Сделай Сам Свою Работу на 5

Факторы выживания рыбы при транспортировке





Лекция 2

Живая рыба

1. Живая товарная рыба.

2. Транспортировка живой рыбы в воде и без воды.

3.Факторы выживания рыбы при транспортировке.

4. Хранение живой рыбы.

Живая товарная рыба

Основными поставщиками живой рыбы являются озерно-прудовые и речные рыболовные хозяйства. В живом виде реализуют карпа, сазана, сома, щуку, линя, радужную форель, налима и рас­тительноядных рыб (белый амур, белый и пестрый толстолобик и др.).

Живую рыбу на товарные сорта не подразделяют. Заготавли­ваемую рыбу, предназначенную для всех видов обработки, под­разделяют по длине или массе на крупную, среднюю и мелкую. При этом для каждой группы определены минимальные длина и масса (ГОСТ 1368-91).

По длине подразделяют густеру, карася, линя, судака, плотву, угря, щуку, леща и другую рыбу. Например, живой лещ длиной менее 22 см относится к мелкому, от 22 до 30 — к среднему и более 30 см — к крупному.

По массе подразделяют белого амура, бестера, буффало, карася серебристого, карпа, сома канального, сазана, толстолобика, фо­рель. Например, при заготовке карпа выделяют две группы: карп массой 0,25-0,60 кг и карп отборный массой 0,6 кг и более.



При приемке живой рыбы проверяют, чтобы она была здоро­вой, свободной от паразитов (рачков и гельминтов), подвижной, упитанной, без отслаивания чешуи, ссадин. Рыба не должна иметься порочащих запахов (ила, нефтепродуктов) (ГОСТ 14896—81).

Показателями качества живой рыбы служат бодрость, выжива­емость и упитанность. Условно ее делят на три группы — бодрая, слабая и очень слабая.

У бодрой рыбы блестящая, плотно прилегающая чешуя, дви­жения плавников и всей рыбы энергичные, в воде она занимает нормальное положение (спинкой вверх), в спокойном состоянии держится у дна аквариума, поверхность тела чистая, без видимой слизи, травматических повреждений, паразитов и признаков за­болеваний. Извлеченная из воды, такая рыба энергично бьется в садке, а при опускании в воду быстро уплывает на дно.

Слабая рыба имеет серую окраску тела, вялые движения плав­ников, всплывает на поверхность, ее легко поймать руками. Такую рыбу следует сразу реализовывать или отправлять на переработку.

Очень слабая рыба почти полностью утрачивает естественную окраску тела, координация движений резко нарушается (она либо лежит на дне, либо вяло плавает на боку или вниз спиной). Ее необходимо немедленно удалить из аквариума и направить на реа­лизацию.



 

Транспортировка живой рыбы в воде и без воды

По пищевкусовым характеристикам живая рыба превос­ходит охлажденную и мороженую. Поэтому потребительский спрос на живую рыбу возрастает.

Перевозят живую рыбу в воде различными видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным (речным и морским), авиационным, гужевым. Применяют деревянные, металлические бочки, брезентовые чаны емкостью 250-500 л. В бочку объемом 250 л при темпе­ратуре воды 10~12°С можно посадить 1200-1600 карпов го­довиков. В брезентовые чаны загружаются на 1 м3 воды угря, карася, стерляди, линя, карпа — 500 кг, леща, щуки — 350-400 кг, сига, форель, лосось — 200-250 кг.

Автомобильным транспортом перевозят рыбу на расстоя­ния 100-150 км в пределах области. Используют бортовые машины, на которые устанавливают съемные цистерны, емкостью от 800 до 1600 кг товарной рыбы. Применяют и специализированные автомобили, оборудованные аэрационной установкой для продувки воздуха через воду.

Больше всего живой рыбы перевозится железнодорожным транспортом. Используются специализированные вагоны с принудительной аэрацией системы ВНИОРХ. Такой вагон оснащен специальной электростанцией, которая приводит в движение вентиляторы, насосы, обеспечивает освещение. В таком вагоне можно перевозить до 8 т рыбы и более, при снулости (гибели) до 5~8%. Нормы загрузки рыбы в вагон зависят от вида рыбы и температуры воды.



Водным путем живую рыбу перевозят в прорезях (сой­мах), живорыбных баржах, изотермических судах. Проре­зи представляют собой плавучие садки со щелями (около 2 см) в стенках. В холодной воде плотность посадки увели­чивается, в теплой — уменьшается. Скорость движения этого судна — 3-4 км/ч, при большей скорости рыба сдавливается, травмируется течением воды. Нормы загрузки рыбы в прорези зависят от температуры воды и вида рыбы.

Живорыбные баржи по размерам (длина до 60 м) значитель­но превосходят прорези, но устроены по тому же принципу. Емкость садков около 100 м3. Баржи тянут буксиром.

В изотермических живорыбных судах можно перевозить до 30 т рыбы. На каждый 1 м3 воды загружают в зависимости от вида от 30-40 (форели, сига) до 140-160 кг (карпа, линя, карася, сазана) рыбы.

На самолетах, вертолетах перевозят посадочный мате­риал, производителей, оплодотворенную икру и молодь рыб на разных стадиях развития и даже товарную рыбу, применяя для этого полиэтиленовые и хлорвиниловые пакеты емкостью 6—10 л.

При транспортировке живой рыбы требуется воды не ме­нее половины массы рыбы. Это делает транспортировку более дорогой и повышает розничную цену на живую рыбу. Поэтому проводятся исследования возможности транспортировки живой рыбы без воды, обычно на самолетах и вертолетах. Для сохране­ния продукции можно применять анестезию (наркоз), антибио­тики и низкие температуры.

Анестезией (наркозом) вызывают сон с потерей сознания и бо­левой чувствительности, при этом снижается степень накопления продуктов жизнедеятельности. Транспортировка под наркозом крупных рыб является желательной. Это уменьшает усилия по отлову и загрузке рыб и снижает их травмированность.

Разработана технология транспортировки гидробионтов в состоянии переохлаждения. Быстрым замораживанием рыбы без воды до -1-3 °С переводят ее в состояние устойчи­вого переохлаждения и поддерживая такую температуру осу­ществляют перевозку.

 

Факторы выживания рыбы при транспортировке

Для перевозки допускается здоровая, подвижная рыба без механических повреждений, с целым чешуйчатым покровом и кожей, без признаков заболеваний. Вывоз рыбы разрешает­ся при наличии ветеринарного свидетельства. Запрещается вывоз больной рыбы при ее массовом поражении, а также гибе­ли от неустановленных причин.

Перевозка рыбы в прорезях в водоемах, где есть инфекци­онные заболевания, не разрешается. Воду, в которой транспор­тировалась рыба, спускать в водоем не разрешается.

Необходимо учитывать много факторов, чтобы уменьшить снулость (гибель) рыбы при транспортировке: вид рыбы, анатомическое строение, плотность посадки, вид воды и ее температуру, насыщенность воды кислородом, сезонность и продол­жительность перевозки и др.

Анатомическое строение рыбы оказывает определенное влияние на возможность ее транспортировки в воде. Так, сельдевые имеют слабоудерживаемую чешую, при соприкосновении друг с другом частично теряют ее, загрязняют воду и быстро поги­бают. Судак и другие окуневые имеют первый колючий плавник, поэтому при плотной посадке травмируются, заболевают.

Температура воды существенным образом влияет на живу­честь рыбы при транспортировке. В холодной воде больше раство­ряется кислорода воздуха. Кроме того, замедляется дыхатель­ный ритм рыбы. С повышением температуры воды растворимость кислорода уменьшается, а потребление кислорода рыбой увели­чивается, что резко ухудшает условия перевозки.

Рыбы в процессе жизнедеятельности выделяют в воду зна­чительное количество слизи, которая является благоприятной средой для гнилостных микроорганизмов. В теплой воде микро­биологические процессы протекают интенсивно, при этом потреб­ляется много кислорода, и рыба погибает от удушья. Поэтому тем­пературу воды при транспортировке следует поддерживать в следующих пределах.

К теплолюбивым рыбам относятся сазан, карп, лещ, язь, белый амур, толстолобик, сом, линь, карась. К холодолюбивым относятся форель, стерлядь, сиг, пелядь, ряпушка.

Рекомендуемые температуры ниже тех, в которых обита­ет рыба. Понижение температуры вызвано стремлением умень­шить физиологическую активность рыбы, чтобы она меньше теряла массу, не потребляла много кислорода, не билась, не пугалась.

Рыба подвержена простудным заболеваниям от чрезмер­но холодной воды или в результате резкого охлаждения. Поэтому воду следует охлаждать постепенно — каждые 2—3 ч не более чем на 1-2 °С. Длительное пребывание рыбы при очень низкой температуре (0,2 °С и ниже) вызывает необратимый изменения в организме и приводит к снулости.

Основной причиной снулости рыбы при транспортировке является недостаток кислорода. Для дыхания рыбам необхо­дим кислород, растворенный в воде. Чем плотнее посадка, тем при прочих равных условиях более резко выражено кислородное голодание рыбы.

Для транспортировки рыбу необходимо подготовить. Ее отсаживают в заготовительные садки. За время подготовки (около 5 суток) жабры и кожные покровы рыбы освобождают­ся от песка и ила, кишечник — от остатков пищи, нервная си­стема приходит в норму.

Средой обитания рыбы является вода. Поэтому к ней предъявляются требования по запаху и вкусу, прозрачности, цвету, насыщенности кислородом, температуре, окисляемости. Для перевозки рыбы применяется дехлорированная вода. Содержание хлора более 0,5 мг/л вызывает гибель рыбы от паралича.

 

Хранение живой рыбы

Для бесперебойного снабжения населения крупных горо­дов живой рыбой осуществляют ее хранение на базах, которые имеют деревянные садки, устанавливаемые в водоемах. Дно и боковые стенки садков закрываются крышками. Плотность посадки рыбы в садки различная.

Сохраняемость рыбы зависит от многих факторов: условий и сроков хранения, времени года, вида и состояния рыбы и др. Снулость может достигать 15% и выше.

Специфика садкового содержания состоит в том, что рыба, не получая питания извне, голодает. Поэтому она неспособна не только к приросту, но и к сохранению первоначальной мас­сы. Энергию на поддержание жизнедеятельности рыба полу­чает за счет эндогенного питания, т. е. за счет собственных жировых накоплений. Уровень жировых запасов в теле рыбы каждого вида тесно связан с возможной продолжительностью жизни. Например, при летнем содержании карпа жирностью 12% средняя продолжительность жизни составляла 100 суток.Установлено, что в результате истощения карп и линь гибнутпри среднем содержании жира 0,5%, а сом — 2,8%.

По мере уменьшения жирового запаса сопротивляемость организма рыб снижается, увеличивается количество заболевших особей, и повышается зараженность паразитами.

В магазинах рыбу хранят в аквариумах в течение 1-2 дней. Распыляя воду сверху над аквариумом через форсунки Я обогащают ее кислородом и одновременно дехлорируют.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.