Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная перцепция и ее механизмы.





ЛЕКЦИЯ № 2.

Перцептивная сторона общения

Вопросы

1. Социальная перцепция и ее механизмы.

2. Взаимовлияние и взаимопонимание в межличностном общении.

 

Социальная перцепция и ее механизмы.

 

Общение, как уже говорилось, включает в себя три стороны:

1) обмен информацией - коммуникативная сторона общения;

2) обмен чувствами, восприятие людьми друг друга - перцептивная сторона;

3) обмен действиями, влиянием, взаимодействие - интерактивная сторона.

Перцептивная сторону общения - это процесс восприятия людьми друг друга и установление на этой основе взаимопонимания.

Перцепция – это процесс восприятия, способствующий взаимо-пониманию участников общения[1].

Существует ряд механизмов межличностной перцепции, к которым относятся:

· идентификация, эмпатия и аттракция (посредством которых люди осуществляют познание и понимание друг друга);

· рефлексия (познание самого себя в процессе общения);

· каузальная атрибуция (интерпретации поступков и чувств другого человека и прогнозирование его поведения).

В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы воспринимаем и как бы «читаем» его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных. Это чтение проистекает бегло, но позволяет нам понимать его поведение.



Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесенных с личностными характеристиками индивида и объяснение на этой основе его поступков. Поскольку в межличностном общении (МО) участвуют два человека, то попеременно они меняются местами. И каждый из партнеров сопоставляет себя с другим. При построении стратегии поведения приходится учитывать не только установки, мотивы, потребности другого, но и то как другой понимает наши потребности,

мотивы и установки. Именно эти феномены принято относить к социальной перцепции.

Как происходит и чем характеризуется процесс считывания человека человеком? На что, прежде всего, обращают внимание люди в процессе общения, как случаются неточности и эффекты восприятия?

Психологи считают, что человека прежде всего обращает внимание на:

· мимику (выражение лица),

· способы выражения чувств (экспрессия),



· жесты и позы,

· походку,

· внешний вид (одежда, прическа),

· особенности голоса и речи.

Увидев внешние признаки (одежду, прическу, макияж), поведение (совершаемые действия, эмоциональные реакции, мимику и т.д.), мы оцениваем то что увидели и делаем умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах своего партнера по общению. Сумма свойств, приписанных партнеру, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему, которое чаще всего носит эмоциональный характер и укладывается в рамки понятий «нравится/не нравится».

Представление о другом человеке зависит от уровня развития самосознания, от внутреннего мира человека, от его возраста.Считается, что дети наиболее ярко воспринимают и ориентированы на внешность (одежда, прическа, наличие отличительных признаков: униформа, очки и пр.), они лучше распознают эмоциональные состояния по выражению лица, чем по жестам. Было установлено, что взаимооценивание учителей и учеников часто не совпадает, поскольку они замечают разные признаки.

Профессия также накладывает отпечаток на процесс восприятия. Так, например, педагоги в значительной степени ориентированы на особенности речи воспринимаемого, милиционеры – на внешний вид, спортивные тренеры – на физическое сложение и т.д.

Очень важную роль в процессе восприятия имеют психологические установки.

Под установкой понимается готовность воспринимать и действовать, понимать и трактовать объект восприятия, мышления или будущих событий определенным образом. Установка действует на уровне бессознательного. Установки складываются в результате прошлого жизненного опыта человека и создают ему как преимущества, так и ограничения.



Психологические установки играют положительную роль, так как они:

· определяют устойчивый, последовательный и целенаправленный характер деятельности, позволяющий сохранить эту направленность в непрерывно меняющейся ситуации.

· освобождают человека от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность при выполнении стандартных процедур или встречавшихся ранее ситуациях.

Психологические установки играют и отрицательную роль, потому что они:

· выступают в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности;

· затрудняют приспособление человека к новым, изменившимся ситуациям.

Установки имеют три измерения:

· когнитивное измерение – это наши мнения, убеждения, это наш взгляд на веши, который является истинным

· аффективное измерение – положительные и отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они собственно и придают эмоциональную окраску установке и ориентируют нас на соответствующее поведение.

· поведенческое измерение установки – реакция человека, соответствующая его убеждениям.

Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается упрощенное устойчивое представление о каких-либо явлениях, предметах, людях. Стереотип – как бы уже привычный нам взгляд, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с этим явлением. Несмотря на то, что стереотипы не всегда точны, они позволяют нам существенно сократить время на то чтобы познать и оценить объект нашего внимания. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны профессиональные, этнические илинациональные стереотипы —представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянской души.

Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные "техники" общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики — это те, которые позволяют отнести Партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенно просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки.

Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам. Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. О превосходстве человека, например, в социальном положении мы обычно судим по ряду таких признаков, как место работы, статус, должность, звание, награды, внешний вид и атрибуты (одежда, украшения, прическа, драгоценности и т.п.), а также манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, смотрит и т.д.). Информация о превосходстве обычно так или иначе "закладывается" в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу. Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.

Действие фактора привлекательностипри восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики[2]. Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки "личные дела" учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями — красивых и некрасивых детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.

Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам. Итак: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты. Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия до этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.

И, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше до которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственным от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом "родстве души" была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается схема восприятия по фактору отношения к нам.

Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей как социальных существ главное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.