Сделай Сам Свою Работу на 5

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ





Художественный мир автора. Хронотоп.

- Что такое авторский стиль?

- Что такое хронотоп?

- Каково пространство и время у Лермонтова?

- Как вписан лермонтовский герой в хронотоп?

Текст: «Выхожу один я на дорогу…» М.Ю. Лермонтова, «Телега жизни» А.С. Пушкина

Литература

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 296.

Эйхенбаум Б. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. // Б. Эйхенбаум. О поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969. С. 140 – 278.

 

Родовое своеобразие эпоса.

- Как вы понимание эпическое миросозерцание?

- Что такое эпическая дистанция и объективность?

- Каково соотношение «герой и мир» в классическом эпосе, “романе - эпосе нового времени”, рассказе и «монтажном» романе?

- Как меняется ситуация «герой и мир» в ее эпической объективности в романе с линейным сюжетом (хронологическая последовательность рассказов, входящих в роман «Герой нашего времени») и монтажным?

Текст: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова

Литература

Бахтин М. Слово в романе. // М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 88 – 144.



 

Автор и формы выражения его присутствия в романе: речевые маски.

- В чем своеобразие авторского начала в эпосе в отличие от лирики?

- В чем своеобразие и каковы функции «посредников» автора -«повествователя» и «рассказчика» (на примере рассказа «Максим Максимыч»?

Текст: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова

Литература

Образцы изучения текста. Ижевск, 1995. С. 64 – 84.

 

Автор и формы выражения его присутствия в романе: точки зрения.

- Основные положения теории Б. Успенского

- Какие точки зрения характерны для романного повествования?

- Проанализируйте структуру рассказа «Фаталист» как смену точек зрения.

Текст: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова

Литература

Успенский Б. «Точки зрения» в плане идеологии. «Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики. «Точки зрения» в плане психологии. Взаимоотношение точек зрения на разных уровнях произведения. Сложная точка зрения. // Борис Успенский. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 22 – 36, 100 – 138, 138 – 171, 171 – 200.



 

Родовая особенность лиро-эпоса.

- В чем своеобразие поэтики баллады? (“Морская царевна”, “Баллада” (“Над морем красавица дева сидит”).

- Каково соотношение “герой и мир” в стихотворении и поэме? (“Мой демон” - “Демон”).

Текст: Баллады Жуковского, Пушкина, Лермонтова

Литература

Ерофеев Вик. Мир баллады. // Воздушный корабль. Литературные баллады. М., 1986. С. 3 – 19.

Жирмунский В. М. Сюжет и композиция. Лирическая манера повествования. // В.М. Жирмунский. Байрон и Пушкин. Л., 1978. С. 43 – 114.

 

Сюжет и герой в драме.

- В чем принципиальное отличие драматического героя от лирического и эпического?

- В чем специфика слова в драме?

- В чем своеобразие драматического героя?

- Проанализируйте особенность драматического сюжета и героя драмы «Маскарад».

 

Текст: «Маскарад» Лермонтова, «Вишневый сад» Чехова

Литература

Кургинян М. Драма. // Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.

Пульхритудова Е.М. Своеобразие и жанровое богатство лермонтовского романтизма. // История романтизма в русской литературе. 1825 – 1840. М., 1979. С. 292 – 296.

 

Родовая специфика драмы.

- Что такое паратекст?

- Как изменяется функция ремарки?

- Как соотносится ремарка с жанром?

- Проанализируйте ремарки в «Маскараде» в их соотнесенности с жанром.

Текст: «Маскарад» Лермонтова, «Вишневый сад» Чехова

Литература

Ищук-Фадеева Н.И. Ремарка как знак театральной системы. К постановке проблемы. // Драма и театр. II. Тверь, 2001. С. 5 – 16.

Павис П. Словарь театра. М., 2003.

 

Поэтика поэмы и драмы

- В чем своеобразие поэмного сюжета?



- В чем своеобразие драматического сюжета?

- В чем отличие диалога в поэме от диалога в драме?

- Проанализируйте поэму «Демон» и драму «Маскарад»

Текст: «Маскарад» и «Демон» Лермонтова

Литература

Пульхритудова Е.М. «Беглец», «Мцыри», «Демон» - вершина русского романтизма 1830-х годов. // История романтизма в русской литературе. 1825 – 1840. М., 1979. С. 314 – 326

Барт Р. Поэма, драма, роман?. // Ролан Барт. Z….?

 

Слово в лирике.

- Что собой представляет “я” и “ мир” в лирике? (“Бородино”)

- В чем своеобразие диалога и монолога в лирике? (“Молитва”)

- В чем специфика сюжета и композиции лирического произведения? (“Дума”, “Выхожу один я на дорогу”).

Текст: поэзия Лермонтова

Литература

Образцы изучения лирики. Т.I. Ижевск, 1997. С. 64-84.

Лирический герой Лермонтова и Блока.

- Что такое лирический герой?

- Чем отличается лирический герой Лермонтова от лирического героя Пушкина?(“Пророк”, “Гляжу на будущность с боязнью”, “Дума”, “Как часто пестрою толпою окружен”, “Молитва”, “Сосед”, “Узник”, “Соседка”, “Кавказ”, “Утес”, “Горные вершины”, “На севере диком”, “Тучки небесные”, “Выхожу один я на дорогу”, “Листок”, “Три пальмы”, “Небо и звезды”, “Звезда” и т.д.)

Текст: поэзия Пушкина и Лермонтова

Литература.

Образцы изучения лирики. Т. II. Ижевск, 1997. С. 168 – 205.

 

Постмодернизм в русской литературе.

- Что такое постмодернизм?

- Проанализируйте рассказ В.Сорокина «Отпуск» с точки зрения признаков постмодернизма

Текст: «Отпуск» В. Сорокина, «Пушкиниана» Г.Гецевича

Литература

Ильин И. Постмодернизм. // Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1996.

Руднев В. Постмодернизм. // В. Руднев. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001.

Эпштейн М. Постмодерн в России М.: Издательство Элинина, 2000. 368 с.

Липовецкий М.Н. РУССКИЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ: очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.

Скоропанова. Русская постмодернистская литература М.: Флинта, Наука, 2007.

 

 

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин –

Литература.

Аверинцев С.С. Филология. // КЛЭ. Т.7. М., 1972

Иванов В.В. Поэтика. // КЛЭ. Т.5. М., 1968.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. Статьи: Событие, Сюжет, Лингвистика языкового существования, Метаязык.

 

Тема 2-3. Слово как объект теории литературы. Понятие художественного мира автора -

Литература

Лихачев Д.С.. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, № 8, 1968.

Бахтин М. Форма времени и хронотопа в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

 

Тема 4. Понятие текста. Текст автора и текст культуры

Литература.

Лотман Ю.М. Понятие текста. // Ю.М. Лотман. Структура художественного текста. М., 1970. С. 65-75.

Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса. Тверь, 2000.

 

Тема 5. Академические школы в литературоведении

Литература.

Академические школы в литературоведении. М., 1975.

Эйхенбаум Б. Как сделана “Шинель” Гоголя. // Поэтика М., 1992.

Петровский М. Морфология новеллы. // Там же.

Роман Якобсон и Клод Леви-Стросс. “Кошки” Бодлера. // В кн.: Структурализм: “за” и “против”. М., 1975

Барт Р. Смерть автора. // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Веселовский. Историческая поэтика. М., 1989.

Выготский Л.С. Искусство как прием. // Психология искусства. М.., 1968.

Миловидов В.А. Текст, контекст, интертекст. Введение в проблематику сравнительного литературоведения. Тверь, 1998.

 

Тема 6. Теоретические концепции поэтического слова

Литература.

Бахтин М. Слово в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1976.

Потебня А.А. Мысль и язык. // В его кн.: Эстетика и поэтика. М., 1976.

 

Тема 7. Проблема автора. Автор и авторство -

Литература.

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения. // Н.И. Конрад. Запад и Восток: Статьи. М., 1972.

 

Тема 8-9. Авторское сознание в эпосе. Жанры эпоса

Литература.

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. / М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Бахтин М.М. Слово у Достоевского. / Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

Бахтин М.М. Слово в романе. / Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

 

Тема 10-11. Авторское сознание в драме. Жанры драмы

Литература.

Кургинян М. Драма. / Теория литературы в 3-тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.

 

Тема 12-13. Категория рода с точки зрения авторского сознания. Лирика жанры.

Литература.

Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. Учебник/Вступ. статья А. Зорина. – М.: Аспект Пресс, 1999.– 453 с.

Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.

Образцы изучения лирики. Ч. 1. Ижевск, 1997. С. 50-118.


 

УЧЕБНИКИ

  1. Теория литературы: Учеб.пособие в 2-х т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Academia, 2004.
  2. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: Искусство – СПБ, 1998. – С. 14 – 285.
  3. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб.пособие. - М.: Аспект Пресс, 1996 (1999). - 334 с.
  4. Волков И. Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. – М., 1995.
  5. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2003.
  6. Фарино Е. Введение в литературоведение. Варшава, 2004.

 

ХРЕСТОМАТИИ:

  1. Стиховедение: Хрестоматия для студентов филологов / Сост. Л. Е. Ляпина. [1998] – М., 2002.
  2. Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов / Авт.-сост. Н.Д.Тамарченко. - М.: РГГУ, 2001. - 467 с.

 

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

1. Западное литературоведение XX века: Энциклопедия / Гл. науч. ред. Е. А. Цурганова. – М., 2004. (ИНИОН РАН).

2. Квятковский А. Поэтический словарь. – М., 1966.

3. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. – М., 1962 – 1978.

4. Краткий словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л. И. Тимофеева, С. В. Тураева. – М., 1974.

5. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. – М., 2003.

6. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М., 1987.

7. Постмодернизм: Энциклопедия. – М., 2001.

8. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. – М., 1999.

9. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. – М., 1989.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бычков В. В. Эстетика: Учеб. для гуманит. направлений и специальностей вузов России. – М., 2005.*

2. В помощь первокурснику филологического факультета: Метод. рекомендации для студентов филологического факультета всех форм обучения / Сост. А. М. Буланов, Г. Г. Жукова. Волгоград, 2004.*

3. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. [1998] М., 2003. – Рекомендовано УМО высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию.*

4. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: Курс лекций. – СПб., 1996.*

5. Кременцов Л. П. Теория литературы: Чтение как творчество: Учеб. пособие. – М., 2003.*

6. Магомедова Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. – М., 2004. – Реко-мендовано УМО высших учебных заведений РФ по педагогическому образова-нию.

7. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах: Справочное пособие. – М., 2000.

8. Потебня А. А. Теоретическая поэтика: Учеб. пособие для студентов филологических факультетов вузов. – М., 2003.*

9. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: В 3 кн. – М., 1963 – 1965.

 

Электронные источники и сайты:

http://philologos.narod.ru/liter.htm

http://nashol.com/2014050477183/teoriya-literaturi-tom-1-tamarchenko-n-d-tupa-v-i-2004.html

 

 

СПИСОК ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ:

1. Развитие литературоведения и его закономерности.

2. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин.

3. Теория литературы в системе теоретических дисциплин.

4. Поэтика и ее разновидности.

5. Описательная и нормативная поэтики.

6. Историческая поэтика.

7. Теоретическая поэтика.

8. Структуралистская поэтика

9. Академические школы литературоведения и логика их смены.

10.Культурно-исторический метод литературоведения.

11.Сравнительно-исторический метод литературоведения.

12.Мифологический метод литературоведения.

13.Биографическая школа.

14.Социологическая школа.

15.Психологическая школа и принципы ее анализа.

16.Формальная школа и методика ее анализа.

17.Структурализм.

18.Фрейдизм в литературоведении

19.Постструктурализм и идея о «смерти автора»

20.Концепция И. Тэна и теория М. Бахтина.

21.Сравнительно-исторический метод и теория интертекста.

22.Мифологическая школа и ее наследники в ХХ веке (автомифоогизм, гендер).

23.Психологическая школа и герменевтика.

24.Понятие текста. Текст и произведение.

25.Теоретические концепции поэтического слова (Бахтин, Потебня).

26.Теория метафоры.

27.Образ-аллегория-символ.

28. Теория диалога Бахтина и концепция«чужого слова».

29.Слово персонажа и слово автора.

30.Способы выражения точки зрения автора.

31.Понятие «стиль». Почерк-манера-стиль.

32. Понятие «литературный процесс» и его трактовки.

33.Жанр и его трактовки (типологическая общность, авторская «концепция мира», тип коммуникации и т.д.).

34.Категория «рода» как форма выражения авторского присутствия.

35.Лирика и формы выражения авторского присутствия.

36.Эпос с точки зрения воплощения авторской позиции.

37.Драма и формы выражения авторской точки зрения.

38.Понятие «хронотоп». Типы хронотопа

39.Понятие художественного мира автора.

40. Понятие текста. Текст и произведение.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.