Сделай Сам Свою Работу на 5

Психодинамические концепции: Фрейд, Юнг, Адлер.





Становление психологии как науки, основные направления и школы в психологии.

Предмет психологии - сознание или поведение: интроспекция или бихевиоризм.

Теория элементов сознания. Основное понятие в психологии сознания - это явления сознания как совокупность внутренних, субъективно переживаемых процессов. Сознание разбивалось на простейшие элементы, эта структура описывалась поэлементно. Поскольку существуют два уровня психической жизни (человек думает, переживает, говорит и второй: думает, почему так думает, переживает, говорит), то ведущим методом познания становится интроспекция – самонаблюдение, а предметом психологии становится непосредственный опыт доступные самонаблюдению явления или факты сознания. Объяснительный принцип – сознание изучается сознанием.

С зарождением бихевиоризманаука о функциях сознания окончательно уступила место науке о поведении. Дж. Уотсон считал, что подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти. Бихевиоризм не отрицал наличие сознания, но исключил его из психологии, поскольку при объективном изучении человека не возможно наблюдать ничего, что можно было бы назвать сознанием. Человек - реактивная система, его поведение управляется внешней средой. Модель человека описывается формулой S —>R. Основной метод его изучения – наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма на действия окружающей среды с целью выявить доступные математическому описанию корреляции между этими переменными. Система поощрений и наказаний имеет решающее значение для того, к чему он стремится и чего избегает.



Утверждение, что исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры легло в такого направления как гештальт-психология. Гештальт (от нем. gestalt - образ, форма, конфигурация, организация) - функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Поводом для принятия термина «гештальт» стало выявление особенностей восприятия мелодии и геометрических фигур (разные тональности - одна мелодия; разный цвет, толщина, расположение - одна фигура). Значит, мы воспринимаем не сумму частей, а организованное целое.



 

Психодинамические концепции: Фрейд, Юнг, Адлер.

Фрейдизм (психоанализ). Направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими по отношению к сознанию психическими факторами создал Зигмунд Фрейд.Психоанализ показал, что за сознанием скрываются мощные пласты несознаваемых субъектом психических сил, процессов, механизмов.

Психоанализ как терминозначает: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.

Взгляды 3. Фрейда на организацию психики называют «топографической моделью», предполагающей деление психической жизни на три уровня:

а) сознание;

б) предсознательное;

в) бессознательное.

Сознание- это ощущения и переживания в данный момент, регулируемые внешними сигналами на короткий период времени. Затем следует погружение в предсознательное или бессознательное.

Предсознательное(иногда называемое «доступной памятью») - это весь опыт человека, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или с минимальными усилиями. Предсознание наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Бессознательное- самая глубокая и значимая область психики, она представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоций и воспоминаний, которые несут такую угрозу сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Это могут быть забытые детские травмы, подавленные сексуальные желания, которые вы не осознаете.



Действительно значимое поведение человека оформляется и направляется импульсами и побуждениями, находящимися вне сознания. Неосознанное может выражаться в замаскированной форме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре, работе.

Позже 3. Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел три основных структуры: Ид, Эго, Супер-Эго.

Ид (от лат. «Оно») - примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Это нечто темное, биологическое, хаотичное, не подчиняющееся правилам, свободное от ограничений. Выражает первичный принцип человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.

Ид избавляет личность от напряжения посредством двух механизмов:

1)рефлекторные действия - Ид автоматически отвечает на сигналы раздражителя (слезы- на соринку);

2)первичные процессы представления, которые вступают в действие, когда рефлекторные действия не могут снять напряжения.

Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. Первичные процессы - нелогичная, иррациональная, фантазийная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы, различать реальное и нереальное. Не проводится различие между реальным объектом и его образом, что может привести к смерти (вода и мираж воды). Младенцы не могут откладывать удовлетворение своих потребностей.

Способность к отсроченному удовлетворению потребностей возникает в результате усвоения знаний о том, что существует внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура - Эго.

Эго(от лат. «Я») - элемент психического, ответственный за принятие решений. Эго удовлетворяет желания Ид в соответствии с ограничениями внешнего мира. Эго получает свою структуру и функцию от Ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям внешнего мира. Эго постоянно дифференцирует психическое и реальное (образ пищи в представлении голодного и реальную пищу), снижая тем самым напряжение. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу, прежде чем напряжение снизится. Это заставляет думать, воспринимать, решать и т. д.

Если Ид руководствуется принципом удовольствия, то Эго подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда сложатся соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность тормозить, переадресовывать или давать постепенный выход агрессивной энергии в рамках социальных ограничений и совести человека. Эго вносит в наше поведение разумность.

Опираясь на силу логического мышления, которое 3. Фрейд назвал вторичным процессом, Эго направляет поведение людей. Эго есть «исполнительный орган» личности и область протекания интеллектуальных процессов.

Супер-Эго(от лат. «Сверх-Я») - система ценностей, норм и этики человека, совместимая с такой же системой, принятой в обществе. Супер-Эго формируется в процессе социализации. Человек не рождается с Супер-Эго, а приобретает его, когда в возрасте 3 - 5 лет он начинает различать «что такое хорошо, что такое плохо». Супер-Эго - это индивидуализируемое отражение «коллективной совести». Задача психоанализа - освободить «Я» от различных форм давления на него. Эту возможность человек приобретает с помощью действия защитных механизмов.

· вытеснение - неприятные мысли и чувства изгоняются в сферу бессознательного;

· рационализация - сокрытие от сознания истинных мотивов действий, мыслей и чувств и приписывание других, социально одобряемых;

· регрессия - уход (соскальзывание) в своем поведении на более ранний, примитивный уровень;

· сублимация - трансформация инстинктивной энергии психики (сексуальной и пр.) в более приемлемый для индивида и общества вид деятельности (частный случай: творчество, проявление остроумия);

· проекция - бессознательное приписывание другому человеку собственных отрицательных качеств (как правило, преувеличенное);

· интеллектуализация - попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

Карл Густав Юнг(1875-1961) - швейцарский психиатр, психолог, основатель аналитической психологии Как и 3. Фрейд, выделял в психике, «сознательное» и «бессознательное», которому принадлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, в свою очередь, существует в двух формах:

а) индивидуальной (личной);

б) коллективной - ее образует психический фонд, в котором закреплен опыт предшествующих поколений. Содержанием этого фонда являются инстинкты, влечения, архетипы - первичные структурные элементы психики, образования, человеческие первообразы, которые лежат в основе символики творчества, сновидений, мифов, верований и т.п. Это связи образов, переходящих из поколения в поколение и скрытых в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела.

Процесс становления личности Юнг называл индивидуацией, имеющей целью достижение особой связности (интеграции) коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как неделимое целое в новом качестве (то есть становится самостью).

К функциям психики Юнг относил мышление; ощущение; чувство; интуицию.

К. Г. Юнг ввел в научный оборот представления о двух типах личности - интроверты/ экстраверты (обращенность в себя/обращенность на окружающий мир; импульсивность/замкнутость; социальность, инициативность, общительность/пассивность, склонность к самоанализу). В зависимости от преобладания той или иной функции психики он выделял следующие типы личности: а) мыслительный, б) эмоциональный; в) чувствующий; каждый из них может быть интровертом и экстравертом.

Краеугольным камнем в системе взглядов А.Адлера, основателя индивидуальной психологии, является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума. Он подчеркивал способность людей творить свою судьбу, преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь, совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания. Адлер назвал свою теорию индивидуальной психологией, потому что в переводе с латыни индивидуум означает «неделимый» - то есть сущность, которую нельзя разделить. Ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать изолированно, а только в соотношении с личностью в целом. Только в движении по направлению к личностно значимым целям

В развитие психологического знания весомый вклад вносила и вносит отечественная психология.

Выготский Лев Семенович – советский психолог, автор культурно-исторической теории развития психики человека. Суть данной теории выражается в том, что развитие психических функций человека происходит в процессе опосредованного общением освоения ценностей культуры. Л.С. Выготский разделял психические функции на низшие и высшие.

Низшие (натуральные) - данные природой (сенсорная - восприятие, мнемическая - запоминание, моторная - двигательная). Натуральные функции преобразуются в высшие - культурные. Так, механическая память становится логической; ассоциативное течение представлений - мышлением или творческим воображением; импульсивные действия - произвольными и пр. Высшие функции (произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление) присущи только человеку. Высшие психические функции развиваются в процессе двоения индивидом ценностей культуры, опосредованного общением.

Сергей Леонидовия Рубинштейнразработал принцип единства сознания и деятельности в философии, психологии, педагогике: человек и его психика формируются и проявляются в изначально практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и пр.) Выделил основные особенности деятельности: социальность - деятельность осуществляется только субъектом (личностью, коллективом, человечеством); содержательность, предметность, а не символичность, фиктивность, ибо деятельность есть взаимодействие субъекта и объекта; деятельность всегда творческая и самостоятельная; деятельность определяется своим объектом не прямо, а опосредованно через ее специфические внутренние закономерности (через цели, мотивы и пр.). Здесь проявляется всеобщий принцип детерминизма: внешние причины действуют только через внутренние условия того, на кого они воздействуют.

Предметом изучения психологии С.Л.Рубинштейн считал психику. Сущность психики заключается в отражении объективной действительности. В свою очередь, психика есть явле­ние вторичное, как свойство материи, и связано с ее носителем - мозгом (особым образом организованной материей). Возникновение и развитие человеческой психики и сознания осуществляется:

1. В ходе исторического развития человечества (в филогенезе). Основная закономер­ность заключается в развитии человека (и его психики) в процессе труда. Имея общественный характер, труд способствует возникновению речи. С ними связана перестройка психической Функции.

2. В процессе индивидуальной жизни человека (в онтогенезе). Исходным пунктом здесь является развитие сознания в процессе деятельности, когда человек, преобразуя предмет, Раскрывает свои сущностные силы. В конечном итоге человек является результатом своего собственного труда.

 


[1] Скорее, «ненаучными». Приставка «до-» предполагает некоторую хронологию, последовательность. Но отличие житейско-психологических знаний от научных не столько в порядке их производства (до или после науки), а в способе их получения (ненаучным методом).

[2] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.Т.1. С.62

[3] Переселение душ в новое тело после смерти человека по-гречески называется метемпсихоз, по-латински – реинкарнация. Но для греков вера в метемпсихоз не характерна. Из известных личностей, ее разделявших, можно назвать, пожалуй, только Пифагора, его учителя Ферекида и Платона.

[4] Никомахова Этика, III, 6; 115а

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.