Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы информационного права РФ





ХХI век по праву именуют веком информации. Сегодня мы все являемся очевидцами повышения значимости информации как для себя лично, так для государства и общества в целом.

Важную роль в проектировании информационных процессов принадлежит праву, с помощью которого не только регулируются сложившиеся отношения, но происходит расширение сферы информационной деятельности, которое диктуется общественными потребностями.

Таким образом, право непосредственно воздействует на ход информационных процессов, определяя и поддерживая те направления, которые формируют облик так называемого информационного общества.

Сущность и характер этих общественных отношений не позволяют осуществить их регулирование нормами только профилирующих отраслей права, поскольку они специфичны в силу особенностей и юридических свойств информации, выступающей в роли основного объекта, по поводу которого возникают эти отношения.

Данное обстоятельство обусловило появление новой комплексной отрасли права – информационного права. Потребности общественного развития побуждают государство развивать и совершенствовать правовое регулирование не только сложившихся сфер существования и деятельности общества, но и устанавливать правила и нормы поведения в новых областях отношений, возникающих по поводу информации.



Существом предметной области информационного права выступают общественные отношения по поводу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, к которой примыкают иные группы отношений, возникающих по поводу информации.

В частности, следует выделить отношения, связанные с созданием, преобразованием и потреблением информации; отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий, при информационном обмене, а также отношения по поводу управления информационными процессами, информатизацией и обеспечением информационной безопасности.

Таким образом, предмет информационного права составляют отношения по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также смежные с ними отношения, которым действующим законодательством придано значение информационных.



Характеризуя методы информационного права необходимо указать, что в любой отрасли права понятие метода определяется как совокупность способов воздействия на общественные отношения, составляющие этот предмет.

В информационном праве проявляются оба взаимно противоположных базовых метода правового регулирования.

Вначале целесообразно охарактеризовать императивный метод (метод субординации), когда положение субъектов характеризуется положением подчиненности. В информационном праве это группы отношений по формированию государственных информационных систем по управлению информационными процессами, по обеспечению информационной безопасности, по охране информации, находящейся в режиме государственной тайны.

Диспозитивный метод (метод координации) в информационном праве применяется к отношениям, основанным на началах равенства сторон и их имущественной самостоятельности, к которым следует отнести отношения по поводу информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, а также отношения по предоставлению информации.

Таким образом, в информационном праве проявляются оба названных метода правового регулирования, а также их сочетание.

Основные критерии классификации правовых режимов информации непосредственно связаны с мерой важности и доступности тех либо иных сведений в перечнях, сформулированных законодателем.

Режим свободного доступа будут образовывать режим исключительных прав, режим информации, отнесенной к общественному достоянию, и режим массовой информации.



Для пояснения режима информации, отнесенной к свободному доступу, целесообразно привести краткую характеристику к сформированному перечню категорий сведений п.4 ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», доступ к которым не подлежит какому либо ограничению:

- нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы гражданина;

- информация о состоянии окружающей среды;

- информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

-информация в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных для обеспечения граждан (физических лиц и организаций);

- информация, накапливаемая в открытых фондах библиотек, музеев и архивов;

- иная информация, недопустимость ограничения доступа к которой, установлена федеральными законами (например, это перечень сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне, указанный в ст.7 Закона РФ «О государственной тайне»).

Режим исключительных правосуществляется в отношении информации, существующей в форме охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, приравненных к ним средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. Основной функцией института исключительных прав является наделение их обладателя определенным объемом правомочий, отражающих меру его юридических возможностей по контролю над тем или иным результатом интеллектуальной деятельности.

Режим общественного достояния является вариантом режима свободного доступа к информации, установленного Конституцией РФ. Режим общественного достояния обусловлен необходимостью придания отдельным разновидностям сведений качеств общественно необходимых и полезных всем членам общества.

Содержание режима общественного достояния связано с определенными принципами режима общественного достояния: общедоступность, равенство возможностей на доступ к информации, обеспеченность информации особой охраной государства. В качестве примеров можно привести сведения о научных открытиях, уникальные рукописи, документы, архивы, фольклор и т.д.

Режим массовой информациихарактеризуется необходимостью поддержания в обществе естественного состояния свободы массовой информации, гарантируемой ст.29 Конституции РФ. Главное отличие от перечисленных выше режимов – меньшая степень формализации информационных отношений, выступающих ее потребителями.

В то же время необходимо обратить внимание, что имеются нормативные запреты в отношении массовой информации, установленные:

- ч. 2 ст. 29 Конституции РФ (например, недопущение пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду);

- ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации»;

- ст. 15 федерального закона «О борьбе с терроризмом».

В статье 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» законодателем приведены основания запретов и ограничений в отношении массовой информации, предусмотренные законодательством, на которые необходимо обратить внимание.

В частности, не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Запрещается:

- использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена;

- распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Особый порядок в указанной статье 4 предусмотрен для журналистов и средств массовой информации для сбора информации и освещения мероприятий по борьбе с терроризмом.

Так, порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции.

При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.

Также получили отражение в данной статье и проводимые государством меры по борьбе с преступностью в отношении несовершеннолетних.

Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем Законе.

Режим ограниченного доступа к информации основан на правовой модели закрытия каких либо сведений от доступа к ним третьих лиц и строится на применении для этих целей юридического механизма, обозначаемого понятием тайны.

Правовая модель «сведения, составляющую ту или иную разновидность тайны», которая законодателем использована:

- в формулировании понятия коммерческой и служебной тайны (п.1 ст.139 ГК РФ);

- в определении банковской тайны (п.п.1. и 2 ст.857 ГК РФ);

- в определении аудиторской тайны (п.3 ст.8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Для примера можно привести дефиницию коммерческой и служебной тайны в ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к ней нет свободного доступа на свободном основании и обладатель информации принимает меры к ее конфиденциальности.

В отношении государственной тайны и тайны страхования используются иные формулировки.

В первой формулировке закрепляется участие государства в регулировании правоотношений с использованием государственной тайны – «…Защищаемые государством сведения» (ст.2 Закона РФ «О государственной тайне»). Вторая защищает страхователя от третьих лиц в связи с заключением гражданско-правого договора страхования в и «Сведения о страхователе, полученные страховщиком» (ст.946 ГК РФ).

Особого внимания заслуживает правовое регулирование защиты коммерческой и служебной тайны. Для уяснения этого вопроса необходимо обратиться к ч.1 ст.139 ГК РФ, где определено, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к ней нет свободного доступа на свободном основании и обладатель информации принимает меры к ее конфиденциальности.

Таким образом, законодатель связывает существование коммерческой (служебной) тайны с одновременным наличием трех составляющих элементов:

- действительной или потенциальной коммерческой ценности информации в силу ее неизвестности третьим лицам;

- отсутствия свободного доступа к ней на законном основании;

- мер по охране конфиденциальности информации, принимаемых ее обладателями.

Необходимо обратить внимание на то, что критерием отнесения информации к различным категориям тайн – коммерческой или служебной, является различие субъектов, в собственность которых поступили данные сведения.

Таким образом, изменение субъектов влечет за собой изменение правового статуса сведений, не меняя их содержания.

Целесообразно подчеркнуть, что к сведениям служебного характера законодательство относит информацию, связанную с деятельностью государственной службы.

Примером является Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст.ст.15 и 17 «Основные обязанности гражданского служащего и запреты, связанные с гражданской службой»).

Необходимо обеспечить условия защиты коммерческой и служебной тайны.

Обязательства физических и юридических лиц по сохранению коммерческой и служебной тайны оговариваются в гражданско-правовых и трудовых договорах (договор о неразглашении информации). Собственником конфиденциальной информации, переданной физическому или юридическому лицу для совместной деятельности, остается передающая сторона, право собственности на такую информацию возникает с момента регистрации договора либо оформления другого предусмотренного законодательством документа.

Законодательством установлены два вида ограничений на право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имеющейся у него коммерческой информацией.

В первом случае законодатель признает необходимым отнести конкретные сведения коммерческого характера к государственной тайне. Например, ст.6 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» регламентирует выкуп указанной информации у обладающих ею физических или юридических лиц.

Второе ограничение заключается в запрете относить к коммерческой тайне данные, необходимые для обеспечения деятельности налоговых, правоохранительных и контролирующих органов.

Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 года № 35 установлен «Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». Например, к ним относятся учредительные документы и устав юридического лица, документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью, сведения по установленным формам финансово–хозяйственной деятельности, документы по платежеспособности и численности работников, их заработной плате, условиям труда, о наличии свободных мест, документы об уплате налогов, обязательных платежей, сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, реализации продукции, причиняющей вред населению, а также о других нарушениях.

Важным представляется понимание того, что формулировка определения государственной тайны в ст.2 Закона РФ «О государственной тайне» непосредственно связана с понятием безопасности Российской Федерации.

В соответствии с названной нормой, под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно–розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Необходимо понять, что отнесение информации к сведениям указанным характера и меры по ее охране, напрямую связаны с полномочиями органов защиты государственной тайны, к которым ст.20 Закона РФ «О государственной тайне» относит следующие органы, которые необходимо кратко охарактеризовать:

- межведомственная комиссия по защите государственной тайны (Межведомственная комиссия) (Положение о ней утверждено указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286, комиссия формирует перечень наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне должностных лиц, перечень сведений, отнесенных к государственной тайне и перечень особо режимных объектов);

- уполномоченные органы исполнительной власти:

1 . В области обеспечения безопасности (ФСБ России).

2. В области внешней разведки (СВР России).

3. В области обороны (МО РФ).

4. В области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (ФСТЭК России).

В соответствии с общим правилом, сформулированном ст.9 Закона РФ «О государственной тайне», отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с законом, исходя из их отраслевой, ведомственной или программно – целевой принадлежности.

Необходимо отметить, что отнесение сведений к государственной тайне - регламентированный несколькими стадиями процесс, осуществляемый на основании применения двух нормативно-правовых актов: «Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», утвержденного распоряжением Президента от 30 ноября 1995г. № 1203 (с изменениями) (Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне) и «Перечня должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне», утвержденного распоряжением Президента от 16 апреля 2005г. № 151- рп (Перечень должностных лиц).

На первой стадии руководители органов исполнительной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц принимают решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне на основании Перечня сведений, составляющих государственную тайну, и направляют свои предложения в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны. За правомерность принятых решений они несут ответственность, установленную законодательством.

На второй стадии Межведомственная комиссия, руководствуясь Перечнем сведений, составляющих государственную тайну формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, который представляется в установленном порядке на утверждение Президенту РФ.

В настоящее время процесс разработки развернутых перечней сведений, отнесенных к государственной тайне, осуществляется органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну.

Необходимо обратить внимание, что в эти перечни включаются конкретные сведения согласно ведомственной или отраслевой специфики, которым устанавливается степень их секретности.

Другой особенностью правового регулирования данного вопроса, является право перечисленных должностных лиц на принятие решений на засекречивание информации, собственниками которой могут быть физические и юридические лица, если эта информация, включает сведения, перечисленные в Перечне сведений отнесенных к государственной тайне.

Законодательное регулирование данного процесса, осуществляемого на основании договора, заключенного между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация и лицом, являющимся собственником информации, дано в ст.10 Закона «О государственной тайне». При этом, собственник информации берет на себя обязательства по ее нераспространению, а государство возмещает собственнику ущерб, в связи с засекречиванием информации.

При освещении вопроса об ответственности за правонарушения в информационной сфере необходимо подчеркнуть, что содержанием юридической ответственности будет выступать государственно-властное принуждение, проявляющее себя в различных формах, за нарушения законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере. Особенностями юридической ответственности в этой сфере являются связь правонарушений, подпадающих под ее применение, с информацией, а также наличие указанной связи не только в непосредственном характере, но и опосредованной наличием материального носителя информации.

Специфика гражданско-правовых отношений, характеризующаяся равенством участников, предопределяет особенности гражданско-правовой ответственности, как разновидности юридической ответственности, главной из особенностей которой является имущественный характер принудительного воздействия на нарушителя.

Основным признаком гражданского правового способа защиты коммерческой и служебной тайны согласно ст. 139 ГК РФ является обязанность лиц, получивших незаконными методами информацию, составляющую коммерческую и служебную тайну, возместить причиненные убытки, при определении которых в соответствии с требованиями ст. 15 ГК РФ может быть учтен как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

Так, п.2 ст.17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предоставляет право лицам, чьи права и законные интересы были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе, с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести и достоинства и деловой репутации.

Следует подчеркнуть, что при оценке наличия убытков у обладателя информации, принцип полноты возмещения причиненных убытков требует, чтобы нарушитель возместил их в полном объеме, включая как реальный ущерб, так и неполученные доходы. Например, при оценке убытков обладателя информации, находящейся в режиме коммерческой тайны следует учитывать такие факторы, как неизвестность информации конкурентам, потребителям продукции, контрагентам по договорам, возможность использования информации путем продажи ее заинтересованным лицам, влияние на конъюнктуру рынка.

В то же время, необходимо учитывать ряд оговорок, имеющихся в законодательстве, когда требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено.

Например, в случае предъявления вышеперечисленного требования лицом, не принимавших мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательства требования защиты информации, если принятие таких мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица, в его удовлетворении будет отказано.

В другом случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

- по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

- по хранению информации и доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере подразделяется на договорную и внедоговорную.

Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, которым предусмотрены санкции, напрямую не обеспеченные нормами законодательства.

Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который несвязан с неисполнением нарушителем договорных обязательств (деликтная ответственность). Примером такой ответственности могут быть меры по возмещению вреда вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре.

Основаниями для наступления гражданско- правовой ответственности будут являться условия, образующие в совокупности состав гражданско-правовой:

- противоправность поведения (действия или бездействия) лица, на которое предполагается возложить гражданско-правовую ответственность;

- наличие у потерпевшего убытков или вреда, в том числе морального;

- наличие причинной связи между противоправным характером поведения нарушителя и наступившими последствиями виде убытков или вреда у потерпевшего;

- наличие вины правонарушителя.

Кроме того, обязанность возместить причиненные убытки возлагается и на работника, разгласившего коммерческую или служебную тайну вопреки трудовому договору. Такой работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В частности, в соответствии с подп. «в» п.6 ст.81 Трудового кодекса РФ, он может быть уволен за разглашение охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им возложенных на него обязанностей.

Административно–правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере применяется достаточно часто.

Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Следует подчеркнуть, что данный вид юридической ответственности носит публичный характер, поскольку административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершенное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следует обратить внимание, что в отношении данного вида юридической ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрен значительный перечень мер административного характера, применяемых к правонарушителям в информационной сфере в отношении:

- нарушения установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации (персональных данных) о гражданах (ст.13.11);

- нарушения правил защиты информации (ст.13.12);

- незаконной деятельности в области защиты информации (ст.13.13);

- разглашения информации с ограниченным доступом (ст.13.14);

- злоупотребления свободой массовой информации (ст.13.15);

-воспрепятствования распространению продукции средства массовой информации (ст.13.16);

- нарушения правил распространения обязательных сообщений (ст.13.17);

- воспрепятствования уверенному приему радио- и телепрограмм (ст.13.18);

- нарушения порядка предоставления статистической информации (ст.13.19);

- нарушения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов (ст.13.20);

- нарушения порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст.13.21);

- нарушения порядка обязательного представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров (ст.13.23).

Необходимо отметить, что в особенной части КоАП находятся иные составы действий, квалифицируемых в качестве административных правонарушений в информационной сфере (например, административно-правовые санкции установлены в отношении нарушения права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст.5.1)).

Уголовная ответственность за правонарушения в информационной сфере является самым серьезным видом юридической ответственности.

В соответствии со ст.8 УК РФ, основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки преступления, предусмотренного УК РФ.

Таким образом, единственным и достаточным основанием уголовной ответственности является наличие в совершенном деянии состава преступления. Уголовное законодательство РФ устанавливает значительное количество норм, в соответствии с которыми деяния, совершенные в информационной сфере, признаются уголовно наказуемыми.

Данные нормы, содержащие уголовно-правовые санкции, прямо или опосредовано связанные с информацией, установлены УК РФ в отношении таких деяний, как:

- клевета (ст.129);

- нарушение неприкосновенности частной жизни (ст.137);

- нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст.138);

- отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140);

- фальсификация избирательных документов, документов референдума, или неправильный подсчет голосов (ст.142);

- воспрепятствование законной деятельности журналистов (ст.144);

- хищение предметов, имеющих особую ценность (ст.164);

- заведомо ложная реклама (ст.182);

- незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст.183);

- злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст.185);

- незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189);

- невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст.190);

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207);

- незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст.233);

- сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст.237);

- незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст.242);

- неправомерный доступ к компьютерной информации (ст.272);

- создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст.273);

- нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст.274);

- государственная измена (ст.275);

- шпионаж (ст.276);

- разглашение государственной тайны (ст.283);

- утрата документов, содержащих государственную тайну (ст.284);

- отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст.287);

- служебный подлог (ст.292);

- разглашение данных предварительного следствия (ст.310);

- разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи или участников уголовного процесса (ст.311);

- разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст.320);

Также нормы, содержащие уголовно-правовые санкции, связанные с информацией, содержатся и в других главах УК РФ:

- преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл.30);

-преступления против правосудия (гл.31);

- преступления против порядка управления (гл.32);

- преступления против мира и безопасности человечества (гл.34).

Таким образом, уголовное законодательство РФ устанавливает значительное количество норм, в соответствии с которыми, деяния, совершенные в информационной сфере, признаются уголовно наказуемыми (наблюдается устойчивая тенденция их увеличения). При этом необходимо особо подчеркнуть, что уголовная ответственность носит личный характер, то есть, возлагается на виновное в совершении преступления физическое лицо (ст.19 УК РФ).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.