военной деятельности государства, организации военной службы, правовой регламентации деятельности военнослужащих;

5) способствовать развитию военного законодательства и укреплению правопорядка в военной организации государства и др.

Право является продуктом общественного развития, который в государстве оформляется как основной регулятор общественных отношений.

Иные регуляторы (обычаи, моральные, религиозные и другие неправовые социальные нормы) второстепенны по сравнению с правовым регулированием общественных отношений.

 

(СЛАЙД 5)По сравнению с другими социальными регуляторами поведения людей право имеет ряд специфических признаков как особый регулятор общественных отношений. Праву присущи следующие формальные признаки:

1. Согласованность интересов придает праву общеобязательность и нормативность регулирования. Право есть система регулирования, выражающая общую и индивидуальную волю, учитывающая интересы различных слоев общества в государстве, т. е. оно основано на согласии и компромиссе. Все иные социальные нормы отражают волю и интересы только определенных групп и образований людей.

2. Общеобязательность права. Право представляет собой единственную систему социальных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Например, запреты, установленные в нормах закона, обязательны для всех людей без исключения вне зависимости от их социального положения, пола, расы и т. д. Именно через общеобязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в общественную жизнь. Иные социальные нормы обязательны лишь для части населения: например, членов различных общественных организаций, религиозных обществ, трудовых коллективов и т. д.

3. Нормативность является основополагающим свойством права, придающим ему качество специфического регулятора. Право состоит из правил поведения (норм), которые устанавливают определенные предписания, права и обязанности субъектов. Нормы права, являясь первичными элементами системы права, группируются в более крупные образования права — институты, подотрасли и отрасли (гражданское, уголовное, административное право и др.).

4. Право обеспечивается властью. Нормы права устанавливаются государством в официальных актах, и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства. Установление норм права осуществляется от его имени органами государственной власти, уполномоченными создавать, изменять или отменять правовые нормы. Другие виды социальных норм государством не устанавливаются, т. е. они не обладают силой правовых норм. Нормы права содержат официальные веления государственной власти посредством предоставления прав и возложения юридических обязанностей, предписания должного поведения и установления запрета на совершение определенных действий. Исполнение (реализация) норм права обеспечивается государством, в том числе и методами государственного принуждения, применение которых опирается на силу государственного аппарата.

5. Праву присуща формальная определенность, которая воплощается в правовых актах (источниках права, например, законе). Именно нормы права, в отличие от иных норм, способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей. Право, обладая формальной определенностью, утверждает устойчивый порядок в обществе.

Таким образом, в самом общем виде право можно определить как систему общеобязательных норм (правил поведения), установленных и

 

обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений в интересах человека, общества и государства.

Источник права понимается как внешняя форма выражения и существования норм права. Система источников права в своей совокупности образует систему законодательства. В то же время закон не всегда тождественен праву. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий перечисленным признакам права, может в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не является.

Источникам права присущи обязательность, формальная определенность и общеизвестность.

Обязательность означает непререкаемость правовых установлений, беспрекословность их выполнения со стороны всех субъектов права. Формальная определенность предполагает внешнее выражение, оформление правовых предписаний. Общеизвестность, т. е. доступность для ознакомления с содержанием источников права, предполагает, что правовая норма должна быть официально доведена до сведения субъектов ее исполнения.

(СЛАЙД 6)Различают следующие основные источники права:

1) нормативный правовой акт;

2) правовой обычай;

3) правовой прецедент.

К источникам права также относятся: общие принципы права, правовая доктрина, нормативный договор.

(СЛАЙД 7)Под правовым обычаем понимается общеобязательное правило поведения, сложившееся в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему оно установилось как устойчивая норма. Правовой обычай соблюдается в силу целесообразности или традиции и обеспечивается мерами государственной защиты. Правовые обычаи прямо не зафиксированы в законодательстве, но используются в гражданском, семейном, земельном и некоторых других отраслях права. Роль правового обычая и сфера его применения невелики. Чем выше нормативная урегулированность какой-либо сферы общественных отношений, тем меньше роль и сфера действия правового обычая.

Под правовым прецедентом понимается решение судебного или административного органа по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение, ставшее нормой, эталоном при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Прецедентное право получило свое развитие в ряде зарубежных стран, например в Великобритании и США, где сложилась система правил действия прецедента (англосаксонская правовая семья). В Российской Федерации юридический прецедент существует в форме прецедента судебного толкования, который, не устанавливая первоначальные нормы, вносит дополнения и исправления в общие нормативные предписания. В то же время особое место занимают решения Конституционного Суда Российской Федерации, которые обязательны не только для судебной, но и для законодательной и исполнительной властей.

Нормативный договор как источник права представляет собой соглашение нескольких субъектов права, содержащее юридические нормы. Примерами нормативного договора являются договоры о разграничении полномочий, заключаемые между Российской Федерацией и ее субъектами. Правовая доктрина, не применяемая в России в качестве источника права, довольно широко используется в государствах англосаксонской правовой семьи и мусульманских государствах, где суд при разрешении конкретного дела может ссылаться на труды известных юристов и обосновывать их взглядами принимаемые судебные решения. Общие принципы права широко используются в международном праве и процессуальных отраслях права внутри государства.

Среди источников права ведущее место занимает нормативный правовой акт. Нормативный правовой акт — это акт, устанавливающий нормы права, вводящий их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Он является наиболее совершенной формой источника права. Нормативным актам присущи такие черты, как наличие общих правил поведения, писаная документальная форма и особый порядок издания. Нормативный акт придает правовым нормам юридическую силу.

Нормативные правовые акты можно классифицировать по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию, по объему и характеру действия; по издающим их субъектам.

(СЛАЙД 8)Единая система нормативных правовых актов в Российской Федерации включает в себя:

— федеральные нормативные правовые акты;

— нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

— нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

К федеральным нормативным правовым актам относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, имеющие обязательный характер для населения Российской Федерации.

К нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации относятся конституции (основные законы) субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, имеющие общеобязательный характер для населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления издают нормативные правовые акты по вопросам управления муниципальной собственностью, местного бюджета, местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка, а также по иным вопросам местного значения.

По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Конституция Российской Федерации (Основной Закон) имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в

 

 

Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

К законам относятся нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принятые в законодательном порядке представительными органами государственной власти или референдумом, регулирующие наиболее важные общественные отношения. Законы в своей совокупности образуют законодательство (федеральное и субъектов Российской Федерации). Федеральное законодательство включает федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а законодательство субъектов Российской Федерации — законы субъектов Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, а законы субъектов Российской Федерации — федеральным законам и федеральным конституционным законам.

(СЛАЙД 9)Законодательный порядок принятия законов включает четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, его обсуждение, принятие закона, его официальное опубликование (обнародование). Неопубликованные законы не применяются.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы принимаются как по предметам исключительного ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся, например, принятие и изменение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на федеральном уровне издаются федеральные законы, а на уровне субъектов — законодательные акты субъектов Российской Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, например, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование. Законодательные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 

 

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует закон субъекта Российской Федерации.

Законы принимаются представительным и законодательным органом государственной власти Российской Федерации, представительными и законодательными органами власти субъектов Российской Федерации либо референдумом.

(СЛАЙД 10)В соответствии с Конституцией Российской Федерации представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Это постоянно действующий орган, состоящий из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (170 человек). Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Наряду с законами источниками права также являются иные нормативные правовые акты Российской Федерации (подзаконные акты), которые издаются Президентом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции во исполнение Конституции Российской Федерации и законов. При этом данные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, но могут дополнять их и конкретизировать их положения.

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации издаются во исполнение его полномочий. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории страны, не должны противоречить Конституции и федеральным законам. В соответствии с Конституцией и федеральными законами Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями в различных областях государственной

 

жизни, в том числе военной: формирование Совета Безопасности Российской Федерации и руководство его деятельностью; утверждение военной доктрины Российской Федерации; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации, введение военного и чрезвычайного положения и др. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

(СЛАЙД 11)Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации предназначены реализовать исполнительную власть в государстве. В соответствии с Конституцией к полномочиям Правительства относится: разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также принятие мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и др. В целях реализации своих полномочий на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает нормативные правовые акты в виде постановлений и распоряжений и обеспечивает их исполнение. В случае противоречия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

К подзаконным актам также относятся нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти устанавливается указом Президента Российской Федерации. В структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, помимо Правительства Российской Федерации, входят федеральные министерства, государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также иные федеральные органы исполнительной власти.

Акты федеральных органов исполнительной власти носят, как правило, внутриведомственный характер, т. е. регулируют деятельность подведомственных им предприятий, учреждений и организаций. Наряду с этим существуют и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти межведомственного характера, которые регулируют общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности общества и являются обязательными для отраслевых органов, а также организаций и граждан.

Нормативные правовые акты издаются в пределах своей компетенции и органами местного самоуправления (представительными и исполнительными).

 

Такими актами могут быть нормативные решения или постановления по различным вопросам местного характера.

От нормативных правовых актов необходимо отличать акты применения права. Актом применения права является официальное решение государственного органа, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

В отличие от нормативных правовых актов акты применения норм права носят индивидуальный характер, регулируют конкретные общественные отношения, обращены к конкретным лицам, а их действие распространяется на конкретный случай. Акты применения норм права реализуют предписания законов и иных нормативных правовых актов, выступая необходимым средством выполнения нормативных предписаний в конкретных жизненных ситуациях применительно к конкретным субъектам права. К ним относятся, в частности, индивидуальные правовые акты (о назначении на воинскую должность, присвоении воинского звания, исключении из списков воинской части и др.), судебные решения, акты регистрации гражданского состояния, а также иные акты, направленные на индивидуальное регулирование общественных отношений.

По объему и характеру действия нормативные правовые акты подразделяются:

— на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

— на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

— на акты исключительного (чрезвычайного) действия, применяемые только при наступлении исключительных обстоятельств, на которые акт рассчитан (например, Федеральный конституционный закон «О военном положении» применяется при ведении военных действий, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» — при наступлении чрезвычайных обстоятельств).

В нормативном регулировании общественных отношений основное значение имеет закон. Подзаконные акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль.

 

(СЛАЙД 12)ВОПРОС 2. Понятие военного права и военного законодательства

Понятие «военное право» можно рассматривать в трех аспектах: 1) как отрасль права, регулирующую определенную группу общественных отношений; 2) как науку (область правоведения); 3) как учебную дисциплину, связанную с преподаванием военного права. Перечисленные разновидности понятия «военное право» взаимосвязаны, но каждая из них имеет собственное содержание.

 

Военное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины.

Отрасли права отличаются друг от друга прежде всего предметом регулирования, т. е. определенным видом общественных отношений, на которые направлено воздействие норм данной отрасли права.

(СЛАЙД 13)Общим предметом военного права являются общественные отношения, складывающиеся в области военной деятельности государства. Внутри этого предмета выделяются несколько групп относительно однородных общественных отношений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства.

К первой группе относятся общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства военными методами, подготовки и применения в этих целях всех элементов военной организации государства; военного строительства; управления военной организацией государства и ее всестороннего обеспечения.

Ко второй группе относятся отношения, связанные с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту, прохождением военной службы, а также статусом военнослужащих.

В третью группу включаются отношения, связанные с поддержанием воинской дисциплины, законности и правопорядка, деятельностью органов военной юстиции.

В четвертую группу входят отношения, регулируемые нормами международного права, связанные с вопросами военного сотрудничества, а также ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права.

Все перечисленные отношения охватываются понятием «воинские отношения», или «военные отношения».

Воинские отношения преимущественно складываются в сфере исполнительной власти. Преобладание административно-правовых моментов в регулировании наиболее характерно для второй и третьей групп воинских отношений, но также имеет место и в других группах, что является особенностью правового регулирования военной деятельности в государстве. В то же время воинские отношения, относящиеся к первой группе, регулируются также нормами конституционного (государственного) права, а к четвертой — международного права.

В Российской Федерации действует значительное количество норм, которые нельзя отнести к той или иной традиционной отрасли права. Такие нормы содержатся, например, в Федеральном конституционном законе «О военном положении», федеральных законах «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О материальной ответственности военнослужащих», Положении о порядке прохождения военной службы, общевоинских уставах и ряде других актов. Указанные обстоятельства ставят перед учеными вопрос о рассмотрении военного права как комплексной отрасли права, в которую наряду с нормами военного права, регулирующими вопросы военной деятельности государства и

 

военно-служебные отношения, входят нормы, относящиеся к другим отраслям права — административному, финансовому, жилищному, земельному и др.

Однако существование в системе права комплексных отраслей права правовой наукой до настоящего времени не признано. Как правило, при этом в качестве аргумента указывается на отсутствие кодифицированного акта (кодекса), регулирующего ту или иную совокупность общественных отношений.

Для военного права характерным является наличие «приграничных зон», т. е. регулирование одних и тех же вопросов различными отраслями права. Так, например, правовое регулирование жилищных отношений военнослужащих происходит как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и Жилищным кодексом. Военное право тесно взаимодействует с уголовным и уголовно-исполнительным правом в вопросах уголовной ответственности военнослужащих и исполнения в отношении их уголовных наказаний. Воинские отношения регулируются также административным, налоговым, бюджетным и финансовым правом и рядом других отраслей права, входящих в публичное право.

Для ограничения отрасли права, кроме обособления ее предмета, необходимо выделить метод правового регулирования, т. е. совокупность приемов, способов правового регулирования. Военное право характеризуется большей по сравнению с другими отраслями права детализацией регулирования общественных отношений, связанных с функционированием военной организации государства. По вопросам воинской обязанности и военной службы действует более 300 нормативных актов различной юридической силы, а по вопросам статуса военнослужащих — более 400. Нормы военного права отличаются повышенной категоричностью требований, военнослужащие по сравнению с другими лицами несут более строгую юридическую ответственность.

(СЛАЙД 14)Военное право как науку следует рассматривать как систему знаний о правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства. Военное право изучает правовые аспекты обороны и военной безопасности, воинской обязанности и военной службы; правовое положение военной организации государства, в том числе в условиях военного и чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и военнослужащих, их юридическую ответственность; правовое регулирование военно-служебных отношений; деятельность органов военной юстиции; организационно-правовые формы международного военного сотрудничества. Военное право также изучает военные аспекты других отраслей права. Перечисленные направления составляют основной предмет науки военного права.

Военное право как учебная дисциплина также имеет свою историю. В дореволюционной России преподавание военного права осуществлялось по трем направлениям: военно-административное право (военная администрация), военно-уголовное право и военно-судебное право.

 

 

Военная администрация в России стала преподаваться в начале XIX в. Преподавание осуществлялось в Академии Генерального штаба и включало вопросы организации военного управления, военной службы и комплектования армии. В последующем преподавание военно

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.