Сделай Сам Свою Работу на 5

Дошкольное образование в России





Дошкольные образовательные учреждения

По данным статистики, домашнее дошкольное воспитание получают около 30% российских детей; 40% детей в возрасте от 4 до 7 лет воспитываются в детских садах.
Созданная в советское время широкая сеть дошкольных воспитательных учреждений продолжает функционировать и в послеперестроечное время. Количество детских садов в стране в настоящее время доходит до 100 тысяч.

Основная задача дошкольных учреждений заключается во всестороннем развитии детей, укреплении их здоровья, привитии элементарных трудовых навыков, эстетическом воспитании и подготовке к обучению в школе.

Детские сады необходимы обществу, потому что предоставляют женщине возможность участвовать в производительном труде, в культурной и общественной жизни.
Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет.

Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.



Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 декабря 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.



С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников

После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программой воспитания и обучения в детском саду.



В связи с реформированием системы образования на пороге 80-х-90х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания». В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России: гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

Существующие программы дошкольного образования содержат богатый и содержательный материал, который необходимо использовать при разработке концепции, конкретных программ и методик развития универсальных учебных действий. В то же время проблема развития универсальных учебных действий в этих программах комплексном виде не решалась. Это ни в коей мере не является недостатком этих программ, поскольку их авторы ставили перед собой иные психолого-педагогические задачи. Мы же считаем, что на современном этапе необходима целостная концепция, программы и методики, направленные именно на развитие универсальных учебных действий детей. Одним из стратегических приоритетов образования должно стать создание "школы неопределенности" – школы жизни в неопределенных ситуациях как нестандартного, вариативного образования в изменяющемся мире. Необходимо формирование у учащихся смысловой ценности поиска, ценности создания и использования ситуаций неопределенности как динамического резерва разнообразных путей развития. С нашей точки зрения, этой масштабной образовательной задаче максимально соответствует концепция развития универсальных учебных действий.

В статье 8 Федерального Закона «Об образовании» дается понятие «система образования» как совокупности взаимодействующих подсистем и элементов:

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Рассмотрим данное понятие как совокупность взаимодействующих элементов.

Дошкольные образовательные учреждения относятся к категории учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными и негосударственными. Около 80 % ДОУ РФ находится в собственности у государства. Оно регулирует разнообразие образовательных услуг и качество образования в них. Такая же ситуация наблюдается относительно функционирования образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основными тенденциями изменения видового разнообразия ДОУ в последнее время является увеличение количества детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздорови-тельного, художественно-эстетического, интеллектуального и этнокультурного развития и воспитания дошкольников.

Виды и типы ДОУ

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного образования
Детский сад. Начальная школа – детский сад.
Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников. Прогимназия с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся: интеллектуального, художественно-эстетического, культурно-оздоровительного и др.
Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Начальная школа – детский сад компенсирующего вида.
Детский сад присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.  
Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании)
Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников.

 

Общеобразовательная школа
Ведущее место в системе народного образования занимает общеобразовательная школа. До недавнего времени она была единой для всех регионов страны. Но демократические преобразования общества стали основанием для выделения в отдельные виды общеобразовательных гимназий, лицеев, колледжей и пр. При этом независимо от вида общеобразовательного учреждения в них выделяются ступени начального общего, основного общего и полного общего образования.

В педагогике последних лет отчетливо обозначилась потребность воспитателей и учителей работать не с абстрактным учеником, а с конкретным ребенком, с учетом всего комплекса его предпочтений и мотивации деятельности.

Начальная ступень школы

Традиционно это школа элементарной грамотности, постижения детьми 7-11 лет умений чтения, письма, счета, формирования у них связной и выразительной устной и письменной речи, школа начальных знаний об окружающем мире, о природе, о нормах и правилах человеческого общежития. Ребенок в этом возрасте впервые делает шаг в мир взрослой культуры и отношений. Он с большим доверием относится к главному представителю этого мира - своей первой учительнице, авторитет которой поистине огромен. Это возраст отражения мира взрослых ценностей, репродукции сообщаемых знаний, возраст послушания.

Современные учителя начальной школы помнят о том, что дети этого возраста по-прежнему любят играть, поэтому используют в преподавании игровые методики. Много сил прилагают учителя к тому, чтобы стимулировать развитие природных задатков ребенка, индивидуализировать обучение. На это направлено использование приемов развивающего обучения системы Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, авторских методик С. Н. Лысенковой, Ш. А. Амонашвили и других мастеров педагогического труда.

Думается, что проблема начальной школы наших дней в том, что интенсивное развитие мира компьютерной техники, наук в широком смысле этого слова ослабляет природные корни маленького человека, особенно если он житель города. Как-то сами собой отходят в тень мудрые слова К. Д. Ушинского о сохранении природной сущности человека. Вот что он писал:

"Сидячая жизнь, при 30-градусном тепле в комнатах... жизнь изнеженная, сластенная, без ...гимнастических упражнений, без прогулок, без плавания, без верховой езды, без технических работ, все за книгой да за книгой, то за уроком, то за романом ... порождает развитие головы и совершенное бессилие характера, способность все понимать и обо всем мечтать и неспособность что-нибудь делать".
А также: "Прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничатть влиянию педагога; ...день, проведенный ребенком посреди рощи и полей ... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье".

Не правда ли, эти слова актуальны для наших дней?

Основное общее образование

Здесь речь пойдет о школе для подростков, детей 12-15 лет.

Если следовать логике гуманистического подхода к образованию, то нужно отчетливо представлять потребности ребят этого возраста. Урок, класс, строгий учебный план, доминирование учителя уже вступают в противоречие с ведущей потребностью подростков в живом общении со сверстниками, в освоении окружающего жизненного пространства (это может быть и собственный город, и неизведанные туристские тропы). В этом возрасте закладывается личная система ценностей, проверяется и заново опробуется собственный личностный потенциал, осознаются неповторимые качества собственного характера. Поэтому традиционная ориентация школы и в этом возрасте на научный метод познания, на линию предметного обучения вступает в противоречие с процессом онтогенетического развития человека.

"Программа врожденного поведения подростка - общение с себе подобными, самоопределение в подростковой среде, определение себя по отношению к миру взрослых. Такая программа требует постоянного общения, перемещения, коллективных и индивидуальных действий.

Помещенные в классы для изучения основ наук, подростки не проявляют активности. Они не участвуют в том, что для них организуется, отсиживаясь в ожидании свободного времени для реализации собственных программ", - пишет Е. Куркин.

Нужно помнить, что в этом возрасте начинается интенсивное оформление пола человека в единстве его духовной, психологической и физиологической составляющих. Забота о половой идентификации формирующейся личности молодого человека свойственна всем культурам - от примитивных культур племен, живущих первобытно-общинным строем, до высокоорганизованных, к которым относится европейское общекультурное пространство, сформировавшееся под влиянием христианства.
Сегодня, в условиях совместного обучения, все более отчетливо проявляются тенденции нивелирования вторичных половых признаков, черт характера, чувств, свойственных представителям разных полов. Среднеполое человеческое существо - это знак утраты культурных накоплений человеческой истории. Важно, чтобы подросток принял, осознал и полюбил свои природные - мужские или женские - качества, понял их достоинства, захотел беречь их. Надо ли убеждать, как сложна для решения эта педагогическая задача...

И вновь заповедь К.Д. Ушинского помогает понять проблемы современной школы; "Труд так же необходим для душевного здоровья человека, как чистый воздух для его физического здоровья".

И если уж потребности возраста сконцентрированы на процессе общения, то наилучшей средой общения может быть именно трудовая среда. Ничто так не облагораживает человека, как достижения в труде, как усилия души, направленные на трудовые успехи.

Думается, что растущий человек не только должен знать о строении крестоцветных или зонтичных растений, земноводных или млекопитающих существ, но любить цветы и животных, уметь ухаживать за ними, любить свою землю, Родину, свой город или поселок, своих друзей, свой народ. Такому состоянию души человека способствует специально организованный, педагогически обоснованный, многоплановый процесс трудовой и деловой активности подростков в сочетании с научным осознанием ими мироустройства и подобающего места человека в нем. Здесь очень важны ценностные ориентиры. Не потребительская нацеленность на освоение природных богатств, в чем, к сожалению, весьма преуспело современное цивилизованное общество, но воспитание в подростках чувства бережного хозяина той земли, которая досталась нам в наследство от многих поколений предков.

 

Полное общее образование
Период ранней юности - возраст 15-18 лет. В эти годы молодые люди, юноши и девушки, заканчивают обучение в школе и вплотную подходят к необходимости выбора профессии, а также к выбору спутника жизни, к созданию своей собственной семьи. Эти два ведущих мотива должна учитывать школа полного общего образования.
Процессы общецивилизационного развития неумолимо диктуют свои требования школе этой ступени: обогащение содержания образования новыми знаниями из все более расширяющегося потока научных открытий, увеличение сроков обучения, интенсификация процесса обучения с помощью учебных технологий и учебной техники - аудио- видеоаппаратуры, компьютеров и т. д.

Школа полного среднего образования готовит выпускников к поступлению в высшие учебные заведения - так велось исстари, еще со времен дореволюционных гимназий. В настоящее время процесс объединения вузов и школ стал еще заметнее. Это порождает новые вопросы и проблемы.

Верно то, что прослойка высококвалифицированных людей, на высоком уровне владеющих современной техникой, знающих процессы современного производства, - основа крепости государства, его устойчивости и самостоятельности в мире. Но не менее важна внутренняя крепость государства, которая может быть соотнесена с крепостью, моральной и нравственной чистотой той сферы, где осуществляются бытийные процессы жизни человека, - сферой семьи. Каждый человек хочет быть счастливым. Далеко не каждый выпускник школы мечтает быть ученым, сможет стать высококвалифицированным рабочим, преуспевающим бизнесменом, талантливым артистом, но каждый имеет отношение к бытийным процессам домостроительства, созидания семьи, продолжения рода, сохранения родовой памяти и родовых традиций, ведения личного хозяйства. К бытийным процессам можно отнести и элементарные трудовые увлечения людей простым ремеслом. Это то, что вечно, что вне моды и времени. Независимо от профессий и должностей, люди по-прежнему предпочитают многие дела в доме делать самостоятельно, именно потому, что это придает атмосферу неповторимости их жилищу, или одежде, или приусадебному участку.
И так было всегда. Император Петр Первый каждую свободную минуту вставал к деревообрабатывающему станку - он был мастером художественной обработки древесины. Императрица Александра Федоровна умела вязать и любила это делать, сохранившиеся фотокадры показывают ее дочерей в одежде, связанной руками матери. А увлечение садоводством и цветоводством А. П. Чехова, многие часы, отданные Л. Н. Толстым починке упряжи, шитью обуви... И. П. Павлов считал самым здоровым отдыхом не часы ничегонеделания, но смену деятельности, в которой особенно полезно чередование умственного и физического труда.

Очень хочется видеть наших соотечественников счастливыми людьми. И кстати вспомнить в связи с этим слова А. С. Макаренко: "Счастье - вещь самодельная. На фабрике не изготовишь". Так он пометил в 30-е годы в записной книжке. Почти полвека спустя эта мысль станет лейтмотивом фильма Киры Муратовой "Познавая белый свет". Героиня фильма с трибуны большого собрания говорит: "Дома могут быть большими и могут быть маленькими, и это не самое важное, а важней всего на свете, чтобы счастье было настоящее. Его на заводах не делают, даже на самых лучших конвейерах".
Таким образом, необходимость трудового, бытийного самовыражения личности молодых людей должна быть по-новому осознана школой, и, возможно, проект двенадцатилетнего обучения в школе реанимирует этот процесс и придаст ему новое, свежее содержание и достойную форму.

 

Детские внешкольные образовательно-воспитательные учреждения
В советский период в нашей стране активно функционировали Дома и Дворцы пионеров, детские технические станции и станции юных натуралистов, детские экскурсионные и туристические станции. Эти учреждения в 90-е годы преобразованы в Дома и Дворцы детского творчества, где работают кружки самой разной направленности, благодаря деятельности которых возможно содержательное проведение досуга детьми, их личностное развитие под руководством педагогов и наставников в том или ином виде деятельности.

Продолжает успешно функционировать сеть спортивных, музыкальных школ, школ художественного творчества, где дети имеют возможность развивать свои природные дарования. Так, в 1994 году в стране работало 5532 детских внешкольных учреждения, в которых учились 688 тыс. будущих музыкантов, 108 тыс. будущих художников, 2030 юных спортсменов. Читателями детских библиотек состояло 12136 человек.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.