Сделай Сам Свою Работу на 5

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ





Лекция 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

 

1.Сущность и типология прогнозов

2.Основные этапы прогнозного исследования

3.Классификация методов прогнозирования

 

1. Все разновидности получения информации о будущем возможно объединить общим понятиям предвидение.

Предвидение – общее понятие, объединяющее все разновидности получения информации о будущем.

Оно разделяется на научное и ненаучное.

Ненаучное предвидение основывается на предчувствиях человека (содержит информацию о будущем на уровне интуиции - подсознания), А также основывается на предугадывании – (несет информацию о будущем на основе жизненного опыта, аналогий, примет).

 

Научное предвидение (прогнозирование) основывается на знаниях закономерностей развития объекта в будущем.

 

В прогнозировании выделяются такие основные понятия:

Прогностика - научная дисциплина, которая изучает общие принципы прогнозирования развития разных объектов, закономерности процесса разработки прогнозов.

Прогноз – научно - обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления.



Прогнозирование - процесс разработки прогноза.

Метод прогнозирования – средство исследования объекта прогнозирования, направленное на разработку прогноза.

Прогнозный фон – совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, которые существенные из позиции решения заданий прогнозирования.

 

Типология прогнозов является одной из важнейших и сложных проблем.

Классификация прогнозов:

1. В соответствии с проблемно-целевым критерием (содержанию прогноза) различают два типа прогнозов: поисковый (или исследовательский) и целевой (нормативный). Они отличаются направлениями прогнозирования.

Поисковый прогноз – определение возможных состояний явления в будущем.

Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее состоится за условия сохранения существующих тенденций развития.

Нормативный прогноз – определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принятых как цель.

Такой прогноз отвечает на вопрос: ”Какой вариант развития нужно выбрать, чтобы достичь поставленною цель?”. Эти подходы дополняют друг друга, именно их согласование дает возможность верно определить цели и обеспечить их достижение.



Поисковый прогноз позволяет оценить будущее состояние на основе совокупности существующей структуры хозяйства и тенденций развития. Нормативный прогноз определяет необходимые для достижения поставленных целей условия. Дальше требуют сравнения возможные результаты с поставленными целями. Обнаружен разрыв между возможным и желаемым результатом ликвидируется за счет двух направлений действий: коррекцией целей и поиском дополнительных ресурсов, определением новых источников роста. Только после достижения соответствия между имеющимися и необходимыми ресурсами и желаемыми и прогнозируемыми результатами возможна разработка планов деятельности.

 

 

2. По критерию природы объекта выделяют прогнозы:

 

● научно-технические (перспективы развития науки и техники, влияние этих достижений на экономику)

●естествоведческие

●обществоведческие

 

Общей чертой прогнозов естествоведческих является возможность проведения только поисковых прогнозов, более вероятное предвидение будущего состояния и почти полное отсутствие возможности влияния на течение событий.

 

Наиболее известными и распространенными среди них есть :

- метеорологические (ожидаемые изменения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления воздуха, количество и длительность осадков, возможность

возникновения тумана, пурги, грозы, бури и др.);



- гидрологические (ожидаемые изменения уровня воды в реках и водоемах, паводков, штормов, цунами, замерзания акватории и ее освобождения от льда и др.);

- геологические (прогноз залежей полезных ископаемых, природных катастрофических явлений в виде землетрясений, селей);

- биологические (урожайность, заболеваемость и другие явления в мире животных и растений, биосфере);

 

 

Обществоведческие прогнозы отличаются тем, что активное действие людей может способствовать осуществлению или разрушению их. Потому при их разработке необходимо соединение поисковых и нормативных прогнозов с учетом возможности эффективного управления

течением событий. Наиболее весомые из них :

- демографические (численность населения и его состав, миграция);

- социально-медицинские (здравоохранение);

- экономические (перспективы экономического развития, определения важнейших результатов и путей их достижения, темпы экономического роста, производительность труда, использования и возобновления производственных фондов, трудовых ресурсов );

- политические (внутренняя и внешняя политика своей и других государств, международные отношения).

 

3. По критерию масштабности объекта прогнозы разделяют на:

 

- макроэкономические ;

- межотраслевые и межрегиональные;

- отраслевые;

- региональные;

- предприятий и организаций

- отдельных производств, процессов, продуктов.

 

 

4. По периоду упреждения (промежуток времени, на которое рассчитан прогноз) различают прогнозы:

 

- дальнесрочные, рассчитанные на 15 лет

- долгосрочные – на 3(5) - 15 лет

- среднесрочные - на 1 – 3(5) годов

- краткосрочные – на месяц – 1 год

- оперативные (текущие) – до 1 месяца.

 

5. По критерию сложности различают прогнозы: сверх простого, простого, сложного, сверхсложного.

6. По критерию количественной оценки результатов различают прогнозы: интервальные и точечные.

Интервальный прогноз представлен результатом в виде доверительного интервала. Точечный - в виде единственного значения характеристики в будущем.

 

ЭТАПЫ ПРОГНОЗНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Этап прогнозирования - часть процесса разработки прогноза, которая характеризуется своими заданиями, методами и результатами.

 

 

НАУчный АНАЛиЗ

 

 

Прогнозное исследование начинается с формулировки задания на прогноз. Задание на прогноз – это документ, который определяет объект прогноза, мету и задачи прогноза. При общем описании объекта собираются сведения об обобщенных показателях, возможных ограничение, оказываются проблемы развития. Определяется точность прогноза, период предупреждения, время выполнения.

 

Дальше складывается координационный план, в котором определяются задание каждому исполнителю, время выполнения, стоимость работ.

После этого проводится научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций; связей этих процессов в конкретных условиях в определенный период.

Научный анализ осуществляется в три этапа: ретроспекция, диагноз, проспекция.

■ Ретроспекция – этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования с целью получения их систематизированного описания. На стадии ретроспекции происходит сбор и обработка информации для проведения практических расчетов.

 

На этом этапе определяется период обоснования прогноза – отрезок времени, на базе которого построен прогноз.

 

■ Прогнозный диагноз - этап прогнозирования, на котором осуществляется анализ объекта прогнозирования с целью выявления тенденций его развития. На стадии диагноза анализ объекта заканчивается не только разработкой прогнозной модели, но и выбором оптимального метода прогнозирования.

Прогнозная модель – модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и (или) путях и сроках их достижения.

■ Проспекция – этап прогнозирования, на котором за результатами диагноза ведется разработка прогноза объекта прогнозирования, проводится оценка точности прогноза (верификация).

 

На стадии проспекции вносятся коррективы в модель объекта.

 

Следующим этапом прогнозного исследования является формирование спектра альтернатив развития объекта.

На этом этапе разрабатываются разные варианты развития событий. Основное задание создать базу для выбора оптимального варианта, который станет основой плана.

 

Принятие решения

Назначение этого этапа – избрать оптимальный вариант развития объекта прогнозирования. Для этого могут использоваться математическое программирование, теория игр, или специально разработаны для решения конкретной задачи методы.

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

 

На данное время существует более 150 разных методов прогнозирования. На практике как основные используются 15-20.

Прежде всего специалисты разделяют все методы на две группы: интуитивные и формализованные. В последнее время их называют также качественными и количественными.

 

Интуитивные методы используются при отсутствии количественной информации.

В тех случаях, когда через значительную сложность объекта прогнозирования невозможно учесть влияние многих факторов, используются интуитивные методы, то есть методы,

основанные на оценках экспертов.

 

Они разделяются на индивидуальные и коллективные. При применении индивидуальных методов прогнозирования специалист определенной области работает независимо от других специалистов.

Индивидуальные экспертные оценки включают:

● метод «интервью», при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом за схемой «вопроса – ответ»

● аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ прогнозируемой ситуации, складываются аналитические докладные записки.

● с помощью сценария устанавливается логическая последовательность событий с целью приведения того, как исходя из существующей ситуации, может шаг за шагом разворачиваться будущее течение событий и изменяться состояние объекта прогнозирования. При этом события специально драматизируются, рассматриваются наихудшие и наилучшие ситуации.

 

Преимущества индивидуальных методов связаны с созданием наиболее благоприятных условий для работы эксперта, использования его знаний и индивидуальных особенностей.

Среди недостатков важнейшим является недостаточное использование научных связей, отсутствие обмена мнениями, обратной связи. При решении сложной проблемы один специалист не в состоянии учесть все факторы,

взаимосвязи и возможны варианты.

 

При коллективных методах прогнозирование будущее определяется путем обмена мнениями группы специалистов.

Основными недостатками считают большую психологическую нагрузку (влияние авторитетов, возможна потребность признать ошибочность своих предыдущих высказываний или покориться большинству даже когда понимаешь,

что это большинство ошибается).

 

В состав коллективных экспертных оценок входят:

● метод коллективной генерации идей («мозговая атака»)

● метод «Дельфи»

Эта группа методов основывается на том, что при коллективном мышлении выше точность результата прогноза и могут возникнуть производительные идеи.

 

В состав формализованных относят методы экстраполяции и причинного моделирования. Они предусматривают выявление тенденций развития на основе данных прошлых периодов и оценку будущего состояния при сохранении существующих тенденций. Чаще всего для выявления тенденций и построения моделей используют статистические методы.

К первой подгруппе принадлежат: методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних, конечных разностей.

 

Во многих случаях используются комбинированные методы прогнозирования, которые совмещают количественные и качественные методы.

 

Обоснованный выбор метода прогнозирования значительно улучшает качество прогноза, поскольку:

• обеспечивает функциональную полноту, достоверность и точность прогноза;

• уменьшает часовые и материальные расходы на прогнозирование;

 

 

На выбор метода прогнозирование влияет:

• сущность практической проблемы, которая подлежит решению;

• динамические характеристики объекта прогнозирования в рыночной среде;

• вид и характер существующей информации, типичное представление об объекте прогнозирования;

• комбинация фаз жизненного, рыночного цикла товара или услуги;

• период предупреждения и его отношения с предусмотренной длительностью рыночного, жизненного цикла, цикла

разработки товара или услуги;

• требования к результатам прогнозирования и другие особенности конкретной проблемы.

 

На практике, при выборе метода прогнозирования, рекомендуется учитывать два наиболее важных факторы – расходы и точность. Лучший прогноз представляет собой оптимальную комбинацию точности и стоимости.

При выборе метода прогнозирования нужно учитывать:

• наличие статистических данных за необходимый период;

• компетентность прогнозиста;

• время, необходимое для сбора и анализа информации.

 

 

 

Рис.2. Классификация методов прогнозирования

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.