Сделай Сам Свою Работу на 5

Второй учебный вопрос: Морально-психологическое обеспечение, как главное звено деятельности политработника подразделения. Формы и методы политического обеспечения боевых действий.

Действия военнослужащих в экстремальных условиях обстановки, требуют иного подхода к морально-психологической подготовке этой деятельности, чем обычные условия. Среди многих факторов обеспечивающих успех в выполнении служебно-боевых задач, моральный фактор играет, бесспорно, ведущую роль. Именно поэтому важнейшим компонентом морально-психологической подготовки является поддержание оптимального психологического состояния личного состава, позволяющего ему решать служебно-боевые задачи с максимальной эффективностью и минимальными психогенными потерями.

Из всех негативных влияний на поведение личного состава самым существенным и дестабилизирующим, является страх. «В страхе больше зла, чем в предмете страха»,- говорил Цицерон. На нейтрализацию этого отрицательного фактора и направлена вся система морально-психологической подготовки. Военная служба, экстремальные условия ее протекания, страх - понятия неразрывные, ибо реальные возможности гибели автоматически включают мощный инстинкт самосохранения, который проявляется в сильном эмоциональном напряжении.

Известно, что страх играет как положительную, так и отрицательную роль. В каких же случаях страх положителен и, безусловно, полезен?

Во-первых, страх имеет свойство мобилизовать силы человека для более активной деятельности, что зачастую бывает необходимо в критической ситуации. Это происходит за счет выброса адреналина в кровь, что приводит к лучшему снабжению мышц кислородом и питательными веществами, человек краснеет и готов к немедленным действиям.

Во-вторых, страх за счет сильного эмоционального переживания способствует лучшему запоминанию опасных или неприятных событий.

Третье важное значение страха – возможность действовать в условиях недостатка информации, когда ее не хватает для принятия более разумного решения. Тогда стратегию поведения диктует страх и инстинкт самосохранения.

Отрицательное значение страха проявляется более широко. По данным американских психологов 80-90% солдат испытывают выраженный страх во время боя. У 25% отмечается рвота, у 10-20% невозможность контролировать стул и мочеиспускание. Примерно 25% солдат применяют в бою оружие, остальным мешает подавляющий страх (Агрел – военный психолог США).



Внутри организма так же происходят изменения:

- изменяется частота и сила сердечных сокращений;

- потливость, провоцируются желудочно-кишечные расстройства;

· появляются ощущения нехватки воздуха;

· задержка мочеиспускания или наоборот;

· нарушаются функции слюнных желез (сухой язык);

· желание зевать при небольшом страхе;

· дрожание мышц тела – заметно по губам.

Страх кардинально меняет обычное поведение людей, человек может оцепенеть или начать буйствовать, потерять дар речи или стать необычайно говорливым, проявить недюжинную силу или почувствовать необычайную слабость. При этом в каждой конкретной ситуации у них может быть несколько вариантов поведения, которые определяются его типом высшей нервной деятельности, выработанным рефлексами и жизненными установками. В итоге реакция при страхе может оказаться совершенно не предсказуемой.

Высшей степенью выражения страха является паника, превращающая подразделение в безумное стадо. Это явление существовало всегда, (вспомним описание паники у Л.Н.Толстого, И.Стаднюка, А.Бека и т.д.).

Содержание и организация работы по психологическому обеспечению служебно-боевой деятельности.

С получением боевой задачи, процесс психологического обеспечения, ее выполнения по своей сущности представляет собой комплекс мероприятий по достижению высокой боевой активности личного состава, способности переносить нервно-психологические нагрузки и сохранить боеспособность в обстановке действия психотравмирующих факторов выполнения боевой задачи.

По содержанию психологическое обеспечение, выполнения служебно-боевых задач составляет совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий по решению конкретных задач на различных этапах боевых действий.

Первый этап – аналитико-прогностический. Он имеет своей целью выявление психологических особенностей предстоящей задачи, отношения к ней личного состава, прогнозирование и организация психологически целесообразных управляющих воздействий.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

· осуществление психологической оценки условий предполагаемой боевой обстановки. Осмысление действия предстоящих психогенных факторов, трудностей и требований, которые будут предъявлены к психологическим качествам воинов в ходе выполнения служебно-боевой задачи;

· выявление психологических особенностей выполнения предстоящей боевой задачи на каждом из ее этапов, уровня их психологической сложности;

· изучение и анализ морально-психологического состояния личного состава подразделения и каждого воина в отдельности, их отношение к предстоящей боевой задаче, к приказам и распоряжениям старших начальников, характера преобладающих психических состояний и эмоциональных настроений;

· определение уровня психологической готовности личного состава к выполнению боевой задачи и формулировка прогностических гипотез эффективности предстоящей деятельности с целью организации психологически целесообразных управляющих воздействий.

В качестве критериев, на которые обращается особое внимание, можно считать уровень развития:

· мотивационного компонента (наличие потребности выполнить поставленную боевую задачу, стремления победить, проявление чувства ответственности за результаты выполнения задачи и др.);

· познавательного (знание своего места при выполнении боевой задачи, условий обстановки, особенностей предстоящих действий, опасных факторов, способов уничтожения противника и др.);

· эмоционального (доминирующие чувства, состояния тревоги, отчаяния, беспокойства, сомнения, боевого возбуждения и др.);

· волевого (наличие решительности у воина, способности преодолевать любые трудности, умения управлять собой и др.);

· моторного (сформированность навыков и умений управлять боевой техникой, вести ориентировку при сильных помехах, отказах вооружения, координация движений и их согласованность при боевом применении и др.).

В этих целях могут быть использованы:

- метод наблюдения, в том числе включенного;

-обобщения независимых характеристик;

-экспериментально-психологическое обследование некоторых психических процессов.

Кроме того, для исследования эмоционального компонента следует использовать, например, опросник Л.Рабиновича, оценку познавательного компонента – Р.Гордона, волевого свойства личности В.Васильева. Полученные результаты используются при принятии решения на организацию психологического обеспечения, планирование мероприятий, согласованных по целям, месту и времени, при расстановке сил и средств.

Цели и содержание социально-психологической работы.

Рассматривая этот вопрос, следует положить в его основу требования главнокомандующего ВС РК где отмечается, что социально-психологическая работа с военнослужащими, как одно из основных направлений морально-психологического обеспечения их служебно-боевой деятельности, имеет целью создание необходимых психологических условий качественного выполнения военнослужащими ВС РК поставленных перед ними задач, внедрение и реализацию на практике работы с личным составом специальных социально-психологических средств и методов. Повышение эффективности и качества выполнения военнослужащими должностных и специальных обязанностей, воинского долга, сокращения их психического здоровья и социального самочувствия.

« Под социально-психологической работой в ВС РК понимается комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках общей единой системы работы с личным составом путем широкого и целенаправленного использования специальных средств и методов практической психологии, внедрением достижений в области военной, социальной, экстремальной и других отраслей психологии, проведения специальных социологических и социально-психологических исследований, непосредственно связанных с проблемами морально-психологического состояния военнослужащих, их социального самочувствия, психологической готовности к выполнению всех возложенных на них задач в любое время и в любой обстановке».

Основными задачами социально-психологической работы являются:

а) при выполнении служебно-боевых задач:

· изучение индивидуально-психологических особенностей и личностных качеств военнослужащих, прогнозирование качества их служебно-боевой деятельности, выработка на этой основе рекомендаций по индивидуально – воспитательной работе с ними;

· психологическое обеспечение адаптации военнослужащих к условиям службы и различным видам служебно-боевой деятельности;

· психологический анализ условий и особенностей служебно-боевой деятельности и выработка рекомендаций по ее обеспечению;

· снижение психотравмирующего влияния условий военной службы на психическое состояние и социальное самочувствие военнослужащих, психопрофилактика отклоняющегося поведения, происшествий, связанных с нервно-психической неустойчивостью;

· изучение, анализ и прогнозирование развития социально-психологических процессов в воинских коллективах и выработка предложений по поддержанию в них здоровой морально-психологической атмосферы, практическая реализация мер социально-психологической профилактики, негативных тенденций во взаимоотношениях в воинских группах, психологическая регуляция внутригруппового поведения военнослужащих;

· выработка предложений и психологическое консультирование командиров и органов управления войсками по вопросам управленческой деятельности, пропаганда социально-психологических знаний среди офицерского состава.

б) По психологическому обеспечению служебно-боевых задач (операций) в экстремальных условиях применения ВС РК:

· формирование психологической готовности военнослужащих частей и подразделений выполнить поставленную задачу, применить оружие и боевую технику;

· формирование и поддержание психологической устойчивости военнослужащих, частей и подразделений к воздействию психотравмирующих факторов в ходе выполнения служебно-боевых задач;

· оценка, прогнозирование и профилактика вероятных психогенных потерь, предупреждение психологических расстройств, оказание психологической помощи;

· организация психологической реабилитации военнослужащих при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных условиях.

 

Третьи учебный вопрос: Содержание политической работы при ведении оборонительного боя. Содержание политической работы при ведении наступательного боя.

Политическая работа является составной частью подготовки и ведения боя. Бой - единственное средство для достижения победы в вооруженной борьбе. Боевая обстановка предъявляет к военнослужащим исключительно высокие и суровые требования, заставляет их отрешиться от многих представлений и привычек мирного времени, психологически перестроиться на новый лад, действовать самоотверженно. Для дальнейшего ведения войны и достижения победы необходимы хорошо обученные, оснащенные современным оружием и боевой техникой войска, подготовленные кадры командиров, офицеров - воспитательных структур, инженеров, прочный тыл, надежные средства управления и связи. Решающее значение среди этих факторов принадлежат моральному духу войск, и не только.

Для личного состава необходимо создавать условия по быстрейшему приобретению необходимых навыков для выполнения своих функциональных обязанностей, развитие творчества при принятии решений, выполнение тактических приемов и маневров в различных ситуациях.

Подготовка и ведения боевых действий находятся в единстве. Применение ударных средств сухопутных войск дает наибольший эффект, когда они введутся на основе вскрытия средствами разведки и определения точного местонахождения целей, немедленно наведения на них оружия с одновременным использованием средств РЭП.

Под воздействием новых технических средств ведения вооруженной борьбы в условиях эффективного собственного информационного обеспечения и надежного радиоэлектронного подавления систем и средств разведки и управления противодействующей стороны в ходе конфликтов были разработаны и в ряде случаев успешно применены новые тактические приемы.

Анализ опыта военного конфликта 1982 года в Ливане и других локальных воинах создают информационную основу для организации и планирования деятельности военных кадров, в областях развития военной науки, подготовки Вооруженных Сил, создания перспектив образцов вооружения и военной техники.

Формировать и развивать духовные силы вооруженных защитников Отечества призвана хорошо поставленная, конкретная и целеустремленная политическая работа, которая сыграла неоценимую роль в минувших воинах и приобретает особое значение в современных условиях.

Современный бой характеризуется особой решительностью, маневренностью, динамичностью. В этих условиях особенно повышается значение сознательности воина, его дисциплинированности, боевого мастерства, стойкости, мужества и решительности.

Политическая работа в боевой обстановке это целенаправленная организаторская и идеологическая деятельность командиров и офицеров по ВСПР, а также актива по проведению в жизнь политики Президента и Правительства РК, Министра обороны по обеспечению высокой боевой готовности и боеспособности вверенной роты (батальона), укреплению политико-морального состояния и сознательной воинской дисциплины, умелому владению оружием и боевой техникой в бою, совершенствованию воинского мастерства личного состава и по мобилизации его на успешное выполнение боевых задач.

Качество и своевременность выполнения подразделениями своих задач в решающей степени будет зависеть от морально-психологических и боевых качеств личного состава.

Командир роты (батальона), несет также личную ответственность за политическую работу, воспитание, воинскую дисциплину, психологическую подготовку и политико-моральное состояние личного состава.

Руководство политической работы в роте (батальоне) командир осуществляет лично и через своего заместителя по политической части, а он отвечает по политическому и воинскому воспитанию воинов, укрепления политико-морального состояния личного состава и воинской дисциплины.

Всю политическую работу он организует на основе принятого командиром решения, его указаний, заместителя командира батальона (полка) по политической части.

 

Организуя политическую работу, он разрабатывает план политической работы, на период подготовки и ведения боя, осуществляет инструктирование командиров рот и заместителей по политической части, боевой актив, своевременно докладывает командиру батальона и заместителю командира полка по политической части о проводимой политической работе и политико-моральном состоянии личного состава.

 

План политической работы является документом, на основе которого осуществляются все мероприятия по политической работе в роте (батальоне). В нем предусматривается:

· -оперативное доведение до личного состава боевых задач и их разъяснение;

· -инструктирование командиров, политработников, боевой актив, о задачах в ходе боя;

· -обеспечение подразделений печатными изданиями.

План политработы утверждает командир батальона. Командир роты (батальона) и его заместитель по политической части во всей своей деятельности боевой обстановке опираться на актив, стремиться в полной мере использовать их влияние и авторитет среди личного состава, для мобилизации его на успешное выполнение стоящих боевых задач.

Боевой актив роты (батальона) это:

ü -центр молодежной инициативы;

ü -агитаторы;

ü -редакторы боевых листков;

ü -совет походной комнаты информационно-воспитательной работы ;

ü -политинформаторы;

ü -молодежные лидеры.

 

Именно они приводят конкретную работу среди личного состава, разъясняют приказы и распоряжения командиров, претворяют в жизнь решения собрания актива.

Боевой актив роты (батальона) составляют как уже имеющие боевой опыт солдаты, имеющие конкретные поручения и в ходе его ведения.

Таким образом, в мотострелковой (танковый) роте и батальоне полит работу осуществляет командиры подразделений, заместители командиров рот (батальонов) по политической части, а также боевой актив.

Задачи политической работы при подготовке и в ходе боя:

1. Сплочение личного состава вокруг Президента и правительства РК. Разъяснение военнослужащим внешней и внутренней политики государства, решений Президента и Правительства Республик Казахстан. Воспитание л/с в духе беззаветной преданности Родине, правительству, в духе нерушимого морально-политического единства и дружбы нации, народностей РК, патриотизма и интернационализма, верности военной присяге и воинскому долгу, высокой личной ответственности за защиту своей Родины Республики Казахстан и готовность отдать за нее свои силы, а если потребуется и жизнь;

2. Разъяснение причин, характера и военно-политических целей воины, международного и внутреннего положения Казахстана, задач Вооруженных Сил Республики Казахстан, разоблачение агрессивнойполитики врага, укрепление у личного состава веры в правоту нашего дела и победу над любым врагом;

3. Своевременное доведение до личного состава решений правительства, разъяснение приказов Верховного Главнокомандующего, командиров (начальников) и мобилизация их на выполнение поставленных боевых задач, поддержание высокой боевой готовности и боеспособности батальона (роты) к ведению активных и решительных действий до полного разгрома противника, обеспечение крепкого политико-морального состояния личного состава;

4. Воспитание офицеров в духе высокой ответственности за организацию боя, твердое и непрерывное управление подразделениями в любых условиях обстановки.

Развитие у них высоких качеств, самостоятельности, инициативы и творчества, оперативности и четкости в работе, умения всесторонне оценивать обстановку, предвидеть развитие боя, эффективно использовать для достижения успеха мощь оружия и боевой техники, моральные и физические силы воинов;

5. Укрепление сознательной воинской дисциплины в подразделениях, обеспечение глубокого понимания личным составом ее значения в боевой обстановке, необходимости беспрекословного и точного выполнения требований законов, военной присяги, воинских уставов, приказов и распоряжений командиров (начальников), всемерное укрепление единоначалия и авторитета командиров, воспитание уважения к ним и готовности защитить их в бою;

6. Воспитание личного состава на боевых традициях народа, Вооруженных Сил, своего вида и рода войск, бригады, полка и подразделения, пропаганда боевого опыта, героических подвигов воинов и трудовых достижений народа в тылу;

7. Развитие у воинов высоких морально-политических и боевых качеств, воспитание у них верности боевому знамени части, непреклонной вере в победу, высокой боевой активности, мужества, отваги и героизма, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, войскового товарищества, взаимовыручки в бою, психологической стойкости, способности переносить опасности тяготы и лишения боевой обстановки;

8. Привитие к личному составу ненависть к врагам Родины, разоблачение вражеской пропаганды, поддержанию у военнослужащих способности противостоять идеологическому и психологическому воздействию противника, воспитание высокой бдительности и ответственности за сохранение военной и государственной тайны, осуществление мероприятий по предупреждению проникновения шпионов и диверсантов;

9. Воспитать у военнослужащих особенно у специалистов (механиков водителей, наводчиков, операторов) веры в силу и мощь своего оружия и боевой техники, личной ответственности за поддержание их в постоянной боевой готовности и умение применение в бою, овладение смежными специальностями и достижение взаимозаменяемости, а также за строгое соблюдение ими мер безопасности при действиях с вооружением, боевой и другой техникой;

10. Изучение пребывающего пополнения, забота о его всесторонней подготовке к ведению боя, правильная расстановка боевого актива по взводам и отделениям подбор, расстановка, обучения и воспитание боевого актива;

11. Разъяснение личному составу боевых задач и способов их выполнения, популяризация отличившихся в бою и забота об их поощрении, обобщение и распространение передового опыта и наиболее эффективных форм политической работы;

12. Информирование старших командиров (начальников) о политико-моральном и боевом состоянии подразделений, обеспечение непрерывного политического и боевого информирования личного состава, доведение до воинов материалов центральной и военной печати;

13. Повседневная забота о бесперебойном обеспечении личного состава всем необходимым для успешного ведения боя, современной медицинской помощи и эвакуации раненных и больных, об организации похорон воинов, павших в боях за Родину;

14. Установление и поддержание правильных взаимоотношении с местным населением.

Организаторы политической работы в частях и подразделениях Республики Казахстан в первые же минуты войны столкнутся с решением таких сложных проблем, как быстрое приведение подразделении в полную боевую готовность, перестройка сознания с мирного на военный лад, борьба с проявлением беспечности и благодушия, укрепление дисциплины и повышение бдительности до самого высокого уровня.

Проводимая в боевой обстановке политическая работа должна отличаться непрерывностью, глубокой целеустремленностью и действенностью.

Для этого необходимо:

· - постоянно заботиться об идейном содержании и оперативности проводимых политических мероприятий;

· - умело использовать опыт Великой Отечественной войны и боевых действий в Афганистане;

· - обеспечить повседневное личное общение командиров, политработников с личным составом, изучение настроении и запросов подчиненных;

· - добиться охвата политическим влиянием каждого военнослужащего. Содержание, формы и методы политической работы в частях и подразделениях ВС РК будут зависеть от сложившейся на фронте обстановки, характера боевых действий, конкретных задач, определенных приказами и распоряжениями соответствующих командиров и начальников.

Вывод по третьему вопросу:

Главным звеном в цепи фронтовых событии и повседневных действий воинов является бой. Во имя успешного выполнения каждого боевого задания, проводиться многогранная, тщательно продуманная политическая работа. Результаты боя служат венцом ратного труда.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.