Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды правового регулирования: общая характеристика.





 

Правовое регулирование может осуществляться различными субъектами, в разных сферах жизнедеятельности общества, разными способами и при помощи отличающихся друг от друга средств – нормативных и индивидуальных правовых и правовых актов.

Оно пронизывают две области правовой действительности – полностью правотворчество и частично правореализацию.[16]

Соответственно для него наиболее характерно двухступенчатое строение позволяющее различать два вида правового регулирования:

1) Общее правовое регулирование (нормативное);

2) Индивидуальное правовое регулирование;

В некоторых случаях наблюдается переплетение общего и индивидуального регулирований, что позволяет нам выделить еще одну, третью разновидность регулятивной деятельности:

3) Смешанное правовое регулирование.

Общее правовое регулирование заключается в упорядочении, организации общественных отношений путем создания, изменения дополнения или отмены правовых норм, а равно определения сферы их действия в пространстве, во времени, по кругу лиц и по юридической силе. Оно часто называется «нормативным», так как его осуществляет правотворческие органы, каждый из которых принимает нормативно-правовые решения в пределах своей компетенции и вводит его в действие, к примеру «установление федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях», «установление законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах», установление размеров штрафов за нарушения правил дорожного движения [17]. Общее правовое регулирование по своей сути означает правотворческую деятельность, которая чаще всего осуществляется уполномоченными на то органами и лицами, лишь в определенных условиях – народом, к примеру: референдум, выработка обычаев делового оборота. Когда общественные отношения, которые по своим свойствам не требуют индивидуальной регламентации, регулятивные цели вполне достижимы общим правовым регулированием, т.е установление, изменение, дополнение или отмена нормативно-правового акта. Это разъяснение тому, что все участники таких отношений находятся в одинаковом положении независимо от их персональных качеств. К примеру, равенство мужчин и женщин, равенство граждан перед законом.





Индивидуальное регулирование предполагает упорядочение поведения людей при помощи актов применения норм права, то есть индивидуальных решений, рассчитанных на одну конкретную жизненную правовую ситуацию, одного субъекта, факта и т.п. (к примеру, приказ администрации организации о приеме конкретного лица на работу).

Индивидуально-правовое регулирование может трактоваться как властная деятельность компетентного субъекта, заключающаяся в принятии дополнительного решения по организации жизненных отношений на основе действующего законодательства путем конкретизации масштаба поведения их персональных участников. Индивидуально-правовое регулирование может осуществляться президентом правительством, судом, прокурором и другими органами исполнительной власти, однако оно является для них не какой-то особой деятельностью, а лишь одним из средств выполнения ими своих основных функций. Но следует понимать, что не каждый акт, совершаемый такими учреждениями и лицами, означает индивидуально-правовое регулирование. Бывают различные названия документов, в которых выражается индивидуально-правовое решение, например: указ, постановление, приказ, приговор.

В семейном праве примером данного вида правового регулирования является осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. В ст. 7 СК РФ говорится, что граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений. Другой пример — положение п. 1 ст. 32 СК РФ, согласно которому супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию.



Нормативное и индивидуальное правовое регулирование имеют ряд общих черт, к которым относятся следующие:

1) во всех случаях регулируются отношения между субъектами права;

2) нормативное и индивидуальное правовое регулирование являются правомерной деятельностью;

3) правовое регулирование, как нормативное, так и индивидуальное, носит волевой характер, который проявляется двояко: во-первых, это проявление воли законодателя (главным образом при нормативном регулировании), и, во-вторых, проявление воли самих участников, что в большей степени присуще индивидуальному правовому регулированию;

4) оба вида правового регулирования обеспечены правовой защитой.[18]

Вместе с тем, между нормативным и индивидуальным правовым регулированием имеются и серьезные различия. Прежде всего, различны средства, с помощью которых осуществляется правовое регулирование: в первом случае – это средства нормативного характера, во втором – средства индивидуального характера. Кроме того, различны субъекты, от которых исходит правовое регулирование.

В некоторых случаях наблюдается переплетение общего и индивидуального регулирований, что позволяет нам выделить еще одну, третью разновидность регулятивной деятельности, которая может быть названа - смешанным правовым регулированием. Происходят они в ситуациях, когда нормативные и индивидуальные решения настолько взаимосвязаны, что разъяденить не возможно. Например, в договоре товарищества взаимно обусловленное обозначение, как конкретных лиц, так и правил формирования ими установленного капитала, управление делами данного общества и распределение его доходов.

Основными типами правового регулирования являются:

1.общедозволительный;

2.запретительный;

Смысл общедозволительного типа – разрешено всё, что не запрещено законом, а смысл запретительного – запрещено всё, что не разрешено законом.

Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод. Суть общедозволительного типа можно раскрыть в следующих словах: «ваше право махать руками заканчивается у кончика моего носа», т.е. что не запрещено, то разрешено.

Запретительный тип применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (госорган имеет право только на то, что указано в законе – круг полномочий, и т.д.)

 

 

 
 

Заключение


Подведем итоги проделанной работы:

Правовое регулирование – процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм. Является одним из составных элементов правового воздействия и включает в себя не только целенаправленную деятельность по упорядочиванию общественных отношений, но и косвенное воздействие правовых средств и методов на субъектов непосредственно не подпадающих под правовое регулирование.

Главной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости. Право в действительности всегда чем-то несовершенное, требующее разных изменений и неодинаковой трансформации в зависимости от условий, места и времени. Именно поэтому в научных целях и в интересах действенного правотворчества следует приветствовать различные подходы к праву, различные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия.

Исследование правового регулирования позволит вооружить законодателя набором инструментов — оптимальных юридических средств и правовых механизмов — для эффективного решения задач, стоящих на том или ином этапе развития общества

Под социальным регулированием понимается упорядочение общественных отношений. Необходимость социального регулирования коренится в действиях объективных законов общественного развития, которые вовсе не предполагают фатальную предопределенность поведения человека. Люди действуют согласно свободе воли в пределах объективно возможных вариантов своих поступков, исходя из условий, а также из субъективных возможностей разумного человеческого действования.

Социальные нормы подразделяются на:

- правовые нормы, установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права;

- нормы морали, которые отображают устоявшиеся правила человеческих отношений и сосуществования, иными словами – определенный образец поведения;

- религиозные нормы, правила которые, регулируют поведение верующих в повседневной жизни;

- корпоративные нормы, регулирующие отношения между участниками общественных объединений;

- нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей.

Эффективность правового регулирования напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения. Правовое регулирование нацелено на достижение определенного социального результата, получение того эффекта, к которому законодатель сознательно стремился при введении в действие соответствующей правовой нормы.

Правовое регулирование делится на два вида:

- общее (упорядочение поведения людей при помощи нормативных правовых актов, рассчитанных на многоразовое применение при наличии определенных обстоятельств)

- индивидуальное (предполагает упорядочение поведения людей при помощи актов применения норм права, т.е. индивидуальных решений, рассчитанных на одну конкретную жизненную правовую ситуацию, одного субъекта, факта и т.п).

 

Список использованной литературы:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.