ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ. ТЕОРИИ ЭЛИТИЗМА
Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». В повседневном языке оно имеет два значения. Первое из них отражает обладание какими-то интенсивно, четко и максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. В этом значении термин «элита» употребляется в таких словосочетаниях, как «элитное зерно», «элитные лошади», «спортивная элита», «элитные войска», «воровская элита» и т.п.
Во втором значении слово «элита» относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодального общества, элитой которого выступала аристократия. (Сам термин «аристос» означает «лучший», соответственно, аристократия — «власть лучших».)
В политической науке термин «элита» употребляется лишь в первом, этически нейтральном значении. Определяемое в самой общей форме, это понятие характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций. Теория элит стремится исключить нивелировку, усредненность в оценке влияния людей на власть, отражает неравномерность ее распределения в обществе, соревновательность и конкуренцию в области политической жизни, ее иерархичность и динамизм.
Научное употребление категории «политическая элита» основывается на вполне определенных общих представлениях о месте „ роли политики и ее непосредственных носителей в обществе. Теория политической элиты исходит из равноправности и равноценности или даже приоритета политики по отношению к экономике и социальной структуре общества. Поэтому эта концепция несовместима с идеями экономического и социального детерминизма, представленного, в частности, марксизмом, трактующим политику всего лишь как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики и классовых интересов. Из-за этого, а также вследствие нежелания правящей номенклатурной элиты быть объектом научных исследований, понятие политической элиты в советском обществоведении рассматривалось как псевдонаучное и буржуазно-тенденциозное и в позитивном значении не употреблялось.
Первоначально в политической науке французский термин «элита» получил распространение в начале XX в. благодаря трудам Сореля и Парето, хотя идеи политического элитизма возникли вне Франции в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории сколь-нибудь серьезного социологического обоснования еще не получили. Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX — начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.
Политическая элита - это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и в демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам и относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью.
Ее существование обусловлено действием следующих основных факторов:
1. психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
2. законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;
3. высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
4. широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей);
5. практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
6. политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне пол
В настоящее время существует много школ и направлений в развитии теории элит. Идеи Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса и других, входящих в так называемую макиавеллистскую школу, объединяет то, что ими признавались:
* элитарность любого общества, его разделение на властвующее творческое меньшинство и пассивное большинство;
* особые психологические качества элиты (природный дар и воспитание);
* групповая сплоченность и элитарное самосознание, восприятие себя особым слоем;
* легитимность элиты, признание массами ее права на руководство;
* структурное постоянство элиты, ее властных отношений. Хотя персональный состав элиты постоянно меняется, отношения господства и подчинения в своей основе остаются неизменными;
* формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть.
Современные теории элитизма по-разному трактуют политическую элиту и ее роль в обществе.
Сторонники ценностной концепции утверждают, что политическая элита – важнейший конструктивный элемент общества с наиболее высокими способностями и показателями в ведущих для всего государства сферах деятельности. Поэтому господствующее положение элиты выгодно всему обществу и совместимо с демократией.
В демократическом государстве с помощью выборов массы влияют на формирование элиты и в большей или меньшей степени контролируют ее. Развитая политическая элита является необходимым элементом демократического развития, так как обладает необходимыми для управления качествами и последовательно защищает ценности демократии.
Концепция множественности, или плюрализма, элит отрицает наличие политической элиты как единой относительно сплоченной привилегированной господствующей группы. В автономных центрах власти существует множество политических элит. Влияние каждой из них происходит в рамках той или иной сферы деятельности и контролируется со стороны базисных групп, которые она представляет. В странах Запада существует не единая господствующая политическая элита, а функциональные элиты, которые составляют лица, обладающие квалификацией, необходимой для выполнения весьма важных для общества руководящих функций. Французский политолог Р. Арон выделил пять следующих категорий управляющих: а) высшее политическое руководство; б) высшая гражданская администрация и военное руководство; в) владельцы или управляющие предприятиями, банками; г) лидеры профсоюзов и политических партий; д) руководители СМИ, интеллектуалы, священники.
Политическая элита анализируется американским политологом Р. Миллсом (1916–1962) в его книге «Властвующая элита» (1959). Правящая элита США подразделяется им на собственно политическую, государственно-бюрократическую, военную и корпоративно-управленческую. Миллс выделял четыре статусных уровня власти и типов элит:
1) господствующая элита – это продукт определенного способа производства материальных благ;
2) политическая элита – та часть господствующего класса, которая руководит обществом и является более активной;
3) правящая элита, с одной стороны, представляет собой элемент, а с другой – порождение политической системы;
4) властвующая элита наших дней олицетворяет собой сочетание экономического, военного и политического могущества.
По Миллсу, в условиях демократии активность большинства в политическом пространстве намного снижается, а властные полномочия в обществе осуществляются одним и тем же кругом лиц, который не подвержен влиянию большинства. Поэтому политика государства – политика властвующей элиты, которая прибегает к компромиссам и консенсусам в управлении обществом. Качества элитарности – богатство, социальное происхождение, воспитание и т. д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов Г.А. Политология. М.: Наука, 1994.– 266 с.
2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие для студентов, преподавателей и абитуриентов / К.С. Гаджиев. – М.: ИНФРА-М, 2005.
3. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов / Р. Т. Мухаев – М.: Приор, 2001.
4. Макорта Г.А. Политология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
5. Политология: учебник для студентов вузов /под ред. В. Н. Лавриненко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
6. Политология : курс лекций под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 2000.– 336 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|