Правоохранительная деятельность
Правоохрани́тельная де́ятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Согласно законодательству России в ходе осуществления правоохранительной деятельности правоохранительные органы, в целях пресечения правонарушений, могут ограничивать права и свободы правоохраняемых субъектов в установленных законом масштабах.[1]
Признаки правоохранительной деятельности:
осуществляется при помощи юридических мер воздействия
осуществляется в строгом соответствии законам
осуществляется в установленном законом порядке
осуществляется специально-уполномоченными органами
Правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.
Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность, в том числе и правоохранительная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.
Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права.
Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности – обеспечение в демократическом обществе режима законности, под которой понимается неукоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.
Результатом действия режима законности является правопорядок – общественный порядок, основанный на праве и сложившийся в результате осуществления и принципов законности.
В широком смыслеправоохранительная деятельность – это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.
В узком смыслеправоохранительная деятельность – это деятельность специально управомочен-ных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания).
Признаки правоохранительной деятельности:
– реализуется в определенном порядке, установленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер воздействия;
– осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом;
– установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, которые должны строго соответствовать предписаниям закона;
– реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;
– ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные органы – правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства;
– обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы; возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба.
Правоохранительная деятельность - это деятельность судов и иных, специально уполномоченных органов, основной функцией которых является осуществление конституционного контроля, обеспечение деятельности судов, оказание юридической помощи, выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав и т.п.
Правоохранительная деятельность как вид государственной деятельности обладает следующими характерными признаками:
- правоохранительная деятельность осуществляется юридическими способами воздействия. В зависимости от характера правовых вопросов правоохранительные органы имеют право применять соответствующие меры государственного и общественного воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка вплоть до уголовного наказания, применяемого исключительно судом;
- применяемые в правоохранительной деятельности меры воздействия должны строго соответствовать требованиям законодательства. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную или уголовную ответственность;
- осуществление правоохранительной деятельности возлагается на специально уполномоченные государственные органы. Они комплектуются соответствующими специалистами, как правило, юристами. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;
- начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или иное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность государственных органов, общественных и частных организаций;
- законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат исполнению любыми должностными лицами и гражданами.
Неисполнение их влечет для правонарушителей санкции, установленные федеральным и местным законодательством.
Принципы правоохранительной деятельности
Правоохр, органы независимо от напрвления своей деятельности в своей работе должны руководствоваться ПРИНЦИПАМИ: 1. ЗАКОННОСТЬ 2. РАВЕНСТВО всех перед законом 3. ГЛАСНОСТЬ, кроме случаев предусмотренных законом ( ФСБ).4. ПРИОРИТЕТ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН И ЧЕЛОВЕКА.
Правоохранительная деятельность основывается на конституционных принципах правоохраны:
1) принцип законности (ст. 15 Конституции РФ);
2) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст.2 гл.2 Конституции РФ);
3) принцип равенства граждан и юридических лиц перед законом (ст.19 Конституции РФ).
Правоохранительный орган
Систему правоохранительных органов составляют институты защиты прав граждан, включающие в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных и негосударственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций.
Критерии, которым должен соответствовать государственный орган для отнесения его к правоохранительным:
– правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления этой деятельности;
– правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур, за нарушение которых в отношении должностных лиц, их допустивших, установлена юридическая ответственность;
– в процессе своей деятельности правоохранительные органы, используя властные полномочия, имеют право применять государственное принуждение;
– законные и обоснованные решения правоохранительных органов подлежат обязательному исполнению, их неисполнение влечет дополнительную юридическую ответственность.
Исходя из указанных критериев к правоохранительным органам могут быть отнесены: прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции, нотариат. Спорным является мнение об отнесении к указанным органам адвокатуры и частных охранных и детективных служб.
Определяя место правоохранительных и судебных органов в системе органов государства, необходимо исходить из принципа разделения власти. С этой позиции место правоохранительных органов определяется функциями данного вида государственной деятельности, обеспечивающих выполнение стоящих перед ними задач: защита личности, общества, государства.
Деятельность каждого из правоохранительных и судебных органов нацелена на достижение определенных результатов:
– обеспечение конституционной законности путем устранения нарушений предписаний Конституции РФ, проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов;
– справедливое разбирательство и разрешение гражданских, административных и уголовных дел;
– выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского надзора и поддержания обвинения;
– раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде;
– исполнение приговоров и иных судебных решений; предупреждение преступлений и иных правонарушений;
– предоставление квалифицированной помощи всем, в ней нуждающимся, оказание других юридических услуг.
Данные результаты достигаются путем реализации правоохранительными и судебными органами соответствующих функций:
– конституционный (уставный) контроль;
– правосудие и судебный контроль;
– прокурорский надзор;
– выявление и расследование преступлений;
– исполнение судебных решений;
– предупреждение преступлений и иных правонарушений;
– оказание юридической помощи гражданам и организациям.
Некоторые правоохранительные органы призваны осуществлять только одну функцию, на другие же возлагается целый ряд функций
Основные направления ПО
Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.
Классификация правоохранительных органов соответствует видам правоохранительной деятельности.
Классификация правоохранительных органов РФ
| Виды правоохранительной деятельности
| Конституционный Суд РФ;
Конституционные суды республик РФ
| конституционный контроль
| Суды общей юрисдикции
| правосудие
| Министерство юстиции РФ
| организационное обеспечение деятельности судов
| Прокуратура РФ
| прокурорский надзор;
выявление и расследование преступлений
| Органы внутренних дел
| выявление и расследование преступлений
| Адвокатура
| оказание юридической помощи и защита по уголовным делам
| Министерство внутренних дел РФ
| непосредственное обеспечение правопорядка в стране
| Основные функции правоохранительных органов:
· охрана государственного и общественного строя;
· укрепление законности и правопорядка;
· защита прав и свобод человека и гражданина;
· охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;
· борьба с преступностью.
Основные правоохранительные органы РФ
Название органа
| Его сущность
| Структура
| Основные направления деятельности
| Прокуратура РФ
| Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов
| — Генеральная прокуратура РФ.
— Прокуратуры субъектов РФ.
— Военные и специализированные прокуратуры.
— Прокуратуры городов и районов
| — Надзор за исполнением законов
— Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
— Уголовное преследование в соответствии с полномочиями.
— Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
— Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя.
— Опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда.
— Осуществление расследования преступлений, предусмотренных законом
| Минист. внутренних дел РФ
| Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности
| — Служба криминальной милиции.
— Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.
— Служба милиции общественной безопасности.
— Следственный комитет.
— Федеральная миграционная служба.
— Служба собственной безопасности.
— Внутренние войска и др.
| — Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
— Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений (оперативно-розыскная и экспертно-криминалистическая деятельность).
— Обеспечение исполнения уголовных наказаний.
— Руководство органами внутренних дел и внутренними войсками.
— Совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности.
— Совершенствование работы с кадрами органов внутренних дел.
— Развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск
| Минист. юстиции (Минюст) РФ
| Федеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти
| — Центральный аппарат.
— Территориальные органы и учреждения Минюста РФ.
— Территориальные органы и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.
— Учреждения и организации, обеспечивающие деятельность Минюста РФ (например, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации и др.)
| — Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (разработка проектов нормативных актов, экспертиза законов РФ и др.).
— Создание необходимых условий проведения судебной реформы, функционирования судов общей юрисдикции и военных судов.
— Государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти.
— Регистрация уставов общественных и религиозных объединений.
— Организация и развитие системы юридических услуг.
— Повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции.
— Осуществление международно-правовой деятельности по охране прав и законных интересов граждан.
— Организация уголовно-исполнительной системы, обеспечение исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности данной системы
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|