Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4. Президент Российской Федерации





Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). - 10-е изд., испр. и доп. - Издательство Юрайт, 2016 г.

Раздел первый

Глава 4. Президент Российской Федерации

 

Глава о Президенте РФ открывает перечень глав Конституции, устанавливающих место федеральных органов государственной власти в системе публичной власти и их компетенцию.

Президентом традиционно именуется глава государства в странах с республиканской формой правления. На протяжении более чем 70-летней истории существования СССР и РСФСР единого главы государства конституция не предусматривала. Политическим лидером страны фактически был Генеральный секретарь ЦК КПСС. С ликвидацией монополии КПСС в политической системе государства был введен пост Председателя Верховного Совета СССР - высшего должностного лица СССР, а в марте 1990 г. на третьем Съезде народных депутатов СССР был введен пост Президента СССР. Первым и последним Президентом СССР был М.С. Горбачев. После этого посты президентов были учреждены в ряде республик в составе СССР. В соответствии с решением всероссийского референдума 17 марта 1991 г. пост Президента был учрежден и в России.



 

Статья 80

1. Главой государства считается должностное лицо, символизирующее единство государства и его народа, занимающее особое положение в системе государственных органов, неподотчетное иным органам государственной власти. Статус главы государства определяет место президента внутри страны и в международных отношениях как высшего представителя государства.

Президент РФ наделен широким кругом полномочий, которые он применяет, реализуя свой статус главы государства, самостоятельно, юридически независимо от других органов государственной власти РФ, но в тесном взаимодействии с ними. Получая свои полномочия от народа на основе всеобщих, равных и прямых выборов, он не подчинен никаким органам власти и не должен отчитываться перед ними. Ответственность за свою политику он несет только перед народом. При этом Президент РФ обладает сдерживающими полномочиями по отношению к органам законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы в свою очередь обладают "сдержками и противовесами" по отношению к нему.



2. Роль Президента РФ как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина весьма многогранна. Она выражается в том, что Президент РФ, реализуя свои конституционные полномочия, обеспечивает прямое действие Конституции на всей территории РФ.

Президент РФ вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о признании законов, актов Совета Федерации, Государственной Думы, представительных органов государственной власти субъектов РФ неконституционными (ст. 125 Конституции). Что касается актов органов исполнительной власти, Президент РФ может по мотивам их несоответствия Конституции и нарушения прав человека и гражданина отменить акты Правительства, приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ до решения вопроса соответствующим судом.

Важную конституционную функцию обеспечения охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности Президент РФ осуществляет, используя свои полномочия в сфере безопасности (п. "ж" ст. 83, ст. 88 Конституции), в военной (п. "з", "л" ст. 83, ст. 87 Конституции) и международной (п. "м" ст. 83, ст. 86 Конституции) сферах.

3. Основные направления внутренней и внешней политики Президент РФ формулирует прежде всего в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ. Эти направления должны соответствовать общедемократическим принципам устройства общества и государства, содержащимся в Конституции.

Участие Президента РФ в законодательном процессе, реализация иных полномочий, предусмотренных Конституцией, позволяют Президенту влиять на обеспечение определяемых им направлений внутренней и внешней политики в практической деятельности органов государственной власти РФ.



4. В силу своего статуса главы государства Президент РФ представляет страну во внутригосударственных и международных отношениях. Представительство во внутригосударственных отношениях реализуется при выполнении полномочий, непосредственно исходящих от государства: при решении вопросов гражданства, политического убежища и др. В международных отношениях Президент РФ представляет свою страну как полноправного субъекта международного права, в том числе подписывает международные договоры и соглашения, заключенные от имени Российской Федерации, ведет от имени государства переговоры, выступает с заявлениями и т.п.

 

Статья 81

1. Закрепление на самом высшем - конституционном уровне срока полномочий Президента РФ, принципов его избрания, требований к кандидату на этот пост, гарантий сменяемости главы государства, установление формы правового акта, регулирующего порядок выборов, гарантирует стабильность функционирования института Президента РФ.

В течение относительно небольшого срока с момента введения данного института подходы к продолжительности срока президентских полномочий менялись трижды: в 1991 г. был установлен пятилетний срок, после вступления в силу Конституции Президент РФ стал избираться на четыре года, после вступления в силу поправок к Конституции (с 31 декабря 2008 г.) срок президентских полномочий увеличился до шести лет. Указанная поправка реализована в отношении Президента РФ, избранного после ее вступления в силу.

Предложение о последнем изменении срока было внесено Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г. и обосновано необходимостью дополнительного ресурса для стабильного функционирования существующих демократических институтов.

Основные принципы избирательного права установлены в комментируемой статье только применительно к выборам Президента РФ, хотя они относятся ко всем выборам, проводимым в Российской Федерации. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" устанавливает в качестве одного из основных принципов выборов Президента РФ также свободное, добровольное участие в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, препятствовать его свободному волеизъявлению.

2. Конституция закрепляет ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента России, в частности устанавливает, чтобы кандидат на пост Президента в обязательном порядке был гражданином России. Конституция также закрепляет ценз оседлости (т.е. требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока). Этот срок составляет 10 лет. Конституция не определяет, идет ли речь о непрерывном сроке или возможно его составление из отдельных временных отрезков. Установлен также возрастной ценз для главы государства: Президент РФ не может быть моложе 35 лет. Данное требование обусловлено спецификой президентских полномочий, особой важностью функций главы государства, для осуществления которых необходимы большой жизненный опыт и навыки управленческой работы.

3. Запрет занятия поста Президента РФ одним и тем же лицом более двух сроков подряд является одним из ограничений президентской власти. Конституция не предусматривает никаких исключений из этого правила. В то же время не запрещено занимать этот пост одному и тому же лицу более двух сроков с перерывами.

4. Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации". В соответствии со ст. 102 Конституции и указанным Федеральным законом последние назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Днем выборов является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Выборы Президента РФ проводятся по федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Подготовку, проведение выборов и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии, которые в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Организующей выборы Президента РФ комиссией является Центральная избирательная комиссия РФ.

 

Статья 82

1. Обязательным атрибутом вступления Президента РФ в должность является присяга Президента. Она имеет важное юридическое и морально-психологическое значение. Именно с момента принятия присяги Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Торжественное принесение присяги Президентом РФ избравшему его народу имеет важный моральный аспект, так как провозглашение торжественной клятвы, транслируемое обычно всеми средствами массовой информации, налагает на Президента не только юридическую, но и моральную обязанность на своем высоком посту верно служить народу и защищать те общечеловеческие ценности, которые провозглашены Конституцией.

2. Конституция закрепляет торжественную обстановку принесения присяги как ее обязательный атрибут. Сценарий данной процедуры разрабатывается Администрацией Президента РФ.

Установление в Конституции круга лиц, в присутствии которых приносится присяга, имеет определенное значение, поскольку Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ - представительные учреждения. Они состоят из избранных представителей народа - всех его слоев и социальных групп, а также из представителей всех субъектов РФ. Обращаясь к ним, Президент РФ приносит свою клятву всему многонациональному народу России. Присутствие судей Конституционного Суда РФ как органа конституционного контроля подчеркивает легитимность выборов, значение соблюдения и защиты Конституции в осуществлении полномочий Президента РФ.

 

Статья 83

В комментируемой статье закреплены наиболее важные кадровые и некоторые другие полномочия Президента РФ. Компетенция Президента РФ реализуется по вопросам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент РФ имеет наибольший объем полномочий по отношению к органам исполнительной власти. Эти полномочия дают Президенту РФ возможность формировать Правительство РФ и контролировать его работу. Именно Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ. Хотя такое назначение осуществляется с согласия Государственной Думы Федерального Собрания РФ, последнее слово остается за главой государства (ст. 111 Конституции).

Право Президента РФ председательствовать на заседаниях Правительства РФ не сводится только к формальному ведению заседаний, он в отдельных случаях может взять руководство Правительством РФ на себя, давать непосредственно поручения и указания всем членам Правительства РФ, учитывая, что ряд министров так называемого "силового блока" - министры обороны, внутренних дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, иностранных дел, юстиции - подчинены ему непосредственно.

Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента РФ с Правительством РФ является его право принимать решение об отставке Правительства РФ. Конституция не устанавливает причин, по которым Президент РФ может принять такое решение. Оно может быть принято в силу нерезультативности социально-экономической политики Правительства РФ и по любым иным причинам. Конституция не устанавливает временных или иных ограничений для использования этого полномочия Президентом РФ.

Поскольку Президент РФ определяет основные направления внутренней политики, в том числе и финансово-кредитной, его влияние на эту политику осуществляется и путем участия в назначении на должность Председателя Центрального банка РФ.

Роль Президента РФ как фактического руководителя исполнительной власти проявляется не только в его взаимоотношениях с Правительством РФ, но и в праве формировать Администрацию Президента РФ, Совет Безопасности РФ, назначать полномочных представителей Президента РФ, высшее командование Вооруженных Сил РФ, дипломатических представителей.

Администрация Президента была создана Указом Президента РСФСР от 19.07.1991 N 13 "Об Администрации Президента РСФСР" (в ред. от. 28.06.2005) в качестве рабочего аппарата для обеспечения деятельности Президента РСФСР и вице-президента РСФСР, реализации конституционных полномочий Президента РСФСР. В настоящее время статус и полномочия Администрации Президента РФ регулирует Указ Президента РФ от 25.03.2004 N 400 "Об Администрации Президента Российской Федерации" (в ред. от 03.12.2013), который устанавливает, что Администрация Президента РФ является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляющим контроль за исполнением решений Президента РФ.

Основные функции Администрации Президента РФ - организационное обеспечение деятельности Президента РФ, Совета Безопасности РФ, консультативных и совещательных органов при Президенте РФ и обеспечение их взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти; подготовка предложений, рекомендаций и прогнозно-аналитических материалов по стратегии общей политики Российской Федерации; выработка предложений по законопроектной деятельности Президента РФ и иные направления деятельности.

Конституционное право Президента РФ назначать и освобождать своих полномочных представителей имеет большое значение для обеспечения взаимодействия Президента РФ с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, с российскими регионами. В Конституции не уточняется, о каких именно представителях идет речь. Указом Президента РФ от 13.05.2000 N 849 институт полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ был преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Представители Президента РФ работают в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ.

Взаимодействие Президента РФ с судебной властью не допускает вмешательства в деятельность судебных органов. Его полномочия связаны лишь с участием в формировании органов судебной власти. Освободить назначенных им судей федеральных судов или предложить Совету Федерации освободить от должности судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ Президент РФ не вправе.

Право Президента РФ представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ и его заместителей, а также вносить предложение об освобождении их от должности, назначать на должность и освобождать от должности прокуроров субъектов РФ направлено на обеспечение функции Президента РФ как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина и способствует повышению ответственности органов прокуратуры и усилению их влияния.

Президент осуществляет ряд важных полномочий в сфере обеспечения безопасности страны, формируя и возглавляя Совет Безопасности РФ. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 06.05.2011 N 590 "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации" (в ред. от 25.07.2014) (вместе с "Положением о Совете Безопасности Российской Федерации", "Положением об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам Содружества Независимых Государств", "Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам стратегического планирования", "Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности", "Положением о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации"). Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Важными полномочиями Президента РФ как гаранта суверенитета, безопасности и целостности страны является утверждение военной доктрины*(3), назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ.

 

Статья 84

В комментируемой статье определяются основы взаимодействия главы государства и парламента РФ. Конституция наделяет Президента РФ комплексом полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной Думы Федерального Собрания РФ и прекращение ее полномочий, так и на законодательную деятельность.

Глава государства в соответствии с Конституцией и Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" назначает выборы Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В целях непрерывности деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти и обеспечения прав граждан Российской Федерации на периодические выборы Закон устанавливает, что, если Президент РФ не назначит выборы в установленный законом срок, они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ.

Право Президента РФ распустить Государственную Думу Федерального Собрания РФ ограничено Конституцией. Оно может применяться главой государства только в случаях и в порядке, установленных ст. 111 и 117 Конституции. Это полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих параличом власти в стране.

Президент РФ обладает значительными полномочиями, дающими ему возможность участвовать в законодательной деятельности Федерального Собрания РФ. Реализуя право законодательной инициативы, Президент РФ предлагает принятие новых законов и внесение изменений и дополнений в действующие. Ему также принадлежит право инициирования пересмотра Конституции и внесения конституционных поправок.

Президент РФ имеет возможность оказывать влияние на содержание законов путем использования права вето, т.е. права не подписывать закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации. По Конституции он не только подписывает, но и обнародует законы посредством их официального опубликования и доведения до сведения граждан иными способами. При этом Президент РФ руководствуется Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания".

Одним из средств влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания РФ является ежегодное послание Президента РФ парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Правовая природа послания Президента РФ четко не определена. В нем Президент РФ озвучивает основные направления внутренней и внешней политики, которые он определяет в соответствии со ст. 80 Конституции.

Власть Президента РФ производна от народа. Поэтому его право назначать референдум - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни - можно рассматривать и как обязанность выносить важнейшие вопросы и законопроекты на суд народа. Порядок инициирования, назначения и проведения референдума регулирует Федеральный конституционный закон "О референдуме в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

 

Статья 85

1. Конституция закрепляет роль Президента РФ как координатора органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Согласительные процедуры, которые может использовать Президент РФ для разрешения разногласий, возникающих между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, выражаются в обсуждении и поиске согласованных решений, которые должны приниматься с учетом интересов многонационального народа Российской Федерации и не нарушать прав и законных интересов субъектов РФ, не нарушать закрепленные в основах конституционного строя РФ принципы федеративного устройства. Если такие решения не будут найдены, Президент РФ с целью разрешения противоречий может обратиться в суд. Конституция не конкретизирует, в какой судебный орган может обращаться Президент РФ. В предусмотренных ст. 125 Конституции случаях споры рассматриваются Конституционным Судом РФ. Иные споры и противоречия могут быть вынесены на рассмотрение судов общей юрисдикции и арбитражных судов в соответствии с их полномочиями.

2. Важным средством обеспечения статуса Президента РФ как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина является возможность приостановления Президентом РФ действия актов органов исполнительной власти до решения вопроса судом. В данном случае речь может идти об актах органов исполнительной власти субъектов РФ, принимаемых по предметам совместного ведения. Если такие акты приняты в субъектах РФ по предметам исключительного ведения Российской Федерации, они, очевидно, должны быть приостановлены как неконституционные. Акты органов исполнительной власти субъектов РФ, если они приняты в пределах их исключительного ведения, не будут противоречить Конституции и законодательству РФ. Если противоречия существуют, это означает, что орган субъекта РФ, принявший акт, вышел за пределы своих полномочий. Такие акты также должны быть приостановлены. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 N 849 одной из функций полномочного представителя является внесение Президенту РФ предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов, находящихся в пределах федерального округа.

 

Статья 86

В комментируемой статье в развитие норм ст. 80 Конституции сконцентрированы основные полномочия Президента РФ в сфере внешней политики. Самое важное из них содержится в п. "а" - это руководство внешней политикой РФ.

Формы осуществления такого руководства многогранны: подготовка послания Федеральному Собранию РФ, в котором определяются и основные направления внешней политики; назначение на должность министра иностранных дел, который находится в непосредственном подчинении Президента РФ; назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания РФ дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях и др.

Контакты с руководителями иностранных государств и международными организациями являются важной частью внешней политики страны. Как глава государства и лицо, осуществляющее руководство внешней политикой России, Президент РФ ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты, верительные и отзывные грамоты.

Действующая Конституция не дает прямого ответа на вопрос о том, какая из палат Федерального Собрания и в каком порядке ратифицирует международные договоры и соглашения, подписываемые Президентом РФ. В соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" ратификация договоров РФ осуществляется в форме федерального закона. О ратификации международного договора Президент РФ подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ.

По Конституции Президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Верительная грамота свидетельствует о том, что данное лицо назначено полномочным представителем соответствующего иностранного государства. Отзывная грамота удостоверяет факт прекращения полномочий представителя иностранного государства в связи с окончанием его миссии и вручается перед его отбытием из России.

 

Статья 87

1. Президент РФ, как и президенты ряда зарубежных государств, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Этот статус позволяет ему реализовать свои функции по охране суверенитета и целостности государства, гаранта прав человека, которые могут обеспечиваться лишь в условиях мира. В качестве Верховного Главнокомандующего Президент РФ осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами РФ. Он непосредственно руководит Минобороны России, осуществляет предусмотренные Конституцией полномочия по утверждению военной доктрины РФ, назначению и освобождению высшего командования Вооруженных Сил РФ, введению военного положения, присвоению высших воинских званий. Полномочия Президента РФ в военной сфере более подробно регулируют Федеральный закон "Об обороне" и Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".

2. Осуществление важного полномочия Президента РФ по введению военного положения на всей территории РФ или в отдельных ее местностях Конституция связывает с определенными условиями: во-первых, оно может быть введено только в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России; во-вторых, Конституция обязывает Президента РФ незамедлительно сообщить об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента РФ о введении военного положения подлежит утверждению Советом Федерации.

Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении" (в ред. от 12.03.2014) определяет военное положение как особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии с целью создания условий для отражения или предотвращения агрессии.

3. Особый режим военного положения, при котором могут быть ограничены некоторые права и свободы человека и гражданина, обусловливает принятие федерального конституционного закона по этому вопросу, а не обычного, текущего закона. Необходимость ограничения прав и свобод, провозглашенных Конституцией в качестве высшей ценности, должна быть поддержана квалифицированным большинством в обеих палатах представительного органа РФ.

В период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией правами и свободами за некоторыми исключениями. В частности, закон устанавливает обязанность граждан выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам; являться по вызову в указанные органы и военные комиссариаты; выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях указанных органов, участвовать в порядке, установленном Правительством РФ, в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования; предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.

 

Статья 88

Одним из важных полномочий Президента РФ как гаранта суверенитета, целостности государства, прав и свобод человека и гражданина является его право введения на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения. Президент РФ может использовать это полномочие не по своему усмотрению, а только по основаниям, предусмотренным федеральным конституционным законом. Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" устанавливает, что чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Указ подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ в срок, не превышающий 72 часов с момента его обнародования.

 

Статья 89

К компетенции главы государства традиционно относится решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища, вручения государственных наград и званий, помилования. В Конституции не конкретизируется, какие вопросы гражданства решаются Президентом РФ. Они предусмотрены Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации".

К компетенции главы государства отнесены вопросы приема в гражданство РФ и восстановления в гражданстве в общем порядке; выхода из гражданства РФ в общем порядке; отмены решений по вопросам гражданства РФ. Президент РФ утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации. По вопросам гражданства Президент РФ издает указы.

Основания и порядок предоставления Президентом РФ политического убежища урегулированы ст. 63 Конституции, Декларацией о территориальном убежище (принята 14 декабря 1967 г. Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН) и Положением о порядке предоставления политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" (в ред. от 12.07.2012).

Перечень наград России определен Указом Президента РФ от 02.03.1994 N 442 "О государственных наградах Российской Федерации" (в ред. от 07.09.2010). Единый перечень почетных званий РФ законом не установлен, действуют самостоятельные положения о каждом из них. Высшие специальные звания, например классные чины для работников судебной системы, прокуратуры, органов юстиции, устанавливаются соответствующими законами и подзаконными актами.

Традиционное для главы государства право помилования подчеркивает гуманистический характер государственной власти. Актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим ходатайством. Решение о помиловании принимаются только в отношении тех лиц, по делам которых вынесенный судом обвинительный приговор вступил в законную силу. Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (в ред. от 25.06.2012) утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, определяющее порядок и сроки рассмотрения таких ходатайств.

 

Статья 90

1. Полномочия Президента РФ реализуются в основном путем принятия им правовых актов. По Конституции актами Президента РФ являются указы и распоряжения. Решения Президента РФ, носящие нормативный характер, т.е. содержащие общие правовые предписания неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение, как правило, оформляются указами. Указы Президента могут носить и индивидуальный характер. Ими оформляются решения о назначении на должность и освобождении от должности лиц, которых Президент РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ вправе назначать и освобождать, а также по вопросам гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами РФ, присвоения почетных званий, высших воинских и высших специальных званий. В форме указа принимаются решения и по вопросам помилования.

В отличие от указов распоряжения Президента - это в основном организационно-оперативные акты, они имеют вспомогательное значение и чаще всего регламентируют организационно-технические вопросы, деятельность Администрации Президента РФ, решение некоторых кадровых вопросов.

2. Большое значение для обеспечения единства правовой системы страны и ее эффективного функционирования имеет конституционная норма о том, что указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Они имеют прямое действие и не нуждаются в одобрении каким-либо органом.

По Конституции указы и распоряжения не должны противоречить не только Конституции, но и федеральным законам.

Контроль за соответствием актов Президента РФ Конституции обеспечивается Конституционным Судом РФ.

 

Статья 91

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.