Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы поиска новых технических решений





Лекция 4 Научные методы поиска конструкторских решений

Вопросы, рассматриваемые на лекции

1. Методы поиска новых технических решений

2. Методы поиска оптимального решения и устранения физических и технических противоречий.

3. Процесс оценки вариантов и принятия решения. Критерии оценки вариантов технических решений

Методы поиска новых технических решений

 

Методы поиска технических идей используются в случаях, когда требуется разработка принципиально нового процесса и оборудования, обеспечивающего ранее недостижимые характеристики.

 

Метод мозгового штурма

Этот метод организовывается путем встречи разработчиков технической системы, которые в свободной и непринужденной форме высказывают и обсуждают пути решения известной проблемы и выбирают необходимый вариант.

Метод реализуется в три этапа:

1. Этап подготовки, в течение которого проблема должна быть проанализирована, подготовлена и сформулирована. Формулировка должна отражать необходимое решение задачи и ее граничные условия.

Группа участников обсуждения должна быть сформирована в количестве от 5 до 15 человек, от которых можно ожидать разнообразных путей решения задачи, при этом глубокие профессиональные знания не требуются.



Члены группы должны ознакомиться с проблемой до встречи.

2. Обсуждение проблемы. При обсуждении проблемы, должны быть соблюдены правила:

- обязательная фантазия;

- чем больше нетипичных предложений, тем лучше;

- запрещена критика;

- предполагаемые идеи можно дополнять и комбинировать;

- не желательно комментировать идеи, или требовать их подтверждение.

Идеи записываются в виде ключевых слов, и каждый участник получает протокол, который нужно заполнить.

Мозговой штурм должен длиться не более 30 минут.

3. Производится оценка предложенных решений в виде их критики. Идеи упорядочиваются, и выносится решение о более глубокой проработке одного или двух. Результаты еще раз обсуждают с участниками встречи.

Целью встреч являются не готовые решения, а выработка путей реализации данной задачи.

Методы, методически близкие мозговому штурму

Метод 635 – модификация мозгового штурма, при котором предлагаемые решения подаются в письменном виде. Участвуют 6 человек, каждый из которых записывает три предложения и передает их соседу, который каждое из предложений изменяет, развивает и дополняет. Обсуждение завершают, когда предложение проходит всех участников.



При использовании такого метода предложение обрабатывается самими участниками.

Дельфийский метод, основан на принципе опроса экспертов, в качестве которых используются разные специалисты. Эксперты представляют свои решения в письменном виде.

Метод осуществляется в течение следующих этапов:

1. формулирование проблемы, выбор экспертов, раздача вопросов (Какие решения проблемы вы предлагаете? При каких условиях решения возможны? Какое воздействие может оказать решенная проблема на другие области? Сколько времени и затрат потребует решение проблемы?)

2. Сведение результатов первого круга вопросов в один документ и передача экспертам для выполнения.

3. Систематизация высказанных идей в один перечень и передача его экспертам для дополнения.

4. Оценка разработчиков системы.

Дельфийский метод, используется для определения направления развития и подготовки долгосрочной программы и требует много времени.

Синептика – метод замены и объединения различных кажущихся незначительными понятиями. Решение находят при помощи аналогий из области, лежащей за пределами данной проблемы. Сравнения и ассоциация в начале работы должны уводить от проблемы. При анализе и уточнении относительно новой проблемы могут возникнуть новые решения. Основной задачей является поиск аналогии, который дает творческий импульс решения проблемы.



Описанные методы используются, когда решение вопроса известными путями зашло в тупик и отсутствует видимый путь реального решения поставленной задачи.

 

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ - 77)

АРИЗ представляет собой системный вопросник, который обеспечивает возможность применения стандартных схем, разрешения противоречий физических моделей и задач при помощи выполненных преобразований.

АРИЗ состоит из следующих основных блоков:

I. Выбор задачи:

1.1. определить конечную цель решения задачи

1.2. проверить наличие обходных путей. Если задача принципиально решаема, то какую задачу надо решить, чтобы получить требуемый конечный результат;

1.3. определить, решение какой задачи на сегодняшний момент целесообразней: первоначальных или обходных. Произвести выбор;

1.4. определить требуемые количественные показатели к разработке;

1.5. улучшить требуемые количественные показатели, учитывая время, необходимое на реализацию изделия;

1.6. уточнить требования, вызванные конкретными условиями, в которых предлагается реализация изобретения;

1.7. проверить, решается ли проблема прямым применением стандартных процедур, если ответ положительный, то перейти к пункту – 5, если отрицательный, то к пункту 1.8;

1.8. уточнить задачу, используя патентную информацию;

1.9. применить оператор РВС (размер, время, стоимость):

- мысленно изменить размеры объекта от заданной величины до нуля и представить, как теперь будет решаться задача;

- то же до бесконечности;

- меняем время процесса от заданного до нуля;

- то же до бесконечности;

- меняем допустимые затраты на разработку, от заданных до нуля;

- то же до бесконечности.

II. Построение модели задачи:

2.1 записать условие задачи, не используя специальные термины;

2.2 выделить и записать конфликтную пару элементов, если по условию задачи присутствует только один элемент, перейти к 4.2.

Примечание: при этом необходимо соблюдать следующие правила

правило 1: в конфликтную пару обязательно должен входить объект воздействия;

правило 2: вторым элементом должен быть элемент, с которым объект непосредственно контактирует;

правило 3: если один элемент по условию задачи может иметь несколько состояний, то необходимо выбрать то состояние, которое обеспечивает наилучшее выполнение поставленной задачи;

правило 4: если в задаче есть однородная пара элементов, то достаточно выбрать одну пару.

2.3 записать два взаимодействия элементов конфликтной пары - имеющееся и то, которое надо ввести, полезное и вредное;

2.4 записать формулировку модели задачи, указав конфликтную пару и имеющиеся противоречия.

III. Анализ модели задачи:

3.1 выбрать из элементов, входящих в модель тот, который можно изменять;

правило 1: легче менять технические объекты, чем природные;

правило 2: инструмент (рабочий орган) легче менять, чем объект воздействия;

правило 3: если в системе нет легкозаменяемых элементов, то следует изменить внешнюю среду.

3.2. записать стандартную формулировку идеального конечного результата: элемент, выбранный в пункте 3.1, сам устраняет вредное взаимодействие, сохраняя возможность выполнять полезные действия;

3.3. выделить ту зону элемента, которая не справляется с пунктом 3.2, определить, что в этой зоне - вещество или поле;

3.4.сформулировать противоречивые физические требования, которые предъявляются к состоянию выделенной зоны элемента;

3.5. записать стандартные формулировки физических противоречий:

- полная формулировка: выделенная зона элемента в состоянии, определенном в пункте 3.2, должна выполнять полезные действия и должна находиться в состоянии пункта 3.4, предотвращающем вредное действие;

- краткая формулировка: выделенная зона элемента должна быть………… и не должна быть…………

IV. Устранение физических противоречий:

4.1.необходимо рассматривать простейшие преобразования выделенной зоны объекта, чтобы разделить противоречивые свойства:

- в пространстве;

- во времени;

- путём использования исходного состояния;

- путём перестройки структуры.

Если выявлено необходимое реальное действие, нужно перейти к 4.5, если физического ответа нет, то перейти к 4.2;

4.2. необходимо использовать таблицы типовых моделей задач и преобразований «вещество-поле»; Если получен физический ответ, то следует перейти к 4.4, если физического ответа нет, то перейти к 4.3;

4.3. использовать таблицу применения физических эффектов и явлений (табл. 1).

Если физический ответ получен, то перейти к 4.5, если нет, то к 4.4.

4.4. использовать таблицу основных приёмов устранения технических противоречий. Если до этого получен физический ответ, то используют таблицу для его проверки;

4.5. перейти от физического ответа к техническому, то есть сформулировать способ воздействия и определить схему устройства, осуществляющий этот способ;

V. Предварительная оценка полученного решения:

5.1. необходимо ответить на следующие вопросы:

- обеспечит ли найденное решение выполнение главного требования «объект сам может…»?

- какое физическое противоречие устраняет найденное физическое решение?

- содержит ли разработанная техническая система хотя бы один управляемый элемент и как осуществить это управление?

- годится ли найденное решение для использования в реальных условиях?

Если найденное решение не удовлетворяет хотя бы одному из этих вопросов, то нужно перейти к 2.1;

5.3. какие подзадачи могут возникнуть при дальнейшей разработке полученного решения.

VI. Развитие полученного технического решения:

6.1. определить, как должна быть изменена система высшего уровня, в которую входит рассматриваемый объект;

 

Таблица 1 - Применение некоторых физических эффектов и явлений при решении изобретательских задач

Требуемое действие, свойство Физическое явление, эффект, фактор, способ
  1. Измерение температуры Тепловое расширение и вызванное им изменение собственной частоты колебаний. Термоэлектрические явления. Спектр излучения. Изменение оптических, электрических, магнитных свойств веществ. Переход через точку Кюри. Эффекты Гопкинса и Баркхаузена
2. Понижение температуры Фазовые переходы. Эффект Джоуля-Томпсона. Эффект Ранка. Магнитокалорический эффект. Термоэлектрические явления.
3. Повышение температуры Электромагнитная индукция. Вихревые токи. Поверхностный эффект. Диэлектрический нагрев. Электронный нагрев. Электрические разряды. Поглощение излучения веществом. Термоэлектрические явления.
4. Стабилизация температуры Фазовые переходы (в том числе переход через точку Кюри)
5. Индикация положения и перемещения объекта Введение меток – веществ, преобразующих внешние поля (люминофоры) или создающих свои поля (ферромагнетики) и потому легко обнаруживаемых. Отражение и испускание света. Фотоэффект. Деформация. Рентгеновское и радиоактивное излучения. Люминесценция. Изменение электрических и магнитных полей. Электрические разряды. Эффект Доплера.
6. Управление перемещением объектов Действие магнитным полем на объект или ферромагнетик, соединенный с объектом. Действие электрическим полем на заряженный объект. Передача давления жидкостями и газами. Механические колебания. Центробежные силы. Тепловое расширение. Световое давление.
7. Управление движением жидкости и газа Капиллярность. Осмос. Эффект Томса. Эффект Бернулли. Волновое движение. Центробежные силы. Эффект Вайсенберга.
8. Управление потоками аэрозолей (пыль, дым, туман) Электризация. Электрическое и магнитное поля. Давление света.
9. Перемешивание смесей. Образование растворов Ультразвук. Кавитация. Диффузия. Электрические поля. Магнитное поле в сочетании с ферромагнитным веществом. Электрофорез. Солюбилизация.
10. Разделение смесей Электро- и магниосепарация. Изменение кажущейся плотности и жидкости-разделителя под действием электрических и магнитных полей. Центробежные силы. Сорбция. Диффузия. Осмос.
11. Стабилизация положения объекта Электрические и магнитные поля. Фиксация в жидкостях, твердеющих в магнитном и электрическом полях. Гироскопический эффект. Реактивное движение.
12. Силовое воздействие. Регулирование сил. Создание больших давлений Действие магнитным полем через ферромагнитное вещество. Фазовые переходы. Тепловое расширение. Центробежные силы. Изменение гидростатических сил путем изменения кажущейся плотности магнитной или электропроводной жидкости в магнитном поле. Применение взрывчатых веществ. Электрогидравлический эффект. Осмос.
13. Изменения трения Эффект Джонсона-Рабека. Воздействие излучений. Явление Крагельского. Колебания.
14. Разрушение объекта Электрические разряды. Электрогидравлический эффект. Резонанс. Ультразвук. Кавитация. Индуцированное излучение.
15. Аккумулирование механической и тепловой энергии Упругие деформации. Гироскопический эффект. Фазовые переходы.
16. Передача энергии: механической, тепловой, лучистой, электрической Деформации. Колебания. Эффект Александрова. Волновое движение, в том числе ударные волны. Излучения. Теплопроводность. Конвекция. Явление отражения света (световоды). Индуцированное излучение. Электромагнитная индукция. Сверхпроводимость.
17. Установление взаимодействия между подвижным (меняющимся) и неподвижным (неменяющимся) объектами Использование электромагнитных полей (переход от «вещественных» связей к «полевым»)
18. Измерение размеров объектов Измерение собственной частоты колебаний. Нанесение и считывание магнитных и электрических меток
19. Изменение размеров объекта Тепловое расширение. Деформации. Магнито-, электрострикция. Пьезоэлектрический эффект
20. Контроль состояния и свойств поверхности Электрические разряды. Отражение света. Электронная эмиссия. Муаровый эффект. Излучения
21. Изменение поверхностных свойств Трение. Адсорбция. Диффузия. Эффект Баушингера. Электрические разряды. Механические и акустические колебания. Ультрафиолетовое излучение
22. Контроль состояния и свойств в объеме Введение «меток» - веществ, преобразующих внешние поля (люминофоры) или создающих свои поля (ферромагнетики), зависящие от состояния и свойств исследуемого вещества. Изменение удельного электрического сопротивления в зависимости от структуры и свойств объекта. Взаимодействие со светом. Электро- и магнитооптические явления. Поляризованный свет. Рентгеновское и радиоактивное излучение. Электронный парамагнитный и ядерный магнитный резонансы. Магнитоупругий эффект. Переход через точку Кюри. Эффекты Гопкинса и Баркхаузена. Измерение собственной частоты колебаний объекта. Ультразвук, эффект Мессбауера. Эффект Холла
23. Изменение объемных свойств объекта Изменение свойств жидкости (кажущейся плотности, вязкости) под действием электрических и магнитных полей. Введение ферромагнитного вещества и действие магнитным полем. Тепловое воздействие. Фазовые переходы. Ионизация под действием электрического поля. Ультрафиолетовое, рентгеновское, радиоактивное излучения. Деформация. Диффузия. Электрические и магнитные поля. Эффект Баушингера. Термоэлектрические, термомагнитные и магнитооптические эффекты. Кавитация. Фотохромный эффект. Внутренний фотоэффект.  
24. Создание заданной структуры. Стабилизация структуры объекта Интерференция волн. Стоячие волны. Муаровый эффект. Магнитные поля. Фазовые переходы. Механические и акустические колебания. Кавитация  
25. Индикация электрических и магнитных полей Осмос. Электризация тел. Электрические разряды. Пьезо- и сегнетоэлектрические эффекты. Электреты. Электронная эмиссия. Электрооптические явления. Эффекты Гопкинса и Баркхаузена. Эффект Холла. Ядерный магнитный резонанс. Гиромагнитные и магнитооптические явления  
26. Индикация излучения Оптико-акустический эффект. Тепловое расширение. Фотоэффект. Люминесценция. Эффект Ганна. Эффект Черенкова  
28. Управление электромагнитными полями Экранирование. Изменение состояния среды, например увеличение или уменьшение ее электропроводности. Изменение формы поверхностей тел, взаимодействующих с полями  
29. Управление потоками света Преломление и отражение света. Электро- и магнитооптические явления. Фотоупругость, эффекты Керра и Фарадея. Эффект Ганна. Эффект Франца-Келдыша  
30. Инициирование и интенсификация химических превращений Ультразвук. Кавитация. Ультрафиолетовое, рентгеновское, радиоактивные излучения. Электрические разряды. Ударные волны. Мицеллярный катализ  

 

6.2. проверить может ли изменённая система применяться по новому;

6.3. использовать полученный ответ при решении других технических задач:

- рассмотреть возможность использования идеи, обратной полученной;

- построить таблицу «расположение частей – агрегатное состояние изделия» или таблицу «использованные поля – агрегатное состояние изделия». Рассмотреть возможные перестройки ответов по позициям этих таблиц.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.