Сделай Сам Свою Работу на 5

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «В ГОСТЯХ У СОЛНЫШКА»





Задание 1

Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музы­кально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина.

В зависимости от дидактической задачи и развертывания игро­вых действий музыкально-дидактические игры принято подразде­лять на три вида:

· Спокойное музицирование.

· Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертли­вости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения му­зыкальных заданий.

· Игры, построенные по типу хороводных.

В играх первого вида предусматривается статичное поведе­ние детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музы­кальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, подни­мая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.



Второй вид дидактических игр характеризует динамика дей­ствий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруп­пы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движения­ми. Звучат громкие звуки - в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие - другая, а первая останав­ливается. После неоднократной смены звучания наступает завер­шающий момент игры - физкультурное соревнование: одна под­группа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.

В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревну­ются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. На­пример, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки сред­него регистра - второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощря­ются исполнением их желания.



Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенство­ванию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену зву­чаний и реагировать на это движением или действием, а не автома­тически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не до­стигает своей цели.

Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог делит их на 3 подгруппы. Первая подгруппа при звучании барабана должна имитировать рука­ми игру на барабане, вторая при звучания погремушки - помахи­вать кистями рук, третья при звучании дудочки - имитировать игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению, отмечая при этом для себя ту под­группу детей, которая выказывала более точную реакцию. В конце игры педагог подводит итог, т. е. отмечает победителей. А для того, чтобы вызвать у детей интерес к игре и желание участвовать. в ней, после подведения итога победившие награждаются - по их желанию исполняется песня, произведение для слушания, прово­дится музыкальная игра, читается стихотворение и т. д. Если играют не подгруппой, а два-три ребенка, то в виде поощрения можно (предложить победителю роль ведущего игры).

Методика проведения музыкально-дидактических игр третьего вида (типа хороводных) аналогична.

Методика проведения игр вто­рого вида отличается тем, что наградой является не исполнение желания победителей (их невозможно выявить из всей массы игра­ющих детей, если, конечно, игра не проводится с двумя-тремя деть­ми в пространстве групповой комнаты), а соревнование в ловкос­ти, увертливости, первенстве в построении.



Н.А. Ветлугина отмечает, что для первого и третьего вида музы­кально-дидактических игр «характерна симультанность игровых действий с реализацией сенсорных заданий. Для второго – элемент игровых соревнований требует отсроченности по времени от вы­полнения заданий, облеченных в более спокойную игровую форму».

Во всех видах музыкально-дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направле­ны на поощрение детей, точно их выполнивших.

Музыкально-дидактические упражнения

На каком бы уровне возрастного развития ни находился ре­бенка, он всегда эмоционально воспринимает звучание музыки. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, различать, сопоставлять, воспроизводить звуковысотные, ритмические, темб­ровые и динамические компоненты этого звучания, ориентировать­ся в музыкальных явлениях.

Легче всего дети младшего дошкольного возраста восприни­мают звуковысотные соотношения, ибо их музыкальная деятель­ность в основном связана с вокальным репертуаром, исполнением мелодий песен. Поэтому музыкально-дидактические упражнения с ними удобно начинать с различения высоты звуков, используя ма­териал Н.А. Метлова (музыкальные лесенки), Н.А. Ветлугиной («На чем играю?» «Какой колокольчик звучит?», «Кто кричит?», «Птицы и птенчики»). В ходе дальнейших занятий детям следует объяснить, что на фортепианной клавиатуре в виде длинной лест­ницы располагаются звуки низкие, средние и высокие. Эти игровые упражнения проводятся и на занятиях (перед пением), и в часы, отведенные для самостоятельной деятельности. При этом педагог ис­пользует жестикуляцию (низкие звуки - рука на уровне живота, средние - на уровне груди, высокие - головы), имитационные дви­жения, наборы карточек, игрушки.

Одновременно с проведением музыкально-дидактических игро­вых упражнений можно вводить в работу музыкально-дидактичес­кие задания на различение не только основных свойств звука, но и средств музыкальной выразительности. При этом следует ис­пользовать настольно-печатный игровой материал, созданный ру­ками воспитателей, персонажи кукольного театра, фланелеграф, озвученные музыкальные игрушки.

Дети младшего дошкольного возраста, несмотря на оснащение игровой зоны настольно-печатным музы­кально-дидактическим материалом, озвученными и неозвученными игрушками и «нотными тетрадями», самостоятельно музыкально-дидактических упражнений и действий не проводят. Весь вышеука­занный материал используется в игровых ситуациях или при раз­вернутой ролевой игре в семью, в детский сад и др.

С детьми средней группы последовательно проводятся все виды игр, включая музыкально-дидактические упражнения, задания и самостоятельные действияс музыкально-дидактическим игро­вым материалом (музыкальными часами, музыкальным ящиком, музыкальной тетрадью, неозвученными инструментами и др.).

В старшей группе детского сада дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети под­готовительной к школе группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом музыкально-дидактические игры перво­го и третьего видов, составлять их, объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необ­ходимые пособия.

Благоприятный микроклимат в группе, внимательное отноше­ние педагога к проявлению самостоятельности у детей в музыкаль­но-дидактической деятельности вызывает у них желание не только самим придумывать игры и проводить их, но и словесно обосновы­вать свои действия.

Задание 2.

Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но также и все виды музыкальной деятельности могут способствовать его развитию. Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.

Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть лишь звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроения, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

Каковы же методы и приемы, которыми располагает музыкальный руководитель для развития у детей музыкального восприятия?

Рассмотрим возможности каждого метода: наглядного (наглядно-слухового, наглядно-зрительного), словесного и практического.

Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки, качество ее звучания) — один из важнейших в развитии музыкального восприятия. Исполнитель воссоздает произведение, написанное композитором. Это накладывает на него большую ответственность за качество прочтения авторского текста. Как часто, к сожалению, можно услышать в практике работы дошкольных учреждений невыразительное, безграмотное исполнение музыки детям! И хотя затем педагог методически верно строит беседу, применяет разнообразные дидактические приемы, все это не принесет пользы, если сама музыка не вызвала в детях эмоционального отклика, сопереживания.

Необходимо увлечь их игрой, заразить теми чувствами, которые выразил композитор, преподнести произведение так, чтобы оно было понятно ребенку, дошло до его сердца, было бы осмыслено, прочувствовано им.

Важное значение имеют выбор темпа, сохранение свежести, неувядаемости исполнительских красок, несмотря на то, что большая часть репертуара звучит на протяжении ряда лет.

На занятиях широко используются грампластинки и магнитофонные записи, что значительно обогащает восприятие музыки. Особенно эффективно их сочетание с «живым» исполнением. Так, музыкальное произведение в интерпретации педагога (фортепиано) можно сравнить с грамзаписью (оркестр, хор). Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения.

Симфоническую музыку лучше слушать в грамзаписи (или давать в сравнении с фортепианным звучанием), чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность. Кроме этого, у педагога появляется возможность познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, разумеется, не со всеми сразу, а постепенно — с теми, роль которых в создании музыкального образа наиболее значительна.

Такие сопоставления позволяют придать наглядному методу проблемный характер, заинтересовывают детей, активизируют их слуховое внимание.

Значение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. Речь идет не о каком-либо пересказе музыки (занятие бессмысленное и вредное), а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.

Беседа может включать в себя сведения о музыке как виде искусства, о композиторе, о жанровой принадлежности исполняемого произведения. Не отрицая важности этих знаний, хочется особо подчеркнуть необходимость осознания детьми тех настроений, чувств, которые выражены в музыкальном произведении. В силу специфики музыки как вида искусства именно это направление должно являться ядром беседы о ее содержании. Пояснения, которые характеризуют эмоциональную сферу музыки, следует считать важнейшими, углубляющими ее восприятие.

В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?» (первый квартал), «О чем рассказывает музыка?» (второй квартал) и «Как рассказывает музыка?» (третий квартал). (См.: Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь.)

Основа содержания музыки — выражение настроений, чувств.

Поэтому очень важно начинать беседу с главного — определения эмоционально-образного содержания музыки. Ярко выраженная изобразительность репертуара детского сада объясняется стремлением сделать музыку доступнее детям, приблизить ее к знакомым им жизненным явлениям.

Необходимо заострить внимание на очень важном моменте: дети с достаточной легкостью различают отдельные выразительные средства музыки — определяют темп (быстрый, медленный), динамику (тихая, громкая), регистр (высокий, низкий, средний). Но этого мало. Важна не просто констатация выразительных средств, а выявление их роли в создании музыкального образа. Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, что она умеет рассказывать, но только не словами, а звуками. Чтобы понять, о чем рассказывает музыка, нужно внимательно вслушиваться в ее звучание, все время меняющееся. Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнивать их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т. д.

Характеристика эмоционально-образного содержания музыки является наиболее уязвимым моментом в работе с дошкольниками. Дети без труда определяют моменты изобразительности («здесь как будто падают листочки», «журчит ручеек», «капает дождик», «чирикают птички»), выделяют отдельные средства выразительности (темп, динамику, регистр, форму). Однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нем, не отличаются разнообразием. Часто встречающееся в практике деление музыки только на веселую и грустную примитивизирует, обедняет ее восприятие. Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Веселая музыка может быть и торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной, и нежной, танцевальной, а грустная — и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, трагической. Торжественная музыка бывает окрашена радостью, светом, но бывает ведь и торжественная скорбь.

Что представляют собой слова, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки, и каково их место в лексиконе детей?

Характеристики «нежная», «задумчивая», «тревожная», «взволнованная», «веселая», «радостная» являются словами-образами. Это затрудняет применение их детьми, так как слова употребляются в непривычных для дошкольников значениях (сравним словосочетания «светлая», бумага и «светлая» музыка, «решительный» человек и «решительная» музыка и т. д.).

Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания, Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений. Для осознания плавности мелодии, ее спокойного, напевного характера или, наоборот, задорного и отрывистого эффективно использовать подпевание. Так, оркестровка музыкальных произведений используется не столько для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения их. Оркестровать произведение — значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Этот прием способствует дифференцировке восприятия — выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонаций, регистра, динамики, тембра, артикуляции, акцентов), изобразительных моментов. Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием. Так, для того чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки, можно использовать яркий, четкий тембр барабана или бубна, а нежный характер — мягкий и нежный тембр колокольчика или арфы. Чтобы передать изобразительные моменты, например капельки росинок, можно взять звонкий треугольник или колокольчики, а шум автомобиля хорошо передадут шуршащие погремушки. Педагог напоминает детям, что нужно играть ритмично, в характере музыки, но негромко, прислушиваясь к общему звучанию и не заглушая его. Одни инструменты используются один раз в такт, другими можно отмечать все сильные доли. Предварительно дети прохлопывают ритмический рисунок и отмечают места вступления разных инструментов.

Тембровые особенности музыкальных инструментов придают звучанию образность. Их применение повышает интерес к музыкальному произведению. Этот прием углубляет представления дошкольников о выразительных возможностях музыкальных инструментов, способствует творческому применению их в самостоятельной деятельности. Применение приема оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкального занятия, так как объединяет его отдельные разделы — слушание музыки и игру на музыкальных инструментах. Этот прием используется и в пении, и в музыкально-ритмических движениях.

 

Задание 3

Одним из эффективных практических приемов развития у детей музыкального восприятия является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных и образных движений).

Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушаться к характеру музыки, а не только опираться на текст песни, подсказывающий иногда действия отдельных персонажей. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.

Приемы развития музыкального восприятия необходимо варьировать, сочетать друг с другом. Так, оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, инсценировкой песен. (Дети делятся на группы — одни оркеструют, другие инсценируют песню.) В этом случае объединяются разделы занятия — слушание музыки, игра на музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения. Такие варианты (отход от стереотипной структуры) придают занятию живость, непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки, фантазии.

Целесообразно предварять инсценировку песен приемом оркестровки, чтобы дети яснее, глубже вслушались в музыку, различили в ней характер, изобразительные моменты, средства музыкальной выразительности. На заключительных занятиях эти приемы могут применяться одновременное Они хорошо сочетаются, взаимодополняют друг друга. Дети в игровой форме выражают свои впечатления от музыкального произведения, становятся активными. Их интерес к музыке возрастает, восприятие углубляется.

Иногда детям предлагается выполнить рисунок, передающий характер музыки. Главное — чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки; темные — тревожному, таинственному; яркие, сочные краски — веселому, радостному характеру музыки. Дети часто непроизвольно используют выразительные возможности цвета: злого колдуна рисуют темными красками, а добрую Золушку — яркими и светлыми. Необходимо развивать представления ребят о выразительности цвета, обсуждать вместе с ними, какие рисунки наиболее соответствуют характеру музыки и почему.

Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях. Важно использовать разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей — проводить тематические концерты, включать слушание музыки в сценарии праздничных утренников, слушать знакомые произведения в группе во второй половине дня в грамзаписи (в том числе и народную, и классическую музыку).

Музыкальный руководитель консультирует воспитателей, прослушивает с ними музыкальные произведения, с которыми затем будут знакомиться дети, дает советы, как лучше построить беседу, какие приемы уместно использовать.

Можно включать музыку и в часы тихих игр, свободного рисования. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекали друг друга. В этом случае беседа о музыке не проводится. Воспитатель лишь иногда, по ходу звучания музыки, может негромкими краткими замечаниями привлекать внимание детей к смене ее характера.

Подобные прослушивания могут быть довольно длительными (до 10—15 минут), в зависимости от внешних проявлений детей, их внимания, располагающей обстановки в группе.

При такой свободной форме восприятия музыки ребенок может лишь эпизодически активно ее слушать, «включаться», когда его привлекла наиболее понравившаяся мелодия, увлек ритм музыки. Но и фрагментарное восприятие обогащает музыкальные впечатления детей, помогает накапливать интонационный опыт.

Отбирая музыкальное произведение или фрагмент с яркой мелодикой, выразительными интонациями, музыкальный руководитель прослушивает множество произведений, расширяя тем самым и свой собственный кругозор. Воспитатель, слушая с детьми классическую музыку, одновременно повышает и свой уровень музыкальной культуры.

Задание 4

1. Значение музыкально-ритмического воспитания, задачи.

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Данную систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX века швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Основав активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак-Далькроз подчинил движение ритму различных произведений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей.

Музыкально-ритмическое воспитание (ритмика) - это специальный предмет, который имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, прививать им навык осознанного отношения к музыке, помогает выявить их музыкальные творческие способности. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, и многие понятия по музыкальной грамоте легче ими усваиваются через движение.

Основной задачей ритмики является развитие у детей общей музыкальности и чувства ритма, внимания, памяти, выявление творческих способностей. Важно заметить, что музыкально - ритмическая деятельность имеет три взаимосвязанных направления.

Первое обеспечивает музыкальное развитие, включая развитие музыкального слуха, усвоения музыкальных знаний и умений подчинять движения музыке.

Второе дает правильные двигательные навыки при разучивании танцевальных элементов. Именно на уроках ритмики учащиеся впервые знакомятся с особенностями танцевальной национальной культуры.

Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела, ориентироваться в пространстве, умения держать равные интервалы.

В процессе ритмических занятий педагог должен добиться не просто усвоения какого-то движения, а качественного выразительного исполнения. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерным при выполнении детьми музыкально - ритмических движений. Конечно, это сложная задача, но вполне осуществимая, если в своей работе с детьми педагог будет учитывать следующие принципы: комплексное решение основных задач музыкального воспитания, системность, постепенность, последовательность, повторность.

В основе занятий ритмикой лежит изучение тех средств музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Преподавателю ритмики следует подбирать такие музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям, и легко поддаются отражению в движении. Выразительное исполнение музыки концертмейстером придает движениям учащихся эмоциональность, помогает детям двигаться ритмичнее, выразительнее.

Безусловно, одной из важных задач ритмики является развитие творческой активности, воображения и фантазии у детей, их умения самостоятельно отражать свои впечатления от музыки в выразительных, эмоциональных, музыкально-двигательных образах. Поэтому на своих уроках ритмики часто предлагаю детям самостоятельно придумывать движения, в соответствии с характером музыки. Конечно, сначала эти попытки детей в придумывании своего танца еще не уверены. Движения однообразны, чувствуется их некоторая скованность. Но к концу года многие могут достаточно выразительно передать в танце характер, настроение. Такие задания, к счастью, развивают у детей образность движения, учат их более тонко чувствовать эмоциональную настроенность произведения. С большим удовольствием дети исполняют танцы, в движения которых включены разнообразные ритмические хлопки, соответствующие ритмическому рисунку мелодии. Так же распространенными видами музыкально-ритмической деятельности являются игры. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, именно то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок будет в игре, таков во многом он будет в работе». Интерес к игре и эмоциональная принадлежность в процессе ее исполнения способствуют развитию творческой инициативы ребенка. Необходимо отмечать каждое удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе. Огромное значение на уроках ритмики должно уделяться и умению детей владеть своим телом. Чем способней, пластичней ребенок в движении, тем ярче в нем будет развиваться творческое начало, вырабатываться художественный вкус. Исчезнет скованность движений, появится уверенность, радость от своих возможностей.

Таким образом, побуждение творческой инициативы у детей – это мысль, которая должна проходить «красной нитью» через все занятия ритмикой. Ведь музыкально-ритмическое воспитание учит ребенка танцевать красиво, владеть ритмопластикой танца, помогающей быть искренним, привлекательным и непосредственным.

2. Виды игр, танцев, упражнений, используемых в ДОУ.

Виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество) приобретают различное содержание в зависимости от организационных форм, в которых они протекают. Виды игр, танцев, упражнений, используемых в ДОУ в каждой из форм тоже специфичны. Так, слушание музыки на занятии — активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки, осмысление ее содержания. Педагог руководит этой деятельностью, организует произвольное внимание детей. В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время тихих игр, рисования под музыку, звучащую по радио или в грамзаписи, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.

Виды музыкальных игр, которые используется в жизни детского сада и активное восприятие музыки: тематические концерты, беседы-концерты. При этом дети получают глубокие и разнообразные впечатления. Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказать о старинной музыке и дать послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган) .

Беседу о музыке полезно сопроводить показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен. В тематической беседе-концерте можно сравнить музыку разных исторических эпох, например танцы (или взять другие жанры). Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композитора (И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, П. И. Чайковский и другие, рассказу о его жизни. Например, в беседе-концерте о музыке Л. Бетховена детям рассказывают, что она очень мужественна, в ней слышатся страдания, боль, потому что у самого композитора была очень нелегкая судьба: глухота, непризнание его музыки при жизни, личные переживания из-за невозможности жениться на любимой девушке (Джульетте Гвиччарди, унизительное положение музыканта при дворе в те времена и т.д. Рассказ, сопровождаемый фрагментами музыкальных произведений Л.Бетховена, надолго запоминается детям.

Прекрасные темы для таких бесед-концертов — «Сказка в музыке» (по произведениям А. К. Лядова «Баба Яга», «Кикимора», фрагментам из опер Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», М. И. Глинки «Руслан и Людмила» и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес П. И. Чайковского «Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года», пьес Э. Грига «Весной», «Ручеек», песен Ц. Кюи и П. И. Чайковского «Осень» и многих других произведений зарубежной, отечественной классики и народной музыки) .

Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса, ценностного отношения к музыке).

Форма занятия не всегда позволяет включать подобные развернутые беседы о музыке, ее продолжительное слушание из-за недостатка времени и необходимости решать разносторонние задачи музыкального воспитания детей в других видах деятельности (исполнительстве и творчестве) .

В ДОУ ребенок использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности. Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе. Участие педагога (или родителей) здесь носит косвенный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удается самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.

 

Задание 5.

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «В ГОСТЯХ У СОЛНЫШКА»

1. Вызвать эмоциональный отклик при восприятии музыкального материала. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

2. Развивать музыкальный слух, память, чувства ритма, творческое воображение и фантазию.

3. Учить отвечать на вопрос также, какой интонацией он задается: весело, высоким звуком, сердитым голосом. Учить образному восприятию.

4. Продолжить учить детей петь естественным голосом в одном темпе, эмоционально.

5. Развивать эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка. Способность слушать не только музыку, но и звуки живой природы; уметь высказываться о том, что они услышали.

6. Формировать согласованность движений с музыкой на основе танцевальных и образных движений.

7. С помощью пальчиковых игр, развивать мышление и речь ребенка, двигательные качества, повышать координационные способности пальцев рук.

8. Продолжать учить передавать несложный ритм («ритмические кубики») .

9. Различать музыку разного характера и реагировать на нее сменой движений.

ПОДГОТОВКА

1. Разучивали музыкальные произведения на занятиях.

2. Разучивали речевые упражнения.

3. К занятию приготовила:

• деревянные матрешки, две на каждого ребенка;

• силуэт «тучи», «солнышко»;

• атрибуты для игр («белая полянка», «серая полянка») ;

• перчатки по количеству детей;

• «божьи коровки» - по одной каждому ребёнку;

• Фланелеграф;

• плоскостной домик;

• плоскостные цветы

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети свободно заходят в зал.

М. р.Ребята, давайте мы все посмотрим друг на друга, улыбнемся, подарим хорошее настроение друг другу и поздороваемся.

М. р.поет: «Здравствуйте, ребята! »

Дети поют: «Здравствуйте! »

М. р.Молодцы! Все поздоровались.

Ребята, отгадайте загадку:

Загадка: Круглое, яркое дарит всем тепло,

Встало утром рано, по небу пошло.

Закатилось вечером за леском,

Угадайте, дети, говорю о ком? (Солнце)

Молодцы, нашли ответ

Нас сегодня, всех на диво,

В гости Солнце пригласило!

Отправляемся мы в путь,

Песню взять не позабудь!

Песня «Солнышко»

(импровизация под любую мелодию)

Вместе с солнышком идем, весело шагаем,

Песню Солнышку поем и весну встречаем!

Солнышко нам с высоты ярко-ярко светит

Рады солнышку все мы, взрослые и дети!

Ты ладошки подними, выше и прямее,

Нам в ладошки посвети, Солнышко, теплее!

(Дети вместе с воспитателем подходят к фланелеграфу, где висит силуэт «солнышко»)

Солнышко в небе хохочет,

Носики нам щекочет.

Проводится пальчиковая игра «Лучики»

Девочки и мальчики (руки прячут за спину)

Где же ваши пальчики?

Солнышко - ладошку (гладят ладошки)

Погладили немножко

Пальчики подняли, (руки поднимают вверх, пальцы раскрывают)

Лучиками стали

М. р.Ой, ребята посмотрите, а где же у солнышко лучики?

Солнце по небу гуляло,

И лучи все растеряло.

Нужно лучики найти Солнышку их принести.

Отправляемся в путешествие за лучиками.

Садитесь скорей на поезд.

Песня «Поезд», сл. М. Картушиной, муз. Д. Кабалевского

(звучит фонограмма)

Вот мы и приехали.

Раскатились лучики повсюду, Греют землю и цветы

Греют травку и кусты

Всем дают свое тепло

С ними ярко и светло.

Лучик солнца золотой

Разбудил и нас с тобой.

Распевка «Чики-чок»

A) на протяжность («самолет» у-у-у) '

Б) на звукоподражания («мяу-мяу»; «га-га» и т. д.)

B) на звуковысотность («чик-чирик»; «до1»-«до2»)

М. р.Посмотрите, ребята наш лучик солнечный «тучка» закрыла, (силуэт изображения «тучки» закрывает силуэт «солнышко»)

Распевка «Тучка», сл., муз. М. Картушиной

Попросим ее «Уходи, тучка, уходи плакучка»

(импровизация детей)

Песня «Дождик», М. Булатов

Ребята, а после дождя лужи образуются.

Игра «Перепрыгни через лужу».

(воспитатель выбивает пальцами дробь на бубне, дети бегут на носках, воспитатель неожиданно ударяет, дети выполняют прыжок на двух ногах)

Кажется, все лужи обошли, вот и к домику пришли.

(дети вместе с воспитателями подходят к дому)

Тише, дети не шумите,

На окошко посмотрите.

Кто-то здесь давно проснулся!

Красну солнцу улыбнулся!

(на окне сидит кошечка, и силуэт «лучика»)

Давайте поздороваемся с киской.

Песенное творчество.

М. р. (дети) поют:

Здравствуй, Киска, как дела?

Что же ты от нас ушла?

Киска: Не могу я с вами жить

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете!

Чтобы киска нам «лучик» отдала мы ей песенку споем

Песня «Киска» (англ. мел.)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.