Сделай Сам Свою Работу на 5

Типичные ошибки психолога-лектора





Наблюдения за манерой чтения лекции психологами в школах перед учителями, родителями и школьниками позволил выделить ряд допускаемых ими типичных ошибок, которые препятствуют установлению благоприятного психологического контакта лектора с аудиторией. Многие ошибки связаны с тем, что психологи переносят манеру чтения лекции из научной или студенческой сфер – в практическую, не учитывая личностных, профессиональных и возрастных особенностей слушателей. Очевидно, что стили чтения лекций перед научным или студенческим сообществом и перед аудиторией, например, учителей, должны принципиально различаться. Типичные ошибки психолога-лектора заключаются в следующем.

1. Частое употребление сложной психологической терминологии.Психологические знания, отраженные в текстах монографий и учебников, как правило, строятся на основе применения громоздкого аппарата сложной специальной терминологии. Готовясь к лекции и просматривая профессиональную литературу, психолог зачастую прямо переносит научную терминологию в свою лекцию.

Если психолог прибегает к употреблению специальной терминологии при чтении лекций по практической психологии в школе, он сталкивается со следующими трудностями.



Значительно усложняется процесс понимания слушателями текста лекции. Они получают впечатление, что «в психологии все очень сложно, запутано и непонятно», начинают сомневаться в том, нужна ли психология в школе и, наконец, испытывают своеобразный «комплекс профессиональной неполноценности» по причине того, что не могут понять лектора.

Многие из слушателей избегают задавать вопросы с целью выяснения содержания специальных терминов. Они видят, что психолог уверенно оперирует непонятными для них словами, что для него терминология – нечто само собой разумеющееся. Задавать же вопрос по пониманию «само собой разумеющегося» – это ставить себя в невыгодное положение перед коллегами-слушателями. Школьники в таких случаях стесняются задавать дополнительные вопросы, считая, что лекция по психологии «и не должна быть понятной» для них.

Отсутствие вопросов по терминологии может быть связано еще и с тем, что учителя и родители часто не могут «на слух» уловить правильное произношение неизвестного им термина и избегают попадания в неловкую для них ситуацию. Ведь перед ответом на вопрос психолог поправляет их и указывает, как следует правильно произносить интересующий их термин. Например, такие психологические термины, как «детерминация», «интериоризация», «рефлексия» и другие, с трудом улавливаются «на слух» в непсихологической аудитории.



Кроме того, применяя психологическую терминоло­гию, психолог рискует увеличить время своей лекции, сделать ее громоздкой и трудно усваиваемой слушателями, если он старается детально разъяснить содержание каждого названного им термина. Структура лекции становится тяжеловесной, негибкой, теряет необходимую для нее «прозрачность» и в результате разрывается «нить» рассуждения не только для слушателей, но зачастую и для самого психолога.

Профессионализм практического психолога заключается в том, что он должен уметь пересказывать глубокие психологические идеи простым, облегченным языком, понятным для школьных учителей, родителей и учащихся различного возраста. Иллюстративные примеры желательно приводить в основном из их профессиональной деятельности или личного опыта.

Для перевода психологического содержания лекции с научного языка на язык практический при подготовке к выступлению следует ориентироваться на выполнение следующих рекомендаций.

Подобрать литературу по теме лекции. Число книг не должно превышать трех-четырех. Прочитать подобранные книги, не делая предварительных развернутых содержательных выписок, стараясь, прежде всего «пропустить» полученную информацию через свое собственное понимание. Представить своих слушателей: как они одеты, о чем говорят, чем интересуются. Представить себя слушателем. Что бы вам было интересно услышать от психолога-лектора, чтобы получить если не полностью, то хотя бы частично, ответы на свои запросы. Как бы вам хотелось, чтобы выступал психолог: в какой манере, как бы он держался перед вами? Какие вопросы вы хотели бы ему задать? А теперь откройте глаза и возьмите чистые листки бумаги. Начинайте писать план вашей лекции «своими словами», просто, доходчиво, без употребления терминологии, ориентируясь на своих слушателей и их запросы.



2. Демонстрация на лекции по практической психологии манеры ученого-психолога. Эффект прямого переноса усвоенной в вузе манеры чтения лекций преподавателями проявляется не только в привычном применении психологом сложной психологической терминологии, но и в стиле подачи лекционного материала и ОБРАЗА-СЕБЯ на лекции. В научной аудитории принято, чтобы выступающий докладчик говорил в некоторой отстраненной, суховатой и охлажденной манере. Содержание научной лекции должно быть рационализированным, логичным, очищенным от эмоций и личных ассоциаций.

Но если читать лекцию в другой аудитории, в частности, в школе, такая манера выступающего будет воспринята слушателями, скорее, негативно, нежели позитивно. Они будут чувствовать дистанцию, и оценивать лектора именно как ученого или академического сотрудника, а не как «своего», способного понять их проблемы и помочь им в разрешении этих проблем. Следствием такого положения дел является, разумеется, сниженное внимание к лектору у слушателей, неполное понимание ими содержания лекции, отсутствие психологического контакта между лектором и аудиторией.

Для овладения различными способами подачи материала в разных аудиториях – научной, школьной или любой другой профессиональной аудитории, практический психолог может взять на вооружение следующие советы.

- Перед лекцией продумайте, на какие ваши собственные индивидуально-психологические качества, ваш собственный «природный материал» вы можете опереться при чтении лекций в школе. Вспомните, например, какая манера для вас является успешной при общении с друзьями или знакомыми в обычных коммуникативных ситуациях.

- Если вы умеете красиво и к месту приводить примеры из своей практики, воспользуйтесь этим своим качеством и постарайтесь разнообразить лекцию множеством различных практических примеров, эмоционально окрашенных вашим личным участием. Если вы – любитель шутки и цените умный юмор, украсьте свою лекцию несколькими шутливыми примерами «от противного» («как надо делать, чтобы получить отрицательный результат», или, наоборот, «как не надо делать, чтобы получить положительный результат»).

- Если вы – человек добрый и склонный помогать людям, выберите для себя манеру доброго, заботливого друга-лектора, который стремится, прежде всего, помочь своим слушателям.

- В любом случае, постарайтесь держаться на лекции не строго-отстраненно, а предельно естественно, примерно так, как если бы вы рассказывали психологическую лекцию своим друзьям.

- Если аудитория в какой-то из моментов лекции перестает вас слушать, полезно задать такие вопросы: «Вам интересно то, о чем я рассказываю?», «Вы согласны с моим мнением?», «Вы хотели бы что-то дополнить?». Такие вопросы активизируют внимание слушателей и организуют содержательный диалог между ними и лектором.

3. Демонстрация на лекции психологического высокомерия. Профессия психолога считается сейчас одной из самых престижных и элитарных. Многие психологи, понимая данное обстоятельство, в своем поведении и общении с работниками из других профессиональных сфер демонстрируют некоторый психологический апломб, высокомерие.

Наверное, подавая на своей лекции психологическую информацию в вынужденно упрощенной, популярной форме, психолог может сам относиться к такой манере не совсем уважительно («приходится прожевывать многие простые вещи»). Осознанно или часто неосознанно, в интонациях психолога-лектора сквозит некоторое пренебрежение слушателями («Это так просто, а вы не понимаете!»).

Демонстрация высокомерной позиции задает между слушателями и психологом-лектором ощутимую дистанцию отчужденности и, естественно, не способствует возникновению между ними взаимопонимания и психологического контакта.

Пути преодолеть этого довольно распространенного «профессиональное заболевание» психологов?

- Вспомните ваши первые месяцы учебы в вузе или на специальных психологических курсах. Все ли вам самим было понятно с самого начала? Если не все, то какие трудности «хождения и психологическую профессию вы испытывали? Какие проблемы вам пришлось разрешить в процессе профессиональной адаптации?

- Какие трудности, связанные с профессией, вы испытываете в настоящее время? Какими способами вы стараетесь их преодолеть?

- Подумайте о том, что психология, в общем-то, действительно сложная, трудоемкая профессия. И если вы потратили годы на усвоение психологических знаний и получение профессионального опыта, вряд ли стоит ожидать от своих слушателей быстрого понимания и включения в психологическую проблематику.

- Кроме этого, почему вы считаете, что психология должна изначально всех интересовать и всем нравиться? Только потому, что вы сами интересуетесь психологией и избрали ее в качестве своей профессии? Согласитесь, этот довод неубедителен – каждому нравится что-то свое, и каждый выбирает «свою» профессию. Можно предполагать поэтому, что некоторым людям психология может быть совсем не интересной и это – нормально. Ваша задача на лекции состоит только в том, чтобы попробовать заинтересовать и таких слушателей, относясь к ним с обычным человеческим уважением.

4. Демонстрация менторской позиции при чтении психологической лекции. Данная ошибка характерна, главным образом для молодых выпускников психологических вузов. Выступая перед аудиториями учителей, родителей или учащихся они демонстрируй позицию, наставника, поучающеговоспитателя. Особенно неэффективна такая позиция в аудитории, состоящей из более старших по возрасту людей. У таких слушателей как правило, возникает чувство снисходительности к лектору, недоверия или даже насмешливого иронизирования.

Способы избавления от такой психологической ошибки при чтении лекции:

- При подготовке к лекции постарайтесь, как можно глубже прочувствовать действительную сложность затрагиваемых на лекции вопросов. Многие из этих вопросов не решаются при помощи только одного разъяснения по типу «как надо делать», их решение требует длительных усилий учителей, родителей и самих учащихся. А некоторые психологические проблемы (например, неумение общаться или высокую тревожность) человек сам проносит с собой в течение всей жизни.

- Вспомните учителя, которого вы сами очень любили и уважали, когда учились в школе. Активизируйте свое ощущение авторитета этого учителя.

- Как бы вы построили психологическую лекцию, если бы этот учитель сидел среди ваших слушателей? Стали бы вы поучать его: «Надо делать так»? Если нет, то какую манеру чтения лекции вы бы выбрали?

- Подумайте о том, что рассказ «как надо делать», в принципе, малоэффективен. После такой лекции слушатели расходятся и продолжают работать по-старому, ничего не меняется в их сознании.

- Какую манеру лекции необходимо выбрать, чтобы ваши слушатели ушли, задумавшись? Как уже в самом процессе лекции «запустить» их внутренний процесс самоанализа собственного профессионального опыта и стремления к позитивному самоизменению и развитию?

5. Чтение лекции в описательной манере. Многие психологи до последнего времени продолжают читать лекции по практической психологии в описательной манере: они рассказывают о проблеме, приводят примеры для иллюстрации своих положений, в конце лекции формулируют некоторые общие рекомендации. В результате прослушивания такой лекции слушатели получают некоторые знания и информацию, но не получают главного для них – руководства к действию, т. е.технологий.

Например, психолог подробно рассказывает о том, что такое эмоциональный мир ребенка, какие условия влияют на его формирование, какие существуют способы развития нормальной эмоциональности учащегося. Однако в лекции нет ни слова о том, как учителю или родителю успокоить ребенка, находящемуся в состоянии аффекта или же самому взрослому воспитателю овладеть собой в стрессовой ситуации и не впасть в аффективное состояние.

Современная аудитория в школе ждет не просто популярных рассказов о психологии, она ждет конкретных, технологизированных программ психологических воздействий на ученика и взрослого с целью оптимизации и повышения эффективности их учебных и человеческих взаимодействий.

6. Неэффективная организация лекционного материала. Довольно часто психолог-лектор в школе читает лекцию, обложившись большим количеством своих записей – форматных листов, полностью исписанных мелким почерком или напечатанных на машинке. При этом он действительно читает лекцию, поскольку зачитывает вслух одну страницу за другой от начала до конца. Изредка он делает небольшие паузы, чтобы найти следующую страницу, «перевести дыхание» или бросить взгляд в аудиторию.

Разумеется, такая манера чтения психологической лекции абсолютно неэффективна. В лучшем случае, слушатели чувствуют себя, скорее, прослушивающим доклад профсоюзного босса, нежели присутствующими на психологической лекции.

Психолог закрепощен, связан своими записями, он прочитывает длинные предложения и боится оторваться от листков с текстом лекции. Кроме зачитывания ему приходится еще ориентироваться в своих многочисленных записях, затрачивая дополнительное время. Результат: отсутствие психологического контакта с аудиторией, слушатели откровенно скучают и поглядывают на часы.

Для того чтобы лекция была успешной, она должна быть организована психологическим способом с учетом следующих требований.

- Подготавливая текст лекции, не следует записывать его в виде развернутых предложений на больших листах бумаги. Необходимо составить краткий план основных вопросов, которые будут освещены на лекции, и отметить места, в которых вы намерены привести тот или иной конкретный пример, иллюстрацию или обратиться к анализу своего практического опыта.

- План лекции должен быть зафиксирован на небольших карточках, четко пронумерованных и в которых вы хорошо ориентируетесь. Важные моменты лекции могут быть выделены ярким карандашом, чтобы без дополнительных усилий и траты времени вы смогли сделать акцент в нужном месте лекции.

- Чтение лекции – это традиционное обозначение работы психолога по популяризации психологических знаний. Однако в реальной ситуации буквально «читать» лекцию не следует. Необходимо научиться свободно, говорить с аудиторией, лишь изредка заглядывая в карточки с планом лекции.

- Перед аудиторией желательно стоять, а не сидеть. Во-первых, когда вы стоите, тем самым вы подчеркиваете свою активную включенность в лекционный процесс и уважение к аудитории. Во-вторых, когда вы стоите или не торопясь, передвигаетесь по аудитории, вас лучше слышно и лучше видно, за счет чего активизируется внимание аудитории.

- Необходимо стремиться держать постоянный психологический контакт со слушателями – смотреть им в глаза, улыбаться, задавать активизирующие вопросы, выслушивать их мнения, высказывать свою точку зрения.

- Не следует делать лекцию слишком длинной по времени. Продолжительность лекции в целом должна составлять не более одного часа.

- Если слушатели часто отвлекаются, активизировать их внимание можно при помощи шутки, краткого юмористического рассказа или интересного отступления.

- Заканчивать лекцию необходимо конструктивно по содержанию (формулировать выводы или предлагать технологии) и положительно по эмоциональному настрою.

Слушатели должны уйти от психолога заинтересованные, заинтригованные, желающие опробовать завтра же его предложения и, что немаловажно, в хорошем настроении и активном тонусе.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.