ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ «ПО ГОРИЗОНТАЛИ».
ЛЕКЦИЯ № 2.
Тема: «Этика делового общения».
Вопросы:
1. ЭДО «сверху вниз».
2. Особенности форм распоряжения в ситуации «сверху вниз».
3. ЭДО «снизу вверх».
4. ЭДО «по горизонтали».
5. Повышение уровня делового общения.
ПРАКТИКА:
1.1. Этика делового контакта (ситуации 1-6)
ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ «СВЕРХУ ВНИЗ».
Золотое правило этики в деловом общении «сверху вниз» (между руководителем и подчиненным): относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель. Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным.
Нормы и принципы — это установление вариантов поведения, которые являются этически приемлемыми. Нормы касаются того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение.
Важность соблюдения этики делового общения:
Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищено.
Отношение руководителя к подчиненным оказывает влияние на весь процесс делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат.
На этом уровне вырабатываются нравственные эталоны и образцы поведения.
Нравственные эталоны и образцы поведения:
— Если сотрудник не выполнил распоряжение, начальнику необходимо дать понять, что ему известно об этом. В случае если руководитель не сделал подчиненному надлежащего замечания, то считается, что он не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.
— При возникновении трудностей, связанных с недобросовестностью, начальнику необходимо выяснить ее причины.Критика должна быть конструктивной и не затрагивать личностных качеств подчиненного.
— Используйте прием «бутерброда» — «спрячьте» критику между двумя комплиментами.Закончите разговор на дружеской ноте и позже найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите на него зла.
— Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Необходимо проанализировать ситуацию и выбрать правильную форму общения. Следует сначала попросить объяснить самого сотрудника причину невыполнения задания, возможно, он приведет неизвестные факты.
— Не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас, скорее всего, не поблагодарят. Если не поможет — обвинят в неудаче.
— Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
— Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.
— Постарайтесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, если произойдет его идентификация с коллективом. Необходимо учитывать, что каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, какой он есть.
— Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми требованиями.
— Не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, иначе можно потерять их уважение.
— Доверяйте подчиненным и признавайте собственные ошибки. Утаивание ошибок говорит о слабости и непорядочности.
— Необходимо укреплять у подчиненного чувство собственного достоинства. Выполненная работа должна поощряться морально и материально.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМ РАСПОРЯЖЕНИЯ
В СИТУАЦИИ «СВЕРХУ ВНИЗ».
При выборе формы распоряжения необходимо учитывать два фактора: ситуацию, наличие времени для нюансов, личность подчиненного — кто он, добросовестный и компетентный сотрудник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В соответствии с этим необходимо выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.
Формы распоряжения:
1.Просьба. Используется в случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Просьба позволяет сотруднику высказать свое мнение о существующей проблеме в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена.
2. Приказ - применяют в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.
3. Вопросы: «Есть ли смысл работать дальше в этом направлении», «Как мы должны достигнуть этого?» — руководителю лучше использовать в тех случаях, когда он хочет вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть инициативными и достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые из них могут воспринять вопрос как проявление слабости и некомпетентности.
4. «Доброволец» («Кто хочет это сделать?») — подходит для ситуации, когда работу не хочет делать никто, но она должна быть выполнена. В такой ситуации доброволец надеется, что его энтузиазм будет высоко оценен в дальнейшей работе.
ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ «СНИЗУ ВВЕРХ».
Общее этическое правило поведения при деловом общении «снизу вверх» (отношение подчиненного к своему начальнику): относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные.
Основные этические нормы и принципы:
- Сотруднику необходимо быть преданным и надежным, но не подхалимом. Необходимо иметь свои принципы поведения, так как на человека, который не имеет твердых принципов, нельзя положиться.
- Подчиненный должен помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной атмосферы.
- Подчиненному не следует разговаривать с начальником в категорическом тоне.
- В случае если сотрудника наделили дополнительной ответственностью, ему необходимо поставить вопрос и о правах, так как ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.
- Не следует обращаться за советом, помощью сразу к руководителю руководителя, кроме экстренных случаев.Такое поведение может быть расценено как неуважение к мнению начальника или как сомнение в его ком потенции. В этом случае непосредственный руководитель потеряет авторитет и достоинство.
- Сотруднику не следует навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Необходимо тактично и вежливо высказывать замечания.
Значение этических норм и принципов: правила поведения с руководителем позволяют подчиненному найти с ним общий язык. Применяя в общении с руководителем этические нормы, сотрудник может заручиться поддержкой руководителя, но может и настроить его против себя.
ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ «ПО ГОРИЗОНТАЛИ».
Основной этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы): в деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам.
Если сотрудник затрудняется ответить, как вести себя в той или иной ситуации, ему необходимо поставить себя на место своего коллеги.
Применительно к коллегам-управляющим следует учитывать, что это люди, которые принадлежат к команде общего управляющего. Участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.
Основные правила поведения:
- Не следует предвзято относиться к коллегам. По возможности необходимо игнорировать предрассудки и сплетни в общении с ними.
- Не следует давать обещаний, которые невозможно выполнить, а также преувеличивать свои деловые возможности.
- Необходимо добиться четкого разделения прав и ответственности при выполнении общей работы.
- Рассматривайте коллегу как личность, которую надо уважать саму по себе, а не как средство для достижения собственных целей.
- Следует почаще называть своих собеседников по имени.
- Если круг обязанностей сотрудника пересекается с обязанностями коллег, необходимо их разграничить.
- В отношениях между коллегами из других отделов сотруднику необходимо отвечать самому за свой отдел, а не перекладывать вину на своих подчиненных.
- Если руководителя отдела просят на некоторое время перевести в другой отдел своего сотрудника, не следует посылать туда недобросовестных и неквалифицированных работников.
- Необходимо выражать собеседнику дружелюбие.
- На рабочем месте не принято спрашивать о личных делах.
- Сотруднику не следует требовать к себе особого отношения или особых привилегий со стороны коллег.
- Необходимо всегда внимательно выслушивать собеседника, дать ему понять, что он интересен.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|