Сделай Сам Свою Работу на 5

Самопрезентация в условиях делового общения





Как сделать презентацию или самопрезентацию эффективной?

1. Эффект первого впечатления

Впечатление — образ, отражение, след, воздействие, влияние, эффект. Хочет коммуникатор или нет, планирует специально или пренебрегает, но первое впечатление формируется всегда.

Одно из правил эффективности общения гласит: у вас никогда не будет второго случая произвести первое впечатление. Народная мудрость утверждает: как придешь, так и прослывешь. Первое впечатление содержит эмоциональный и оценочный компоненты.

Исследования подтверждают, что в 75 % случаев первое впечатление оказывается верным.

Что фиксируется при формировании первого впечатления:

- Внешний облик.

- Оформление внешности.

- Экспрессия, внешняя выразительность.

- Выполняемые действия.

- Предполагаемые качества личности.

Очевидно, имеет смысл специально продумывать, как будет формироваться первое впечатление о вас, какие акценты уместно расставить в момент появления перед слушателями.

Эффект ореола

При формировании первого впечатления существует «эффект ореола». Он приводит к ошибкам социального восприятия.



Первый тип ошибок — ошибки неравенства: люди склонны переоценивать различные качества тех, кто превосходит их по какому-то параметру, существенному для них.

Известны эксперименты Алексея Бодалева, демонстрирующие ошибки неравенства. Двум группам взрослых людей предлагали описать человека по одной фотографии. Одной группе сказали, что это портрет героя, а другой — преступника. В зависимости от предлагаемого статуса человека изменялись и описания.

Вот описания преступника: «Этот зверюга что-то хочет понять, умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, массивная фигура... Человек опустившийся, озлобленный, неопрятно одетый, непричесанный. Очень злой взгляд». Вот описание по той же фотографии героя: «Молодой человек 25–30 лет. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма. Глаза — ничего не боящиеся. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое».



При ошибках неравенства схема восприятия такова. Встречая человека, превосходящего нас по какому-то значимому для нас параметру, мы оцениваем его более положительно, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого сами в чем-то превосходим, мы недооцениваем его.

Второй тип ошибок — ошибки, связанные с внешней привлекательностью: нравится человек внешне или нет. Если нравится (внешне!), то о нем складывается мнение как о хорошем, умном, интересном человеке — переоцениваются многие его данные.

Проводились психологические эксперименты: две группы учителей получали одно и то же дело ученика с весьма подробной информацией о нем. Но одной группе к делу дали заведомо привлекательную фотографию, а другой — непривлекательную. Просили оценить уровень интеллекта, характер, отношения со сверстниками, планы на будущее и многое другое. Привлекательному ученику учителя приписывали: высокий уровень интеллекта, отличный характер, высокий статус среди сверстников, блестящие перспективы и прочее, то есть переоценивали его по всем параметрам.

В то время как непривлекательный ученик был отрицательно оценен по всем параметрам.

Здесь мы имеем дело с фактором привлекательности. Чем более внешне (!) привлекателен для нас человек, тем более мы переоцениваем его по другим, невидимым пока для нас параметрам. Если же человек непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Третий тип ошибок — ошибки, образующиеся под действием фактора отношения к нам. Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, кто относится к нам плохо. Известны следующие исследования Роберта Нисбета[2] и Теренса Вильсона[3]. Студенты общались с новым преподавателем. С одной группой студентов преподаватель вел себя тепло, доброжелательно, с другой — отстраненно, холодно, подчеркивал социальную дистанцию. Студентов просили оценить преподавателя по разным параметрам, в том числе и по профессиональным знаниям. Те студенты, с которыми преподаватель был доброжелателен, оценили его гораздо лучше, чем те, с которыми он был холоден.



Три названные вида ошибок социального восприятия при формировании первого впечатления охватываются «эффектом ореола». «Эффект ореола» проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное — к недооценке неизвестного человека.

Очевидно, что человек, рассчитывающий повлиять на публику, может столкнуться с этими ошибками восприятия для осуществления «правильной», то есть работающей на его цели, самопрезентации.

Тактики самопрезентации

I. Тактика «Самоподстройка».

Прежде чем презентовать себя, необходимо изучить «потенциальную аудиторию», то есть её предпочтения, образ мышления, манеру поведения и общения, стиль внешнего вида – это основные мериле для исследования. Существуют и другие критерии – для более глубокого внедрения в сферу коммуникативного пространства определённой группы людей, но эта задача скорее для ЦРУ.

После тщательного исследования нужно начинать работу над собой, то есть «самоподстройку» под конкретную «потенциальную аудиторию» для «самопрезентации». Допустим, вы узнали, что ваши будущие партнёры увлекаются рыбалкой… Догадаться не сложно, что я хочу предложить. В этом деле главное не лениться, а проявить скрупулезность и воспитать в себе, что говориться, вовлечённость.

Или, ещё один пример, у вас экзамен по предмету «Концепция естествознания», не очень близкая вам тематика, мягко говоря. А вы вдруг (но мы-то знаем, что всё не «вдруг», а по заранее спланированному проекту) узнаёте, что экзаменатор более лоялен к работающим студентам. Конечно же, заранее готовится, а точнее, придумывается, речь о своей профессиональной деятельности, в которой, может быть, тоже пригождаются знания по «КСЕ».

С помощью такой тактики вы позиционируетесь в глазах тех людей, на кого, собственно, и направлена ваша «самопрезентация», как референт, достойный их внимания и почтения собеседник, слушатель, коммуникатор. Такая техника «самоподстройки» имеет характер «психологического поглаживания». Это самое эффективное влияние на людей. Вы как бы становитесь частью той группы, на которую хотите, так сказать, произвести впечатление. А они вас успешно принимают, так как путём категоризации «свой – чужой» бессознательно, или сознательно, это уже не имеет особого значения, относят вас к «своим». Успех такой «самопрезентации» гарантирован.

II. Тактика «Самопрезентация доминантности».

Есть другой способ «искусственной самопрезентации», который аналогично следует начинать с анализа «потенциальной аудитории». Он носит название «самопрезентация доминантности». Техника заключается в том, что вы презентуете себя как эталон, доминирующую личность в той группе, на которую оказываете соответственное влияние. Здесь вы выступаете в роли неформального лидера. Это тоже неплохая стратегия, только подходящая для групп «ведомых» людей. В аудитории с «лидерами» такой способ может с громом провалиться. Для того чтобы этого не случилось, необходимо хорошенько проанализировать данную аудиторию. К слову, под группой или аудиторией может пониматься также и один человек.

Существует множество методов «самопрезентации», и выбирать их нужно, не отходя от чёткого алгоритма:

Алгоритм самопрезентации

1. Анализ «потенциальной аудитории», на которую направлен процесс «самопрезентации».

2. Выстраивание, основываясь на первом этапе, стратегии вербального и невербального проявления собственной личности в соответствии с местом «самопрезентации» и временным промежутком её реализации.

3. Контроль и корректировка своих действий в соответствии с ситуацией.

4. Реализация «природной самопрезентации» вне контекста «искусственной».

 

Помните всегда о том, что вы и есть ваше лицо, «бренд», «имидж», «фирменный стиль» и все понятия с этим связанные. И в ваших же руках вуалировать, корректировать, изменять вас же самих, если, конечно, вы видите смысл в «искусственной самопрезентации».

Самопрезентация в условиях делового общения

Основной метод эффективной самопрезентации в условиях делового общения – это соблюдение делового этикета.

Деловой этикет, безусловно, является инструментом самопрезентации. Деловые манеры оратора можно рассматривать как инструмент построения отношений с аудиторией. Соблюдение оратором правил делового этикета — это сигнал для публики, что она значима, важна, уважаема. Хорошие деловые манеры оратора в публичном выступлении всегда замечаются аудиторией. Они проявляются в том, как он обращается со временем. Деловой этикет подразумевает, что начинать и заканчивать выступление необходимо вовремя: не на 5 минут раньше и не на 14 позже, а минута в минуту. В этом проявляется уважение к присутствующим. Четкое определение темы, плана и регламента выступления в начале — также составляющая хороших деловых манер оратора. Разумеется, четкое соблюдение регламента — необходимое требование к оратору. Специально отведенное время для ответов на вопросы публики, например, в завершении выступления или после каждой логической части, также абсолютно необходимо. Умение отвечать на вопросы, реагировать на замечания слушателей — также показатель мастерства публичного выступления и общей культуры оратора.

Комплименты аудитории — часть этикетной культуры. Например, в начале выступления можно сказать: «Я рад, что мне представилась возможность выступить перед такими специалистами, как вы», «Выступать перед вами — большая честь для меня» и т.д.

Этикет внешнего вида оратора подразумевает ухоженность, то есть безупречность в каждой детали внешнего вида: аккуратная прическа, невызывающая одежда, начищенная обувь, ухоженные руки, здоровый внешний вид и т.п. Во внешнем виде оратора также важна мера, ничего не должно быть «слишком». Если только отсутствие меры не является способом запомниться аудитории.

Деловой этикет регламентирует специфику речи оратора. Безусловно, стилистика речи, подбор выражений, выбор примеров и прочего зависят от особенностей аудитории. Понятно, что с разными целевыми группами необходимо говорить «на разных языках». Представим аудиторию, состоящую из топ-менеджеров, студентов, пенсионеров и т.д. Каждая из них требует адаптации речи к своей специфике и «перевода» замысла речи оратора на понятный данной аудитории язык. В то же время если говорить о бизнес-среде, то здесь одобряется правильный литературный язык. Дело в том, что грамотная речь свидетельствует об уровне образованности и общей культуры оратора и буквально выдает происхождение оратора и историю его жизни.

Для благоприятной оценки окружающих важно научиться мизансценироваться в пространстве, соблюдать правильную дистанцию в общении. Существует несколько пространственных зон, правильно располагаясь в которых, можно «успокоить» собеседника, вызвать его положительную реакцию. Различают интимную зону (до 45 см), в которую разрешается проникать только лицам, находящимся в тесном эмоциональном контакте с человеком. Личная зона (от 45 до 120 см) используется при обыденном общении со знакомыми людьми. Это дистанция приемов и официальных вечеринок. Социальная зона (от 120 до 400 см) - расстояние, на котором лучше всего общаться на официальных встречах с посторонними людьми. Зона публичная (более 4 м) удобна при общении с большими группами людей; и выступающему, и слушателям комфортнее воспринимать друг друга с этой дистанции.

Итак, самопрезентация - это умение эффектно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который не только нравится самому себе, но привлекателен для окружающих. Большинство людей осознанно или неосознанно стремятся влиять на процесс формирования впечатления о себе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.