Сделай Сам Свою Работу на 5

Психология несовершеннолетних





1. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии (характеристика подросткового возраста).................................................................................. 2

2. Подросток и преступление........................................................................... 5

2.1. Концепция "двойной неудачи"............................................................... 6

2.2. Примерная типология объединений с девиантным поведением и антисоциальным сознанием:...................................................................................................... 6

3.2.1. Количественные и качественные характеристики криминальной направленности группы:........................................................................................................ 6

3.2.2. Типология членов группировок:...................................................... 8

Необходимость выделения для самостоятельного исследования преступности несовершеннолетних объясняется многими причинами.

Во-первых, важностью и масштабностью задач по охране жизни и здоровья подрастающего поколения и формированием в этой связи государственной политики по защите прав и законных интересов детей и подростков как самостоятельного направления деятельности государственных органов и общества в целом.

Во-вторых, особенностями в генезисе и мотивации совершаемых несовершеннолетними преступлений, обусловленными спецификой их воспитания и жизнедеятельности (относительно ограниченный период формирования личности, изменчивость социальных позиций, круга и содержания социальных функций, ограниченная дееспособность и др.), особенностями личностных, социально-групповых, психологических и иных характеристик.



В-третьих, тесно связанной с этими особенностями спецификой уровня и структуры преступности, ее причин и динамики, высокой преступной активностью подростков.

Однако самым важным для выделения преступности несовершеннолетних в самостоятельный объект исследования является то, что криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних предопределена самой формулой закона, которая установила возрастные критерии выделения его в особую демографическую группу преступников. При этом, если учитывать, что ее нижние границы - 14 лет и верхние - 18 лет носят в определенной степени условный характер, хотя и связаны с требованиями возрастной психологии и уголовной политики, а так же с тем, что до достижения возраста уголовной ответственности несовершеннолетние совершают значительно больше - в 4-5 раз - число общественно опасных действий, аналогичных по объективной стороне уголовно наказуемым действиям, то понятно, насколько значительны сложности при изучении состояния, тенденций и генезиса преступности несовершеннолетних, изучении личности преступника, при разработке применительно к этой возрастной группе лиц мер профилактики и уголовно-правового реагирования.



Лица, совершающие преступления в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.

Напротив, наиболее раннее выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим впервые, не представляющие большой опасности правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования у этих лиц стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений.

Все это обусловливает необходимость всестороннего анализа преступности несовершеннолетних, как относительно самостоятельного феномена, проработке мер по ее предупреждению.

1. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии (характеристика подросткового возраста)

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступления совершаются так называемыми "трудными" подростками. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т.д.



Важнейшим условием формирования личности "трудного" подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия.

Как правило, для трудновоспитуемых подростков характерно отрицательное отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет его учебному коллективу. Начало этого противопоставления лежит в мотивации учебной деятельности. Для большинства детей в учебном процессе преобладают познавательные мотивы, для проблемных же подростков в этом процессе преобладает мотив принуждения. Это усугубляет конфликтные отношения неуспевающего подростка с коллективом класса и педагогами, порождая в его поведении явления негативизма и бравады.

В подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей попадают те, кто не сумел найти свое место в коллективе в связи с отрицательным отношением к нему.

Таким образом, антисоциальное поведение подростков взаимообусловлено влиянием факторов, в первую очередь, внешней социальной среды ( в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные "жизненные неудачи".

Подростковый (11-13, 14-15) является переходным, главным образом, в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза - это продолжение первичной социализации. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в формировании и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологически. Важнейшее психологическое новообразование возраста - чувство взрослости - представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток енще не достиг. Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом - это период завершения детства и начала вырастания из него.

Юношеский возраст (14-18) представляет собой буквально "третий мир", существующий между детством и взрослостью. Биологически - это период завершения физического созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости.

Социальное положение юношества неоднородно. Подавляющее большинство юношей и девушек еще учащиеся, их участие в производительном труде рассматривается не только и не столько с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики. Многих юношей еще волнуют проблемы, унаследованные из подросткового этапа - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.п. в то же время перед ними стоит проблема социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от старших, а четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

В нормальных условиях процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается к 14-16 годам. Личность же "трудного" подростка, прежде всего, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, школе и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера - улица, двор, "уличная группа с отрицательной направленностью".

Назовем те осложнения, которые влечет за собой бурное и неравномерное развитие организма, сопровождающее процесс полового созревания подростка. Эта неравномерность может проявляться как в развитии костно-мышечной системы, так и сердечно-сосудистой системы и внутренних органов подростка. Это приводит к, с одной стороны, болезненному восприятия себя, с другой стороны, может вызывать резкие болезненные состояния, повышенному артериальному давлению, галюцинациям, головным болям. Особое значение имеет так называемая "гормональная буря", вызванная ускоренным половым созреванием. Что может привести к эмоциональной неустойчивости, повышенной возбудимости, неуравновешенности, неадекватности реакций, повышенную резкость, конфликтность, что само по себе может вызвать затруднения в процессе общения с окружающими.

Повышенная конфликтность, особенно в общении с взрослыми, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка с взрослыми и со сверстниками. "Мораль подчинения", которая раньше характеризовала отношения ребенка со взрослым, вследствие обостренного чувства взрослости подросток стремиться заменить на "мораль равенства". Стремясь избавиться, отстраниться от оценки и влияния взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы, мнения и высказывания старших.

Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации проявляется в том, что существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для этого периода характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, самоутверждение в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников, что может вызывать неприятие у взрослых.

Эти проявления обусловлены закладыванием в этом возрасте самосознания, самооценки. Формирование же самооценки происходит прежде всего в общении со сверстниками.

Можно отметить следующие относительно самостоятельные группы индивидных особенностей подростков, которые могут, при отсутствии специальных корректирующих мер, обусловить различные асоциальные отклонения несовершеннолетних.

Кризисные явления, характеризующие психофизическое развитие в подростковом возрасте. Социальная адаптация подростков может затрудняться из-за различных нервно-психических заболеваний, отклонений, акцентуаций: отставание в умственном развитии, олигофрения; физические недостатки: дефекты речи, внешняя непривлекательность, конституциональные недостатки. Что приводит к отчуждению, изоляции в детских коллективах. Гиперсексуальность, не сублимированная в социально активные формы деятельности, закрепившаяся на уровне дурных привычек.

Акцентуации. Выборочное изучение нервно-психического здоровья подростков, состоящих на учете в ИДН г. Тюмени, показало, что среди исследуемых 12% - психопатия, 50% - акцентуации (60% - неустойчивый тип, 20% - гипертимы). Главное, что их отличает - затруднение выработки любых тормозов, шумливость, подвижность, поведенческая неустойчивость.

Дезадаптированные. 58% - психически здоровые, хорошо адаптированные учащиеся, 3,1% - без пограничных психических явлений, но обнаруживающие те или иные признаки дезадаптации, 32,9% - дезадаптированные школьники с пограничными нарушениями и акцентуациями характера.

Причины, приводящие к психологическим расстройствам, акцентуациям характера, связывают с органическими поражениями мозга (асфиксия при рождении, черепно-мозговые травмы, тяжелые интоксикации), так и с социальными факторами, на первом месте, среди которых стоят условия семейного воспитания.

Поэтому эффективная профилактика правонарушений среди подростков предполагает комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и медико-педагогического характера, направленных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения несовершеннолетних правонарушителей.

2. Подросток и преступление

Антисоциальное поведение несовершеннолетнего обусловлено влиянием факторов в первую очередь внешней социальной среды, а также индивидуальными особенностями личности подростка, обусловливающими его индивидуальное реагирование на различные "жизненные неудачи".

Девиантное поведение подростков (14-17 лет) и молодежи (18-29 лет) имеет общие для всех девиантных проявлений причины. Прежде всего - это противоречие между относительно равномерно распределенными и растущими потребностями и существенно различными возможностями их удовлетворения, или несоответствие между социальными ценностями, устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения (Мертон).

Возможности человека определяются в основном его социальным статусом, местом, занимаемым в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения служит социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным социальным группам.

В чем же специфичность проявления социального неравенства для подростков?

Во-первых, понятия "старший" и "младший" означают не только возрастные различия, но и статусные.

Во-вторых, противоречия между постоянно растущими потребностями людей и относительно неравными возможностями их удовлетворения приобретают применительно к молодежи особенно острый характер в силу противоречия между повышенным энергетическим потенциалом, бурным развитием физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желанием самоутвердиться в мире взрослых и недостаточной социальной зрелостью, недостаточным профессиональным и жизненным опытом, а следовательно, и сравнительно невысоким социальным статусом.

В-третьих, применительно к молодым остро стоит проблема сброса энергии, социальной активности в общественно одобряемом направлении; неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных поступках ("комплекс "Герострата") или же приводит к "уходу" , как форме пассивного протеста (алкоголь, наркотики, суицид). Так, неудовлетворенная потребность в самоутверждении относительно часто приводит к совершению насильственных преступлений.

Потребление алкоголя, наркотиков и суицидальное поведение - это формы ретризма, ухода, как результата неприятия социальной действительности и неумения (нежелания) приспособиться к ней одобряемым способом.

2.1. Концепция "двойной неудачи"

Ретристские формы поведения возникают при наличии двух обстоятельств (Мертон): 1) длительной неудачи в достижении разделяемых обществом целей легальными способами; 2) неспособности прибегнуть к незаконным (преступным) способам достижения этих целей. "Двойная неудача" ведет как к индивидуальному ретризму, так и к формированию ретристских субкультур.

Субкультура формируется в результате интеграции людей, чья деятельность и образ жизни противостоят (не соответствуют) господствующим в обществе, а потому им отвергаются.

Субкультурные общества тем более сплочены и отличны от господствующей культуры, чем более энергично и жестоко ею отвергаются. Поэтому группа наркоманов интегрирована больше, чем группа алкоголиков, но меньше, чем группа преступников или осужденных.

К формированию ретристских субкультур приводит: 1) личная неустроенность и неудовлетворенность (как результат противоречий социально-экономического развития, социальных условий бытия); 2) неспособность или неприятие активных форм самоутверждения, преодоления конфликтных ситуаций, фрустрации ("двойная неудача"); 3) потребность в общении, в референтной группе ("выбирается не алкоголь, а компания"); 4) интеграция неформальных групп как следствие давления социального контроля.

2.2. Примерная типология объединений с девиантным поведением и антисоциальным сознанием:

1. Случайная группа - например, затевающая драки на дискотеках. Вхождение в случайную группу воспринимается как сигнал об освобождении от социального контроля, возможность "отпустить тормоза". Действия, совершенные в толпе, кажутся индивиду анонимными.

2. Ретристская группа. Обычное занятие - бесцельное времяпровождение, сомнительные развлечения, токсикомания, наркомания.

3. Агрессивная группа - основана на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры. Характерные особенности: жесткая иерархическая структура, сильное групповое давление на участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых является резкое противопоставление "мы - они".

Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость и конформизм. Выходят члены "стай", как правило, из конфликтных семей. Уровень мышления - примитивный.

3.2.1. Количественные и качественные характеристики криминальной направленности группы:

1. Наличие в группе ранее судимых участников, которые не работают и не учатся;

2. Злоупотребление наркотиками, алкоголем; азартные игры.

3. Наличие осознанного лидера; авторитарный стиль управления.

4. Преимущественно криминальная направленность группы.

5. Формирование собственной субкультуры (жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведения и т.п.).

В дальнейшем при систематической преступной деятельности в группе происходит распределение ролей и функций при совершении преступлений.

Структура преступности несовершеннолетних имеет свои особенности. Для нее характерно резкое возрастание удельного веса преступлений имущественных и сопряженных с насилием. Например, удельный вес изнасилований, разбоев и грабежей по делам несовершеннолетних в 3 раза больше, чем в структуре общей преступности. Кражи, грабежи, разбои и хулиганство составляют 76% всех дел несовершеннолетних из числа направленных в суд, а вместе с убийствами, изнасилованиями и тяжкими телесными повреждениями - 90%.

Для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение преступлений в группе. Если из всех преступников по линии уголовного розыска совершили преступления в группах 38%, то из несовершеннолетних - 70%.

Специфической особенностью насильственных преступлений несовершеннолетних, в том числе убийств и тяжких телесных повреждений, является резко неадекватная реакция на действия, которые воспринимаются ими как оскорбление, лежащая в истоках мотивации таких преступлений. Психологическое объяснение такого феномена связано с двумя мотивами: 1) недоверие к взрослым из-за необоснованного обобщения ими собственных ненормальных отношений и 2) переноса этих взаимоотношений на других людей.

В зависимости от того, какие состояния обусловили ослабление сознательного контроля над поведением, различают 4 типа импульсивного преступного поведения:

1. Преступление в состоянии алкогольного опьянения;

2. Преступления в состоянии аффекта;

3. Преступления лиц, находящиеся в состоянии болезни или усталости;

4. "Скоротечные" преступления.

Для психологического анализа наиболее интересны именно те преступления, которые отнесены к "скоротечным", т.е. происшедшим как бы спонтанно, необдуманно, за счет неосознаваемых поведенческих регуляторов. Сделана попытка описать и классифицировать в зависимости от их природы и происхождения неосознаваемые мотивы.

Первая категория неосознаваемых мотивов свойственна определенному типу личности, характеризующемуся переоценкой значимости своей личности, агрессивной концепцией окружающей среды, неустойчивостью настроения, склонностью к острым эмоциональным впечатлениям; таким образом, неосознаваемой детерминантой является сама психологическая структура личности.. сюда же относятся люди с так называемой негативной социальной аутоидентичностью, которые неосознанно избегают социального контроля. Это, как правило, лица, ведущие бездомный образ жизни.

Вторая категория неосознаваемых мотивов может носить компенсаторный или гиперкомпенсаторный характер, что прежде всего связано с развивающимся комплексом неполноценности, неадекватностью, ущемленностью личности. Последнее нередко приводит к браваде, необдуманным, рискованным поступкам, проявлениям физического насилия, смещения агрессивной реакции на замещающий объект.

Третья категория - связана с отстроченным во времени действием закрепившихся в детстве по механизму импринтинга травматического опыта. Унижения, незаслуженно жестокое обращение могут оставлять неизгладимый отпечаток в эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождать соответствующие формы поведения.

Четвертую категорию составляют различные патологические, не исключающие вменяемости особенности личности. В этих случаях у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить поступок, который сам он расценивает как совершенно недопустимый. Такое нарушение влечения может проявиться как в форме безобидного озорства, так и в виде самых жестоких преступлений против личности. (Криминальная мотивация, под ред. В.Н.Кудрявцева).

3.2.2. Типология членов группировок:

1. Аутсайдер - человек, оказавшийся в жизненном тупике, неудачник, не нашедший признания в формальной группе, не имеющий возможности для самореализации.

2. Маргинал - одинокая личность, утратившая индивидуальные социальные связи, постоянно испытывающая социальный и психологический дискомфорт и нередко пытающаяся самоутвердиться путем безнравственного поведения.

3. Конформист - человек, который легко поддается влиянию авторитетов, хорошо адаптируется в новой социальной микросреде, а так же быстро без особых усилий усваивает групповые ценности и нормы.

4. Приспособленец - человек, принимающий групповые ценности и нормы лишь внешне, чтобы добиться признания и повышения своего статуса в группе, за счет этого и престижа в обществе.

5. Фанат - человек, преданный ценностям и символам группы, неукоснительно выполняющий принятые здесь нормы и отрицающий все, что идет вразрез с ее ценностями.

6. Вождь - человек, видящий свое признание в том, чтобы руководить людьми, претендующий на роль лидера в группе, проявляющий инициативу организатора и нередко действительно обладающий неплохими для этого способностями.

7. Попутчик - человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации, руководствующийся больше солидарностью, нежели групповыми целями и нормами.

8. Имитатор - человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, составляющие для него предмет гордости, при этом он не слишком утруждает себя анализом групповых ценностей и норм.

9. Скучающий - человек, одним из мотивов вступления в группу которого является надежда более содержательно организовать свой досуг и найти среду для общения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.