Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие «трудовая мотивация» (мотивационная сфера деятельности).





Барьеры на пути к профессионализму и пути их преодоления

Труд в целом положительно воздействует на человека и его личность, но в неблагоприятных условиях труда могут возникнуть различные нарушения в профессиональном развитии, деформации и даже профессиональные болезни. Психологически полная профессиональная деятельность выражается в том, что человек как субъект труда самостоятельно целеполагает, самостоятельно ставит профессиональные задачи; достигает в профессиональной деятельности результата, соответствующего стандартам; умеет анализировать и регулировать предмет, задачи, средства труда. Нарушения в профессиональной деятельности могутсостоять в том, что выпадают отдельные звенья в профессиональной деятельности, например, человек не использует имеющиеся у него средства по причине психического состояния усталости или утрачивает трудовые умения и навыки, происходит остановка, разрыв в профессиональной деятельности, снижается результативность труда. Самым распространенным препятствием в профессиональном развитии являются возрастные изменения, связанные со старением (биологическое старение организма, социально-психологическое старение как ослабление интеллектуальных процессов, мотивационных функций, профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к новому, нравственно-эстетическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, неумении понять молодежь и ее вкусы, Профессиональное старение не является фатальной необходимостью профессионального развития. Профессиональное старение не связано неизбежно и с возрастом человека.Одним из испытанных способов отодвигания профессионального старения является продолжение человеком профессиональной и другой трудовой деятельности, в которых могут сложиться новые качества, противодействующие профессиональному старению. К деформации профессионального развития также может приводить и утомление. В психологии различают разные виды утомления. При Физическое утомление, умственное утомление, эмоционально-мотивационное утомление. Еще неблагоприятным фактором в профессиональной деятельности являются состояния психической напряженности человека, вызванные трудными условиями деятельности, конфликтами, предвосхищением неблагополучного развития событий и сопровождающиеся ощущением дискомфорта, тревоги, фрустрации. (Виды: перцептивная, интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную.) Следующим неблагоприятным фактором в труде человека являются профессиональные кризисы, которые могут происходить неоднократно в течение жизни, в том числе и у высоко профессионального работника. При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки. Профессиональные болезни также являются фактором снижения профессионализма. Различают острые профессиональные заболевания и хронические профессиональные заболевания.





 

 

Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом.

Мотивы могут быть внутренние и внешние. Внутренние: связаны с деятельностью, отражают её содержание, форму. Реализация доставляет непосредственное удовольствие. Внешние: мотив не релевантен деятельности. При реализации человек не получает удовольствие.Теории трудовой мотивации - это обычные теории мотивации, только применительно к труду.

1. Теория А. Маслоу. (пирамида: Физиологические, Потребность в безопасности, Потребность в любви и привязанности, Потребность в уважении и статусе, Потребность в самовыражении.)

2. Двухфакторная теория Ф. Херцберга. Факторы: 1. Гигиенические (фактор среды) : размер и характер заработной платы, условия труда, межличностные отношения, характер контроля. Гигиенические факторы не мотивируют, а не дают формироваться негативному отношению. Данная группа факторов связана с окружающей средой. 2. Мотивирующие: ощущение успеха, признание окружающих, карьерный рост, рост возможностей, рост ответственности, осмысление работы.



3. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ.

1.Теория трудовой мотивации Аткинсона. Поведение человека составляет совокупность индивидуальных качеств человека и ситуации восприятия. Мотивы обусловлены полом и возрастом. 2.Теория ожидания В. Врума. Человек ожидает, что его поведение действительно приведёт к удовлетворению потребности. 3.Теория Мак Клелланда. Упор на потребности высшего уровня, к которым он относил стремление к успеху.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

60-70 годы Ядов В.А. выдвинул гипотезу о том, что отношение человека формируется под влиянием 3 факторов: *совокупности общественных отношений. *особенностей труда *особенности структуры личности работника.

Удовлетворенность трудом — эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется. Удовлетворенность трудом, как показывают многочисленные исследования, выступает как серьезная составляющая социально-психологического климата в коллективе. Общепризнанна двухфакторная "мотивационно-гигиеническая" теория удовлетворенности трудом Ф. Херцбергера. Теория С. Алдерфера, в сущности, представляет собой модификацию иерархической модели А. Маслоу: "Исходным положением этой теории является гипотеза о существовании трех групп потребностей, перечисленных в порядке от наиболее конкретных до наименее конкретных... Удовлетворенность трудом в рамках когнитивных подходов, в конечном счете, зависит от соответствия реального результата деятельности ожиданиям индивида. (о теории ожидания)

Мотивы выбора профессии

При выборе профессии человек может руководствоваться следующими мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и т.д. Все мотивы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация — это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Преобладание внутренних мотивов и положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.

 

Понятие «трудовая мотивация» (мотивационная сфера деятельности).

 

Мотивация труда – стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей. Главные рычаги мотивации – стимулы и мотивы.

Мотивы - это осознанное отношение к своим действиям, поступкам, это внутренне обоснование личностью своего поведения, состояние предрасположенности или готовности к определенным действиям. Мотивы могут иметь разный характер. Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.

К социальным мотивам целесообразно отнести: коллективизм (потребность быть в коллективе), личное самоутверждение, мотив самостоятельности, мотив надежности (стабильности), противоположный предыдущему мотив приобретения нового (знаний, вещей), мотив справедливости, мотив состязательности, генетически присущий каждому человеку.

Нужно отметить, что мотивация направлена на изменение отношения работника к труду, а стимулирование - на поддержание заданного уровня производительности труда, то есть результатом мотивации будет изменение среды осуществления трудовой, а результатом стимулирования - закрепление положения индивида, упрочение его положения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.