Сделай Сам Свою Работу на 5

Серверы и службы сети Интернет, сервис сетевых служб





Службы – это виды услуг, которые оказываются серверами сети Internet.

Технология WWW позволяет создавать гиперссылки, которые реализуют переходы не только внутри исходного документа, но и на любой другой документ, находящийся на другом компьютере, подключенном в данный момент к Интернету.

Гипертекст — информационная структура, позволяющая устанавливать смысловые связи между элементами текста на экране компьютера таким образом, чтобы можно было легко осуществлять переходы от одного элемента к другому.

Гипермедиа — это то, что получится, если в определении гипертекста заменить слово "текст" на "любые виды информации": звук, графику, видео.

Система WWW построена на специальном протоколе передачи данных, который называется протоколом передачи гипертекста HTTP.

WWW-cтраницы — гипермедийные документы системы World Wide Web. Создаются с помощью языка разметки гипертекста HTML.

Одну WWW-страницу на самом деле обычно составляет набор гипермедийных документов, расположенных на одном сервере, переплетённых взаимными ссылками и связанных по смыслу (например, содержащих информацию об одном учебном заведении или об одном музее). Каждый документ страницы, в свою очередь, может содержать несколько экранных страниц текста и иллюстраций. Каждая WWW-страница имеет свой "титульный лист" (англ. "homepage") —гипермедийный документ, содержащий ссылки на главные составные части страницы. Адреса "титульных листов" распространяются в Интернет в качестве адресов страниц.



Набор Web-страниц, связанных между собой ссылками и предназначенных для достижения единой цели, называетсяWeb-сайтом.

Электронная почта.

Электронная почта появилась около 30 лет назад. На сегодняшний день она является самым массовым средством обмена информацией в сети Интернет.

Подсоединенный к сети компьютер считается потенциальным отправителем и получателем пакетов. Каждый узел Интернета, посылая сообщение другому узлу, разбивает его на пакеты фиксированной длины, обычно размером 1500 байт. Каждый пакет снабжается адресом получателя и адресом отправителя. Подготовленные таким образом пакеты направляются по каналам связи к другим узлам.



При получении любого пакета узел анализирует адрес получателя и, если он совпадает с его собственным адресом, пакет принимается, в противном случае отправляется дальше. Полученные пакеты, относящиеся к одному и тому же сообщению, накапливаются. Как только все пакеты одного сообщения получены, они соединяются и доставляются получателю. Копии пакетов сохраняются на узлах – отправителях, пока не придёт ответ с узла – получателя об успешной доставке сообщения. Этим обеспечивается надёжность.

Для доставки письма адресату нужно знать только его адрес и координаты ближайшего почтового ящика. На пути к адресату письмо проходит несколько почтовых отделений (узлов).

Процесс поэтапного определения пути письма называется маршрутизацией (routing).

Электронная почта не требует одновременного присутствия обоих абонентов на разных концах линии. Сообщения, поступающие по e-mail, хранятся в специальном "почтовом" компьютере в выделенной для получателя области дисковой памяти (его "почтовом ящике"), откуда он может их выгрузить и прочитать с помощью специальной программы-клиента. Для отсылки сообщения нужно знать электронный адрес абонента. При качественной связи электронное письмо доходит в любую точку мира в течение нескольких минут.

Почтовые программы для персональных компьютеров используют разные протоколы для приема и отправки почты.

При отправке почты программа связывается с сервером исходящей почты, или SMTP-сервером, по протоколу SMTP .

При приеме почты программа связывается с сервером входящей почты, или POP3-сервером по протоколу POP3.Это могут быть как разные компьютеры, так и один и тот же. Имена серверов предоставляет пользователям провайдер.



Более современный протокол IMAP позволяет, в частности, выборочно копировать пришедшие письма с почтового сервера на компьютер. Для использования этого протокола необходимо, чтобы он поддерживался как провайдером, так и почтовой программой.

Преимущества E-mail в сравнении с обычной почтой:

Оперативность,

Надёжность,

Дешевизна.

Недостатки E-mail в сравнении с обычной почтой:

Опасность заражения вирусом.

Как известно, вся информация хранится в файлах. Файл может иметь различный объем и содержать абсолютно любую информацию. Именно поэтому в сети Internet за последние 15-20 лет скопилось огромное количество разнообразных файлов, доступ к архивам которым осуществляется с помощью службы передачи файлов FTP.

При этом не имеет значения, где эти узлы расположены и как соединены между собой.

Компьютеры, на которых есть файлы для общего пользования, называются FTP-серверами.

Сам ftp и средства доступа по ftp появились гораздо раньше Web - браузеров и языка HTML. И это не удивительно, так как передача двоичных данных с компьютера на компьютер всегда была главнейшей задачей Интернета.

В Интернет имеется более 10 Терабайт бесплатных файлов и программ. Любой пользователь может воспользоваться услугами службы FTP и с помощью анонимного доступа скопировать интересующие его файлы.

Кроме программ в FTP-архивах можно найти стандарты Internet, пресс-релизы, книги по различным отраслям знаний (и особенно по компьютерной проблематике) и многое другое.

Для работы пользователя со службой FTP существует множество программ FTP-клиентов, например, CuteFTP, Far,Windows Commander. Как правило, эти программы являются также файловыми менеджерами, то есть позволяют просматривать как информацию на локальных дисках, так и точно также на удаленных и выполняют функции копирования информации с удаленного диска на локальный диск.

Доступ к файлам на серверах файловых архивов возможен как по протоколу HTTP, так и по протоколу FTP. ПротоколFTP позволяет не только загружать файлы с удаленных серверов файловых архивов на локальный компьютер, но и, наоборот, производить передачу файлов с локального компьютера на удаленный Web-сервер, например, в процессе публикации Web-сайта.

 

ICQ.

ICQ - это способ общения в сети, который позволяет вести беседу с любым зарегистрированным в системе ICQ и подключенным в данный момент к Интернету пользователем.В настоящее время в системе ICQ зарегистрировано более 150 миллионов пользователей, причем каждый пользователь имеет уникальный идентификационный номер. Программа уведомляет о присутствии в данное время в Интернете абонентов из предварительно составленного списка и дает возможность инициализировать контакт с ними.

Для того, чтобы стать абонентом системы ICQ, достатаочно скачать программу ICQ-клиент с файлового сервера (например, www.freeware.ru) и в процессе ее установки на компьютер зарегистрироваться.

Служба удаленного доступа TELNET позволяет входить в другую вычислительную систему, работающую в Интернет, с помощью протокола TELNET

Эта программа состоит из двух компонент: программы-клиента, которая выполняется на компьютере-клиенте, и программы-сервера, которая выполняется на компьютере-сервере.

Telnet — простое и поэтому универсальное средство связи в Интернет.

В Интернет один и тот же узел сети может одновременно работать по нескольким протоколам. Поэтому крупные узлы сети сейчас обладают полным набором серверов, и к ним можно обращаться почти по любому из существующих протоколов.

Понятие домена и доменного имени

Одной из главных проблем расширения глобальной сети Internet яв­ляется проблема адресации. С одной стороны, постоянное расширение сети Internet привело к дефициту уникальных адресов для вновь подклю­чаемых узлов. С другой стороны, система адресации в такой сети должна быть универсальной и удобной для пользователя. Последнее обстоятель­ство особенно было важно с началом применения ресурсов сети не толь­ко специалистами, но и неподготовленными пользователями, не владею­щими тонкостями адресации в сети. Решающим аргументом для перехода к альтернативным способам адресации в сети, удобным для работы поль­зователей, было неудобство запоминания 32-битового кода, идентифици­рующего отдельный узел. Это неудобство проявилось сразу же, когда сеть использовалась узким кругом специалистов. Поэтому появились альтернативные формы записи 32-битового IP-адреса - десятичная (195.224.11.77) и шестнадцатеричная (OxffffffSO) . Послед­няя форма записи особенно была удобной для программистов, часто применяющих шестнадцатеричный алфавит для записи кода программы.

Впоследствии с появлением в сети различных сервисов (электронная почта и другие службы), а также с увеличением числа узлов и такая форма записи оказалась неудобной, поскольку достаточно сложно запомнить несколько цифровых адресов, даже в десятичной дот-нотации. Это обусловило появление в сети ARPANET принципиально нового способа адресации, заключающегося в присвоении узлам сети доменного имени. В данном случае правильнее говорить о новом способе именования узлов сети, поскольку доменное имя не является логическим адресом, например как IP-адрес, или физическим адресом, как, например, 6-байтовый адрес сетевого интерфейса. Доменное имя - это только лишь удобная для пользователя форма идентификации узла вычислительной сети (сервис).

Домен - группа узлов сети (хостов), объединенных общим именем, которое для удобства несет определенную смысловую нагрузку. Например, домен «ru» объединяет узлы на территории России, а домен «sport» -узлы, относящиеся к спортивным организациям или содержащие информацию о спорте, и т. д. В более широком смысле под доменом понимается множество узлов вычислительной сети, которые администрируются и поддерживаются как одно целое.

Доменное имя - это уникальный алфавитно-цифровой идентификатор узла (состоит из символов ASCII-кода - букв от А до Z латинского алфавита и цифр от 0 до 9, также допускается дефис «-»).

Служба доменных имен - DNS

Введение доменных имен поставило перед разработчиками задачу определения соответствия между доменным именем и логическим IP-адресом узла сети. Подобная задача разработчиками ARPANET была решена, когда для определения соответствия между логическим IP-адресом и физическим адресом сетевого интерфейса в пределах локальной сети были введены протоколы ARP и RARP. Однако для глобальной сети решение такой задачи является более сложным.

Первоначально, когда ARPANET состояла из небольшого числа узлов, соответствие между доменными именами и IP-адресами узлов перечислялись в одном файле (hosts.txt) в виде таблицы соответствия цифрового адреса имени машины.

Авторство создания этих таблиц принадлежит Джону Постелю. Именно он первым поддерживал файл hosts.txt, который можно было получить по FTP. Этот файл хранился в сетевом информационном центре Станфордскогоисследовательского института (SRI). Администраторы сетей передавали в SRI дополнения и изменения, происшедшие в конфигурации администрируемой ими сети. Периодически администраторы переписывали этот файл в свои системы.

В локальных сетях файлы hosts используются достаточно успешно до сих пор. Практически все операционные системы от различных версий Unix до Windows последних версий поддерживают эту систему соответствия IP-адресов именам хостов.

Пользователь для обращения к узлу мог использовать как IP-адрес узла, так и его имя. Процедура использования имени заключается в следующем: сначала по имени в файле hosts находят IP-адрес, а затем по IP-адресу устанавливают соединение с удаленным информационным ресурсом.

С ростом сети ARPANET это стало чрезвычайно затруднительно, поскольку файл увеличивался в размерах, а его пересылка по сети и хранение на каждом узле требовало значительных ресурсов. Однако главное неудобство заключалось в том, что такой способ не позволял оперативно учитывать все изменения в сети.

В 1984 г. в сети ARPANET стала использоваться служба, получившая название системы доменных имен (Domain NameSystem, DNS). DNS была описана Полом Мокапетрисом в двух документах: RFC-882 и RFC-883 (позже эти документы были заменены на RFC-1034 и RFC-1035).

В соответствии с RFC-1034 и RFC-1035, описывающими DNS, роль доменного имени в процессе установки соединения осталась прежней. Это значит, что главное, для чего используется DNS служба, - это получение IP-адреса узла сети. Исходя из этого любая реализация DNS является прикладным процессом, который работает над стеком протоколов межсетевого обмена TCP/IP. Таким образом, базовым элементом адресации в сетях TCP/IP с введением DNS остался IP-адрес, а доменное именование (система доменных имен) играет роль вспомогательного сервиса.

DNS состоит из трех основных частей:

пространства (множества) доменных имен (domain name space);

серверов доменных имен (domain name servers);

клиентов DNS (Resolver).

 

Пространство доменных имен имеет вид дерева (иерархии) узлов, как показано на рис. и подчиняется следующим правилам (RFC-1034): имя корня - пустая строка, т. е. полное имя обязательно завершается точкой ; каждый узел дерева должен быть помечен простым именем, вклю­чающим допустимые символы прописные и строчные буквы в доменных именах не различаются; допустимая длина простого имени не более 63 символов; доменные имена узлов, в пределах одного домена должны быть уни­кальны; допускается применение одинаковых доменных имен в разных доме­нах, как показано на рис., где доменное имя «.mil» используется для обозначения домена первого уровня и домена второго уровня, являющегосяподцоменом домена «.ru»; полное имя узла образуется из последовательности имени самого уз­ла и всех имен доменов, которые с ним связаны (снизу вверх по соот­ветствующей ветви дерева) до корня включительно, записываемых слева направо и разделяемых точками; например, как показано на рис., узлу «.Ekfacultet» соответствует следующее полное до­менное имя: «.Ekfacultet.urgi.rostov.ru»; максимальная длина полного имени - 255 символов, включая точки; максимальное число уровней дерева - 127; кроме полного (абсолютного) имени узла (FQDN, fully qualified domain name), допускается применение относительного (относитель­но некоторого опорного узла) имени, в этом случае завершающая точка отсутствует; поддерево доменных имен вместе со своим корневым узлом называ­ется доменом (подцоменом); например, обозначенная на рис. 73 ветвь относится к группе узлов («.Ekfacultet», «.Urfacultet», «.Phfacultet», «.Dizfacultet», «.Recfacultet») и поддоменов («.rostov» «.urgi»), входящих в домен «.га», а все узлы, показанные на рис. на самом ниж­нем уровне, входят в домен (подцомен) третьего уровня «.urgi» и т. д.; объединение узлов в домены является чисто логическим, т. е. не за­висящим ни от месторасположения, ни от IP-адреса, ни от способа маршрутизации.

В некоторых случаях, например при записи почтовых адресов, заключительная точка должна быть опущена. На практике применение доменных имен с числом уровней более трех затруднительно для пользователя.
Полное доменное имя узла используется как ключевая информация для поиска IP-адреса узла в базе данных, содержащей таблицы соответст­вия доменных имен и логических адресов.
Корень - это множество все узлов Internet. Данное множество под­разделяется на домены первого или верхнего уровня (top-level или TLD).
Корневой зоной Internet и системой корневых серверов управляет ICANN, в частности ICANN делегирует (передает) права управления зо­нами первого уровня gTLD (generic top-level domains, домены верхнего организационного уровня) иccTLD (country code top-level domains, на­циональные домены).
В соответствии с принятыми правилами право администрирования каждого домена первого уровня передаются одной конкретной организа­ции (оператору регистра; администратором доменной зоны «га» является РосНИИРОС). Зарегистрировать домен второго уровня, например в до­менной зоне «га», можно у одного из многочисленных регистраторов (коммерческие организации, имеющие доступ к общей базе данных опе­ратора регистра для данной доменной зоны).
Первоначально в ARPANET было 7 доменов верхнего организацион­ного уровня:

1. com (коммерческие организации);

2. edu (образовательные организации, в основном из США);

3. gov (правительственные организации США);

4. int (международные организации);

5. mil (военные организации США);

6. net (организации, обеспечивающие сетевую инфраструктуру);

7. org (некоммерческие организации).

В 90-х гг. к ним были добавлены следующие домены:

8. aero (организации, связанные с авиацией);

9. агра (используется для преобразования адресов в имена);

10. biz (коммерческие организации);

11. coop (кооперативы);

12. info (разное);

13. museum (музеи);

14. name (персональные домены);

15. pro (лицензированные профессионалы).

DNS - серверы в системе доменных имен

В Internet система доменных имен реализована в виде распределенной базы данных, включающей в себя серверы DNS, клиенты DNS (resolver), объединенные общим протоколом запросов к базе данных и обмена информацией между серверами.
Список доменов ccTLD базируется на стандарте 2-буквенных кодов государств и территорий (ISO 3166). Примеры доменов верхнего уровня ccTLD, соответствующие отдельным государствам, приведены в таблице

Информация, соответствующая каждому доменному имени, хранится в записях ресурсов RR (resource records) DNS-сервера. Основным типом хранимой информации является IP-адрес. Одному доменному имени может соответствовать несколько IP-адресов (в случае использования нескольких сетевых интерфейсов на компьютере). Кроме этого, в записях ресурсов может храниться дополнительная информация, например максимально допустимое время кеширования полученной информации (TTL, time to live).
В системе доменных имен различают несколько типов DNS-серверов.
В зависимости от типа отклика на запрос серверы делятся на авторитетные (authoritative) и неавторитетные (попauthoritative).
Авторитетный отклик (authoritative response) возвращают серверы, которые являются ответственными за зону, в которой описана информация, необходимая клиенту-DNS.
Неавторитетный отклик (поп authoritative response) возвращают серверы, которые не отвечают за зону, содержащую необходимую клиенту информацию. В зависимости от способа поддержания базы данных авторитетные DNS-серверы делятся на первичные (primary) и дублирующие (secondary).
Первичный сервер доменных имен является ответственным за информацию о конкретной доменной зоне и поэтому хранит эту информацию, загружает ее для ответов клиентам с локального диска узла, на котором он функционирует. Описание зоны этого сервера ведется непосредственно администратором зоны.
Дублирующий сервер доменных имен также является ответственным за эту доменную зону. В его функции входит дублирование первичного сервера на случай нарушения его работы. Кроме этого, дублирующий сервер, обрабатывая часть запросов, снимает нагрузку с первичного сервера.
Администратор дублирующего сервера не изменяет данные описания доменной зоны, а только обеспечивает синхронизацию базы данных дублирующего сервера с базой данных первичного сервера.
Примером такой организации является система корневых (root-servers) DNS-серверов Internet. Всего в сетиInternet 13 корневых DNS-серверов(табл.)

Число 13 определяется максимальным размером пакета UDP, который не будет фрагментирован в любой реализации (576 байт), в такой пакет как раз помещается ответ о 13 адресах.

Корневые серверы являются основой всей системы доменных имен, поскольку являются авторитетными серверами для корневой зоны и содержат ссылки на такие же серверы зон первого уровня или сами являются авторитетными серверами некоторых зон первого уровня (например, com. или net.).
На запрос о домене корневой сервер возвращает как минимум имя и адрес уполномоченного сервера домена первого уровня, в который входит указанный в запросе узел. Обратившись по полученному адресу, можно получить имя и адрес уполномоченного сервера домена второго уровня и т. д.
Из всего списка корневых серверов только один из них (A.ROOT-SERVERS.NET) является первичным, а все остальные дублирующие, хотя они содержат идентичную информацию.
Благодаря такой организации в 2002 и 2003 гг. с разницей в несколько месяцев Internet выдержал две глобальные атаки злоумышленников.
В первом случае, осенью 2002 г., массированная атака DoS (отказ в обслуживании), предпринятая против 13 корневых DNS-серверов, нарушила работу 8 из 13 серверов. Соответственно работоспособность сети сохранилась.
Во втором случае, в самом начале 2003 г. (25 января), червь (вирус) SQL Slammer вызвал одну из крупнейших и самыхбыстрораспростра-няющихся DoS-атак. Примерно за 10 мин вирус распространился по всей сети и нарушил работу 5 из 13 корневых DNS-серверов.

Сервис сетевых служб Internet

Кроме рассмотренных наиболее распространенных прикладных серверов, сетевой сервис Internet обеспечивается множеством сетевых служб, в основе функционирования которых также клиент-серверная архитектура.
Наиболее распространенными службами Internet являются:

Служба IRC (Internet Relay Chat, разговор в сети). Технология IRC была разработана в конце 80-х гг. финским студентом, занимавшимся проблемой улучшения качества интерактивного обмена информацией со своей электронной доской объявлений. В результате эволюции проектпревратился в службу Internet, поддерживающую множество увлекательных возможностей и «дружественный» интерфейс. Для подключения KIRC можно использовать любое доступное пользователю соединение к Internet.
Служба IRC предназначена для прямого общения двух и более пользователей в режиме реального времени. Чаще всего сервис службы IRC пользователи называют чат-конференцией или просто чат.
В системе IRC общение происходит только в пределах одного канала, в работе которого принимают участие несколько человек. Служба IRC позволяет пользователю организовывать закрытый канал и приглашать интересующих его участников чата (для так называемого приватного разговора).
Работа службы IRC обеспечивается IRC-клиентом и IRC-сервером, при этом в качестве «транспорта» для передачи данных по сети используется стек протоколов TCP/IP.
IRC-клиент устанавливается на компьютере пользователя и применяется для подключения к IRC-серверу, обслуживающему одновременно множество других IRC-каналов, а также для формирования интерфейса пользователя. Возможность настройки параметров IRC-соединения определяется программой-клиентом, установленной на компьютере пользователя.
IRC-сервер является ядром всей системы. IRC-серверы обеспечивают функции, необходимые для работы службы IRC: хранят информацию о доступных в настоящий момент каналах и зарегистрированных пользователях, поддерживают текущую информацию о пользователях, подключенных к IRC, и об установках, заданных ими.
При первом подключении пользователя к IRC-каналу необходимо пройти процедуру регистрации на сервере, в результате которой пользователь получает виртуальное имя - псевдоним (nicknames), под которым он будет участвовать в чате, и пароль для его аутентификации.
При подключении к IRC каждый пользователь должен ознакомиться с правилами, принятыми в данном чате. При этом пользователь должен подтвердить свое согласие на соблюдение этих правил.
Пример интерфейса пользователя для подключения к IRC-каналу показан на рис.
После успешной процедуры подключения пользователю непосредственно становится доступным содержание разговора чат-конференции, к которой он подключился.

На следующем рис. показан пример интерфейса чат-конференции. Все участники чата информируются о подключении нового пользователя. В правой части окна отображается полный список участников чата.
Пользователь может обращаться как ко всем участникам чат-конференции, так и индивидуально. В центре окна отображается содержание разговора, при этом сообщение начинается с псевдонима автора и псевдонима пользователя, которому адресовано это сообщение.
Из показанного примера видно, что информационный обмен (разговор) реализуется короткими текстовыми сообщениями, набираемыми с клавиатуры в специальном поле (на рис. в левой нижней части окна).

Служба ICQ (I Seek you - примерный перевод «я ищу тебя»). Технология ICQ была разработана компанией MirabilisLtd. (сейчас ICQ Inc.) в 1996 г.
Служба ICQ используется для поиска сетевого IP-адреса узла пользователя, подключенного в данный момент к сетиInternet. Как отмечалось ранее, не все узлы сети Internet имеют постоянный IP-адреса, а поскольку обмен данными между двумя узлами предполагает наличие IP-адреса, то соответственно и возникает задача определения текущего IP-адреса узла пользователя, с которым необходимо связаться.
Применение службы ICQ начинается с установки ICQ-клиента (например, программа ICQ2000) и регистрации пользователя на центральном сервере службы (www.icq.com), в результате которой каждому пользователю присваивается персональный идентификационный номер UIN (Universal Internet Number). Для аутентификации пользователя каждыйгдеUIN подтверждается паролем. Пользователи обмениваются между собой идентификационными номерами для последующего взаимодействия по сети.
После загрузки ICQ-клиент, установленный на узле пользователя, автоматически определяет текущий IP-адрес узла и сообщает его центральному серверу службы (например, www.icq.com), который в случае запроса другого пользователя выдает ему IP-адрес или сообщает, что пользователь не подключен. При этом возможна визуальная индикация состояний пользователя, отражающая его доступность, например: - недоступен, - вышел, - отошел, - невидим, - в сети, - занят. Кроме этого, ICQ-клиент автоматически через ICQ-сервер определяет состояние пользователей, UIN которых содержатся в списке клиента. Текущее состояние пользователей отслеживается в реальном времени.
ICQ-сервер обрабатывает запросы клиентов, а также хранит информацию обо всех зарегистрированных пользователях.
По мере развития Internet функции службы ICQ были расширены. Помимо основного назначения - определения текущего IP-адреса и обмена в реальном времени короткими сообщениями между пользователями, добавились функции передачи файлов, организации взаимодействия по принципу, напоминающему чат-конференции, и отправки отложенных сообщений (на случай, если пользователь не подключен).
Таким образом, пользователь взаимодействует со службой ICQ в режиме on-line (переводится как «на линии» или «на связи»), поэтому данная сетевая служба в соответствии с рассмотренной ранее классификацией предоставляет пользователю интерактивный сервис, который может быть, как коллективным (режим конференции), так и индивидуальным.
Gopher - это одна из первых служб навигации в сети, доставки файлов, а также интерфейс (шлюз) к другим сетевым протоколам и системам. Gopher предоставляет доступ к базам данных и услугам сети.
Работа со службой Gopher напоминает просмотр оглавления, при этом выбор требуемого ресурса связан с «переходами» по вложенным пунктам меню. Огромная популярность Gopher была связана с ее интегрирующими функциями и хорошей структуризацией сетевых ресурсов. По сути, служба Gopher в сети Internet была предшественницей более универсальной интегрирующей технологии WWW.
Служба Gopher также используется для поиска информации в ресурсах сети Internet, при этом поиск осуществлялся, по ключевым словам, и фразам.
WAIS (Wide-area Information Server) - служба, предназначенная для формирования и обработки запросов пользователей к совокупности баз данных на основе естественного языка. Функционально служба WAIS более мощное средство получения информации, чем Gopher, поскольку поиск ведется по всему тексту документа, а не только в заголовках. Пользователи формируют запросы на упрощенном языке без применения алгебры логики, что немаловажно, особенно для начинающих пользователей. Во многом такой подход формирования запросов для поиска информации реализован в современных поисковых машинах.
Archie и VERONICA - это службы поиска файлов на FTP и Gopher-серверах. Поскольку в Internet таких серверов много, то без употребления специальных средств, подобных Archie и VERONICA, очень сложно найти требуемый ресурс.
Служба Archie обеспечивает пользователю сетевой сервис по поиску файлов, хранящихся на общедоступных FTP-серверах, по имени (части имени) файла. Результат выполнения запроса к Archie содержит информацию об узлах, на которых хранятся файлы с именами, удовлетворяющими критерию поиска. Также предоставляется информация о размере файла, его имени и пути к нему в файловой системе сервера. Работу службы Archie обеспечивают соответствующие Archie-серверы, которые расположены по всей сети Internet и представляют собой распределенную базу данных о содержимом файловых серверов Internet. Взаимодействие пользователя с Archie-сервером может быть в двух режимах: on-line и off-line(«отключен от сети»). В последнем случае обращение к серверу реализуется посредством электронной почты.
VERONICA (Very Easy Rodent-Oriented Netwide Index to Computer Archives) - служба, предназначенная для поиска информации в Gopher-ресурсах по заголовкам пунктов меню.
Результатом поиска при использовании службы VERONICA является список заголовков пунктов меню, содержащих ключевые слова.

Общая характеристика службы E-mail

Электронная почта - одна из важнейших информационных служб современной сети Internet. Сущность электронной почты заключается в возможности обмена электронными сообщениями (письмами) между пользователями сети Internet.
Первое электронное письмо было отправлено Реем Томлисоном более 30 лет назад. Томлисон был первым не только в том, что написал программу для работы с электронной почтой, но и в том, что написал электронный адрес в таком виде, как он используется сейчас.
С тех пор электронная почта стала неотъемлемой составляющей повседневной работы пользователей сети. Популярность электронной почты обусловлена рядом факторов. Во-первых, электронная почта намного быстрее обычной почты. Во-вторых, при высокой оперативности обмена информацией электронная почта намного дешевле традиционных средств связи. В третьих, в современном электронном письме можно передать не только текст, но и графику, и звук, и даже видео.
Электронная почта в ряде случаев удобнее телефонной связи, поскольку позволяет поддерживать связь между пользователями, разделенными не только расстоянием, но и временем (электронная почта относится к классу сетевого сервиса с отложенным просмотром). Электронная почта способствует более быстрому обмену идеями и мнениями, а также позволяет проводить расширенные обсуждения, вовлекая в них даже тех специалистов, которые не находятся в непосредственной близости. Именно поэтому в основном электронная почта использовалась специалистами, работавшими над проектом Internet начиная с середины 70-х гг. XX в. Один из основателей Internet - Винт Серф отмечал:

«Для отложенного общения ничего лучше электронной почты пока не придумали»

Каждый пользователь электронной почты имеет собственный электронный почтовый адрес, однозначно идентифицирующий его почтовый ящик. Подобно тому как при организации обычной почтовой службы пользователь в зависимости от своего территориального адреса «привязан» к одному из местных отделений связи, так и пользователь электронной почты связан с одним из «электронных почтовых отделений связи», называемых почтовыми серверами.
Одно из принципиальных отличий в организации почты заключается в том, что в первом случае пользователь «привязан» к ближайшему почтовому отделению по месту нахождения, а в случае электронной почты почтовый сервер не обязательно должен быть территориально самым близким. Вообще для электронной почты географическое местонахождение почтового сервера непринципиально и выбор почтового сервера, как правило, связан с предпочтениями пользователя.
Как уже отмечалось, электронная почта относится к отложенному сервису, поэтому для хранения электронных писем, поступивших в адрес пользователя, применяются электронные почтовые ящики.
Электронный почтовый ящик - это область внешней памяти (поскольку используются внешние носители, напримернакопители на жестких магнитных дисках), выделяемая пользователю почтовым сервером для временного хранения электронной корреспонденции (как входящей после получения, так и исходящей до отправки по сети). Размер почтового ящика зависит от возможностей почтового сервера и может составлять от нескольких мегабайт до сотен мегабайт.

С недавнего времени и наиболее мощные русскоязычные почтовые серверы предлагают сервис в виде неограниченного по размерам почтового ящика.

Почтовые серверы получают электронные письма от клиентов и пересылают их по цепочке к почтовым серверам адресатов, где эти сообщения накапливаются. При установлении соединения между адресатом и его почтовым сервером почтовый клиент адресата автоматически считывает из почтового ящика поступившие письма.

Левая часть адреса электронной почты (Name), обозначающая имя пользователя, выбирается пользователем произвольно с учетом допустимых символов. Чаще всего (но не обязательно) данное имя применяется в качестве имени пользователя при доступе к почтовому ящику. Кроме имени пользователя (регистрационное имя) для доступа к электронному ящику назначается пароль, позволяющий аутентифицировать владельца.
Выбор символа «@» относится ко времени зарождения электронной почты и принадлежит ее автору Рею Томлисону. В то время Томлисон мог использовать только печатный терминал, который не поддерживал строчные буквы. Тогда он решил отделить имя пользователя от имени узла столь известным сейчас символом «@» (комбинация клавиш Shift и 2), показывающим, что этот адрес находится за пределами локальной сети.

Символ @ («эт» созвучен английскому предлогу at, т. е. «на»), как утверждал позднее Томлисон, был выбран осмысленно. Он показывает, что пользователь находится «на» другом месте, а не в локальной сети. электронной почты.


Правая часть электронного адреса полностью подчиняется правилам написания доменных имен для узлов сетиInternet. В данном случае справа от символа «@» записывается доменное имя почтового сервера, на котором зарегистрирован почтовый ящик пользователя.
Почтовые серверы получают электронные письма от клиентов и пересылают их по цепочке к почтовым серверам адресатов, где эти сообщения накапливаются. При установлении соединения между адресатом и его почтовым сервером почтовый клиент адресата автоматически считывает из почтового ящика поступившие письма.

Структура E-mail


В структуре службы E-mail выделяются 3 важных элемента, называемые агентами (рис.):

  • UA - пользовательский агент;
  • ТА - транспортный агент;
  • DA - доставочный агент.

Пользовательский агент, или клиент, в терминах клиент-серверной архитектуры, применяется для составления (создания) отправляемых и чтения полученных электронных писем в соответствии с протоколами электронной почты.
Почтовый клиент службы E-mail - это программа, устанавливаемая на компьютере пользователя, которая предназначена для создания электронных писем и их передачи от узла пользователя к почтовому серверу, на котором зарегистрирован почтовый ящик пользователя.
На сегодняшний день существует большое разнообразие клиентских почтовых программ. К ним относится, например, программа Microsoft Outlook Express, входящая в состав операционных систем семейства Windows. Более мощная программа, интегрирующая в себе, кроме поддержки электронной почты, и другие средства делопроизводства, Microsoft Outlook, входит в состав известного пакета Microsoft Office. Из других специализированных почтовых программ наиболее популярной является программа-почтовый клиент The Bat.
На рис. показан интерфейс почтового клиента Microsoft Outlook Express 6, входящий в состав операционной системыWindows ХР. Как видно, окно программы делится на несколько областей, отображающих папки для электронных писем по группам (например, Входящие, Исходящие и т. д.), список контактов, т. е. адресов пользователей. Кроме этого, показано поле с содержимым папки Входящие, в которой два электронных письма. В представленном примере самое большое поле отображает содержание одного из электронных писем.

Современный стандарт MIME предоставляет следующие возможности:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.