Сделай Сам Свою Работу на 5

История пиратства и его современное состояние





Негосударственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Институт управления»

 

(г. Архангельск)

ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра юридических дисциплин

Уголовное право (особенная часть)

РЕФЕРАТ

 

Тема:"Пиратство (ст.227 УК РФ): история и современность (уголовно-правовые аспекты)"

Выполнила:

Студентка 3 курса

34 юз-б

Факультет:

Юридический

030900.62

Павлова А.С.

Проверил:__________________

г. Иваново, 2015

 

Пиратство (ст.227 УК РФ): история и современность (уголовно-правовые аспекты)

 

Содержание:

1.Введение

2.Понятие пиратства по ст.227 УК РФ

3.История пиратства и его современное состояние

4.Заключение

5.Список литературы

 

Введение

Темой данной работы стала уголовная ответственность за такое преступление против общественной безопасности как пиратство.

Если рассматривать на бытовом уровне, то в настоящее время под пиратством подразумевают скорее преступление в сфере авторского и патентного права, чем морской разбой, что с юридической точки зрения неверно. Данное исследование посвящено пиратству как морскому разбою.



 

Казалось бы, какая речь может идти о пиратстве, когда на дворе XXI век?Актуален ли данный вопрос в современной России? В реальности дело обстоит иначе: с развитием науки и техники совершенствуются и технологии осуществления пиратами своих замыслов. На сегодняшний день можно констатировать: морской разбой процветает. Конечно, очаги совершения этого преступления локализованы, но оно носит все же международный характер.

 

Российская Федерация имеет достаточно благоприятное географическое положение относительно создания условий для совершения морского разбоя: все северное побережье большую часть года сковано льдом, и у судов практически нет возможности выходить в море, а что же касается южных морей, то они внутренние, поэтому из-за поделенности на акватории между государствами несколько сложно осуществить данное деяние. Тогда возникает вопрос, актуально ли пиратство для России? Можно с полной уверенностью говорить, что да. В подтверждение этому можно привести несколько доводов.



Во-первых, хотя совершение морского разбоя во внутренних морях осложнено, но все же возможно. Имеется судебная практика, в которой выносились приговоры в отношении лиц, обвиняемых в преступлении, квалифицированных по составу ст. 227 Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ).

Во-вторых, глава 2 УК РФ говорит о действии уголовного закона во времени и пространстве, а также по кругу лиц. В соответствии с ней преступления, совершенные в пределах территориального моря Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие УК РФ распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

 

Как видно из содержания главы 2 УК РФ, к уголовной ответственности по российскому законодательству за данный состав преступления может быть привлечено практически любое лицо, если будет доказано, что оно совершило морской разбой либо на российском судне, либо против интересов Российской Федерации, либо против гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего на территории Российской Федерации лица без гражданства.

 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что актуальность данного исследования несомненна.

 

Понятие пиратства по ст.227 УК РФ

Пиратство-это нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения.Пиратство-многообъектный состав преступления. Основным непосредственным объектом пиратства являются общественные отношения, обеспечивающие свободу и безопасность морского и речного судоходства, регулирование движения судов. Дополнительным объектом могут быть: жизнь, здоровье, отношения собственности, в том числе собственность, принадлежащая иному государству или организации; нормальные отношения с тем или иным государством и т.д.



Предмет преступления: морское и речное судно, имущество. В российской юрисдикции дело может оказаться в трех случаях:

1. если объектом нападения явилось судно, находящееся в территориальных водах Российской Федерации;

2. если предметом нападения явилось судно, принадлежащее Российской Федерации, независимо от того, в открытом море или в территориальных водах Российской Федерации произошло нападение, поскольку территория судна считается территорией РФ;

3. если в нападении на судно другой страны в открытом море участвовали граждане РФ.

Во всех случаях (кроме случая нападения российских граждан на российское судно в наших территориальных водах) дело может рассматриваться как в российских, так и в зарубежных судах. Но при этом следует иметь в виду, что согласно Конституции РФ гражданин РФ не может быть выдан другому государству, поэтому, если россиянин участвовал в нападении на иностранное судно в международных водах, но был задержан в России, он должен быть осужден российским судом.

 

Объективная сторона преступления выражается в нападении на морское или речное судно. Обязательным признаком объективной стороны является способ: применение насилия либо угроза его применения.

 

Состав преступления имеет сходство с разбоем (ст. 162 УК), отличие - в объекте и месте нападения. При пиратстве нападение происходит на судно, находящееся на водном пути. К тому же насилие или угроза насилием при пиратстве могут быть и не опасные для жизни или здоровья. Если судно, на которое осуществлено нападение, находится в порту, то нападение, сопряженное с насилием, опасным для жизни или здоровья, или угрозой такого насилия с целью завладения чужим имуществом, следует квалифицировать как разбой.

 

В процессе нападения при пиратстве может использоваться и психическое насилие, о чем прямо указано в диспозиции ч. 1 ст. 227 УК РФ путем закрепления такого признака как «угроза применения насилия».

 

К пиратству приравниваются, в частности, захват и задержание судна, причинение физического вреда экипажу и пассажирам, потопление судна, грабеж и разбой имущества, обстрел судна и т.п. В соответствии с Конвенциями 1958 и 1982 гг. «пиратством признается также нападение с воздуха, с летательных аппаратов, выразившиеся в обстреле и бомбардировке судна».

 

Умышленное убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК) требует дополнительной квалификации.

История пиратства и его современное состояние

Пиратство (от греч. peiratés — грабитель, разбойник), морской разбой, в международном праве незаконный захват, ограбление или потопление торговых и др. гражданских судов, совершаемые в открытом море частновладельческими или государственными судами. К пиратству приравнивается нападение во время войны кораблей, подводных лодок и военных самолётов на торговые суда нейтральных стран.

 

Пиратство исторически появилось одновременно с развитием мореплавания. В Древней Греции, например, пиратство считалось одним из законных способов обогащения наравне с морской торговлей. В средние века морские пираты (особенно так называемые корсары) не только занимались разбоем, но и захватывали невольников, вели торговлю рабами, грабили приморские города и селения, требовали от них выкупов и даже собирали дань. Уже тогда в силу большого материального ущерба и человеческих жертв это деяние считалось опасным преступлением и наказывалось весьма жестоко - виновных лиц либо топили, либо вешали на рее корабля без суда и следствия.

 

Пиратство использовалось некоторыми государствами для борьбы за господство на море и для захвата новых земель. С середины XVII в. вплоть до 2-й половиныXIXв. наряду с пиратством широкое распространение в практике крупных морских держав получил узаконенный морской разбой (каперство). На протяжении длительного времени он наносил ущерб интересам государств, подрывал принцип свободы судоходства в открытом море.

 

Приход третьего тысячелетия не избавил человечество от такого древнего порока, как пиратство.

 

Нападения на морские суда наносят значительный экономический ущерб государствам, которые используют морские пути для транспортировки коммерческих грузов. Существует опасность нанесения значительного ущерба морской среде и прибрежным странам в случае нападения на суда с экологически опасными грузами.

 

Помимо прямого захвата и грабежа судов в море, на якорных стоянках и даже в портах существует и новое проявление пиратства – похищение доверяемых грузов с использованием ранее угнанных судов с пиратскими экипажами и фальшивыми документами на регистрацию судна и груз (так называемые «фантомные» суда). После продажи груза совершенно в другом месте, нежели порт назначения, «фантомное» судно, как правило, заново перекрашивается, переименовывается и перерегистрируется под другим флагом.

 

Ныне нападению подвергаются практически все виды судов – от крупнотоннажных танкеров, сухогрузов, контейнеровозов до пассажирских судов и яхт.

 

Отмечается возрастающая жестокость пиратов и соответствующий рост числа погибших. Так, если в 1994 г. не погиб ни один член экипажа потерпевших судов, то в начале нового века погибло свыше 200 человек.

 

Многостороннего международного соглашения, в котором было бы дано общепризнанное определение пиратства и скоординированы методы борьбы с ним, не существовало до второй половины XX века. Хотя на международном уровне делалось немало попыток дать общее определение пиратства и закрепить его как преступление в договорной форме. Но каждый раз эти попытки встречали сопротивление государств, имеющих отличные интересы, прежде всего, это стремление защитить свой суверенитет, исключить неправомерные действия в отношении своих граждан в пределах морских пространств. Правовое закрепление определения пиратства имело место в основном в двусторонних международных договорах и законодательстве отдельных государств. В большинстве же прибрежных государств деяния подобного характера и поныне квалифицируются по самым различным статьям их уголовного законодательства.

 

Пиратство как преступление международного характера получило договорное закрепление в Конвенции об открытом море 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. В этих международных договорах международное сообщество подвело некоторый итог поискам общеприемлемого определения пиратства.

 

В современном международном праве сложились обычные нормы, согласно которым пиратские суда и их экипажи не должны пользоваться защитой какого-либо государства. Пиратское судно может преследоваться в открытом море, а в случае сопротивления его могут потопить военные суда любого государства. Экипаж такого судна подлежит уголовному преследованию и наказанию, а само судно — конфискации по законам захватившего государства. Военные суда любого государства, если у них возникли достаточные основания подозревать, что какое-либо судно занимается морским разбоем, имеют право задержать подозреваемое судно.

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены вопросы, связанные с характеристикой пиратства в свете уголовного законодательства РФ и актуальность пиратства в современности.

 

Проблема пиратства остается одним из актуальных аспектов, оказывающих влияние на торговое судоходство в определенных районах РФ. Наиболее древние проблемы человечества оказываются и наиболее живучими. Данное обстоятельство скорее свидетельствует лишь о необходимости принятия кардинальных мер и выделении больших ресурсов с разработкой долгосрочной программы. Сегодня проблема морского пиратства становится одной из составляющих борьбы с терроризмом. Она уносит человеческие жизни и отрицательно влияет на развитие торговых связей. Общее удорожание морских перевозок из-за угрозы нападений отрицательно сказывается на экономических показателях производственной деятельности российского торгового флота, следовательно, и на налоговых поступлениях в российский бюджет. В Морской Доктрине Российской Федерации прямо отмечается, что "активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством" является одним из направлений деятельности государства. На самом деле Россия лишь декларирует свое участие в этой борьбе, полагая, что сегодня данная угроза для нее несущественна. Более того, она пока даже не стремится обозначить свой интерес к деятельности уже существующих международных структур по борьбе с пиратством.

 

По моему мнению, современная РФ недооценивает проблему пиратства, на самом же деле данная проблема до сих пор актуальна,несмотря на то,что морских преступлений стало меньше,чем,например в средневековой России,где люди могли перемещаться,либо перевозить товар на дальние расстояния в основном только морскими путями. Но несмотря на то,что преступлений такого вида стало меньше, морскими путями пользуются и по сей день, и проблема пиратства ни куда не исчезла.

 

Список литературы

Современное международное право. В 3-х т. Т.1/ Под ред. С.Ю. Колосова. – М. : «МИР», 2004.С.421

 

Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 4.10.2010).

 

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко. - М., 2000.

 

Уголовный кодекс Российской Федерации. Постатейные материалы / Под ред. В.М. Лебедева и С.В. Бородина. - М., 1998.

 

.Питулько К.В, Коряковцев В.В. Уголовное право. Особенная часть. - М., 2010 -256 с.78

 

Уголовное право России. Особенная часть (под ред. Ревина В.П.) - М., 2010 -392 с.22

 

Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть: Учебник для вузов (под ред. Иногамовой-Хегай Л.В., Рарога А.И., Чучаева А.И.) Изд. испр., доп. - М.: Инфра-М Контракт, 2006. - 739 с.23

 

Уголовное право РФ. Особенная часть (под ред. Иногамовой-Хегай Л.В. и др.) 2-е изд. - М., 2008 - 800 с.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.