Сделай Сам Свою Работу на 5

Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте.





Практическое занятие №1 (2 часа)

Предмет и задачи возрастной психологии. Проблема возрастной периодизации. Движущие силы и закономерности психического развития в онтогенезе

Вопросы:

1. Предмет и задачи возрастной психологии. Структура психологии развития.

2. Понятие возраста. Факторы, определяющие психологический возраст.

3. Понятие развития, его виды, условия и источники психического развития.

4. Классификация периодизаций психического развития по Л.С. Выготскому.

5. Периодизация Д.Б. Эльконина.

6. Движущие силы психического развития: ССС, ведущая деятельность, возрастные новообразования, возрастные кризисные периоды.

7. Законы и закономерности развития психики в онтогенезе.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить краткий конспект по вопросам практического занятия.

2. Составить таблицу раскрывающую периодизацию психического развития по Д.Б. Эльконину.

3. Составить словарь новых терминов и понятий, встретившихся при подготовке темы и касающиеся вопросов развития психики человека в онтогенезе и периодизации, в рамках различных теорий.

Практическое занятие №2 (2 часа)



Основные теории развития психики в онтогенезе.

Вопросы:

1. Суть этологического подхода к объяснению поведения человека.

2. Сущность психического развития в психологической концепции З.Фрейда.

3. Теория Э. Эриксона и его периодизация психического развития.

4. Сравнение психоаналитической концепции и теории привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт.

5. Основные понятия концепции когнитивного развития Ж. Пиаже. Стадии созревания когнитивных структур ребенка.

6. Предмет исследования бихевиоризма. Необихевиористические подходы к объяснению сложных форм поведения человека.

7. Основное содержание теории конвергенции двух факторов. Проблема соотношения наследственности и среды в психическом развитии ребенка.

Задания для самостоятельной работы:

4. Подготовить краткий конспект по вопросам практического занятия.

5. Подготовить развернутый ответ и презентацию по вопросам 1-7 и единую презентацию по вопросам 8-10. Вопросы распределяются совместно с преподавателем. Одна презентация 2-3 чел.



6. Составьте сравнительную таблицу концепций психического развития (3. Фрейда, Э. Эриксона, Дж. Уотсона, Б.Ф. Скиннера, А. Бандуры, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского)

7. Составить словарь новых терминов и понятий, встретившихся при подготовке темы и касающиеся вопросов развития психики человека в онтогенезе и периодизации, в рамках различных теорий.

 

Практическое занятие №3 (2 часа)

Психическое развитие в младенческий и ранний периоды онтогенеза.

Вопросы:

1. Значение пренатального периода в развитии.

2. Кризис новорожденности. Коренные изменения образа жизни при переходе от пренатального к постанальному детству. Безусловные и ранние условные рефлексы. Комплекс “оживления”.

3. Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте и ее динамика.

4. Ведущий тип деятельности в младенческом возрасте и его развитие.

5. Возникновение и развитие психических процессов у младенца.

6. Формирование потребности общения.

7. Развитие сенсорных процессов и их связь с моторикой. Значение акта хватания для психического развития младенца.

8. Подготовительные стадии в развитии речи.

9. Общая характеристика развития раннего возраста.

10. Специфика предметно-манипулятивной деятельности. Формирование орудийных действий.

11. Характер игровой деятельности в раннем возрасте.

12. Развитие речи. Речь и общение.

13. Эмоциональное развитие в раннем возрасте

14. Депривация: типы и последствия.

15. Кризис трех лет.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить краткий конспект по вопросам практического занятия.



2. Раскрыть содержание пунктов указанных в приложении для младенческого и раннего возраста (отдельно для каждого из указанных возрастных периодов).

3. Составить словарь новых терминов и понятий, встретившихся при подготовке темы и касающиеся вопросов развития психики человека в онтогенезе и периодизации, в рамках различных теорий.

Приложениек заданию 2

1. Название периода

2. Границы возрастного периода

3. Ведущая деятельность по периодизации Д.Б. Эльконина

4. Кризисы в данном возрастном периоде, их причина

5. Сензитивный период для развития психических функций, процессов, явлений. Укажите название стадий различных периодизаций

6. Особенности познавательно-психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи, эмоций, чувств, воли

7. Личностные особенности

8. Психические новообразования по периодизации Д. Б. Эльконина

 

Практическое занятие №4 (2 часа)

Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Вопросы:

1. Социальная ситуация психологического развития ребенка в дошкольном возрасте.

2. Теории детской игры. Значение игры для психического развития ребенка.

3. Основные закономерности развития игровой деятельности.

4. Психологическая готовность ребенка к школе.

5. Другие виды деятельности дошкольника: изобразительная деятельность, элементарный труд и учение. Их роль в развитии психических процессов и личности ребенка.

6. Развитие психических процессов у дошкольника.

7. Кризис 7 лет.

8. Изменение социальной ситуации развития с поступлением ребенка в школу. Трудности первого года обучения.

9. Учебная деятельность, ее структура. Мотивы учебной деятельности.

10. Особенности познавательной деятельности младшего школьника.

11. Основные новообразования младшего школьного возраста.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить краткий конспект по вопросам практического занятия.

2. Раскрыть содержание пунктов указанных в приложении для дошкольного и младшего школьного возраста (отдельно для каждого из указанных возрастных периодов).

3. Составить словарь новых терминов и понятий, встретившихся при подготовке темы и касающиеся вопросов развития психики человека в онтогенезе и периодизации, в рамках различных теорий.

Приложениек заданию 2

1. Название периода

2. Границы возрастного периода

3. Ведущая деятельность по периодизации Д.Б. Эльконина

4. Кризисы в данном возрастном периоде, их причина

5. Сензитивный период для развития психических функций, процессов, явлений. Укажите название стадий различных периодизаций

6. Особенности познавательно-психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи, эмоций, чувств, воли

7. Личностные особенности

8. Психические новообразования по периодизации Д. Б. Эльконина

Задачи (ситуации) к практическому занятию

1) Учительница 1 класса М.И. очень эмоционально переживала неуспехи своих учеников, стараясь исправить их ошибки. При этом награждала их эпитетами: «бестолковый», «неуч», «растяпа», «неряха» и т.д. Да при этом прибавляла: «Ты всегда…», «Вечно ты…», «Ты вообще…».

Другая учительница 1 класса Ю.Н. видела в своих учениках одаренных мальчиков и девочек. И если даже что-то у них не получалось0 она старалась подчеркнуть сообразительность, ум, догадливость и т.д., даже если до успеха было еще далеко.

Дайте психологический анализ действий учителя.

2) Мама первоклассника Ивана (7 л. 5 мес.) сильно встревожена самочувствием своего ребенка в школе, с чем и пришла к школьному психологу. На второй неделе посещения школы ребенок все чаще стал рассказывать сложностях с учителем, о конфликтах с одноклассниками, нежелании идти в школу, а сегодня и вовсе отказался идти на первый урок математики и согласился пойти только на урок рисования. Чем, на ваш взгляд, может быть вызвана подобная ситуация и как ее можно скорректировать?

3)Проведите психологический анализ особенностей воспитания детей двумя мамами.

Первая старается во всем помогать своей четырехлетней дочери Оле, заранее выбирает для нее игрушки, одежду, еду и др. Ей кажется, что она лучше знает, что в каждом конкретном случает необходимо ее дочери. Например: «Вот тебе, - говорит мама, - новая игрушка, она хорошая и тебе понравится».

Вторая мама в воспитании Нины (4 г. 5 мес.) старается создать ситуацию, чтобы дочь могла сама себе выбирать игрушки, еду, одежду. Например, она говорит дочери: «Сегодня можно надеть яркое, красивое платье, но оно будет быстро пачкаться. А можно надеть другое, не очень нарядное, но не маркое».

В чем принципиальная разница в подходах к воспитанию детей с точки зрения руководства самодвижением ребенка?

4) Разговор двух мам. Одна из них с тревогой говорит: «Я слышала, что к 6 годам у ребенка пробуждается интерес к учению. Некоторые дети уже в 5 лет читают. Я все жду, жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появилось, хотя ему скоро идти в школу».

Какой фактор, влияющий на психическое развитие ребенка, не был использован мамой?

5) Мама Тамары (5 л. 9 мес.) хотела, чтобы ее дочь много знала и умела. Она решила заниматься с дочкой систематически. Мама многократно показывала ей, как класть кубики, чтобы построить дом. Рисование сводилось к копированию рисунков, сделанных самой мамой. Даже в игре дочери навязывались определенные действия.

Проанализируйте метод воспитания мамы.

6) Андрюша (6 л. 5 мес.), закатив истерику, еще помнит, что делает это, чтобы не пить горькое лекарство. Затем поток эмоций захлестывает его, он требует купить машинку. Это требование возникает лишь для того, чтобы продлить возникшую эмоциональную бурю. Допустим, машинку ему купили. Тотчас возникает новый повод для криков и слез. Чем объяснить подобное поведение Андрюши? Спрогнозируйте поведение ребенка, если ему постоянно будут уступать. Ваши действия в этой ситуации?

7) Мама жалуется другой маме: «Мой Петя (9 лет 9 мес.) с первого дня в школе дружил с Юрой из соседнего дома, вместе в школу, из школы. А сейчас раздружились, появился новый друг – Сережа, живет от нас далеко. Спрашиваю: «Что случилось?», не говорит. Объясните маме подобные изменения в жизни ее сына.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.