Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация видов предпринимательства





ЛЕКЦИЯ 3

ВИДЫ И ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Классификация предпринимательства.
  2. Сущность и организация производственного предпринимательства.
  3. Сущность и организация коммерческого предпринимательства.
  4. Особенности организации консультативного предпринимательства.
  5. Особенности организации финансового предпринимательства.

 

3.1. Классификация предпринимательства

Существует несколько вариантов классификации предпринимательства, в основе которых лежат различные признаки (табл. 2).

 

Таблица 2

Классификация видов предпринимательства

Признаки Виды предпринимательства
Формы собственности Государственное Частное
Количество собственников Индивидуальное Коллективное
Удовлетворение потребительского спроса Производственное Посредническое
Значимость вида предпринимательства Основное Вспомогательное
Сфера деятельности Производственное Коммерческое Финансовое Консультативное

Государственное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены в соответствии с действующим законодательством управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).



Частное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

Производственное предпринимательство связано с непосредственным производством товара (продукта) или оказанием услуги (предприятие машиностроения, туристическая компания).



Посредническое предпринимательство предполагает оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя к потребителю.

В результате осуществления основного производства создается товар, готовый к потреблению (производственному или индивидуальному). К вспомогательным относятся следующие виды предпринимательской деятельности: инновационная (разработка и передача товаропроизводителям новой техники и технологии), инжиниринговая, конструкторская, маркетинговая, лизинговая и др.

Более подробно остановимся на последней классификации, в основе которой лежит сфера деятельности индивидуального предпринимателя или предприятия.

 

3.2.Сущность и организация производственного предпринимательства

Производственное предпринимательство осуществление функций по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг, которые затем реализуются конечным потребителям или посредникам в виде товара. При этом предприниматель может выполнять и другие функции воспроизводственного процесса, но функции производства для него главные.

 

 

Рис. 3.5. Состав производственного предпринимательства

 

В сфере производства предпринимательство может быть:

§ Традиционалистское (на основе установившихся технологий);

§ Инновационное (на основе новых технологий, нововведений).

Как показывает практика, производственное предпринимательство, ориентированное исключительно на традиционалистский подход, успешным быть не может.



Одним из видов производственного предпринимательства является венчурный бизнес, характерный для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких и высокотехнологических областях, где высока доля риска. Под венчурной фирмой подразумевают коммерческую научно-техническую организацию, занятую разработкой и внедрением новых и новейших технологий и продукции с неопределенным заранее доходом, то есть рискованным вкладом капитала. Венчурное предпринимательство базируется на принципах разделения и распределения риска, что позволяет авторам идей, не имеющим в достаточном объеме собственных средств, реализовать эти идеи.

Этапы организации производственного предпринимательства:

Первый подготовительный этап:

§ Оценка условий среды;

§ Выбор вида деятельности;

§ Оценка своих возможностей;

§ Маркетинговые исследования;

§ Анализ рынка ваших товаров;

§ Выбор поставщиков сырья;

§ Выбор потребителей ваших товаров;

§ Заключение договоров с поставщиками и потребителями.

Второй этап (непосредственно организация производства):

§ Наем и использование рабочей силы;

§ Заключение договоров аренды, лизинга с соответствующими организациями;

§ Формирование производственной, социальной и управленческой структуры организации;

§ Выбор и освоение технологии производственного процесса;

§ Организация и стимулирование труда работников;

§ Управление производством;

§ Планирование, учет, анализ производственной деятельности.

Третий этап (формирование инфраструктуры предприятия):

 

Формирование собственных подразделений или привлечение сторонних организаций   § Транспортных § Строительных § Ремонтных § Информационных  

Четвертый этап: реализация покупателю товарной продукции (выполненных работ, услуг) и своевременное получение денежной выручки.

Следует отметить, что производственное предпринимательство обычно связано с большими денежными затратами, а скорость оборота капитала значительно ниже, чем в коммерческом, консультационном и финансовом предпринимательстве.

 

3.3. Сущность и организация коммерческого предпринимательства

 

Коммерческое предпринимательство деятельность на стадии обмена, распределения и потребления уже произведенного товара. Оно основано на договорных отношениях партнеров с целью получения части прибыли за счет посреднической деятельности между производителем и потребителем товаров.

Этот вид предпринимательства характеризуется относительно высоким уровнем риска, поскольку он непосредственно связан с потребительским рынком и должен быстро приспосабливается к изменению его конъюнктуры. Кроме того, коммерческое предпринимательство связано с хранением и постоянным перемещением товаров, что вызывает определенные трудности с обеспечением их сохранности соблюдением договорных условий в отношении сроков доставки, своевременности расчетов.

Классификация коммерческого предпринимательства:

  1. Производственно-коммерческое – производитель товара создает в производственной структуре организации подразделения по реализации продукции, строит, приобретает или арендует склады. Такой вариант распространен в настоящее время в отечественном предпринимательстве в АПК (диспаритет цен на рынке вынуждает сельскохозяйственных товаропроизводителей организовывать собственную переработку сельхозпродукции и розничную торговлю).
  2. Коммерческо-посредническое предпринимательство предполагает наличие посредников, принимающих участие в формировании каналов распределения товаров и представляющих при этом либо собственные интересы, либо интересы производителя, потребителя. При этом производитель сосредоточивается на выпуске продукции, а срок оборота капитала существенно сокращается

Организация коммерческой предпринимательской деятельности предполагает:

  • Выбор товара (услуги);
  • Наем работников для закупок, транспортировки, продажи товаров и т.д.;
  • Закупка товаров;
  • Привлечение денежных средств;
  • Аренда помещений;
  • Получение и оплата услуг сторонних организаций;
  • Получение или приобретение необходимой информации;
  • Реализация товаров;
  • Регистрация сделки, выплата налогов и платежей.

Рассмотрим основные формы посредническо-предпринимательской деятельности.

Агентирование. Агент за определенное вознаграждение совершает сделку по продвижению товаров по поручению и за счет производителя или потребителя (принципала), то есть не приобретая права собственности на товар. При этом он может действовать как от своего имени, так и от имени принципала.

Брокерство – один из видов агентирования. Брокер сводит покупателя с продавцом и помогает им достичь договоренности, но сам не участвует в совершении сделки ни от своего имени, ни от имени принципала.

Комиссия – вид агентирования, при котором агент-комиссионер (эмитент) принимает на комиссию товар принципала-комитента и совершает с ними сделки от своего имени, но по поручению и за счет комитента. Принятый на комиссию товар остается собственностью принципала-комитента, а права на сделку и обязанности по ней приобретает агент (комиссионер) и передает их принципалу после подписания сделки. Размер вознаграждения комиссионера устанавливается в виде определенного процента от суммы сделки либо в размере разницы между ценой, назначенной комитентом, и фактической ценой продажи товара комиссионером.

Оптовое купечество - вид деятельности, при котором независимые коммерческие организации или физические лица (оптовые купцы) приобретают право собственности на товар, с которым в дальнейшем совершают торговые операции в своих интересах, от своего имени, за собственные средства. Предпринимательский доход в данном случае формируется из разницы в оптовых ценах покупки и продажи товаров.

Дистрибьютерство - форма оптового купечества, при которой независимый посредник (индивидуальный предприниматель или организация) осуществляет оптовые закупки товаров у крупных производителей и реализует (распределяет) ее своим постоянным клиентам. Эксклюзивный дистрибьютор обладает исключительным правом на продажу определенного товара на конкретной территории.

Дилерство: вид посреднической деятельности, при котором физические или юридические лица осуществляют куплю-продажу товаров (ценных бумаг, валюты) от своего имени и за свой счет. Доход дилера формируется за счет разницы в ценах приобретения и продажи товара.

Предприниматели, занимающиеся посреднической деятельностью, могут также выступать в качестве торговых представителей одного или нескольких принципалов в иных географических регионах с целью оценки производственными и торговыми фирмами привлекательности и расширения рынка.

Коммивояжеры - участники бизнеса, которые занимаются продажей товаров с одновременной их доставкой. Это разъездные представители торговых фирм, которые предлагают покупателям товары по имеющимся образцам, обеспечивая тем самым удобство покупателя и эффективную рекламу фирмам.

Биржа: регулярно функционирующий организационно оформленный оптовый рынок однородных товаров. Различают биржи товарные, фондовые, валютные и биржи труда.

 

3.4. Особенности организации консультативного предпринимательства

 

Консультативное предпринимательство – вид деятельности, где товаром выступает интеллект предпринимателя или наемного работника. В зарубежной практике коммерческие консультации носят название консалтинг.

Консультация – услуга, которую на договорной основе оказывает работник соответствующей квалификации клиентам, организациям.

Консалтинговые услуги могут быть самыми разнообразными. В настоящее время выделяют 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в 8 групп (рис. 3.6).

 

 

Рисунок 3.6. Виды консультативных услуг

Порядок организации консультативного предпринимательства:

- выбор направления деятельности;

- контакты с потенциальными заказчиками;

- регистрация предприятия;

- подбор кадров и наем специалистов;

- заключение договоров;

- выполнение работ по заявкам;

- подготовка финансовых документов.

Выделяют следующие виды консультирования:

§ Экспертное - консультант самостоятельно проводит все этапы работы от диагностики до разработки решений и рекомендаций по их внедрению;

§ Процессное – консультант анализирует проблему и разрабатывает предложения с привлечением самого клиента;

§ Обучающее – консультант проводит у клиента лекции, семинары, разрабатывает для него учебные пособия, предоставляет всю необходимую информацию для возникновения идей и выработки решений.

На практике применяется, как правило, сочетание всех указанных методов.

 

3.5. Особенности организации финансового предпринимательства

 

Финансовое предпринимательство – деятельность предпринимателей с наличными и безналичными деньгами, валютой и ценными бумагами, которые имеют свойство обесцениваться или менять курс и различаться по номинальной и реальной стоимости в зависимости от рыночного курса. Существуют различные виды финансового предпринимательства (рис. 3.7).

 

 

Рисунок 3.7. Виды финансового предпринимательства

 

Основными финансовыми институтами являются банки, инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи.

Банки - специализированные финансовые институты, которые сосредоточивают у себя временно свободные денежные средства (вклады), предоставляют их во временное пользование в виде кредитов (ссуд, займов), оказывают посреднические услуги во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями и отдельными лицами.

Национальная банковская система включает два уровня: верхний представлен центральным банком, а нижний – коммерческими. Центральный банк выполняет в основном функцию регулирования денежного обращения в стране, включая эмиссию (выпуск в обращение) новых денег. Он, как правило, принадлежит государству. Коммерческие банки осуществляют непосредственное обслуживание клиентов.

Инвестиционные компании и фонды – представляют собой финансовые организации, которые концентрируют свои и чужие капиталы, затем их инвестируют с максимальной эффективностью в производство.

Фондовые биржи – посредники в финансовом предпринимательстве, организационно оформленные и регулярно функционирующие рынки ценных бумаг, способствующие повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов.

Лизинг представляет собой долгосрочную аренду основных фондов, которая предусматривает возможность их последующего выкупа арендатором. Различают различные виды лизинга. Подробнее о них речь пойдет в лекции 7.

Факторинг – это банковских вид услуг, предоставляемых коммерческими банками или специализированными факторинг-фирмами своим клиентам по выкупу требований (право на получение долгов) у их должников-клиентов и частичной оплате этих долгов (в объеме 70-90 %) еще до наступления срока их оплаты. Оставшаяся сумма, за исключением процентов за услугу, выплачивается клиенту после того, как банки или факторинг-фирмы получат все долги с должников.

Страховая деятельность осуществляется страховыми компаниями, которые гарантируют страхователям возмещение ущерба при возникновении риска потерь имущества, здоровья, жизни и др. Страховое предпринимательство характеризуется наиболее высоким уровнем риска.

Аудиторская деятельность – вид предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.