Сделай Сам Свою Работу на 5

Философские и эстетические истоки русского символизма.





История русской литературы 20 века

Чубракова Зинаида Анатольевна

 

Требования преподавателя:

2 контрольные работы;

Работа на практических занятиях;

Стихотворения наизусть (учить по порядку, от одного автора 3 программных стихотворения и два на выбор);

Если всё сдать, будет оценка автоматом.

 

Учебники: В.В. Мусатов, История русской литературы, 20 век, 20-50е годы, литературный процесс.

 

Характеристика литературы 20 века

 

Идеи жизнестроения и утопическое сознание -> отношения литературы с реальностью. Два периода: 1890е-1920е годы, 1920е-1950е годы.

Модернизм и реализм. Классицизм = время + место + действие. Романтизм – двоемирие (реальный мир и мир прекрасный). Реализм – изображение реальной жизни.

Модернизм: символизм (Блок, Белый, Гиппиус), акмеизм (Гумилёв, Ахматова, Мандельштам), футуризм.

Литература эмиграции, литература реализма, крестьянская литература, потаённая литература.

Центры русской миграции: Берлин (до 40-х годов), Париж, Нью-Йорк.

1918 год – роспуск всех независимых изданий.

1922 год – создание главлита (цензуры) – института, в который все произведения отправлялись на проверку.



1924 год – создание контроля над литературным процессом.

После 1922 года русские писатели стали публиковаться за границей, что воспринято как идеологическая диверсия. Показательный суд литераторов над литераторами, и этим писатели сами узаконили цензуру.

Вторая волна эмиграции произошла после войны в 1946 году. Третья волна – 70е-80е годы – «дети арбата» (деятели искусства).

1928-1932 годы – распускаются все организации, в 1934 году состоялся первый съезд советских писателей, на нём принят единый стандарт советской литературы – социалистический реализм.

 

Лекция 2

К следующей лекции учить Есенина.

 

20-е годы, здесь: Борис Поплавский, поэт и романист, Осипов, Адамович.

 

Особенности литературного процесса 20-х – 50-х годов 20 века в России:

· Литературный диктат

· Литература становится массовым делом (демократические массы) – «кухарка может управлять государством, а уж стихи и подавно может писать»

· Деление внутри литературы на пролетарских писателей и попутчиков – российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), «Левый фронт», «Перевал»



· Литературная война. Главная группа – РАПП

· Новый метод – социалистический реализм.

 

Появляется литература задержанная, андеграундная и т.д., не внесённая в литературный мир.

Начало 60-х годов – период оттепели. Публицистика, журналистика раскачала правду о жизни людей. Здесь журнал «Новый мир», Солженицын.

Есенин – утопист. Обязательно прочитать: «В хате».

 

Литература конца 19 – начала 20 века под общей рубрикой многообразия эстетических исканий, реалистическая, модернистская.

 

Первый образец литературы – французский. Позднее Ломоносов ввёл русский слог, русское стихосложение, русский язык высвобождается. Символизм, романтизм, реализм, модернизм, социалистический реализм, постмодернизм, неоавангард, изменяется реализм. Появляются прозаики: Куприн (реалист), Бунин, Горький, Шолохов.

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953) свой творческий метод не характеризовал никак. Гордился своей принадлежностью к древнему дворянскому роду, считал себя корневым русским человеком, не всякому подавал руку.

 

План:

· Творческий путь

· Темы и образный строй поэзии и лирико-философской прозы

· Творчество Бунина 1910-х годов, дилогия «Деревня» и «Суходол»

· Крестьянские и философские рассказы, «загадки русской души» и исторические судьбы России

· Публицистика Бунина («Окаянные дни»)

· Творчество периода эмиграции: вневременные проблемы бытия, трагизм духовной жизни человека, многоликая стихия любви в прозе 1920-х – 1940-х годов

· «Новое художническое зрение» в творчестве Бунина последних лет. Отказ от «литературности».



 

«Антоновские яблоки» - разные этапы осени разных лет. Движение времени, разрушение крестьянской жизни, уход уклада, культуры, ритуалов, запустение земли (и жизни). Сначала собирают яблоки, затем умирает крестьянка, опустел дом, потом приходит время традиционной охоты, а собак нет, в доме забиты окна, крестьяне как могут изображают охоту, в конце застолье и песня. У Бунина очень важно, что именно поют.

 

«Суходол» - важность повествования. Рассказывает дворовая девка. Люди лишены памяти, которая так важна для того же дворянского сословия. Нет заветов, преданий. Живут по настроению, под властью слухов и предрассудков. Играют роли. Живут «по книжкам». «Если в книге написано, что в любви должны быть страдания, значит, это правильно. Если в любви всё хорошо, нужно отказать возлюбленному и страдать, как в книге». Финал (?) – как символ беспамятства кобыла с розовыми копытами. Здесь могила деда, здесь – ещё один памятник старины, о котором давно забыли.

«Дурновка» - уклад деревенской жизни. Братья Красовы Тихон и Кузьма (олицетворяют две разные грани натуры) – один «хозяин», а другой «поэт». История рода. Что дали родители в наследство своим детям: землю, заветы, навыки, этические знания.

 

Лекция 3

 

Характерная черта Бунина – разрушение. Высокое и низкое. Аллегории завядания России, крестьянства.

Свадьба, где невеста вся заплаканная, причёска испорчена, платье помято (ехала в санях), у жениха венец сполз на уши и давит, гости сопрели в душной церкви. Молодожёну подарили старый котелок.

Кухарка, которая подаренный платок износила до дыр наизнанку.

«Мы не в изгнании, мы в послании».

Бунин старается найти не верх-низ (рай-ад), а равновесие, равенство (иудаизм, например).

Переменчивость настроений, шаткость образов. «Кто обработает, то и будет». Если Сергий Радонежский, то икона. Если Емелька Пугачёв – дубина.

Мотивы государственности, гибель в Библейской символике (апокалипсис).

Ожидание, что скоро всё кончится и придёт лучшая жизнь. Нет этического чувства – все правы. Любовь всегда права.

«Легче один раз красиво умереть за женщину, чем всю жизнь прожить с ней».

 

 

Леонид Николаевич Андреев (1871-1909)

 

Андреев прожил короткую жизнь, в два раза меньше Бунина. Умирает от разрыва сердца.

Философско-эстетические основы творчества Андреева:

· Проблема отчуждения

· Проблема Разума, рока, предательства и смерти

· Поэтика: экзистенциализм и отчуждение, абсурд антологический (бытие) и гносеологический (познание).

Пьеса «Жизнь человека». Человек думает, что всё неожиданно, но на самом деле всё предопределено.

Антологический абсурд. Бессмысленный и обречённый, но неизбежный. Бунт. «Проклинаю, не согласен». Рок. «Всё предопределено».

Гносеологический абсурд. «Я понимаю, что всё бессмысленно, но больше ничего не могу поделать».

Экспрессионистический стиль. Особенности стиля Андреева в том, что он моделирует ситуацию, создаёт катастрофы, испытания.

Сатирические рассказы.

Андреев счастливо познакомился с Горьким. Многие рассказы Андреев печатает за счёт Горького. «Баргамот и Гараська» - пасхальный рассказ о маленьком человеке. Ирония – после Пасхи всё возвращается на свои места.

Н.Б. – композиция рода кольца, трагедия безысходности, зло на мир (ребёнок). Отчуждение ребёнка, отчуждение человека от собственной сущности.

«Рассказ о семи повешенных» - яркий пример экспрессионизма.

 

 

Лекция 4

Следующая лекция – практическая работа. Тема: творчество Маяковского.

 

Философские и эстетические истоки русского символизма.

Первое модернистское течение в русской литературе – символизм. Это течение европейского масштаба. В Европе символизм появился раньше, с импрессионизмом. В России символизм ведёт свой отчёт с появления в 1892 году лекции Мерешковского «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе». Причина упадка – натурализм и публицистика.

Литература уходит в натурализм, теряет эстетическое и образное освоение действительности. Либо литература уходит в публицистику. Утрачивается беллетристичность, художественность литературы. Общий кризис эстетики.

Появились новые течения в русской литературе, которые содержат выход из кризисного состояния литературы. Бальмонт, Сологуб, Гиппиус, Брюсов. Сборник «Символы» Мерешовского. Отсюда название – символизм.

 

В сборнике указаны выходы из литературного кризиса:

· Мистическое содержание

· Расширение впечатлительности (импрессионизм)

· Феноменальное и ноуменальное. Трансцендентное (за пределами чувственного, реального, рационального).

 

Теург – творец, совершающий прорыв, выход в трансцендентные сферы бытия, в идею.

Шопенгауэр, Ницше (рождение трагедии с духом музыки), Соловьёв (софийность и всеединство). Это философские истоки символистов.

Кризис позитивизма. Революция в физике. Обращение к идеалистической философии. Обращение к сфере чувственного, к фантазии, воображению, ощущениям. Мир – идея, высший замысел. «Я Бог таинственного мира, весь мир в одних моих мечтах» - Фёдор Сологуб.

Соловьёв «Милый друг, иль ты не видишь» - основа для осмысления русского символизма. «Я сам», «шедевры» - названия ранних сборников Соловьёва.

«Я зову мечтателей, вас я не зову» - Бальмонт.

Воссоздание мифов и творение собственных мифов. ИвАнов, Белый. Символизм - философско-художественное течение. «Символизм как миропонимание». ИвАнов полемизирует с Шопенгауэром и Ницше.

Символистский роман – «Мелкий бес» Сологуба и «Петербург» Романова.

Гегелевская триада «истина, добро, красота» пересматривается в соответствии с современными условиями: кризис философии, религии, под сомнением категории Истина и Добро. Единственным неоспоримым и абсолютным остаётся Красота (категория). Красота – абсолютная ценность.

Философская эстетическая основа символизма – панестетизм (несомненна только Красота и Прекрасное) – познание мира в эстетических категориях: возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное и т.д. Нет социальных, политических, этических категорий и критериев. Всё через призму Прекрасного. «Этот ветер прекрасен, потому что он уносит безобразное».

Эстетизация всех сфер жизни. К мифу, к истокам прекрасного. К античности. Здесь воссоздание мифов и создание собственных мифов.

«Золото в лазури» - аргонавтический цикл Андрея Белого.

«Миф о недотыканке серой» Соловьёва.

«Миф о Прекрасной Даме» Блока.

 

Этапы развития русского символизма:

· 1890е – 1900е годы, кадетский период. Декадентство, отчаяние, безысходность, неприятие жизни, протест. «Старшие символисты»: Сологуб, Гиппиус, Брюсов, Мерешковский, Бальмонт.

· 1900 – 1907 годы, младший символизм. Миропонимание во всех сферах жизни, созидание новых форм жизни, человеческих отношений, прозрение. Молодые поэты. Блок, Белый, Соловьёв.

· 1907 – 1910 годы, кризис символизма. Появление постсимволистских литературных течений – акмеизм и футуризм.

 

Имморализм – за пределами добра и зла, освобождение от моральных оков. Моральный, аморальный, имморальный.

Форма, ассоциативный ряд, «музыка стиха» (ритмическое, интонационное богатство стиха).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.