Сделай Сам Свою Работу на 5

Порядок рождения и личность





Социальный интерес

Социальный интерес включает такие явления, как кооперация, межличностные и социальные отношения, отождествление с группой, эмпатию и т.п. С первого дня жизни человек укоренен в обществе. Кооперация проявляется во взаимоотношениях младенца с матерью, и с этого времени человек непрерывно включен в систему межличностных отношений, которые формируют личность и дают конкретные пути поиска превосходства. Стремление к превосходству становится социализированным; на место сугубо личных амбиций и эгоистических достижений приходит идеал совершенного общества. Работая во имя общего блага, люди компенсируют индивидуальную слабость.

Адлер полагал социальный интерес врожденным; люди – социальные существа по природе, а не по привычке. В то же время, как любой задаток, эта природная предрасположенность не проявляется спонтанно: для этого необходимо руководство и обучение.

 

Стремление к превосходству

Адлер пришел к заключению, что агрессивность важнее сексуальности, его представление о конечной цели человека прошло три стадии развития: 1) быть агрессивным; 2) обладать властью; 3) превосходить.



Адлер под превосходством не имеет в виду социальное различие, лидерство или высокое положение в обществе. Это – стремление к совершенной исполненности. Это – "великое движение ввысь".

Адлер считает привосходство врожденным; это часть жизни; С рождения до смерти стремление к превосходству ведет человека на все боле высокие стадии развития. Это – могущественный динамический принцип. Нет отдельных независимых побуждений, ибо каждое из них черпает энергию из стремления к завершенности. Адлер признает, что стремление к превосходству может выражаться тысячью различных способов и что каждый человек по-своему достигает или пытается достичь совершенства. Невротик, к примеру, стремится к самоуважению, силе, самовозвышению – иными словами, преследует эгоистические цели, – в то время как цели здорового человека в первую очередь социальны.

Чувство неполноценности и компенсация

Чувство неполноценности возникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере. Формируется в детстве и присущно большинству людей. Чувство (комплекс) неполноценности продуцирует ошибочное представление о мире и находят воплощение в патологическом жизненном стиле. Жизненный стиль – компенсация конкретной неполноценности. В тоже время чувство неполноценности мотивирует ребенка на стремление к более высокому уровню развития. По достижении этого уровня ребенок вновь переживает чувство неполноценности, и движение ввысь получает новый импульс. Адлер утверждал, что чувство неполноценности не является признаком патологии; оно – причина совершенствования человека. Разумеется, чувство неполноценности может быть ненормально преувеличено особыми условиями, балованием или отвержением ребенка, и в этих случаях могут возникать определенные аномальные явления типа комплекса



Жизненный стиль

Жизненный стиль – ведущий идеографический принцип, объясняющий уникальность данного человека. Жизненный стиль – это системное основание функционирования личности; это – целое, которому подчинены части. Жизненный стиль есть у каждого, но нет двух человек с одинаковым стилем жизни.

Перед всеми людьми стоит одна цель – достижение превосходства, но пути ее достижения различны. Один старается обрести превосходство развивая интеллект, другой отдает все силы физическому совершенствованию. Интеллектуал читает, изучает, размышляет; он ведет более "сидячий" и уединенный образ жизни, нежели человек активный.

Адлера особенно интересовали ранние события, предрасполагающие ребенка к ошибочному жизненному стилю. Он выявил три важных фактора: 1) неполноценность ребенка; 2) "испорченность" ребенка; 3) отверженное положение ребенка. Дети с физической или умственной недостаточностью несут тяжкое бремя и скорее всего при встрече с жизнью будут чувствовать неадекватность. Они считают себя неудачниками и часто таковыми являются. Тем не менее, в случае понимания и поддержки родителей они могут компенсировать неполноценность и обратить слабость в силу. Многие выдающиеся люди в детстве страдали органической слабостью, которая затем была компенсирована.



Особо Адлер говорил о зле избалованности (испорченности), которое считал величайшим проклятием, довлеющим над ребенком. У избалованных детей не развивается социальное чувство; они становятся деспотами, ждущими от общества того, чтобы то приспосабливалось к их эгоцентрическим желаниям. Таких людей Адлер считал потенциально самыми опасными для общества. Отвержение ребенка также приводит к несчастливым последствиям. Испытывая плохое отношение к себе в детстве, эти люди во взрослом возрасте становятся врагами общества. Их стиль жизни определяется потребностью отомстить. Эти три условия – органическая слабость, избалованность и отвержение – приводит к возникновению «комплекса неполноценности»

.

Проявление комплекса неполноценности

Пассивность, неверие в себя

Критичность к другим

Агрессивность, враждебность к другим

Стремление к превосходству и власти

 

Преодоление комплекса проявляется: через жизненные стили:

-успешная компенсация – стремление быть самим собой;
-сверхкомпенсация- стремление добиться превосходства за счет внешних атрибутов или достижения успехов в карьере, спорте, сексе
-уход в болезнь – стремление оправдать свои неудачи состояние здоровья

 

Творческое Я

Это понятие – вершинное достижение Адлера как теория личности. Когда он открыл созидательную силу Я, остальные понятия встали в зависимость от этого представления, в нем он наконец обнаружил искомое – перводвигатель, первопричину всего человеческого. Единое творческое Я играет роль правителя.

Как и любая первопричина, созидательная сила Я трудно поддается описанию. Мы можем видеть ее проявления, но не ее самое. В сущности, согласно идее творческого Я, человек сам творит свою личность. Он создает ее из сырого материала наследственности и опыта.

Фиктивный финализм

Индивидуальный способ видения финальной цели, перспектива, обуславливают поступки и поведение человека. Эта финальная цель может быть фикцией, то есть недостижимым идеалом, но тем не менее является реальным стимулом и дает окончательное объяснение поведения. Адлер полагал, однако, что здоровый человек может освободиться от этих фикций и при необходимости открыто встретить реальность – невротик на это не способен.

3. Адлер.

Порядок рождения и личность

Следуя своему интересу к социальным детерминантам личности, Адлер обнаружил высокую вероятность того, что личности старшего, среднего и младшего ребенка в семье существенно различаются. Эти различия он объяснял особенностями переживаний каждого ребенка как члена социальной группы.

Перворожденному – старшему – ребенку уделяется большое внимание до тех пор, пока не родился второй, после этого он оказывается внезапно низвергнут со своего положения любимца и должен делиться с новорожденным родительской привязанностью. Это переживание может влиять на старшего ребенка по-разному – например, вызвать ненависть к людям, стремление защититься от поворотов судьбы, чувство опасности. По наблюдениям Адлера, невротики, преступники, пьяницы и извращенцы часто бывают первенцами. Если родители ведут себя мудро, подготавливая старшего ребенка к появлению соперника, у него больше шансов вырасти ответственным человеком, готовым к роли защитника, опекуна.

Второй – средний – ребенок характеризуется амбициозностью. Он постоянно старается обогнать старшего сиблинга. Он также склонен к бунту и зависти, но в целом лучше адаптирован, чем старший и младший сиблинги.

Самый младший ребенок – ребенок "испорченный". Он, вслед за старшим, имеет наибольшие шансы стать ребенком с проблемами, а позже – невротичным и неадаптированным взрослым.

 

 

Биография

Хорни. Карен Хорни (Karen Horney), родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко верующим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Большую часть детства и отрочества Хорни мучили сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой. В 1906 она стала врачем,1910 вышла замуж за Оскара Хорни , разведясь с ним и начала строить карьеру психиатра. В 1932 переехала в штаты где введу разногласий с доктриной Фрейда она основала Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти от рака в 1952 году.

 

2.

---Хорнии. Социокультурная теория: основные концепции и принципы------

Главное понятие в теории Хорни – "основная тревога", (базальная)* рассматривается как чувство изоляции, одиночества и беспомощности в потенциально враждебном мире.

Мы рождаемся и проживаем жизнь в вечном страхе и тревожном ожидании, ощущая неопределенность, несправедливость и враждебность окружающего мира. Недостаток уважения, теплоты и заботы порождает чувство опасности, беспомощности и изоляции.

У тревожного, не чувствующего безопасности человека развиваются разнообразные стратегии поведения – для того, чтобы совладать с чувствами изоляции и беспомощности.

основные стратегии поведения по К.Хорни:

1. Стремление к любви – получить успокоение путем усиления связи с другими, Любовь – избавление от страха

2. Стремление к власти, престижу, обладанию – усиление собственной позиции.

Нормальное и невротическое стремление к власти, престижу, обладанию

Стремление к власти, как способ избавления от чувства беспомощности, страха, бессилия

Потребность в доминировании (власти) проявляется через желания:

Контролировать свое социальное окружение;

Воздействовать или влиять на поведение других людей посредством совета, обольщения, убеждения или приказания, вознаграждения и наказания;

Побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами

Добиваться их сотрудничества;

Убеждать других в своей правоте

Данные желания реализуются через действия:

Склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, побуждать, настаивать, надзирать.

Подчинять, править, властвовать, попирать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, вводить нормы, составлять правила поведения, принимать решения;

Запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать;

Очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду.

Сталкиваясь с непонятным, неизвестным, неопределенным, таинственным чувствуем себя беспомощными, стремимся понять, узнать, объяснить, осмыслить –обрести господство, власть над ситуацией, обстоятельствами. Мир вокруг нас сплошная тайна и мы пытаемся его осмыслить. В силу лени и неразвитости ума (критичности, самостоятельности) люди прибегают к различным способам защиты. Ложные стереотипы и догматы порождают иллюзорное чувство безопасности.

 

3. Стремление к престижу, превосходству, славе, как избавление от чувства унижения, никчемности, незначимости

4. Стремление к обладанию, богатству, как избавление от чувства лишения, обделенности, зависимости и малозначимости, зависимости от других (накопительство, собственность) обмануть, обворовать, эксплуатировать, зависть, жадность, алчность.

Карен Хорни описала 10 стратегий, с помощью которых невротические личности смогут справиться с чувством беспомощности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.