Методы управления операционными затратами и условия их применения
Операционный анализ - один из наиболее эффективных способов, позволяющий анализировать влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции и в конечном счете на эффективность деятельности предприятия. Он позволяет путем моделирования отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Эффективность его определяется тем, что такой анализ объединяет маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.
Необходимым элементом операционного анализа является изучение структуры затрат, то есть соотношения переменных и постоянных затрат предприятия. Оптимальность их соотношения зависит от конкретных условий работы предприятия и воздействующих факторов, включая долгосрочную тенденцию и ежегодные колебания в уровне продаж и т. п.
Ключевыми элементами операционного анализа служат:
Ø операционный рычаг;
Ø порог рентабельности;
Ø запас финансовой прочности предприятия.
Операционный анализ часто называют анализом безубыточности, поскольку он позволяет вычислить такой объем продаж, при котором нет ни прибыли, ни убытка. Операционный анализ проводится в несколько этапов.
1 этап. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Валовая маржа (маржинальная прибыль)представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Желательно, чтобы валовой маржи хватило не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.
2 этап.Определяется коэффициент вклада в формирование прибыли. Он показывает, сколько маржинальной прибыли приходится на единицу выручки.
3 этап. Определяется порог рентабельности = постоянные затраты/ валовая маржа в относительном выражении к выручке – это такая выручка, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
4 этап. Зная порог рентабельности, можно определить запас финансовой прочностипредприятия. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.
5 этап. Определение операционной прибыли, т.е. прибыли за минусом всех затрат.
6 этап.Определение операционного рычага = Маржинальная прибыль / Операционная прибыль.
Таблица 1 – Методы управления операционными затратами
Методы
| Сущность метода
| Условия применения метода
| Директ-костинг (Direct costing)
| Постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли
| Разделение затрат на переменные и постоянные
| Абзорпшен-костинг (Absorption costing)
| В себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и накладные)
| Использование методов распределения накладных затрат, позволяющих наиболее точно установить величину накладных затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции
| Стандарт-кост (Standart costing)
| Для каждого вида затрат (материальных, трудовых и других) определяются обоснованные нормы расхода (стандарты) ресурса на единицу продукции. Затраты ресурсов по нормам и отклонения от норм потребления ресурсов учитываются отдельно
| Наличие системы стандартов (норм и нормативов)
| Метод АВС
| Деятельность предприятия рассматривается в виде процессов или рабочих операций. Сумма затрат предприятия в течение периода или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление совокупности соответствующих процессов и операций
| Выделение видов деятельности и операций по ним.
Расширение существующей системы бухгалтерского учета.
Дополнительное обучение персонала
| Таргет-костинг (target costing)
| На основании заданной цены реализации изделия и желаемой величины прибыли устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб предприятия. Обеспечивает целевую себестоимость на стадии планирования продукции. Является инструментом стратегического управления затратами
| Тесное горизонтальное взаимодействие между функциональными подразделениями предприятия.
Постоянное применение.
Организация постоянного контроля уровня затрат.
Надежность маркетинговых прогнозов и правильное позиционирование предприятия на рынке
| Кайзен-костинг (kaizen costing)
| Предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное и всеохватывающее их снижение
Обеспечивает целевую себестоимость в процессе производства продукции
Используется преимущественно в оперативном управлении затратами и контроле за их уровнем
| Постоянное применение.
Проведение непрерывных, относительно небольших усовершенствований производственных процессов, способных в совокупности дать значительный результат.
Вовлечение всех сотрудников в непрерывное совершенствование качества деятельности и создание необходимой системы мотивации
| | CVP-анализ (анализ точки безубыточности)
| Основывается на сопоставлении трех величин: затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли, соотношение которых позволяет определить выручку от реализации (объем реализации), которая при известных величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечит безубыточность деятельности или планируемый финансовый результат
| Соблюдение системы допущений (неизменность цены; разделение затрат на переменные и постоянные; отсутствие отклонения фактических постоянных и переменных затрат от плановых)
Для графического решения количество видов продукции не должно превышать 3-4
| | Бенчмаркинг затрат (Benchmarking)
| Предполагает сравнение состояния управления затратами на предприятии с предприятиями-лидерами для дальнейшего принятия решений в области управления затратами
| Правильный выбор предприятия-эталона
Наличие полной и достоверной информации об эталонных результатах и методах их достижения
| | Кост-киллинг (cost-killing)
| Направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и перспектив его развития. Используется в антикризисном менеджменте и управлении конкурентоспособностью
| Наличие полной и достоверной информации о состоянии затрат на предприятии.
Стремление руководства предприятия к снижению издержек.
Определенным образом построенная система мотивации персонала
| | LCC-анализ
| Затраты определяются на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляются с соответствующими доходами.
Применяется в стратегическом управлении затратами
| Наличие точных и детальных маркетинговых описаний состояния рынка и позиционирования продукции или услуг предприятия.
Четкая идентификация этапов жизненного цикла продукта
| |
Домашнее задание!!!!!!!!!!!!
1. История возникновения каждого рассмотренного выше метода. Оформить в тетради.
2. Рассмотреть пример решения задачи используя три любых метода (условия, формула, расчет).
3. Задача 1.
Предприятие выпускает 2000 изделий в месяц по цене 50 руб. При этом, прямые затраты на ед. изделия составляют: на материал – 15 руб., на рабочую силу – 6 руб., прочие прямые затраты – 5 руб. Постоянные расходы на ед. изделия составляют 12 руб.
На предприятие поступило предложение на поставку 1000 изделий по цене 40 руб. Рассчитать суммарную маржинальную и реализованную прибыль при двух вариантах цены. Сделать выводы.
4. Задача 2
Заполнить таблицу, обосновав произведенные расчеты. Сделать выводы.
Показатели (тыс. руб.)
| Варианты
|
|
|
|
| Предполагаемая цена единицы продукции
|
|
|
|
| Сумма переменных затрат на единицу продукции
| 8,12
| 8,23
| 8,48
| 8,34
| Постоянные затраты на объем выпуска
|
|
|
|
| Ожидаемый объем продаж, шт.
|
|
|
|
| Маржинальная прибыль на единицу продукции
|
|
|
|
| Суммарная маржинальная прибыль
|
|
|
|
| Прибыль от продаж
|
|
|
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|