Сделай Сам Свою Работу на 5

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





Введение

 

Дисциплина “Концепции современного естествознания” рассчитана на студентов гуманитарных специальностей. Она включает в себя историко-научные знания, основные общепризнанные парадигмы науки, представление о современной научной картине мира. Особый акцент в изучении данной дисциплины делается на трех основных концепциях, используемых сегодня практически во всех областях естествознания: эволюционной теории, системном подходе и синергетике.

Общие подходы в области знаний курса «Концепции современного естествознания» заключаются в современном, целостном представлении картины окружающего мира на уровне образованности современного культурного человека и в рамках его будущих профессиональных интересов.

Согласно ГОС студент должен иметь общие представления:

1) о естественнонаучной и гуманитарной культуре как составной части общечеловеческой культуры;

2) о концепциях корпускулярного и континуального описания природы;

3) о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

4) об общих и частных законах природы;

5) о концепции единства мира;



6) о самоорганизации в динамически развивающихся системах;

7) о синергетике;

8) об иерархии элементов структуры материального мира, происхождении и эволюции Вселенной, Солнечной системы, Земли и жизни на ней;

9) об основных этапах и концепциях развития естествознания (математике, физике, химии, биологии, геологии и др. естественных наук) и их месте в современном развитии знаний об окружающем мире;

10) о пространстве, времени, симметрии, асимметрии, взаимодействии;

11) о концепциях биологических, химических, физических, геологических, космохимических процессов, происходящих в живой и неживой материи;

12) о принципах эволюции живого и неживого;

13) о биологическом разнообразии и принципах устойчивости биосферы как структуры в обеспечении выживаемости человечества;

14) о концепциях происхождения и эволюции жизни, человека, сознания, разума;

15) о концепциях происхождения и эволюции общества;

16) о концепциях ноосферы.

Учебным планом предусмотрено выполнение студентами контрольной работы (заочная форма обучения) по дисциплине «Концепции современного естествознания». Работа имеет целью практическое осмысление студентами теоретических знаний и развитие навыков работы с источниками информации.



Выбор объекта исследования

 

Студенты заочной формы обучения выбирают вопросы (5 штук) для контрольной работы из таблицы согласно двум последним цифрам номера зачетной книжки.

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из титульного листа, содержания, основной части, списка использованных источников и приложений. Текст должен быть структурирован, содержать рисунки и таблицы. Рисунки и таблицы должны располагаться сразу после ссылки на них в тексте таким образом, чтобы их можно было рассматривать без поворота работы. Если это сложно, то допускается поворот по часовой стрелке.

Если таблицу приходится переносить на следующую страницу, то помещают слова: «продолжение табл.» с указанием номера справа, графы таблицы пронумеровывают и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Общая часть должна быть структурирована и содержать информацию, полностью раскрывающую вопросы контрольной работы (4-6 страниц на каждый вопрос).

Список использованных источников должен содержать не менее 5 наименований (книг, журналов, газет, сборников стандартов, патентов, электронных ресурсов и др.). В данных методических указаниях приведены ссылки на источники литературы по общим вопросам контрольной работы. Для конкретной темы студент должен найти литературу самостоятельно.



Соблюдение вышеизложенных требований и рекомендаций обязательно. Работы не соответствующие выше изложенной структуре к проверке не принимаются.

Требования к оформлению контрольной работы

Оптимальный объем реферата составляет 25 страниц машинописного текста, набранного 12-14 шрифтом через 1.5 интервала на листах формата А4 с одной стороны. Поля должны составлять 20 мм сверху и снизу, 30 мм слева и 15 мм справа. Работа оформляется согласно ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Допускается, но не приветствуется рукописный вариант оформления реферата.

Источники использованной литературы должны оформляться согласно ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Список источников следует составлять в порядке упоминания их в тексте. Ссылки на источники должны приводиться по тексту в квадратных скобках.

Нумерация страниц реферата должна быть сквозной. Первой страницей является титульный лист, на нем номер страницы не ставится, второй - содержание и т.д. Номер страницы проставляется арабскими цифрами снизу страницы, посередине. Приложения необходимо включать в сквозную нумерацию.

Защита контрольной работы

 

Защита выполняется в форме устной защиты в виде доклада на 5-7 минут с последующим ответом на поставленные вопросы, в ходе которых выясняется глубина знаний студента и самостоятельность выполнения работы.

Вопросы к контрольной работе

 

1. Альтернативные источники энергии.

2. Биосфера. Формирование ноосферы.

3. Биосферный уровень организации жизни.

4. Биотический круговорот.

5. Возникновение и строение Вселенной.

6. Волновые процессы. Типы и свойства волн. Спектр.

7. Воспроизведение генетической информации. Связь между клетками.

8. Время. Методы измерения времени.

9. Вселенная. Звезды. Основные характеристики звезд и их эволюция.

10. Галактика. Форма и строение галактик.

11. Гипотеза Опарина-Холдейна о происхождении живого.

12. Гипотезы образования Солнечной системы.

13. Глобальные катастрофы и эволюция жизни.

14. Достижения современного естествознания: атомные технологии.

15. Достижения современного естествознания: генные технологии.

16. Достижения современного естествознания: информационные технологии.

17. Достижения современного естествознания: лазерные технологии.

18. Достижения современного естествознания: нанотехнологии.

19. Достижения современного естествознания: космические технологии.

20. Достижения современного естествознания: современные биотехнологии.

21. Достижения современного естествознания: химические технологии.

22. Звезды. Основные характеристики звезд и их эволюция.

23. Классификация элементарных частиц.

24. Клетка. Строение и разновидности клеток.

25. Колебания и волны в природе. Гармонический осциллятор.

26. Концепции коэволюции и ноосферы.

27. Концепции эволюции растительного и животного мира.

28. Концепция «Большого взрыва». Модель горячей Вселенной.

29. Корпускулярно-волновые свойства вещества.

30. Корпускулярно-волновые свойства света.

31. Масса инертная и гравитационная. Принцип эквивалентности.

32. Методы и приемы естественнонаучных исследований.

33. Микро- и макроэволюция. Естественный отбор.

34. Многообразие галактик. Значение закона Хаббла.

35. Модель инфляционной Вселенной.

36. Молекулярный механизм процессов обмена вещества и энергии.

37. Мышление. Гипотеза. Теория.

38. Наблюдение. Эксперимент.

39. Наука как часть культуры.

40. Научное открытие и доказательство.

41. Начала термодинамики.

42. Образование земных и внеземных веществ.

43. Обратимые и необратимые процессы. Принцип локального равновесия.

44. Описание волновых процессов. Типы и свойства волн.

45. Описание движения микрочастиц. Принципы дополнительности и причинности.

46. Основные виды научных картин мира.

47. Основные гипотезы происхождения живого.

48. Основные положения клеточной теории.

49. Основные положения теории неодарвинизма.

50. Основные положения общей теории относительности и специальной теории относительности.

51. Основные понятия термодинамики. I и II начала термодинамики.

52. Основные свойства времени и пространства.

53. Основные свойства живой материи.

54. Основные свойства пространства и времени в рамках ОТО и СТО.

55. Основные циклические процессы Земли.

56. Основные этапы эволюции Вселенной.

57. Открытие электрона и радиоактивности.

58. Оценка научных успехов и достижений.

59. Перспективные технологии XXI века.

60. Перспективные технологии и окружающая среда.

61. Планетарная и квантовая модели строения атома.

62. Поглощение и испускание квантов света. Спонтанное и вынужденное излучения.

63. Понятие «внутренняя энергия». Первое начало термодинамики.

64. Понятие «поле». Физические поля. Физический вакуум.

65. Понятие «поле». Электромагнитная концепция Максвелла.

66. Понятие «энтропия». Тепловая смерть Вселенной.

67. Понятие о неодарвинизме и синтетической теории эволюции.

68. Правила научного познания. Достоверность научных знаний.

69. Представление о строении атомного ядра.

70. Представление о строении молекул.

71. Природные и искусственные радиоактивные превращения.

72. Пространство. Методы оценок размеров и расстояний.

73. Процессы самоорганизации в живой природе.

74. Процессы самоорганизации в неживой природе.

75. Процессы фотосинтеза и клеточного дыхания.

76. Разнообразие и структура космических объектов.

77. Распространение звука в средах и реакция организма на звуковые волны.

78. Распространенность и круговороты химических элементов на Земле.

79. Рождение частиц согласно современной модели развития Вселенной.

80. Сверхтекучесть и сверхпроводимость.

81. Связи между организмами в экосистеме.

82. Связь законов сохранения со свойствами пространства и времени.

83. Синергетика – новый научный метод.

84. Синергетика. Порядок и хаос в больших системах.

85. Синергетика. Самоорганизация. Основные закономерности.

86. Современные композиционные материалы.

87. Современные синтетические материалы.

88. Современные средства накопления и хранения информации.

89. Статистические и термодинамические свойства систем.

90. Строение веществ в различных агрегатных состояниях.

91. Строение и свойства атома углерода, определившие его роль в природе.

92. Строение и свойства металлов.

93. Строение и структура молекул ДНК и РНК. Ген. Геном. Генотип.

94. Строение и структура молекул ДНК и РНК. Генетический код.

95. Строение и функции основных органелл клетки.

96. Строение Солнечной системы. Движение планет.

97. Строение типичной звезды. Источники энергии звезд.

98. Строение, структура и функции белков.

99. Строение, структура и функции лепидов.

100. Строение, структура и функции нуклеиновых кислот.

101. Строение, структура и функции углеводов.

102. Структура и уникальные свойства воды.

103. Структурные уровни организации материи.

104. Сферное строение Земли.

105. Теоретические формы естественнонаучного познания.

106. Теоретическое мышление. Научный факт. Гипотеза. Теория.

107. Теория кварков. Фундаментальные частицы.

108. Термодинамические системы. Понятие энтропии и энтальпии.

109. Типы химической связи.

110. Фаза. Фазовые переходы.

111. Формирование и строение Солнечной системы.

112. Фундаментальные взаимодействия.

113. Химический катализ. Катализаторы.

114. Хранение и передача генетической информации

115. Чувственные формы естественнонаучного познания.

116. Эволюция. Геологические эры и эволюция жизни.

117. Экология. Глобальные экологические проблемы Земли.

118. Экология. Основные экологические подходы.

119. Элементарные частицы. Принципы соответствия и неопределенности.

120. Эмпирические формы естественнонаучного познания.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

№ вари-анта Номера вопросов, относящихся к данному варианту № вари-анта Номера вопросов, относящихся к данному варианту
1. 51.
2. 52.
3. 53.
4. 54.
5. 55.
6. 56.
7. 57.
8. 58.
9. 59.
10. 60.
11. 61.
12. 62.
13. 63.
14. 64.
15. 65.
16. 66.
17. 67.
18. 68.
19. 69.
20. 70.
21. 71.
22. 72.
23. 73.
24. 74.
25. 75.
26. 76.
27. 77.
28. 78.
29. 79.
30. 80.
31. 81.
32. 82.
33. 83.
34. 84.
35. 85.
36. 86.
37. 87.
38. 88.
39. 89.
40. 90.
41. 91.
42. 92.
43. 93.
44. 94.
45. 95.
46. 96.
47. 97.
48. 98.
49. 99.
50. 100.

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бабушкин, А.Н. Современные концепции естествознания [Текст]: курс лекций; учеб. пособие по дисциплине "Концепции совр. естествознания" для гуманит. направлений и спец. - СПб. [и др.]: Лань : Омега-Л, 2004. - 222 с.

2. Биология с основами экологии [Текст]: учебник / Лукаткин, А.С., Ручин, А.Б., Силаева, Т.Б., [и др.]; под ред. А.С. Лукаткина - М.: Академия, 2008. - 398 с.

3. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания [Текст]: учеб. пособие для вузов по гуманит. направлениям и спец. - М.: Академия, 2007. - 495 с.

4. Грин, Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории [Текст]: пер. с англ. / науч. ред. О.В. Малышенко - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 286 с.

5. Грушевицкая, Т.Г. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов / Грушевицкая, Т.Г., Садохин, А.П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 670 с.

6. Данилова, В.С. Основные концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов / Данилова, В.С., Кожевников, Н.Н.; Данилова В.С., Кожевников Н.Н. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 255 с.

7. Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания [Текст]: учеб. пособие для вузов по соц.-экон. спец. - М.: Академия, 2008. - 607 с.

8. Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: [Учеб. пособие для вузов]; Основной курс в вопросах и ответах - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2003. - 406 с.

9. Дубнищева, Т.Я. Ретрофизика в зеркале философской рефлексии: учеб. пособие по дисциплинам: "Концепции современного естествознания", "Эволюция физических идей", "История науки", "Философия" - М.: ИНФРА-М, 1997. - 334 с.

10. Естествознание: энцикл. словарь / сост. В.Д. Шолле - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 543 с.

11. Зайцев, Г.Н., Федюкин, В.К., Атрошенко, С.А. История техники и технологий [Текст]: учеб. для студентов по спец. 080502/1 - "Экономика и упр. на предприятии машиностроения" / под ред. В.К. Федюкина - СПб.: Политехника, 2007. - 416 с.

12. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум [Текст]: учеб. пособие для вузов - М.: Высшая школа, 2007. - 327 с.

13. Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции [Текст] / РАН, Ин-т философии, Ин-т прикл. математики им. М.В. Келдыша; вступ. ст. Г.Г. Малинецкого - М.: КомКнига, 2007. - 258 с.

14. Концепции современного естествознания [Текст]: учеб. для вузов по направлению 050100 "Естественнонауч. образование" / Баленко, Ю.К., Беспамятных, Т.А., Кисилева, Э.М., [и др.] ; под ред. Л.А. Михайлова - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 334 с.

15. Латыпов, Н.Н. Вакуум, элементарные частицы и вселенная: в поисках физических и философских концепций 21 века / Латыпов, Н.Н., Бейлин, В.А., Верешков, Г.М. - М.: МГУ, 2001. - 231 с.

16. Лозовский, В.Н. Концепции современного естествознания [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по соц.-экон. направлениям и спец. / Лозовский, В.Н., Лозовский, С.В. - СПб. [и др.]: Лань, 2004. - 224 с.

17. Лысов, П.К., Акафьев, А.П., Добротина, Н.А. Биология с основами экологии [Текст]: учебник для вузов - М.: Высшая школа, 2007. - 655 с.

18. Моисеев, Н.Н. Избранные труды [Текст]: в 2 т. Т. 1 / Вычисл. центр им. А.А. Дородницына РАН; Фонд глобальных проблем выживания человечества им. Н.Н. Моисеева - М.: Тайдекс Ко, 2003. - 375 с.

19. Моисеев, Н.Н. Избранные труды [Текст]: в 2 т. Т. 2 / Вычисл. центр им. А.А. Дородницына РАН; Фонд глобальных проблем выживания человечества им. Н.Н. Моисеева - М.: Тайдекс Ко, 2003. - 264 с.

20. Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. спец. - М.: Гардарики, 1999. - 475 с.

21. Папулов, Ю.Г. Строение вещества в естественнонаучной картине мира: учеб. пособие по дисциплине "Концепции соврем. естествознания" / Папулов, Ю.Г., Левин, В.П. ; Тверской гос. ун-т; Тверской гос. техн. ун-т - Тверь, 1998. - 156 с.

22. Пехов, А.П. Биология с основами экологии [Текст]: учеб. для студентов вузов по естественнонауч. спец. и направлениям - СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2004. - 687 с.

23. Поликарпов, В.С. История науки и техники: учеб. пособие для студентов вузов - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 346 с.

24. Пригожин, И. Современная термодинамика: от тепловых двигателей до диссипативных структур; [учебник]; пер. с англ. / Пригожин, И., Кондепуди, Д.; под ред. Е.П. Агеева - М.: Мир, 2002. - 461 с.

25. Современное естествознание: энциклопедия; в 10 т. / гл. ред. В.Н. Сойфер; ред. тома С.Д. Варфоломеев и др. - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000 -2001.

26. Торосян, А.Ц. Основная функция живого и ее эволюция / РАН. Акад. наук Армении; Ин-т философии и права; Нац. ин-т здравоохранения Армении - М.: Наука, 1994. - 221 с.

27. Физика XIX - XX веков в общенаучном и социокультурном контекстах. Физика XX века и ее связь с другими разделами естествознания / отв. ред. Г.М. Идлис; Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова - М.: Янус-К, 1997. - 304 с.

28. Фостер, Л. Нанотехнологии. Наука, инновации и возможности [Текст]: пер. с англ. - М.: Техносфера, 2008. - 349 с.

29. Человек и среда его обитания: хрестоматия / Андреев, В.М., Аргучинцева, А.В., Бажин, Н.М., [и др.]; под ред.: Г.В. Лисичкина, Н.Н. Чернова - М.: Мир, 2003. - 460 с.

30. Шейпак, А.А. История науки и техники [Текст]: материалы и технологии; учеб. пособие; [в 2 ч.] - М.: Московский гос. индустриальный ун-т, 2007. - 343 с.

31. Шейпак, А.А. История науки и техники [Текст]: материалы и технологии; учеб. пособие;[в 2 ч.] / Моск. гос. индустр. ун-т, Ин-т дистанционного образования - М.: Московский гос. индустриальный ун-т, 2007. - 274 с.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.