Сделай Сам Свою Работу на 5

Нормы, институты и основные отрасли российского права.





Источники права

Правоэто один из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению.

Право не единственный социальный регулятор, в систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм: 1) обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.); 2) религиозные нормы; 3) нормы общественных объединений (корпоративные нормы); 4) нормы морали и др. Особое место занимают нормы права.

Правовые нор­мы — это общеобязательные правила поведения людей в обществе, возникающие не сами по себе как обычаи, а специально созданные и охраняемые государство. Будучи велениями государства, они обязательны для исполне­ния всеми, кто находится на его территории, независимо от их родовой принадлежности, и государство обеспечивает их соблюдение. Нормы устанавливают права и обязанности участников регулируемых отношений. Их разрабатывают специально созданные государственные органы. Эти органы на­зываются правотворческими, поскольку они творят, т.е. создают, уста­навливают нормы права.



Для контроля за соблюдением правовых норм создаются правоохранительные органы (полиция, жандармерия, про­куратура, милиция и др.). Они могут применять к нарушителям право­вых требований меры государственного воздействия вплоть до жестких мер принуждения (даже через смертную казнь).

Нормы права закрепляются в письменной форме в официальных актах государства. Рассмотрим признаки, отличающие нормы права от других социальных норм.

Во-первых, нормы права направлены на выполнение строго определенных, регулятивных, охранительных и иных функций, на достижение единых целей.

Во-вторых, нормы права установлены или санкционированы государством.

В-третьих, нормы права всегда имеют общеобязательный характер, нормы права имеют не персонифицированный характер. Это означает, что их требования обращены не к конкрет­ным лицам, а ко всем, кто окажется в тех обстоятельствах, на кото­рые рассчитано действие нормы, причем не только в настоящее вре­мя, но и в будущем. Если законом устанавливается размер штрафа за какое-то наруше­ние (например, Правил дорожного движения), то такой штраф взы­скивается со всех лиц, совершивших подобное нарушение, в течение всего времени действия данного закона. Следовательно, любая норма права рассчитана на многократное применение и обращена в будущее.



В-четвертых, нормы права всегда сохраняются и обеспечиваются государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными им процессуальными правилами.

Следовательно, нормы права или правовые нормы – это общее правило поведения, установленное или санкционированное государством направленное на регулирование общественных отношений.

Нормы права классифицируются в соответствии с различными критериями. В качестве последних могут быть характер и содержание норм права, предмет их регулирования, принадлежность к тем или иным институтам и отраслям права.

1. В зависимости от характера регулируемых ими отношений нормы права делятся на материальные нормы права и процессуальные нормы права.

Материальные нормы права регулируют экономические, политические, социальные, идеологические и иные отношения; определяют правовой статус граждан, их права и обязанности. Материальные нормы права опосредуют деятельность политических партий, государственных органов и организаций, должностных лиц. Ими определяются компетенция государственных органов, их структура, сфера деятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, форма правления, государственный режим, форма государственного устройства.



Процессуальные нормы права закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отраслях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право и др.

2. Нормы права классифицируются также в зависимости от их отраслевой принадлежности и их прямого отношения к тем или иным институтам права. По отраслевому принципу нормы права подразделяются соответственно на нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права.

3. В зависимости от характера содержащихся в них предписаний нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Под управомочивающими понимаются нормы права, предоставляющие возможность участникам правоотношений действовать тем или иным образом. В них акцентируется внимание на правах субъектов, на допустимости совершения ими определенных действий.

Специфика обязывающих норм права, заключатся в том, что они обязывают субъекта права совершить определенные положительные действия. В случае отказа лица совершить эти действия наступают негативные для него юридические последствия.

4. В зависимости от времени действия нормы права подразделяются на нормы постоянного действия, или обычные нормы (действуют до их отмены в установленном порядке), и нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу).

5. По месту действия нормы права подразделяются на нормы, распространяющиеся на всю территорию страны, и нормы, действующие на части территории (в пределах определенной административно-территориальной единицы или региона, например, Крайнего Севера).

6. В зависимости от круга лиц, на которые распространяется действие норм права, они подразделяются на общие и специальные нормы. Первые охватывают собой всех лиц, проживающих на данной территории. Регулятивное воздействие вторых распространяется лишь на определенную категорию субъектов права, например на ветеранов, военнослужащих, пенсионеров.

Роль права в жизни общества проявляется в том, что одни правовые нормы выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспе­чивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и дру­гих отношениях. Достигается это тем, что государство устанавлива­ет общие для всех участников таких отношений права и обязанности. Например, правила торговли или порядок наследования имущества умершего. С помощью других норм права осуществляется охранитель­ная функция, заключающаяся в том, что государство защищает от раз­личных посягательств жизнь, здоровье людей, их имущество и другие социальные ценности, устанавливая меры ответственности за убий­ство, кражу и другие опасные для общества деяния.

Структурными элементами системы права являются не только нормы права, но и их объединения в институты и отрасли права.

Институты права представляют собой относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений. Институты права функционируют в пределах отраслей права.

Например, Семейное право РФ включает институты, связанные с заключением брака, прекращением брака, правами и обязанностями родителей и детей, отношениями супругов, алиментными обязательствами, устройством детей, оставшихся без попечения родителей и др.

В трудовом праве России есть институты, связанные с заключением и осуществлением трудовых договоров, начислением и выплатой заработной платы, соблюдением трудовой дисциплины, оформлением и уходом на пенсию и др.

Институты права и нормы права, регулирующие большую группу общественных отношений образуют отрасль права.

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Так, совокупность норм права, опосредствующих трудовые отношения, образует отрасль трудового права России; нормы права, опосредствующие финансовые отношения, формируют отрасль российского финансового права; нормы права, закрепляющие и регулирующие земельные отношения, создают отрасль земельного права и т.д.

В зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права определенное положение. Ведущую роль среди отраслей российского права занимает Конституционное право. За ним в системе права следуют остальные отрасли права, а именно: административное право, гражданское право, трудовое право, финансовое право, экологическое право, земельное право, семейное право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др.

Отрасли права подразделяются на публичные и частные отрасли. К публичным отраслям относятся: Конституционное, административное, муниципальное право, финансовое, уголовное, арбитражно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Они выражают интересы государства, регулируют отношения между государством и частными лицами, для которых характерен принцип подчиненности.

К частным отраслям права относятся: Гражданское, семейное, банковское, трудовое, торговое, право и т.д. Они регулируют частные интересы, отношения граждан и частных объединений между собой. Для них характерен принцип равноправия участников.

Отрасль права может содержать подотрасли, включенные в отрасль. Например, Гражданское право содержит такие подотрасли, как обязательственное право, наследственное право, право интеллектуальной собственности и др.

Особое место среди отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются межгосударственные отношения. Международное право состоит из двух частей – международного публичного права и международного частного права.

Источники права

Анализ юридической литературы и правовой жизни разных стран показывает, что в мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права. Наиболее важными и широко известными источниками права являются следующие: правовые обычаи, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства, правовые договоры, правовые прецеденты.

1. Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и важнейших источников права. Разделяются Правовые обычаи, санкционированные государством (приобретают юридическую силу и обеспечиваются государством (обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, обычаи делового оборота и др.), а в случае их нарушения государственным принуждением) и Неправовые обычаи, которые обеспечиваются лишь общественным мнением.

2. Важнейшее место среди форм (источников) права ряда стран занимает прецедент. Под прецедентом понимается решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Существует два вида прецедентов: судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принимаемое административным органом).

Наиболее распространенной формой права является судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что в странах, где он признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права. В настоящее время это один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США и многих других стран.

3. Определенную роль в правовых системах разных стран играет правовой договор. В отличие от обычных договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли, обмена товарами и др. он содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех. В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место, например, Это могут быть и договоры, регулирующие взаимоотношения между государствами и государственными образованиями, так, например, на основе Федеративного договора от 31 марта 1992 г. строятся взаимоотношения между субъектами Российской Федерации в настоящее время. Действующая Конституция Российской Федерации устанавливает, что с помощью договоров могут регулироваться, также, взаимоотношения внутри субъектов Федерации (между субъектом и автономным округом).

4. Ярко выраженным примером правового договора может служить коллективный договор, регулирующий на предприятиях и в учреждениях между работодателем (администрацией) и работниками трудовые, социально-экономические и иные взаимоотношения.

5. Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты.

Понятие и особенности нормативно-правовых актов.

НПА - это выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством устанавливаются также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его издания.

Все нормативно-правовые акты подразделяются на два основных вида: законы и подзаконные акты. Основание их классификации – юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характеров самих издаваемых актов.

В каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия, т.е. система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов.

Вверху иерархии – нормативно-правовые акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими представительными органами. Эти акты – законы – обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным, актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют ведущую роль. Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти.

Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

В юридической литературе существует много определений понятия «закон». Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Если закон принят большинством голосов депутатов Государственной Думой РФ (нижняя палата Федерального собрания), он в течение пяти дней передается в Совет Федерации (верхняя палата Федерального собрания). Если ФЗ одобрен им в течение 14 дней, то закон считается принятым и в течение пяти дней поступает Президенту РФ, который в течение 14 дней подписывает и обнародует его. ФКЗ и ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней со дня подписания Президентом.

В РФ принятый законодательный акт вступает в действие по истечении 10 дней со дня официального опубликования. Официальное опубликование - это опубликование полного текста Федерального закона в "Парламентской газете", "Российской газете" и в Собрании законодательства РФ.

Правовые отношения

В любом обществе существуют самые разнообразные отношения между отдельными людьми, между людьми и различными органами и организациями. Значительная часть из них регулируется нормами права. Такие отношения существуют во всех сферах жизни общества, они создают в нем правопорядок, придают ему стабильный и целенаправленный характер. Их именуют правовыми отношениями, или, кратко, правоотношениями.

Правоотношение понимается как урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством.

Существуют разные критерии классификации правоотношений.

1. В зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются все правоотношения подразделяют на административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, трудовые и т.д. Следовательно, предметом отрасли права являются общественные отношения в определенной сфере - семейной, трудовой, наследственной, финансовой и т.д.

2. В зависимости от количества участвующих в правоотношениях сторон и характера распределения между ними прав и обязанностей различают односторонние, двусторонние и многосторонние правоотношения.

Основная отличительная особенность односторонних правоотношений заключается в том, что каждая из двух участвующих в них сторон имеет по отношению к другой или только права, или только обязанности, например, договор дарения, согласно которому у одной стороны имеется только субъективное право (требовать передачи подаренной автомашины, строения и т.п.), а у другой – только обязанность (передать подарок).

Характерным признаком двустороннего правоотношения является наличие у каждой из двух участвующих в нем сторон взаимных прав и обязанностей. В качестве примера могут служить договор подряда, найма, купли-продажи.

Отличительной особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон и наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении каждому субъективному праву одной стороны соответствует субъективная юридическая обязанность другой. Примером многостороннего правоотношения может служить любая гражданско-правовая сделка, в которой помимо двух основных сторон участвует третья сторона – посредник.

3. Существуют и другие критерии классификации правоотношений. Так, например, подразделение правоотношений на регулятивные, связанные с установлением субъективных прав и обязанностей сторон и их реализацией, и на охранительные, возникающие в случае нарушения субъективных прав и обязанностей сторон и способствующие их восстановлению и др.

Правоотношение состоит из трех обязательных элементов: субъектов, объекта и содержания правоотношения.

1. Под субъектом права понимаются физическое или юридическое лицо, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

К физическим лицам относятся все граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.

К юридическим лицам – государственные и общественные организации и учреждения.

Для того, чтобы лицо или организация имели право полностью распоряжаться своим имуществом, самостоятельно совершать сделки, быть участниками правоотношений, они непременно должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность означает установленную законом способность лица или организации быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Она выступает в качестве первоначального условия, общей предпосылки к участию в правоотношениях. Наличие правоспособности означает наличие юридической возможности у лиц своими действиями порождать субъективные права и юридические обязанности.

В правовой теории и на практике различают три основных вида правоспособности: общую, отраслевую и специальную.

Общая правоспособность – это способность любого лица или организации быть субъектом права как такового, вообще. Она признается государством за лицами с момента их рождения.

Отраслевая правоспособность означает юридическую способность лица или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каждой отрасли права сроки ее наступления могут быть неодинаковы.

Специальная правоспособность – способность быть участником правоотношений, возникающих в связи с занятием определенных должностей (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к определенным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохранительных органов и др.). Возникновение специальной правоспособности всегда требует выполнения особых условий.

В настоящее время правоспособность во всех странах рассматривается как всеобщий принцип, распространяется на всех граждан. Определенные ограничения устанавливаются лишь в отношении дееспособности граждан и организаций.

Дееспособность представляет собой установленную законом способность лица – участника правоотношений своими непосредственными действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Характер и объем дееспособности, как и правоспособности, определяются государством и закрепляются в различных нормативно-правовых актах. Дееспособность находится в тесной связи и взаимозависимости с правоспособностью.

Наличие ее является непременным условием для возникновения субъективных прав и юридических обязанностей.

У государственных и общественных органов и организаций – субъектов права, как правило, нет разрыва между правоспособностью и дееспособностью. Они возникают, осуществляются и прекращаются одновременно. Что же касается граждан, то здесь существует значительный разрыв, т.к. правоспособность возникает и признается государством за человеком с момента его рождения, а полная дееспособность – с момента достижения им совершеннолетия.

Признание лица полностью или частично недееспособным допускается лишь в том случае, когда оно вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими. Недееспособность лица может устанавливаться только судом и в том порядке, который предусмотрен гражданско-процессуальным законодательством.

2. Под объектом правоотношения иногда понимается то, на что направлено правоотношение или по поводу чего оно возникает. Можно выделить следующие их виды объектов правоотношения:

а) материальные блага, предметы материального мира – вещи;

б) результаты духовного, интеллектуального творчества (художественные или документальные фильмы, научные и художественные книги и т.п.);

в) поведение людей – их определенные действия или бездействие, а также последствия, результаты того или иного поведения;

г) личные неимущественные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей участников правоотношений и по поводу которых возникают у сторон юридические обязанности и субъективные права.

3. Содержанием правоотношения являются с одной стороны права и обязанности его участников - субъекта правоотношения, установленные нормативными правовыми актами или договором (соглашением) сторон, относящиеся к юридической составляющей правоотношения, а с другой стороны - поведение участников, действия или бездействие субъектов правоотношения, относящиеся к материальной составляющей правоотношения.

 

Вопросы для проверки знаний:

1.

 

 

Тесты для проверки знаний:

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.