Сделай Сам Свою Работу на 5

III. Источники конституционного права





Тема 3. Основы конституционного права Российской Федерации.

Понятие и предмет конституционного права.

Конституционное право - одна из отраслей системы права РФ.

Как отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязатель­ных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходи­мых случаях обеспечивается применением государственного принуж­дения в различных формах.

Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими при­знаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других и отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями обществен­ных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, II юриспруденции принято именовать ее предметом.

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономи­ческой, социальной, духовной и пр.

Особенность предмета конституционного права состоит и в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отноше­ний в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не­одинаково.



В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими от­раслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые ха­рактеризуют основные начала и принципы экономики, формы собст­венности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предприни­мательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Это те отношения, которые связаны с устройством государст­ва, организациейгосударственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений.



Предметом конституционного нрава являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию.

 

Предметом конституционного права являются общественные отношения:

1. Нормы конституционного права регулируют общественные отно­шения, определяющие принципы, на которых основано устройство го­сударства и общества. В этих отношениях выражается качественная характеристика государства: суверенитет, форма правле­ния, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества (глава 1 Конституции РФ).

2. Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов обще­ства, без его взаимосвязей с государством и гражданином. Отношения между людьми, которые составляют сущность каждого общества, каса­ются всех сторон его жизнедеятельности, очень многообразны по своему характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допус­тимой мере воздействия на них государства, права (глава 2 Конституции РФ).

3. Одной из основ конституционного строя России явля­ется федерализм.Урегулирование этих обществен­ных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованных реальными потребностями раз­граничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Данные отношения тоже «ходят в предмет конституцион­ного права (глава 3 Конституции РФ).



4. Целостность и единство общества обеспе­чиваются соответствующим ме­ханизмом управления социальными процессами, через который осу­ществляются функции, свойственные данному обществу как организо­ванной структуре. Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления.

Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой ста­тус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, по­рядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.

Конституционное право — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

II. Конституционно-правовые нормы, отношения и их субъекты

1. Конституционно-правовым нормам свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права.

Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью и определяются предметом самой отрасли права.

2.Конституционно-правовое отношение - это обще­ственное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъ­ектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных дан­ной правовой нормой.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъ­ектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;

3) конституционно-правовые отношения характеризуются боль­шим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвя­занных между собой правоотношений.

3. Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк:

- Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых от­ношений при проведении референдума, выборов депутатов в Государ­ственную Думу, выборов Президента Российской Федерации.

- Субъектами конституционно-правовых отношений являются и го­сударства — Российская Федерация и республики. К участникам кон­ституционных правоотношений относятся и такие субъекты Федера­ции, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

- субъектами конституционно-правовых от­ношений являются органы государства, органы местного самоуправле­ния, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предо­ставляют права.

*В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отно­шений выступают иностранные граждане и лица без гражданства (на­пример, при подаче ходатайства о приобретении российского граж­данства).

III. Источники конституционного права

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах,

В материальном смысле под источником права понимаются те фак­торы, которые определяют само содержание права. К ним принято от­носить материальные условия жизни общества, свойственные ему эко­номические отношения.

В юридическом (формальном) смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права.

Источниками конституционного права являются нормативные пра­вовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юри­дическую силу конституционно-правовые нормы.

К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.

Существует особый порядок не только принятия нормативных актов, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права.

Нормативные правовые акты, являющиеся источниками конституционного права многообразны и делятся на виды:

- действующие на всей территории Российской Федерации,

- действующие только на территории конкретного субъекта Муниципального образования.

1. Конституция РФ и является основным источником.Эта роль Конституции России обусловлена:

- нормы являются основополагающими, а все другие источники детализируют их положения.

- Конституция характеризуется широтой содержания своих норм, которые воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.

- Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15).

- в Конституции определяются многие виды источников федерального уровня, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

- значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа.

- Конституция по сравнению с другими источниками отрасли яв­ляется актом наивысшего не только правового уровня, но и обществен­ного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

2. Федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы.

Конституция Российской Федерации предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов*.

Они различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятия;

4) по возможности применения Президентом Российской Федера­ции в отношении них отлагательного вето.

К источникам конституционного права относятся федеральные кон­ституционные законы: «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (1997 г.), «О Конституционном Суде Россий­ской Федерации* (1994 г.) и др.; федеральные законы: «Об обществен­ных объединениях» (1995 г.); «О порядке выезда ил Российской Феде­рации и въезда в Российскую Федерацию» (1996 г.); «О выборах Пре­зидента Российской Федерации» (1995 г.) и др.

3. Источником конституционного права может быть и такой правовой акт, как закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации.

4. К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ – указы и другие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

5. Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический вид, обусловленный федеративным устройством государства, как договоры.

6. К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие право­вой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компе­тенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституция республики и устав должны соответствовать Консти­туции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.

7. Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законо­дательной и исполнительной власти.

8. К источникам отрасли конституционного права относятся и право­вые акты представительных органов местного самоуправления, содер­жащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (По­ложения).

 

IV. Система конституционного права:

1. Основы конституционного строя:

1) воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства;

2) как правило, не порождают конкретных правоотношений;

3) определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реаль­ности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции Российской Федерации;

4) адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;

5) имеют способом своей защиты общий режим охраны Конститу­ции, конституционного строя, могут быть изменены только путем при­нятия новой Конституции;

6) устанавливаются преимущественно в конституционной форме;

7) являются в преобладающей части нормами-принципами, норма­ми-дефинициями (краткое научное объяснение какого-либо понятия), нормами-целями;

8) предполагают для практической и правовой реализации содержа­щихся в них целей «включение» всех отраслей права;

9) призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.

 

2. Основы правового статуса человека и гражданина:

1) воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчужда­емыми прав человека;

2) реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;

3) входят в сферу взаимоотношений государства и личности;

4) включают в качестве субъекта права человека, гражданина как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;

5) предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;

6) предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, граж-| щг.ких, семейных и др.).

3. Федеративное устройство государства:

1) нормы устанавливающие правовой статус субъектов, являются не только конституционными, но и договорными. В Федеративном Договоре, в договорах с конкретными субъектами Федерации фиксируется разграниче­ние полномочий между ней и ее субъектами. Следовательно, эти нормы закрепляются не только в Конституции, но и в особых договорах, соглашениях. Для этих норм предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, - путем согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд РФ.

 

4. Систему государственной власти и систему местном самоуправ­ления:

1) это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;

2) в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;

3) преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;

4) для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из субъектов РФ, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.