Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристики и показатели информационных процессов





Можно выделить две основные группы характеристик информационных процессов, это характеристики временные и характеристики качества результирующей информации на выходе информационного процесса.

К показателям временных свойств информационных процессов относятся:

- среднее время и дисперсия времени выполнения информационного процесса (среднее время реакции информационной системы на запрос пользователя);

- продолжительность временного интервала, в течение которого информационный процесс завершается с заданной вероятностью.

Качество данных характеризуется целым набором свойств, важнейшими из которых являются:

- достоверность данных (свойство данных не содержать скрытых ошибок);

- целостность данных (свойство данных сохранять свое информационное содержание и однозначность интерпретации в условиях случайных воздействий. Целостность данных считается не нарушенной, если данные не искажены и не разрушены);

- безопасность данных (защищенность данных от несанкционированного доступа к ним, осуществляемого с целью раскрытия, изменения или разрушения данных).

Для данных, имеющих место на выходе информационно-поисковых систем, важное значение имеют такие свойства, как релевантность (смысловое соответствие выданной информации запросу) и полнота (свойство выдаваемой информации содержать все документы, релевантные запросу).



Показатели качества информационных процессов зависят от методов и средств их осуществления, т.е. от используемой информационной технологии и характеристик информационных систем, создаваемых для их реализации. Поэтому при проектировании информационных систем необходимо учитывать требования к показателям качества информационных процессов, исследовать влияние характеристик информационных систем (таких, как производительность, надежность и др.) на показатели качества информационных процессов.

Хранение и обработка данных является важнейшей задачей разработки компьютерных систем. Одним из ее решений явилось создание в конце 60-х годов специализированных программно-аппаратных систем, получивших название систем баз данных или баз данных (БД). Исследования и разработки в области систем баз данных были чрезвычайно успешными на протяжении их тридцатилетней истории. Они привели к появлению развитой индустрии баз данных, практически затрагивающей каждую более или менее серьезную организацию в мире. Было бы немыслимо управлять большими массивами постоянно увеличивающейся в объеме информации без систем БД.



 

Вопрос 5:

Компьютерный вирус — вид вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным каналам связи с целью нарушения работы программно-аппаратных комплексов, удаления файлов, приведения в негодность структур размещения данных, блокирования работы пользователей или же приведение в негодность аппаратных комплексов компьютера.

Даже если автор вируса не программировал вредоносных эффектов, вирус может приводить к сбоям компьютера из-за ошибок, неучтённых тонкостей взаимодействия с операционной системой и другими программами. Кроме того, вирусы обычно занимают некоторое место на накопителях информации и отбирают некоторые другие ресурсы системы. Поэтому вирусы относят к вредоносным программам.

Некомпетентные пользователи ошибочно относят к компьютерным вирусам и другие виды вредоносных программ — программы-шпионы и прочее.[1] Известны десятки тысяч компьютерных вирусов, которые распространяются через Интернет по всему миру.

Принято разделять вирусы:

по поражаемым объектам (файловые вирусы, загрузочные вирусы, сценарные вирусы, макровирусы, вирусы, поражающие исходный код);



файловые вирусы делят по механизму заражения: паразитирующие добавляют себя в исполняемый файл, перезаписывающие невосстановимо портят заражённый файл, «спутники» идут отдельным файлом.

по поражаемым операционным системам и платформам (DOS, Microsoft Windows, Unix, Linux);

по технологиям, используемым вирусом (полиморфные вирусы, стелс-вирусы, руткиты);

по языку, на котором написан вирус (ассемблер, высокоуровневый язык программирования, сценарный язык и др.);

по дополнительной вредоносной функциональности (бэкдоры, кейлоггеры, шпионы, ботнеты и др.).

Вопрос 6:

Компьютерная сеть (вычислительная сеть, сеть передачи данных) — система связи компьютеров или вычислительного оборудования (серверы, маршрутизаторы и другое оборудование). Для передачи данных могут быть использованы различные физические явления[уточнить], как правило — различные виды электрических сигналов, световых сигналов или электромагнитного излучения.

По типу сетевой топологии:(Сетевая тополо?гия (место) — способ описания конфигурации сети, схема расположения и соединения сетевых устройств.)

Шина (основные это шина кольцо,звезда)

Кольцо

Двойное кольцо

Звезда

Ячеистая

Решётка

Дерево

Вопрос 7:

Автоматизированная система управления перевозками грузов включает следующие составляющие, функционирующие в условиях постоянного информационного взаимодействия: автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП); система обработки и выдачи отчётных данных о работе дорог и сети (ДИСКОР); единые центры диспетчерского управления (ЕЦДУ); автоматизированные системы и отдельные АРМ для линейных объектов (АСУ СС, КС АРМ, АСУ ГС, АСУ КП, АРМ ТВК, АРМ СПВ и т.п.).

АСОУП является центральной частью системы, реализует технологии оперативного управления, обеспечивает взаимодействие линейного и дорожного уровней, связь соседних ж. д., питает необходимой информацией сетевой уровень, дорожные единые центры диспетчерского управления. Реализованные для АСОУП общесистемные средства стали общей основой для остальных систем дорожного уровня.

В составе АСОУП реализованы следующие задачи:

Электронизация документооборота по натурным листам (на базе создания поездных моделей дорог – ПМД) – функционирует как трехуровневая вычислительная сеть по обработке натурных листов (ГВЦ МПС; ИВЦ железных дорог; около тысячи станций, оборудованных АСУ, АРМ и др. абонентскими пунктами с механизмом информационного взаимодействия всех составляющих). Основные задачи:

подготовка натурных листов на формируемые поезда;

извещение диспетчерского аппарата (в том числе ДНЦ) о составах поездов;

передача ТГНЛ между станциями и дорогами;

подготовка документов на расформирование прибывших поездов (сортировочный лист, справка пункта технического обслуживания, размеченная ТГНЛ, накопительная ведомость и т. п.);

контроль нарушений плана формирования;

контроль полновесности и полносоставности поездов;

подготовка отчётности о передаче поездов, вагонов и контейнеров по междорожным и межотделенческим стыкам;

подготовка отчётности о передаче поездов, вагонов и контейнеров по междорожным и межотделенческим стыкам;

слежение за спецподвижным составом.

Вопрос 8:

База данных — представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).В определениях наиболее часто (явно или неявно) присутствуют следующие отличительные признаки:

1.БД хранится и обрабатывается в вычислительной системе.

Таким образом, любые внекомпьютерные хранилища информации (архивы, библиотеки, картотеки и т. п.) базами данных не являются.

Классификация по модели данных

Примеры:

Иерархическая

Объектная и объектно-ориентированная

Объектно-реляционная

Реляционная

Сетевая

Функциональная.

Классификация по среде постоянного хранения

Во вторичной памяти, или традиционная (англ. conventional database): средой постоянного хранения является периферийная энергонезависимая память (вторичная память) — как правило жёсткий диск.

В оперативную память СУБД помещает лишь кеш и данные для текущей обработки.

В оперативной памяти (англ. in-memory database, memory-resident database, main memory database): все данные на стадии исполнения находятся в оперативной памяти.

В третичной памяти (англ. tertiary database): средой постоянного хранения является отсоединяемое от сервера устройство массового хранения (третичная память), как правило на основе магнитных лент или оптических дисков.

Во вторичной памяти сервера хранится лишь каталог данных третичной памяти, файловый кеш и данные для текущей обработки; загрузка же самих данных требует специальной процедуры.

Классификация по содержимому

 

Примеры:

Географическая

Историческая

Научная

Мультимедийная

Клиентская.

Классификация по степени распределённости

Централизованная, или сосредоточенная (англ. centralized database): БД, полностью поддерживаемая на одном компьютере.

Распределённая (англ. distributed database): БД, составные части которой размещаются в различных узлах компьютерной сети в соответствии с каким-либо критерием.

Вопрос 9:

Цель работы заключается в исследовании систем кодирования, используемых для идентифицирования транспортных средств, выборе теоретической базы и конструировании единого кода железнодорожного подвижного состава, а также выработке предложений по организации хранения и обмена данными о транспортных объектах в железнодорожных информационных системах.

Код есть форма обозначения объекта инфраструктуры, не зависящая от его физической сути, система условных знаков, символов, сокращенных обозначений и названий, применяемых для передачи, обработки, хранения информации. Кодирование - процесс установления соответствия между объектами и кодами, их идентифицирующих.

Кодирование должно отвечать следующим важным целям и требованиям:

- сжатость информации;

- однородность представления и исключение двусмысленности;

- постоянство: выделенный код должен как можно дольше оставаться неизменным;

- простота: код должен удовлетворять как условиям его применения, так и учитывать квалификацию пользующегося им персонала;

- точность: код должен однозначно идентифицировать объект кодирования;

- информативность: использование минимального числа знаков в коде, учитывая при этом требования всех пользователей;

- расширение: обеспечение достаточного резерва кодов для возможности нумерации новых объектов;

- эффективность: код должен быть функционально приспособленным для той сферы применения, для которой он был разработан;

- совместимость: код должен обеспечивать эффективную обработку информации средствами вычислительной техники.

Применяемые в настоящее время системы кодирования могут быть отнесены к двум типам: неструктурированные и структурированные. Преимущества структурируемого принципа кодирования по отношению к железнодорожному транспорту заключаются в возможности распределения объектов по определенным признакам кодирования. Структурный шифр дает информацию об особенностях данного элемента кодирования. Для проверки правильности визуального считывания структурированного шифра могут применяться коды, дополненные цифрой - контрольным числом, позволяющим обнаруживать наличие ошибки в основном коде [104].

Идентификаторы используются во всех областях человеческой деятельности. Типичные примеры - транспорт, домашнее и промышленное оборудование, книги, розничные товары и компьютерное программное обеспечение. Коды могут использоваться для определения специфических характеристик, указания прав собственности, описания составных частей изделий, защиты товара от подделок и для многого другого.

не сферы транспорта, во многих случаях, используется один эксплуатационный идентификатор сразу для группы объектов. К примеру, в экспресс-почте идентификаторы используются для маркировки упаковки, но не существует никаких требований для того, чтобы идентификатор содержал в себе какую-либо информацию об упакованном предмете. Однако этот идентификатор отображает такую информацию, как дата создания или дата отправки корреспонденции.

 

Вопрос 10:

Электронная почта — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети.

Электронная почта по составу элементов и принципу работы практически повторяет систему обычной (бумажной) почты, заимствуя как термины (почта, письмо, конверт, вложение, ящик, доставка и другие), так и характерные особенности — простоту использования, задержки передачи сообщений, достаточную надёжность и в то же время отсутствие гарантии доставки.

Достоинствами электронной почты являются: легко воспринимаемые и запоминаемые человеком адреса вида имя_пользователя@имя_домена (например, somebody@example.com); возможность передачи как простого текста, так и форматированного, а также произвольных файлов; независимость серверов (в общем случае они обращаются друг к другу непосредственно); достаточно высокая надёжность доставки сообщения; простота использования человеком и программами.Недостатки электронной почты: наличие такого явления, как спам (массовые рекламные и вирусные рассылки); теоретическая невозможность гарантированной доставки конкретного письма; возможные задержки доставки сообщения (до нескольких суток); ограничения на размер одного сообщения и на общий размер сообщений в почтовом ящике (персональные для пользователей).

Вопрос 11:

Автоматизированное рабочее место (АРМ) – совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области. При этом предполагается, что операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, а специалист выполняет часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода.

Наиболее простой функцией АРМ является информационно-справочное обслуживание, присущее любому АРМ. В зависимости от назначения АРМ могут включать экранные формы документов, расчетные алгоритмы, обеспечивающие обработку информации и отображение результатов, текстовые системы и т.д.

АРМ, созданные на базе ПК – наиболее простой и распространенный вариант, обеспечивающий:

- простоту и удобство пользования;

- простоту адаптации к конкретным функциям пользователя;

- компактность размещения и невысокие требования к условиям эксплуатации;

- простая организация технического обслуживания.

Эффективным режимом работы АРМ является его функционирование в рамках локальной вычислительной сети, когда необходимо распределить информационно-вычислительные ресурсы между несколькими пользователями.

Более сложные системы АРМ предполагают подключение нескольких ПК по каналам связи к главной ЭВМ или через специальное оборудование – к различным информационным службам и системам общего назначения (библиотечным системам, базам данных, информационно-поисковым системам и т.д.).

Работа пользователя с программным обеспечением АРМ реализуется, как правило, через меню. Минимальная аппаратная конфигурация для АРМ – ПК и принтер.

Вопрос 12:

Локальная сеть – это группа связанных между собой компьютеров, серверов, принтеров, расположенных в пределах здания, офиса или комнаты. Локальная сеть дает возможность получать совместный доступ к общим папкам, файлам, оборудованию, различным программам и т. д.

Использование ресурсов локальной сети дает возможность существенно снизить финансовые затраты предприятия, повысить уровень безопасности хранения важных данных, сократить временные затраты сотрудников компании на решение различного вида задач, а так же повышение общей эффективности работы.

Локальная сеть состоит из следующего оборудования и технологий:

- концентраторы (HUB) – соединяет сетевые кабели и обеспечивает взаимодействие между подключенными к ним устройствами (компьютеры, принт-серверы и т. д.) ;

- управляемый коммутатор – концентратор, который предоставляет возможности начального администрирования конфигурации локальной сети;

- принт-сервер – специальное устройство, которое обеспечивает подключение принтера к компьютерной сети и дает возможность печати всем пользователям локальной сети;

- файл-сервер – один компьютер локальной сети, предоставляющий дисковое пространство для хранения информации с возможностью непрерывного доступа к ней пользователям;

- устройство беспроводного доступа – радиосигнал, позволяющий соединять локальные сети, расположенные в пределах прямой видимости на расстоянии до 25 км;

- сервер авторизации и доступа – основной сервер локальной сети, на котором происходит регистрация всех пользователей сети и организация доступа к ресурсам. Сервер выполняет следующие задачи: хранение используемых данных, распределение доступа к ресурсам, обеспечение работы выхода в сеть Интернет, защита сети от внешних вторжений.

Локальная сеть малого офиса (до 15 рабочих мест) предполагает создание одной рабочей группы пользователей с подключением к сети Интернет. Сетевой принтер используется для печати. Основная функция такой локальной сети – авторизация пользователей для выхода в сеть Интернет, защита локальной сети от внешних атак, тарификация Интернет трафика.

Локальна сеть масштаба предприятия (20-50 рабочих мест) базируется на основе проведения сети малого офиса. В такой локальной сети реализуется решение разграничения доступа между пользователями разных подразделений компании. В каждом подразделении пользователи объединены в отдельную подсеть. Так же рабочая группа может иметь собственный сервер. Коммутатор контролирует возможность доступа пользователей одной подсети в другую. Здесь существует возможность использования компонентов волоконно-оптических систем.

 

Вопрос 13:

Систе?ма управле?ния ба?зами да?нных (СУБД) — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных.

Основные функции СУБД

управление данными во внешней памяти (на дисках);

управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша;

журнализация изменений, резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев;

поддержка языков БД (язык определения данных, язык манипулирования данными).

Обычно современная СУБД содержит следующие компоненты:

ядро, которое отвечает за управление данными во внешней и оперативной памяти и журнализацию,

процессор языка базы данных, обеспечивающий оптимизацию запросов на извлечение и изменение данных и создание, как правило, машинно-независимого исполняемого внутреннего кода,

подсистему поддержки времени исполнения, которая интерпретирует программы манипуляции данными, создающие пользовательский интерфейс с СУБД а также сервисные программы (внешние утилиты), обеспечивающие ряд дополнительных возможностей по обслуживанию информационной системы.

Вопрос 14:

Оперативно-технологическая связь

Предназначена для оперативного управления работой ж.-д. транспорта, организации перевозочного процесса, регулирования грузопотоков, повышения эффективности использования подвижного состава, обеспечения взаимодействия подразделений и служб железных дорог. На отечественных ж. д. для выполнения переговоров существуют различные виды оперативно-технологической связи. Каждому виду оперативно-технологической связи выделяется отдельная цепь (канал) с использованием группового принципа подключения – групповая цепь с системой избирательного вызова. В этой системе вызов номера любого аппарата, включенного в цепь, осуществляется посылкой в линию индивидуальной кодовой комбинации сигнала, воспринимаемой только аппаратурой вызываемой станции. Система предусматривает одновременный вызов нескольких станций (групповой вызов) или всех сразу (циркулярный вызов). Управление процессом соединения в этой системе осуществляется распорядительной станцией, аппаратурой индивидуального пользования групповой цепью с индивидуальным вызовом, установленной на промежуточной станции – промпункте. На отечественных ж. д. применяется система избирательного вызова, осуществляемого импульсами переменного тока в диапазоне тональных частот.

Различают магистральную сеть связи, дорожную сеть связи и сети станционной распорядительной телефонной связи – отделенческой и станционной. Отделенческая оперативно-технологическая связь организуется по диспетчерскому, постанционному и комбинированному типам, а также может быть прямой. При организации связи по диспетчерскому типу устройства избирательного вызова располагаются у диспетчера, и он единолично управляет процессом соединения с вызываемым объектом. Аппаратура промпункта не имеет устройств посылки вызова, который осуществляется голосом. При организации связи по постанционному типу промпункты оборудуются устройствами посылки вызова. При постанционно-диспетчерской связи аппаратуру постанционного типа устанавливают на участковой станции с подключением ручной междугородной телефонной станции.

Среди различных видов оперативно-технологической связи наиболее важными являются виды связи, используемые в оперативном руководстве.

Поездная диспетчерская связь (ПДС) служит для ведения переговоров диспетчера со всеми раздельными пунктами, входящими в обслуживаемый им участок, по вопросам управления движением поездов. ПДС проектируется в границах диспетчерского участка, помещение находится в отделении дороги. В ПДС включаются промпункты операторов, дежурных по подменным пунктам, локомотивный диспетчер, энергодиспетчер и т. д. По каналам ПДС осуществляется связь диспетчера движения с машинистами локомотивов, начальниками восстановительных и пожарных поездов, с электромеханиками СЦБ, руководителями восстановительных и ремонтных работ при обслуживании пути и контактной сети.

Энергодиспетчерская связь(ЭДС) организуется в пределах дистанции электроснабжения для оперативного руководства электроснабжением электрифицированных участков ж. д. В каналы ЭДС включаются промпункты начальника дистанции и его заместителя, а также дежурных тяговых подстанций, дистанций контактной сети, электродепо, постов секционирования и пунктов параллельного соединения контактной сети. Энергодиспетчер имеет прямую телефонную связь с диспетчерскими пунктами энергосистем, питающих сети дистанции.

Вагонная диспетчерская связь (ВДС) организуется по диспетчерскому типу в пределах отделения дороги для контроля за продвижением подвижного состава и состоянием погрузочно-разгрузочных работ. В канал ВДС включаются промпункты товарных и технических контор, погрузочных пунктов, а также предприятия с подъездными путями. ВДС подключается к ручной междугородной телефонной станции.

Билетно-диспетчерская связь организуется по диспетчерскому типу для централизованного распределения мест на пассажирские поезда. Билетные кассы на станциях включают в каналы ПДС. Постанционная связь (ПС) служит для ведения переговоров работников промежуточных станций, платформ и остановочных пунктов между собой, а также для связи с работниками участковых и отделенческих станций. Для этого канал ПС подключается к ручной междугородной телефонной станции. В ПС включаются промпункты дежурных пунктов дистанции контактной сети и др. При диспетчерской централизации аппараты ПС устанавливают в пассажирском зале вокзалов и станций. В цепи ПС могут включаться промпункты товарных и технических контор и билетных касс (при отсутствии ПДС), караульные помещения охраняемых искусственных сооружений, а также могут быть включены ж.-д. АТС малой емкости на промышленных ж.-д. станциях, без выхода на участковые станции.

Линейно-путевая связь (ЛПС) проектируется в пределах дистанции пути для оперативного управления работой технического персонала дистанции. В ЛПС включают конторы дистанции, помещения табельных, пунктов обогрева, бригадиров пути, дежурных переездов и т. п.

Служебная диспетчерская связь (СДС) организуется в пределах дистанции сигнализации и связи для ведения переговоров работников дистанции с линейными электромеханиками. В СДС включают промпункт начальника и дежурного диспетчера дистанции, дежурного инженера поста диспетчерской централизации, релейных СЦБ, квартиры электромехаников. СДС организуют по каналам диспетчерской связи.

Связь транспортной военизированной охраны служит для оперативного управления подразделениями военизированной охраны МПС; используется групповой принцип подключения с избирательным вызовом. Для оперативного управления подразделениями транспортной милиции, а также подключения переговорных колонок на станциях и пассажирских пунктах для организации связи «пассажир – милиция» используется канал связи транспортной милиции.

Переговоры работников ж.-д. транспорта, находящихся на перегоне, осуществляются по каналам перегонной связи (ПГС), которая создается на участках ж. д. с автоматической блокировкой. В цепь ПГС включают промпункты остановочных пунктов, охраняемых объектов и переездов, а также телефонные автоматы наружной установки на релейных шкафах входных и проходных сигналов, неохраняемых переездов, тоннелей. Между пунктами, находящимися один от другого на расстоянии более 2 км, ставят переговорные колонки.

Поездная межстанционная связь организуется по прямым некоммутируемым каналам без использования избирательного вызова для служебных переговоров между дежурными смежных раздельных пунктов по вопросам движения поездов.

С 1998 г. начата реконструкция оперативно-технологической связи на основе цифровых информационных технологий. В новых системах реализуются ранее описанные виды связи, кроме того, появляется возможность существенно расширить спектр услуг и коренным образом повысить их качество.

Магистральная сеть связи

Служит для передачи информации между МПС и управлениями железных дорог, а также между управлениями смежных дорог. К магистральным связям относятся телефонная и телеграфная связь общего пользования, оперативная распорядительная связь управлений МПС с дорогами, связь между ГВЦ МПС и дорожными ИВЦ, а также связь между главным диспетчерским центром министерства и дорожными диспетчерскими центрами (см. Оперативно-технологическая связь).

Магистральные связи осуществляются по каналам тональной частоты и каналам тонального телеграфирования воздушных или кабельных проводных и радиорелейных линий, а также спутниковых систем передачи. В 1997 г. начато строительство магистральной цифровой сети связи (МЦСС). Строительство ведется на всех дорогах сети и к началу 2001 г. более 30% магистральной сети связи МПС базируется на волоконно-оптических линиях передачи (ВОЛП), оборудованных синхронными цифровыми системами связи. Внедрение цифровых систем на магистральной сети связи позволяет наиболее оптимально решать проблемы информатизации отрасли, снимая ограничения по объемам и скорости обмена информацией, присущие аналоговым системам. На иной уровень переходят и системы телефонной связи. Преобладающими становятся цифровые системы коммутации каналов, что позволяет существенно расширить спектр услуг этого вида связи и повысить их качество. Параллельно создается сеть, основанная на принципе коммутации потоков (ATM), что позволит коренным образом изменить подход к формированию инфотелекоммуникационного пространства МПС. Сущность технологии ATM (Asynchronous Transfer Mode) состоит в транспортировании всех видов информации (голос, музыка, подвижные и неподвижные изображения, данные) пакетами фиксированной длины (ATM – пакет, ячейка), когда потоки ячеек от различных абонентов асинхронно мультиплексируются в едином цифровом тракте передачи.

Дорожная сеть связи

Предназначена для организации оперативно-технологической связи в пределах дороги между управлением, отделениями и крупными ж.-д. станциями, а также между станциями. К дорожным электрическим связям относятся телефонная и телеграфная связь общего пользования, оперативная распорядительная связь служб дороги с подразделениями, связь для передачи данных в вычислительные центры дороги. Применение телефонной связи на ж. д. России связано с именами изобретателей -П. М. Голубицкого, Е. И. Гвоздева, Ф. И. Ба-люкевича, И. Л. Полякова, которые в 1890-1900 гг. создали оригинальные системы телефонной связи на ж.-д. станциях и перегонах. С 1923 г. на отечественных ж. д. стала внедряться диспетчерская связь с избирательным (селекторным) вызовом. В 1926 г. на участке Ленинград – Бологое Октябрьской железной дороги была введена в эксплуатацию первая на ж. д. транспорте высокочастотная телефонная связь по медным проводам. С 1933 г. функционируют дорожная распорядительная связь, а также связь совещаний.

С 1947 г. на ж.-д. транспорте были начаты работы по автоматизации дорожной телефонной связи. МПС РФ имеет автоматическую связь с управлениями дорог, на многих дорогах автоматизированы дорожные телефонные и телеграфные сети. Предусматривается дальнейшее развитие электрической связи на ж.-д. транспорте на базе цифровых методов передачи информации. При этом максимально используются возможности этих технологий: практически неограниченный ресурс по количеству каналов; отсутствие помех как в системах передачи, так и в системах коммутации; новые виды связи (конференцсвязь, видеосвязь и т.д.); возможности Оперативного изменения конфигурации и масштаба систем; реализация принципиально новых технологий (Интернет, IP).

К 2001 г. около 20% емкости сети автоматической телефонной связи представлено цифровыми системами коммутации. Задачами ближайших лет являются расширение дорожных систем цифровой коммутации и их интеграция как внутри МПС, так и в единой системе связи России.

На основе строящейся магистральной цифровой сети связи реконструируется и дорожная сеть связи. Прежде всего, это касается оперативно-технологической связи (ОТС), которая строится на основе цифровых методов обработки, передачи и коммутации сигналов. Идеология этих систем, созданная с максимальным учетом особенностей сетей связи МПС, призвана, прежде всего, обеспечить безопасность движения поездов. При разработке систем ОТС большое внимание уделялось вопросам надежности, устойчивости и системам резервирования. Вместе с тем были максимально реализованы возможности цифровых систем в части расширения спектра услуг связи. Системы создаются по единой идеологии, предусматривают возможность развития как в части телефонии, так и в области расширения сети передачи данных, они адаптированы к внедрению новых информационных технологий. Цифровые технологии позволили приступить к реконструкции дорожных систем автоматической телефонной связи.

Радиосвязь является наиболее удобным видом связи, т. к. обеспечивает возможность взаимообмена информацией как между неподвижными, так и между подвижными объектами. На ж.-д. транспорте радиосвязь осуществляется по каналам коротковолновой радиосвязи, радиорелейным линиям и спутниковым системам связи.

Магистральная коротковолновая радиосвязь на всей ж.-д. сети обеспечивает обмен информацией (преимущественно дискретной) между МПС и управлениями железных дорог, а также обмен информацией управлений между собой и с отделениями. Коротковолновая радиосвязь совершенствуется в направлении повышения надежности и увеличения пропускной способности каналов. Эти задачи решаются адаптивными системами коротковолновой радиосвязи. Основная задача систем коротковолновой радиосвязи – обеспечение связи в экстремальных ситуациях.

Радиорелейные линии связи наряду с проводными воздушными и кабельными линиями обеспечивают связь на сети ж. д. В настоящее время этот вид связи развивается в направлениях цифрового кодирования сообщений и освоения сверхвысокочастотного (десятки и сотни ГГц) радиодиапазона, что позволит значительно увеличить пропускную способность систем и повысить качество каналов.

Спутниковые системы связи способны обеспечить связи в любой точке земного шара без строительства линейных сооружений. Могут быть развернуты в течение нескольких часов и обеспечивают достаточно массивные потоки информации (десятки Мбайт). Имеются мобильные и носимые средства спутниковой связи, обеспечивающие связь без предварительной подготовки. Спутниковые системы связи применяются гл. обр. в сетях связи МПС.

Радиосвязь служит для передачи сообщений, распоряжений, указаний и т. п. на всех уровнях руководства и производственной деятельности. Технологическая радиосвязь с подвижными объектами предназначена для обмена сообщениями между руководителями и исполнителями, находящимися на стационарных и подвижных объектах и участвующими в обеспечении технологических процессов во всех звеньях ж.-д. транспорта. В России технологическая радиосвязь начала применяться в конце 1940 г. В зависимости от области применения различают поездную, станционную и ремонтную технологическую радиосвязь.

Поездная радиосвязь предназначена для передачи оперативных распоряжений при управлении движением поездов; она обеспечивает переговоры поездного диспетчера и дежурных по станциям с машинистами, а также машинистов между собой и с другими работниками, связанными с поездной работой. Для организации поездной радиосвязи локомотивные радиостанции устанавливаются в кабине машиниста, а стационарные – в служебных помещениях дежурных по станциям. Связь диспетчера с машинистами локомотивов осуществляется с использованием тех же стационарных радиостанций, которые включаются в проводной канал связи поездного диспетчера и управляются им с пульта управления распорядительной станции. Поездная радиосвязь работает в симплексном режиме с групповым вызовом в наиболее распространенном гектометровом и метровом диапазонах. Уровни радиопомех в гектометровом диапазоне велики, поэтому для хорошего качества радиосвязи должен быть обеспечен высокий уровень радиосигналов на входе приемников радиостанций. Это достигается применением направляющих линий, в качестве которых используются специально подвешиваемый на опорах контактной сети биметаллический провод (волновод) или провода линии электроснабжения и воздушных линий связи, идущих вдоль ж. д. Поездная радиосвязь в метровом диапазоне позволяет машинисту обмениваться информацией с абонентами, участвующими в поездной работе.

Кроме того, диспетчерская поездная радиосвязь может работать и в дуплексном режиме с индивидуальным вызовом машинистов в диапазоне дециметровых волн.

Станционная радиосвязь предназначена для организации оперативного управления технологическими процессами на станции. Она обеспечивает связь между работниками станции и включает маневровую и горочную радиосвязь, а также радиосвязь персонала, обеспечивающего технологический процесс формирования составов на ж.-д. станциях, в т. ч. радиосвязь на пунктах технического обслуживания и пунктах коммерческого осмотра вагонов, радиосвязь списчиков вагонов и др. Станционная радиосвязь организуется в симплексном режиме с групповым вызовом или без него в диапазоне метровых волн.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.