Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы построения налогов и принципы налогообложения





Экономическая сущность налогов

 

1. Общее понятие налогов.

2. Функции налогов.

3. Причины возникновения налогов.

4. Налоговое регулирование.

 

1. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан, по ставке, установленной в законном порядке.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношения плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.



2. Основная функция налогов – фискальная – состоит в обеспечении государства и органов местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для решения возложенных на них задач осуществления общественнозначимой деятельности. Фискальная функция налогов касается операций по формированию бюджета безотносительно к дальнейшему расходованию бюджетных средств.

В числе дополнительных функций налогов следует назвать:

ü Регулирующую;

ü Социальную;

ü Контрольную.

Регулирующая функция налогов означает использование государством возможностей налогообложения, в том числе налоговых льгот и преференций для общей корректировки производственной и социальной активности, защиты национальной экономики от недобросовестной конкуренции и внешнеэкономической товарной экспансии, развития перспективных, инновационных и социально-значимых направлений деятельности.

Грамотное использование указанной функции позволяет создать сбалансированную систему налоговых режимов для различных субъектов экономической деятельности и повысить эффективность и инвестиционную привлекательность национального рынка товаров и услуг.



Социальная функция налогов направлена на устранение или сглаживание тенденции социального общественного расслоения. Применение налоговых механизмов для решения задач социального характера имеет цель обеспечения стабильных условий существования и развития общества и государства, их защиту от социальных потрясений и революций.

Контрольная функция налогов состоит в использовании государством налоговых механизмов в качестве альтернативного способа оценки результатов экономико-финансовой деятельности.

3. Прообраз современной налоговой системы возник еще на ранних стадиях развития человечества.

Начальный этап существования экономических отношений связан с производством (добычей) и потреблением определенных материальных ресурсов.

Появление общественной обязанности перераспределения материальных ценностей шло параллельно с процессом разделения труда. Это разделение обусловило необходимость организации системы обмена недостающей продукции между экономически активными субъектами. Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания. Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.



Дальнейшее развитие экономических отношений привело к значительному увеличению видов востребованной продукции и тем самым серьезно усложнило процесс ее обмена между производителем и потребителем.

Решить эту задачу позволило создание единой финансовой системы. Благодаря ней стала возможна реализация схемы обмена по принципу «товар – деньги - товар».

С развитием системы налогообложения в целях упорядочения исполнения товарно-материальных потребностей государства, а также повышения эффективности использования переданных обществом государству ресурсов была создана система, названная государственным бюджетом. При этом процесс получения, перераспределения и расходования государством имеющихся средств стал именоваться бюджетным процессом.

4. Налоговое регулирование – это совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения или повышения общего уровня налогообложения, разнообразных социальных налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах или регионах.

Налоговое регулирование – сложный механизм, учитывающий не только налоговое давление, но и перспективы того или иного вида деятельности, уровень доходности.

Важнейшим условием эффективности системы налогового регулирования следует считать ее дифференцированный и целевой характер. Это означает, что налоги применяются к точно определенным группам налогоплательщиков, а их изменение преследует не чисто фискальные цели (увеличение поступлений в бюджет), но определенным образом воздействует на ситуацию в том или ином секторе или обеспечивает покрытие конкретных затрат, связанных с развитием отрасли или хозяйственной системы.

 

Основы построения налогов и принципы налогообложения

 

1. Элементы налога.

2. Виды налоговых ставок

3. Налоговые термины

4. Принципы налогообложения

5. Основные методы налогообложения

6. Способы уплаты налогов.

 

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

ü Объект налогообложения;

ü Налоговая база;

ü Налоговый период;

ü Налоговая ставка;

ü Порядок исчисления налога;

ü Порядок и сроки уплаты налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Им может быть:

ü Операции по реализации товаров (работ, услуг);

ü Доход;

ü Имущество;

ü Прибыль;

ü Стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

ü Иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговый период – это период времени, по окончании которого применительно к отдельным налогам определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговым периодом признается календарный год или иной период времени. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых поступлений на единицу измерения налоговой базы.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Они определяются:

ü Календарной датой;

ü Истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями, днями;

ü Указанием на событие, которое должно наступить или произойти;

ü Указанием на действие, которое должно быть совершено.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК.

Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком не признаются в качестве обязательного элементы налогообложения. положения о налоговых льготах включаются в акт законодательства о налогах и сборах в необходимых случаях, и отсутствие таких правовых предписаний не может быть основанием для признания налога не установленным.

2. Ставки налога можно классифицировать с учетом различных факторов:

ü В зависимости от способа определения суммы налога (по методу установления) различают равные ставки, т.е. для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога; твердые ставки, т.е. на каждую единицу налогообложения устанавливается зафиксированный размер налога; процентные ставки.

ü В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают общие, повышенные, пониженные ставки. Так при общей ставке НДС 18% предусмотрена пониженная ставка 10%.

ü В зависимости от содержания различают следующие: ставки маргинальные, которые непосредственно даны в нормативном акте о налоге; фактические, определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе; экономические, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

Налоговые льготы – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, включая возможность не уплачивать налог совсем или уплачивать его в меньшем размере.

В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога – объекта налогообложения, налоговой базы или окладной суммы - направлена льгота, они могут быть распределены на три группы:

ü Изъятие – выведение из-под налогообложения отдельных предметов;

ü Скидки – льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы;

ü Налоговый кредит – льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

3. Налоговое бремя – отношение общей суммы налогов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

Источник налога – резерв, за счет которого налогоплательщик уплачивает налога. С экономических позиций в этом качестве выступает доход или капитал.

Налоговая гавань – страна, в которой налоговый режим является более льготным.

Налоговый оазис – льготный порядок налогообложения, действующий в пределах одной страны и стимулирующий привлечение инвестиций в предпринимательскую деятельность (экономическая зона, зона свободного предпринимательства).

Льготный налоговой климат или наличие безналогового статуса стимулирует создание так называемых оффшорных компаний. Оффшорная компания – это предприятие, регистрируемое в оффшорной зоне и получающее право на льготы по налогам, но при этом не использующее местные ресурсы и не ведущее хозяйственную деятельность на территории зоны.

Уклонение от уплаты налогов – это несвоевременная уплата налогов, непредставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т.п.

Налоговое планирование – законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

Налоговая амнистия – возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота.

Налоговые каникулы – полное освобождение от уплаты налога на определенный период.

4. Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом в вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Принцип справедливости утверждает всеобщность обложения налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам.

Принцип определенности требует, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

Принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика.

Принцип экономии заключается в сокращении издержек налогообложения и рационализации системы налогообложения.

 

5. Основные методы налогообложения

Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения. Существуют четыре метода налогообложения:

ü Равного налогообложения – все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или имущества;

ü Пропорционального налогообложения – величина налоговой ставки одинакова для всех плательщиков, а сумма налогового платежа зависит от размера объекта налогообложения;

ü Прогрессивного налогообложения – предусматривает применение нескольких налоговых ставок, при этом чем больше размер объекта налогообложения, тем больше размер налоговой ставки.

ü Регрессивного налогообложения – подразумевает применение нескольких налоговых ставок, но чем больше размер объекта налогообложения, тем меньше применяемая налоговая ставка.

6. Способы уплаты налогов

В теории существует четыре основных способа уплаты налога:

ü Кадастровый способ уплаты заключается в уплате налога на основании данных соответствующего реестра объектов налогообложения. Как правило, применяется для налогов, объектом которых является имущество, а исчисление размера налога не связано с оценкой доходности объекта налогообложения;

ü Уплата налога «у источника» применяется в отношении тех налогов, которые удерживаются из начисленных доходов. Этот способ означает необходимость исчисления и перечисления налоговых платежей лицом, выплачивающим налогооблагаемые доходы налогоплательщику. Налогоплательщик получает налогооблагаемый доход уже с вычтенной из него суммы налогового платежа;

ü Уплата налога по декларации состоит в предоставлении налогоплательщиком в налоговые органы информации о полученных им за прошедший налоговый период объектов налогообложения и расчет суммы налогового платежа. Указанная информация заносится налогоплательщиком в бланк налоговой декларации, который передается в налоговый орган.

Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные и исчислением и уплатой налога.

ü Уплата налога по уведомлению применяется в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти, не являющиеся налоговыми агентами. Данные органы направляют налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны:

a. Размер налога, подлежащего уплате;

b. Расчет налоговой базы;

c. Срок уплаты налога.

Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

 

Налоговая система

1. Понятие налоговой системы

2. Классификация налогов

3. Особенности построения налоговой системы в России

 

1. Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу – изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты территориальных образований.

К налоговой системе предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять:

ü рациональность;

ü оптимальность;

ü минимальное количество элементов, составляющих налоговую систему;

ü справедливость, в том числе социальную справедливость распределения налогового бремени;

ü простоту исчисления налогов;

ü доступность и понимаемость налогообложения налогоплательщиками;

ü экономичность;

ü эффективность.

2. Самостоятельно

3. В России проблема налогов является одной из наиболее сложных и противоречивых проблем экономической и социальной жизни страны. Пожалуй, в стране нет сегодня другого аспекта экономи­ки, который подвергался бы столь серьезной критике и был бы предметом таких жарких дискуссий.

В российской экономике действует налоговая система, вве­денная в действие с начала 1992 г. Это позволяет, опираясь на практику, сделать определенные выводы о ее эффективности и ответить на возникающие неизбежные вопросы. Соответствует ли данная система условиям транзитивной экономики? Учитыва­ет ли она реальную экономическую ситуацию, в которой осущес­твляются рыночные преобразования? Выполняет ли она задан­ные ей функции? Положительно ответить на эти вопросы можно только с известной долей оптимизма. Мировой опыт свидетельствует о том, что изъятие у налогоп­лательщика до 30-40% его дохода - это тот порог, за пределами которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем са­мым и инвестиций в экономику.

Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что забирается более 40—50% доходов налогоплательщика, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской ини­циативе и расширению производства. Современный уровень изъятия средств у российского налогоплательщика, исправно платящего налоги, находится, к сожалению, за пределами той границы, за которой начинается разорение, уход «в тень» и паде­ние интереса к производству.

При анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской налоговой системы, обязывающие сопоставлять не уровень среднего налогового бремени, не величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов меж­ду категориями плательщиков, а также специфику формирова­ния налогооблагаемой базы.

К сожалению, сегодня налицо явно неравномерное распреде­ление налогов между отдельными группами налогоплательщи­ков. Что имеется в виду? В общем, налоговая система построена так, что перед нею все равны. Не существует какой-либо «диск­риминации» налогоплательщиков, скажем, по формам собствен­ности или территориальному расположению. Но есть налоги, ко­торые не соответствуют принципу прогрессивности налогообло­жения, а являются регрессивными (социальный налог), или «плоскими» (налог на доходы физических лиц). Очень часто вся работа налоговой службы направлена на тех налогоплательщи­ков, которых легко проверить, тогда как отдельные их группы уходят от уплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании. В результате одни налогоплательщики несут непо­мерную налоговую нагрузку, а другие - или минимальную, или вообще не платят налогов. Налоговая система России, скопированная в основном с за­падных моделей, несмотря на попытки привязать ее к реалиям экономической жизни, получилась довольно громоздкой и слож­ной. Между тем общеизвестно, что важнейшие принципы пост­роения налоговой системы - простота и доходчивость, не допус­кающие произвольных толкований; приемлемость для большин­ства членов общества.

Организационные принципы налоговой системы — это поло­жения, в соответствии с которыми осуществляются построение, развитие налоговой системы и управление ею. Налоговая систе­ма России руководствуется следующими организационными принципами.

1.Принцип единства налоговой системы. Согласно Конститу­ции РФ не допускается как установление налогов, ограничиваю­щих свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах страны, так и введение региональных налогов, позволя­ющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других.

2.Принцип подвижности (эластичности) налоговой системы — оперативное изменение в сторону увеличения или уменьшения налогового бремени.

3. Принцип стабильности - налоговая система должна
действовать в течение ряда лет вплоть до очередной налоговой
реформы.

4. Принцип множественности налогов - налоговая система должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов налогообложения для возможности проведе­ния гибкой государственной налоговой политики.

5. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Российской Федерации и органами местного самоуп­равления, а также запрет на повышение ставок налоговых плате­жей. В процессе развития налоговой системы России этот прин­цип иногда нарушался.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.