Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет и задачи юридической психологии. Принципы и методы юридической психологии





1. Предмет и задачи юридической психологии.............................................................................................................. 1

2. Основные принципы методологии познания в юридической психологии..................................................... 4

3. Методы познания в юридической психологии........................................................................................................... 7

3.1. Общенаучные методы................................................................................................................................................... 8

3.2. Частнонаучные методы.............................................................................................................................................. 10

1. Предмет и задачи юридической психологии

Определение предмета науки исключительно важно для исследовательской и практической деятельности. Без этого нельзя правильно наметить пути развития науки, ее методы, определить систему данной науки. Вместе с тем до настоящего времени определение предмета юридической психологии вызывает большие трудности.

Известно, что в истории психологии имели место различные подходы при определении ее предмета. Относили сюда и сознание, и душу, и поведение, и личность, и даже обработку информации мозгом. При этом психика отрывалась то от внешнего мира, то от активной жизнедеятельности субъекта, то от реализующих ее анатомо-физиологических систем, то вообще объявлялась недоступной нашему сознанию.



Ясно, при определении предмета общей психологии как базовой для всех психологических наук отрасли есть много проблем, но их количество значительно возрастает при определении предмета познания в отраслевых психологических науках. Они также строятся на доминирующих в психологии теориях - деятельности, общения, отражения, личности или системного подхода. Однако определение предмета , задач и категорий отраслевых психологических наук, возникших и развивающихся на стыке с другими науками, невозможно без учета предметов этих наук. Т.е. в нашем случае, определение предмета юридической психологии невозможно без определения предмета юриспруденции.

Позиции юристов по определению предмета юриспруденции, в основном совпадают. Спор идет лишь о том, могут ли в предмет юриспруденции включаться психологические, философские и социологические вопросы.



Объектом юриспруденции является объективная социальная действительность. К тому же она выступает объектом познания философии, социологии, социальной психологии и др. наук. Предметом юриспруденции выступают государственно-правовые явления как часть социальной действительности.

Практика показала, что решить вопрос о связях между науками можно применив системный метод.

Ольгинский О. Считал, что в предмет "уголовной психологии" должны входить психология показаний, психология преступления и его причины, психология преступника и, наконец, психология вынесения приговора.

А.Е.Брусиловский несколько позже полагает, что к предмету "судебной психологии" следует относить преступление, состояние преступника после его осуждения, психологию уголовного судопроизводства и всех участников судебного разбирательства, включая самого судью, психологическую характеристику самого разбирательства уголовного дела.

Наиболее детальный перечень проблем юридической психологии был дан Пирожковым В.Ф., который считает, что судебная психология исследует психические основы следственной и судебной работы, особенности психики лиц, участвующих в уголовном процессе, психологическое влияние процедуры расследования и судебного разбирательства на лиц, участвующих в уголовном процессе, и на судебную аудиторию, а также психологические основы планирования, организации и производства отдельных следственных действий; далее СП изучает психологические основы оценки доказательств, дает практические рекомендации применения некоторых правомерных психологически обоснованных приемов в процессе предварительного и судебного следствия и помогает суду правильно разрешать по конкретным делам вопросы общего и конкретного предупреждения преступлений.



Значительный шаг вперед в формулировании предмета юридической психологии был сделан А.Р.Ратиновым в ряде работ, где он указывал, что предметом ЮП выступают психические явления, связанные с участием в судебном процессе, закономерности человеческой психики. В работах последнего времени он в качестве предмета ЮП выделяет психические явления, механизмы, закономерности, связанные с возникновением, изменением, исполнением, нарушением и применением норм права. Ратинов считает, что ЮП должна обеспечивать следственных и судебных работников эффективными и научно обоснованными рекомендациями, содействовать в разработке наиболее целесообразных приемов и методов труда, полностью отвечающих требованиям закона.

Другой из основоположников ЮП А.В.Дулов считает, что предметом ЮП являются особенности проявления и развитие закономерностей, связанных с процессом осуществления правосудия: 1) возникновение, развитие психических свойств, качеств личности, приводящих к противоправному поведению; 2) изменение психических свойств, качеств проявляется в результате совершения преступления, участия в процессуальной деятельности, осуществления различных функций; 3) процессы исправления психики конкретных лиц, совершивших преступление.Ошибкав том, что часть предмета ЮП является совокупностью судебно-психологических методов.

По мнению ГлоточкинаА.Д. и ПирожковаВ.Ф., предметом ЮП являются пограничные проблемы психологии и права, социальные процессы, связанные с возникновением и динамикой причин, условий и предпосылок совершения преступления и розыском преступника, производством по уголовным делам на стадии предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнением наказания, исправлением и перевоспитанием осужденных, закреплением

результатов исправительно-трудового воздействия после освобождения.

Васильев В.Л. полагает, что предмет ЮП составляют психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений. В последних работах указывает, что ЮП в современном ее понимании может развиваться только благодаря системному подходу. В качестве предмета ЮП выделяет психологические основы личности и деятельности в условиях правового регулирования системы "человек-право".

Следует отметить, что наряду с этим существует принципиально новый подход, в основе которого лежит попытка "психологизировать" юриспруденцию при необходимости объяснить психологическое содержание правовых явлений и процессов. Такую позицию занимал Строгович М.С., отрицавший существование особой науки ЮП.

Подводя итог столь краткому обзору, считаю возможным высказать некоторые обобщающие соображения г.г.Чуфаровского и Костицкого, которые считают, что предмет ЮП - это психология государственно-правовых явлений как целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое от юридического, а можно лишь выделить психологические и юридические подсистемы, находящиеся в неразрывной связи и развитии. В то же время в предмете с помощью системного подхода можно выделить его психологические составляющие - процессы, состояния, явления, деятельность, личность, установку, поведение, общение и т.п. или юридические - дееспособность, правоспособность, деликтоспособность, вменяемость, вину, мотив, умысел и т.д. все эти элементы имеют прямую связь с предметом ЮП и вне этого просто немыслимы, хотя вовне могут проявляться как определенные его подсистемы.

Установив предмет ЮП, нужно четко определить и задачи этой науки, что исключительно важно для выявления конкретных проблем, подлежащих исследованию, так как именно поставленные задачи определяют направление исследований. Выявление задач науки необходимо и для определения методов исследования.

Круг задач психологической науки - раскрытие законов возникновения, развития и протекания психической деятельности человека, становления его психических особенностей, определение значения психики, оказание практической помощи в овладении и целенаправленном его формировании.

Исходя из единства, взаимосвязи предмета, задач и методов науки, можно считать, что к задачам , ЮП относятся:

1) изучение методологических и теоретических ее основ, разработка ее методики и методов теоретических и прикладных исследований, адаптирование и трансформирование для целей ЮП методик и методов, разработанных в других науках, в том числе, в отраслевых психологических;

2) исследование структурных элементов предмета этой науки: личности юриста, его деятельности, правомерного и противоправного поведения, личности законопослушного человека и правонарушителя, социально-правовой ресоциализации правонарушителя (в том числе и в ИТУ); психологических особенностей юр. процедуры расследования уголовного дела и рассмотрение его в суде, а также профилактика правонарушений;

3) разработка рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной, правоохранительной и правотворческой функций, усовершенствованию и улучшению их собственной работы, стабилизации коллективов юристов, стимулированию совместной деятельности; разработка методики профориентации и профотбора юристов, профессиограммы юридических профессий;

4) теоретическое и методологическое обеспечение учебной дисциплины "ЮП", связанных с ней спецкурсов;

5) обеспечение практики специальными психологическими знаниями, разработка теории и методики СПЭ, психологической консультации, участие специалиста-психолога в юрисдикционном процессе.

Реализация задач ЮП требует учета определенных требований. Она должна дать снимок состояния и динамики государственно-правовых явлений, исследовать их с достигнутого уровня развития государства и права. Важным требованием к реализации задач ЮП является анализ факторов, влияющих на государственные и правовые процессы.

Развитие ЮП обусловлено и постоянством выдвижения новых задач, которые будут проявляться в практической деятельности судебных, следственных и пенитенциарных органов, в процессе применения разрабатываемых ЮП рекомендаций и предложений.

2. Основные принципы методологии познания в юридической психологии

Научное познание - это процесс приобретения системы четко сформулированных и уже проверенных знаний о явлениях и их связях, установление на этой основе законов природы и общества. Научное познание - результат практической деятельности человечества, подчиненный целям развития общественной практики.

Вопросы методологии ЮП следует рассматривать сквозь призму положения о единстве диалектики, логики и теории познания, в соответствии с которым логика как система определенных категорий, содержательный аспект познания, процесс возникновения и развития знания является одновременно и диалектикой - учением об универсальных законах движения и развития природы, общества, мышления и теорией познания - учением об исходных и общих условиях любого познания.

Методология ЮП находится во взаимосвязи с методологией юриспруденции и психологии. Под методологией следует понимать систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, учение о методах познания и преобразования действительности.

На необходимость вычленить и определить основные принципы ЮП справедливо обращают внимание многие ученые, т.к. самостоятельность этой науки подтверждает наличие принципов, на которых она базируется. Эти принципы, безусловно, связаны с предметом и задачами ЮП.

Что же такое принцип? Принцип (от лат. Principium - основа) - центральное понятие, логическое выражение познания, основополагающая идея, пронизывающая систему знаний и устанавливающая субординацию этого знания. Общими принципами любой теории, в том числе и ЮП, являются принципы связи и развития, историзма, системности и причинности.

Диалектический принцип всеобщей связи и взаимодействия, конечно, является основополагающим и в ЮП предполагает материальность мира, обуславливающую связь всего в природе, в том числе и между различными формами движения материи; в основу этого принципа поставлено материальное единство мира. Применение принципа всеобщей связи и взаимодействия в ЮП позволяет познавать предмет этой науки во взаимосвязи и взаимодействии с предметами других наук и в то же время имеется возможность отделить его от смежных предметов, исследовать относительно обособленно и конкретно.

Диалектическими принципами познания, имеющими большое значение, являются принципы развития и историзма, которые обеспечивают изучение явления с точки зрения его возникновения главных этапов развития, чем оно стало в настоящее время и чем будет в будущем. Диалектическое развитие предмета ЮП характеризуется направленностью, последовательностью и необратимостью, сохранением достигнутых результатов, преемственностью, отрицанием. На протяжении развития ЮП как науки, не смотря на определенные спады и подъемы, четко прослеживается тенденция дальнейшего развития, вторжение в смежные сферы знания и движения вперед. Согласно историзму социальные явления характеризуются закономерным, направленным и необратимым развитием, прогрессивной тенденцией, борьбой внутренних противоречий на каждом этапе истории. В ЮП принцип историзма - основа исследования истории этой науки, развития ее предмета, в частности развития деформации психологии правонарушителя и т.д.

Принцип историзма в психологии означает движение форм психического отражения от биологически обусловленных элементарных форм (ощущений, эмоций) до социально обусловленных (самосознания), превращение индивидуально-психологических особенностей в свойства личности. В ЮП конкретизируется в исследовании этимологии противоправного поведения индивида и социальных групп, психологических средств реализации личности правонарушителя.

Принцип причинности позволяет увидеть всеобщность явлений, неизбежность порождения одних другими и так - до бесконечности. Характеристиками причинности являются время и объективность. В ЮП означает, что психические явления, процессы, состояния человека, психология социальных групп в сфере, регулируемой правом, являются вторичными образованиями, причинно обусловленными объективной действительностью, отражением этой действительности. Предполагает установление причин, породивших отдельное явление. Является важным в исследовании психологии противоправного поведения личности, формирования ее правосознания, юридического мировоззрения.

Принцип системности в ЮП означает такой подход к психическим проявлениям личности и социальной группы в сфере, регулируемой правом, при котором отдельные элементы предмета познания и исследования рассматриваются как взаимодействующие, взаимообусловленные, взаимосвязанные части единого целого. С его помощью, как правило, анализируется система науки ЮП, выделяются ее основные элементы. С другой стороны он позволяет рассмотреть ЮП, входящую одновременно в две другие системы более высокого уровня - в психологию и юриспруденцию.

Принцип развития в психологии иногда называют генетическим. Указывается, что с его помощью познаются изменения психических явлений, что правильная и полная характеристика любого психического явления возможна лишь тогда, когда одновременно выявляются характерные его особенности в данный момент, история или причины возникновения, возможные перспективы его последующих изменений. В ЮП применение этого принципа играет особую роль при использовании специальных психологических знаний на практике, в частности, для определения механизма эмоционального напряжения, аффективного состояния у правонарушителей в ситуации совершения правонарушения.

Принцип единства сознания и деятельности. Рубинштейн С.Л. писал, что труд, деятельность, сознание и психика так взаимосвязаны, что открывается подлинная возможность как бы просвечивать сознание человека через анализ его деятельности, в которой сознание формируется и раскрывается, т.е. деятельность обуславливает формирование сознания, психических связей, процессов, свойств, а они в свою очередь, осуществляют регуляцию человеческой деятельности, являются условием ее адекватного выполнения. Одни и те же движения могут обозначать различные поступки, и различные движения - один и тот же поступок.

В ЮП с помощью этого принципа можно, изучая противоправное поведение, деятельность, выяснить внутренние психологические механизмы совершенного правонарушения, понять мотивы и цели правонарушителя.

Принцип гуманизма, распространенный в юридических науках как морально-этическая сторона познания, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. В ЮП особенно важен , т.к. от результатов психологического исследования может зависеть правильность решения суда, другого полномочного органа, вид и размер применяемых санкций.

Общие принципы познания в ЮП могут конкретизироваться в зависимости от их вида, в частности теоретического или практического, и уровня - научного или эмпирического. Так, в прикладном познании, например, во время СПЭ могут использоваться принципы: законности; объективности; полноты и обоснованности заключения экспертизы; самостоятельности и активности эксперта в проводимом исследовании; разграничение функций эксперта и других участников процесса; личной ответственности эксперта. Такая экспертная оценка должна быть получена от признанных в ЮП специалистов.

3. Методы познания в юридической психологии

Развитие ЮП находится в прямой зависимости от тех методов познания, которые в ней используются. Только правильно выбранная система методов способна обеспечить полноту и глубину исследования, вскрыть закономерности изучаемой группы явлений объективного мира. ЮП может успешно развиваться только в том случае, если при изучении явлений все ее методы полностью основываются на теории познания. Правильная методологическая основа при разработке всех методов и конкретных методик исследования является непременным условием развития ЮП.

Диалектический метод. Важнейшей стороной познания любых психолого-правовых явлений выступает диалектическая взаимосвязь теории - теории и практики. Метод опосредует отношение между теорией и практикой, исходя из практики, конкретизируясь в форме экспериментально-наблюдательных эмпирических процедур, он всегда сохраняет и свою связь с нею. Диалектический метод всегда синтезирует в себе получение нового знания, проверку его и применение на практике. Поэтому он безусловно выступает как метод и познания, и практической деятельности. Применение диалектического метода позволяет понять наиболее общее закономерности развития государства и права, личности в действительности, урегулированной правом, однако не содержит и не может содержать принципов познания психологии конкретных государственно-правовых явлений. В диалектическом методе всегда проявляются основные черты специальных и частнонаучных методов. Использование этого метода в исследовании психолого-правовых явлений и фактов отличается от использования общих и частнонаучных методов, являющихся конкретизацией его общих принципов.

Важной функцией диалектического метода является то, что он не дублирует общенаучные и частнонаучные методы и не разрабатывает непосредственно специфические принципы познания закономерностей исследуемого предмета. Его назначение в объединении всех методов исследования в единую систему, в определение места каждого конкретного метода в этой системе, в установлении пределов их использования в психолого-правовом исследовании.

3.1. Общенаучные методы

Их специфика состоит в том, что они применимы во всех или в подавляющем большинстве наук, в том числе, ЮП. Общенаучные методы позволяют увидеть ЮП во взаимосвязях с другими науками, определить внутренние и внешние тенденции ее развития.

Системный метод. Сущность которого заключается в рассмотрении психологии государственных и правовых образований как совокупности элементов, каждый из которых прямо или косвенно зависит от других, влияет на них, порождает вместе с ними относительно самостоятельное государственное или правовое установление более высокого порядка.

Системное изучение позволяет представить ЮП как систему, входящую в системы более высокого ранга - в правоведение и психологию, или как дробящуюся на подсистемы, являющиеся также относительно самостоятельными, но уже низкого уровня: правовую, криминальную, предварительного расследования, судебную, пенитенциарную психологию и др.

Системный подход требует рассматривать явления в их развитии. Само существование системы состоит в ее развитии. Для ЮП принцип развития имеет особенно большое значение, поскольку изучаемые ею явления отличаются исключительно высокой динамичностью. Психическое возникает, существует и изменяется в процессе реального развития той системы, свойством которой оно является.

Объектом изучения ЮП является человек как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотношений. В этом аспекте человека изучает юриспруденция, психология и конечно ряд других наук. Задача ЮП - в первую очередь исследовать и вывести психологические закономерности деятельности и личности в области правового регулирования, а также разработать практические рекомендации по повышению эффективности правоохранительной деятельности. Системный метод в ЮП позволяет установить механизм детерминирующего влияния социальной системы на правомерное или противоправное поведение человека и социальных групп. С помощью системного метода можно в большинстве случаев познать качественный характер, целостность объекта и предмета познания ЮП, психологии отдельной личности (юриста, правонарушителя и т.д.).

Познаваемые с помощью системного метода явления могут рассматриваться нами с одной стороны как подсистема психологических явлений, с другой - как система, в которую в качестве структурных элементов входят факт преступления, личность обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, их познавательные и эмоционально-волевые особенности. Как правило, личность в ЮП изучается всегда в динамике правонарушения, в процессе его реконструкции и конечно по материалам следственного и судебного дела. Это дает возможность познания целого ряда психических закономерностей, наблюдать и исследовать которые в иных условиях невозможно или крайне затруднительно.

Системный метод не подменяет диалектический и не является его аналогом. Системный метод - это, как правило, развитие, детализация диалектического метода применительно к конкретному объекту. В то же время благодаря развитию системного метода в диалектическом методе открываются новые качества, такие как всесторонность и т.д.

Сходным с системным и рассматриваемым иногда в единстве с ним является структурный метод. Он выступает своеобразной конкретизацией предыдущего метода, обладая при этом, в целом, определенной самостоятельностью. Если системный метод позволяет познать предмет прежде всего во внешних его связях, то системно-структурный дает нам возможность познать внутренние связи и закономерности предмета, проследить их динамику и взаимодействие. Структурный метод в ЮП применяется для установления специальных и профессиональных способностей участников по делам о преступлениях, связанных с нарушением безопасности труда, на транспорте и т.д. может иногда выступать одной из предпосылок применения системного метода в исследовании профессиональной деятельности, в том числе и работников юридического труда.

Кибернетический метод. Изначально использовался как способ , позволяющий познать предмет с точки зрения возможности управления этим предметом. Только поэтому он нашел достаточно большое применение в криминалистике для изучения возможностей управления поведением преступника в ситуации выявления преступления и изобличения виновного. Позже этот метод стал применяться в сфере информационного обеспечения правоприменительной деятельности.

В ЮП использование кибернетического метода позволяет производить синтетическую обработку обширной информации, касающейся как психологической стороны правового поведения, так и профессиональной юридической деятельности, и даже личности конкретного преступника.

Позволяет также решать и теоретические проблемы, в частности выдвигать научные гипотезы, проводить психологические обследования большого количества различных групп людей, а также отдельных лиц при производстве СПЭ.

Математический метод. Позволяет психологические проявления или психолого-правовые явления выразить количественно. С помощью этого метода можно психические явления и процессы изобразить математическими символами и, оперируя ими по правилам математики, прослеживать их корреляционную связь, определять тенденции и направления их развития, моделировать конкретные психолого-правовые явления или их группы.

В конкретных ситуациях, например, при расследовании преступлений, могут применяться отдельные направления математики, ее теории, в частности, рефлексивных игр и рефлексивного управления, с помощью которой можно более четко определить задачи, стоящие перед следователем, средства их решения и т.д.

Метод моделирования. Проявляется как опосредованное исследование предмета, непосредственное изучение которого затруднено или вообще невозможно. Позволяет познавать психические явления, состояния и процессы с помощью моделей - материальных, знаковз или идеальных (воображаемых) систем, воспроизводящих, отражающих или имитирующих принципы внутренней организации, функционирования особенностей конкретного предмета познания.

В ЮП более применимы идеальные модели, нежели материальные. Они строятся в сознании следователя, и их можно в большинстве случаев считать определенной формой познающего мышления, с помощью которого чувственно-наглядные представления строго логически связываются в целостный образ. На практике модель психологических особенностей совершенного преступления, личности преступника, как правило, вырабатывается уже на первых стадиях уголовного процесса: при возбуждении уголовного дела, на стадии дознания или предварительного следствия, т.е. когда других данных о субъективной стороне и субъекте может и не быть, когда еще личность конкретного преступника не установлена.

Исторический метод. Специфика применения в ЮП заключается в том, что с его помощью прослеживается поэтапное развитие личности правонарушителя и преступника, индивидуального и социального правосознания, правомерного и противоправного поведения. Позволяет проследить развитие понятий и категорий ЮП, изменение содержания предмета этой науки в процессе ее длительного развития.

Сравнительно-исторический метод. Помогает исследовать психологию различных правонарушителей, живших в различные эпохи, выделять их особенности, схожие и отличительные черты.

Социологический метод. Состоит в применении социологической теории для определения отношения окружающих к исследуемой личности или ее самой к отдельным социальным ценностям, фактам, людям и т.д. в ЮП обеспечивает изучение социальной обусловленности психолого-правовых явлений, эффективности прикладного применения комплекса психологических знаний в юрисдикционном отборе юристов и т.д. рассчитан на исследование прежде всего внешней стороны психолого-правовых явлений.

3.2. Частнонаучные методы.

Анализ - выделение в познаваемом предмете отдельных сторон, элементов, расчленение его на определенные составляющие компоненты. При психолого-правовом анализе устанавливаются причинные связи с внешними и внутренними факторами и преступным поведением, а также поведением потерпевшего в криминогенной ситуации и т.д.

Синтез - процесс объединения выделенных при анализе компонентов целого, например, особенностей психологической стороны совершенного преступления, свидетельских показаний в целом, виктимного поведения и т.д.

Метод обобщения. Объединение, казалось бы, случайных разнородных фактов, характеризующих психику участников процесса и на этой основе выделения главных из этих признаков.

Метод абстрагирования. Мысленное отвлечение от второстепенных показателей, а иногда и основных, в целях четкого выделения главных признаков, характеризующих психику человека, представшего перед СПЭ

Метод интервьюирования, применяется, как правило, для сбора первичной информации. Характеризуется, как правило, определенной формализованностью и стандартностью вопросов, ставящихся перед испытуемым, наличием основной проблемы, которая связана с целью установления контакта, уточнения информации, контроля и т.д.

В практической деятельности применяется интервью, которое может быть четко запрограммированным с неизменной стратегией и тактикой или же свободным, с устойчивой стратегией и свободной тактикой. В связи с этим у интервью как метода исследования, применяемого в ЮП, имеются определенные недостатки и, в частности, подавление непосредственных ответов, потеря эмоционального контакта с испытуемым, а также активизация у этого объекта механизмов защиты.

Метод беседы. Состоит в получении исследователем необходимой информации в процессе вербальной коммуникации с испытуемым. Данный метод широко применяется при изучении личности и является способом познания психических явлений в процессе речевого общения с данной личностью в естественных условиях жизни.

Полученная этим методом информация исследуется затем в нескольких аспектах: логико-семантическом, фонетическом, мимико-пантомимическом, эмоциональном.

К методу беседы предъявляются следующие требования: целенаправленность, плановость, избирательность, индивидуальность, соблюдение этико-педагогического такта.

Беседа всегда результативнее тогда, когда она максимально приближена к естественным для испытуемого лица условиям.

В более полном виде беседа реализуется в ходе допроса.

К недостаткам метода беседы относится то, что выводы о психических особенностях испытуемых приходится делать на основе их собственных ответов.

Метод беседы всегда сочетается с методом наблюдения, а также очень часто с методом эксперимента.

Метод наблюдения. Планомерное и целенаправленное восприятие субъекта, его деятельности. Применение наблюдения предполагает выполнение следующих требований: оно должно быть безусловно объективным, характеризоваться однозначностью замысла, допускать возможность контроля. Как правило, наблюдение должно осуществляться незаметно для того лица, которое является объектом исследования.

Для получения объективных результатов при наблюдении необходимо создать ряд условий, в частности, заранее определить, какое явление нас интересует, составить программу наблюдения, правильно фиксировать результаты и, главное, определить место наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц.

При использовании метода наблюдения в условиях процессуальной деятельности всегда следует иметь в виду, что здесь человек наблюдается в необычной для него обстановке, при желании с его стороны скрывать свои действительные свойства личности.

Следует различать два вида метода наблюдения: непосредственное и опосредованное. В первом случае наблюдение производит то же самое лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения. Такое наблюдение осуществляет, например, оперативный работник, следователь при проведении следственных и судебных действий. Опосредованное наблюдение имеет место в тех случаях, когда получают сведения о наблюдении, произведенном другими лицами, в частности, психологом, психиатром. Такой вид наблюдения имеет характерную особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела - в заключениях экспертов и т.д. каждый из видов наблюдения имеет свои положительные и отрицательные качества. В первом случае результаты наблюдения не могут быть зафиксированы процессуально, они не могут быть использованы в качестве доказательного материала. И во втором случае результаты наблюдения не всегда полны - они отражают какую-либо одну, две стороны наблюдаемой личности. Необходимо стремиться результаты непосредственного и опосредованного наблюдения на практике сочетать; это дает возможность получить более правильные и более полные суждения об интересующей нас личности.

Экспериментальный метод. Исследование, при котором преднамеренно или планомерно вызывается изменение изучаемых процессов, состояний, явлений и точно указываются условия, в которых они протекали. Эксперимент предполагает активное вмешательство в деятельность или поведение испытуемого лица. Создавая необходимые условия, психолог может обеспечить их постоянно, а повторяя исследование при одинаковых условиях с различными испытуемыми, может устанавливать их индивидуальные особенности протекания психических процессов.

Биографический метод. Состоит в сборе и анализе материалов, характеризующих жизненный путь человека. Объектом исследования в этом случае выступают в подавляющем большинстве различные письменные источники, всевозможные имеющиеся документы: листки по учету кадров, автобиографии, докладные, объяснительные, заявления, рапорты, жалобы, дневники, мемуары, письма, выступления в прессе и т.п.

Применение биографического метода требует от экспериментатора критического подхода, т.к. имеющиеся документы, характеризующие личность, могут быть неполными, односторонними, необъективными и т.п.

Многие авторы указывают на эффективность и целесообразность использования биографического метода при проведении СПЭ. Основная задача заключается не в том, чтобы уловить соответствие между некоторыми личностными особенностями и какими-то явлениями, событиями жизни, а в том, чтобы установить их причинную связь, что требует ретроспективного анализа прошлых жизненных событий испытуемого.

Метод анализа продуктов и результатов деятельности. Изучение результатов физического или интеллектуального труда. По продуктам деятельности можно судить об интересах личности, профессиональных навыках, способностях и т.д. результатами труда могут быть объекты, относящиеся к личности юриста, законопослушного человека, правонарушителя, а также к расследуемому или рассматриваемому судом правонарушению.

Метод обобщения независимых характеристик К.К.Платонова. Этот метод можно сформулировать как сбор и последующее обобщение всех письменных и устных данных различных лиц об изучаемой личности. При изучении данных всегда надо стремиться, чтобы они были от разных лиц, за определенные периоды времени, по поводу различных фактов.

При использовании этого метода всегда надо иметь в виду важное обстоятельство: отдельные имеющиеся характеристики могут быть неполны, односторонни, в значительной степени субъективны - отражать субъективное отношение к данному лицу в зависимости от условий, в которых происходило общение.

К недостаткам метода относится именно то, что мнение о конкретном лице в коллективе порой страдает инертностью и неопределенностью.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.