Сделай Сам Свою Работу на 5

Предприятие и внешняя рыночная среда





ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПЛАН

1. Организационно-правовые формы современных предприятий

2. Нормативная база создания и функционирования коммерческой организации

3. Предприятие и внешняя рыночная среда

4. Риски в деятельности предприятия

 

Организационно-правовые формы

Современных предприятий

 

Предприятием называется самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в установленном законом порядке, который на основе использования имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

Как правило, предприятие является юридическим лицом. Учрежденное предприятие получает право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным в Уставе этого предприятия. Важнейшей задачейпромышленного предприятия является получение дохода от реализации потребителям производимой продукции (работ, услуг). Цели и задачи предприятия определяются интересами его владельца, размерами капитала, ситуацией внутри организации и во внешней среде бизнеса.



Независимо от формы собственности предприятие работает, как правило, на принципах хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования, самостоятельно заключает договоры и ведет расчеты, как с потребителями продукции, так и с поставщиками необходимых производственных ресурсов.

В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества, предназначенного для обеспечения его деятельности. Имущественный комплекс предприятия включает земельные участки, здания, сооружения, машины, устройства, оборудование, инвентарь, сырье, материалы, полуфабрикаты, продукцию, долги, различные права и др., находящиеся в собственности предприятия, его хозяйственном ведении или оперативном управлении.

С организационной точки зрения предприятие представляет собой обособленную специализированную единицу, первичное звено экономики, основанием которого является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся ресурсов изготовить нужную продукцию соответствующего профиля, сортамента и назначения.



 

Предприятия, специализирующиеся на выпуске однородной продукции, образуют соответствующие отрасли экономики - промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и др. Отраслевая принадлежность предприятия, как правило, определяет его масштаб. Крупные отрасли делятся на отрасли более мелкие, специализированные. В частности, промышленность делится на две большие специализированные отрасли - добывающую и перерабатывающую. В свою очередь, перерабатывающая отрасль подразделяется на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и др. Однако следует иметь в виду, что в силу различных причин специализация конкретного предприятия может не совпадать с основной специализацией отрасли. Так, во многих отраслях, не относящихся к машиностроению (металлургия, добыча угля, сырья), имеются крупные заводы (подразделения) по производству и ремонту машин и оборудования. Наряду с этим в машиностроительной отрасли также могут функционировать химические, металлургические, транспортные предприятия (подразделения).

 

Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством (занятых) работников. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются следующим образом: мелкие–до 50 занятых; средние – от 50 до 500 (иногда – до 300); крупные – свыше 500, в том числе особо крупные – свыше 1000 занятых. Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками –объемом продаж, активами, полученной прибылью и т.п.



Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения обычно крупные и очень крупные предприятия. В легкой, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности действуют в основном средние предприятия; в деревообрабатывающей и швейной промышленности – средние и близкие к мелким предприятия

В современной экономике все труднее четко определять отраслевую принадлежность многих предприятий, поскольку их структура приобретает межотраслевой характер. В связи с этим выделяют узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные предприятия. Узкоспециализированные предприятия ограничивают сортамент продукции массового или крупносерийного производства (производство металлопроката, чугунного и стального литья, выработка и поставка электроэнергии, тепловой энергии и т.п.). Многопрофильные предприятия выпускают продукцию широкого сортамента и назначения (изготовление судов, автомобилей, холодильников, инструментов, компьютеров, това­ров народного потребления и др.). Комбинированные предприятия встречаются в металлургии, химической и текстильной промышленности. На таких предприятиях один вид полуфабрикатов переделывается в другой вид полуфабрикатов, затем в третий и т.д. Продукт каждого из таких переделов может быть реализован на сторону. Например, в черной металлургии выплавленный в доменных печах чугун может быть реализован другим потребителям или переплавлен в конвертерном производстве того же металлургического завода в литые заготовки, которые также могут быть реализованы на сторону или поступают в прокатные переделы того же металлургического завода на дальнейшую переработку.

Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли, предполагает осуществление как непосредственных производительных функций (производство товаров, оказание услуг, выполнение работ), так и посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок, передачей в надлежащем виде от непосредственного производителя потребителю). Поэтому возможно образование как предприятий, которые в той или иной степени специализируются на производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг производственного характера, так и предприятий, которые специализируются на оказании услуг, связанных с продвижением товаров, работ, услуг. При этом под посредниками понимаются юридические или физические лица, представляющие интересы производителя или потребителя и действующие от их имени, но не являющиеся таковыми.

Профессиональная предпринимательская деятельность в сфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. С точки зрения производителя посредничество позволяет повысить эффективность предприятия-производителя, поскольку дает возможность сосредоточить усилия на производстве, передавая посреднику функции обеспечения продвижения товара к потребителю. Участие посредника, как правило, позволяет производителю ускорить оборачиваемость капитала, повысить прибыльность и рентабельность производства.

По участию в различных секторах экономики предприятия подразделяются на четыре основных типа, каждый из которых включает несколько отраслей. Предприятия первичного сектора осуществляют деятельность по получению первичных ресурсов (горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, лесная промышленность). Предприятия вторичного сектора включаются в состав обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, автомобилестроение и др.). Предприятия третичного сектора работают в сфере услуг (банки, страховые компании, образовательные учреждения, торговля, туристические агентства и т.п.). Предприятия четвертичного сектора функционируют в прогрессивной и быстроразвивающейся сфере информационных технологий.

Мировой опыт показывает, что если в первой половине 20 века в экономике доминировали отрасли вторичного сектора, то во второй половине века промышленность начала уступать ведущее место сфере услуг. Начавшийся переход экономически активной части населения из вторичного сектора экономики в третичный сектор назвали дезиндустриализацией. Такой поворот в приоритетах развития был предопределен успешным развитием массового производства, механизацией и автоматизацией технологических процессов, что позволило резко повысить эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и насытить рынок. Насыщению потребительского рынка способствовали также процессы индустриализации в жилищном и промышленном строительстве, сельском хозяйстве, либерализация коммерческой деятельности в развитых странах, в том числе либерализация внешнеэкономических связей.

Во второй половине 20 века произошла глубокая трансформация социальной и общественной жизни, в результате чего сформировались новые ценности и новые потребности. Решающим фактором развития экономики стало стремление людей к потреблению материальных и нематериальных благ. Это и определило, в конечном итоге, доминирование услуг в структуре потребления. В условиях насыщенного рынка возросла роль товаров, изготовленных по индивидуальным заказам. Усиление рыночной конкуренции стимулировало развитие сферы услуг для бизнеса, повысило значение финансовых и коммерческих видов деятельности, составляющих сегодня важнейшее направление третичного сектора экономики.

Указанные изменения в последние десятилетия привели к бурному росту сферы услуг и общему усилению роли третичного сектора в экономики развитых стран. По аналогии с промышленной революцией (индустриализацией) 18-19 веков современный период можно назвать революцией услуг (тертиаризацией). Осмысление этих тенденций в мировой экономической мысли привело к созданию концепции постиндустриального общества. Усиление роли и масштабов сферы услуг является сегодня повсеместным, что подтверждается многочисленными исследованиями и данными статистики. Особенно ярко эти процессы проявляются при изучении изменений в структуре занятости населения.

Выход третичного сектора в современной экономике на доминирующие позиции заставляет уделять ему особое внимание в экономическом анализе эффективности промышленных предприятий, что прямо связано с особенностями внешней среды промышленного бизнеса. Усиление роли деятельности в сфере обслуживания, обусловливающей не только конечный спрос, но и производственные процессы промышленного предприятия, лежит в русле общей тенденции нарастания экономической важности отношений обслуживания. Вместе с тем, дезиндустриализация не означает, что промышленное производство обречено на исчезновение. Дело в том, что современная промышленность интегрирована в сложные организационные схемы, увязывающие аспекты производства и сбыта, финансирования, регионального маркетинга, диверсификации производства и инновационного развития.

Выбор организационно-правовой формы предприятия определяется уровнем и объемом возможных прав и обязательств, профилем и содержанием предпринимательской деятельности. Правовая форма предприятия закрепляется в его уставе. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предприятие имеет статус юридического лица и относится либо к коммерческим, либо к некоммерческим организациям. Предприятие как юридическое лицо вправе создавать обособленные структурные подразделения: представительства, филиалы, отделения.

Различие в деятельности коммерческих и некоммерческих организаций определяется тем, что коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности устанавливают получение прибыли и ее распределение между учредителями, а некоммерческие организацииполучение прибыли в качестве основной цели деятельности не устанавливают, а получаемую прибыль используют для саморазвития, достижения установленных целей организации. Статус коммерческой организации позволяет юридическому лицу (его учредителям) получать доход только на основании самого факта участия в учреждении такой организации.

Предпринимательская деятельность в любой организации осуществляется в рамках определенной организационно-правовой формы предприятия.

Под формой предпринимательской деятельности понимается система организационно-правовых норм, определяющая отношения между лицами внутри организации, между данным предприятием и другими предприятиями и государственными органами.

 

К основным организационно-правовым формам некоммерческих организацийотносятся

§ потребительские кооперативы,

§ религиозные и общественные организации (объединения),

§ благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, образуемые как коммерческими, так и некоммерческими организациями,

§ а также образовательные и иные учреждения.

 

К основным организационно-правовым формам коммерческих организацийотносятся:

§ хозяйственные товарищества,

§ производственные кооперативы,

§ государственные или муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственное товарищество- это коммерческая организация, обладающая на правах собственности обособленным имуществом, с разделенным на доли (вклады) уставным или складоч­ным капиталом. Товарищество представляет собой такую организационно-правовую форму предпринимательской деятельности, в рамках которой и организация производственной деятельности, и формирование уставного капитала осуществляется совместными усилиями двух или более лиц (юридических, физических).

Различают полное товарищество и товарищество на вере.

Полным является товарищество, участники которого (полные товарищи) несут субсидиарную ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Таким образом, по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность.

В товариществе на вере наряду с полными товарищами имеются один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов в уставный (складочный) капитал. Предпринимательская деятельность в товариществе на вере осуществляется полными товарищами. Вкладчики не участвуют в управлении товариществом и несут ответственность по обязательствам товарищества в пределах внесенных ими вкладов (ограниченная ответственность).

 

 

Хозяйственное общество - это коммерческая организация, уставный капитал которой формируется одним или несколькими лицами (юридическими, физическими) путем внесения ими своих долей.

Выделяют четыре формы хозяйственных обществ:

§ общество с ограниченной ответственностью (ООО),

§ общество с дополнительной ответственностью (ОДО),

§ открытое акционерное общество (ОАО) и

§ закрытое акционерное общество (ЗАО).

Учредителями 000 выступают одно или несколько лиц (юридических, физических), которые несут ответственность по обязательствам общества и риск убытков лишь в пределах внесенных ими вкладов. Отличие ОДО от 000 состоит в том, что ответственность по обязательствам ОДО распространяется на имущество учредителей, а не только на их вклады в уставный капитал. Кроме того, при наличии двух и более учредителей ОДО в действие вступает правовое положение об их солидаризированной субсидиарной ответственности по обязательствам общества.

Акционерное общество представляет собой форму предприятия, средства которого образуются за счет объединения капиталов, выпуска и размещения акций. Главное различие между ОДО и акционерным обществом состоит в том, что в первом случае объединяются лица для совместной работы, а во втором случае объединяются капиталы для совместного использования. В обоих случаях ответственность участников ограничена размерами вкладов. Акционерное общество - оптимальная организационно-правовая форма предпринимательской деятельности, принятая большинством современных крупных предприятий.

Акции ЗАО распространяются только среди его учредителей, круг которых определяется заранее. При этом не используется открытая (свободная) подписка на эмитируемые обществом акции, а впоследствии такие акции не обращаются на фондовом рынке, не могут свободно продаваться и покупаться. Число членов ЗАО не может превышать 50, в противном случае общество подлежит трансформации в ОАО через перерегистрацию.

Участники ОАО могут свободно продавать и покупать акции общества без согласия других акционеров. При этом может проводиться открытая подписка на акции, эмитируемые ОАО. Преимуществами ЗАО являются большие возможности сохранения коммерческой тайны и проведения крупных денежных операций. Однако ОАО имеет больше возможностей привлечения средств, накопления капитала.

Формально каждое лицо, приобретающее акции ОАО, становится его совладельцем. Но в действительности мелкие держатели акций не оказывают реального влияния на управленческие решения, принимаемые корпорацией. Реальное влияние могут оказывать лишь владельцы крупных пакетов акций, которые обладают большим количеством голосов на собраниях ОАО - пропорционально количеству имеющихся у них акций. Непосредственное влияние на управленческие решения оказывают владельцы контрольного пакета акций. Формально контрольный пакет должен составлять свыше 50 % всех выпущенных акций, однако на практике возможность контроля управления ОАО дает владение 15-30 % всех акций.

Производственный кооператив (артель) – это коммерческая организация, имеющая статус юридического лица и представляющая собой добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Собственность производственного кооператива (артели) складывается из паев. Здесь пай представляет собой долевую собственность, долю участия лица в имуществе кооператива. Хотя деятельность такого кооператива строится на личном участии его членов в деятельности организации, тем не менее, допускается участие и юридических лиц. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность, не ограниченную размерами паев.

Унитарное предприятие- это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Такую организационно-правовую форму могут иметь только государственные и муниципальные предприятия. Унитарные предприятия наделяются имуществом с правом хозяйственного ведения или с правом оперативного, управления. При этом имущество остается в собственности государства или органа местного самоуправления.

Разновидностью акционерного общества с более сложной организационной структурой выступает холдинговая компания(холдинг). Задачи холдинговой компании включают выполнение контрольных, управленческих, финансово-кредитных и иных функций в отношении к тем компаниям, контрольными пакетами акций которых располагает холдинг. При этом входящие в холдинг компании сохраняют юридическую и оперативно-хозяйственную самостоятельность.

Крупные предприятия (корпорации) имеют больше возможностей добиться предпринимательского успеха, поскольку имеют ряд преимуществ по сравнению с мелкими предприятиями. Прежде всего, это относится к применению новейшей высокопроизводительной техники и технологии, имеющих высокую стоимость. Их применение позволяет экономить на затратах, повышать качество производимой продукции, добиваться конкурентного преимущества за счет расширения рынка сбыта продукции. Напротив, мелкие предприятия имеют относительно небольшие объемы производства и пониженную, в связи с этим, рентабельность аналогичной продукции. Кроме того, крупные предприятия за счет большой концентрации капитала имеют возможность осуществлять масштабные маркетинговые исследования, что уменьшает рисковые потери. Внутренняя специализация и кооперирование производства позволяет крупным предприятиям повышать общий уровень квалификации персонала, увеличивать загрузку оборудования, снижать удельные затраты.

Концентрация финансовых, материальных и трудовых ре­сурсов позволяет корпорациям осуществлять внутрифирменную диверсификацию, переводя капиталы из одной отрасли в другую, имеющую в создавшихся условиях больший уровень доходности на капитал. Такая стратегия дает существенную возможность удерживаться на плаву даже в самые неблагоприятные периоды развития экономики.

 

Под влиянием изменений, происходящих в мировой и отечественной экономике, появляются новые формы интеграции организаций, которые повышают их конкурентоспособность и способствуют развитию экономики страны. Прежде всего, это финансово-промышленные группы и предпринимательские союзы.

Финансово-промышленные группы (ФПГ)объединяют в своем составе промышленные предприятия, исследовательские организации, коммерческие фирмы, банки, инвестиционные и страховые компании. Целями такой интеграции предприятий самых разных отраслей и секторов экономики в ФПГ являются следующие:

- концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;

- ускорение научно-технического прогресса;

- повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей;

- координация прогрессивных структурных изменений в промышленности страны;

- формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики, развитие цивилизованной конкурентной среды.

Организационно-правовой формой российской ФПГ является открытое акционерное общество.

Предпринимательские союзыобразуются на базе добровольных кооперационных соглашений, объединяющих компании разных размеров и форм собственности. Это достаточно гибкие структуры, позволяющие входящим в них организациям координировать свои действия, привлекать новых партнеров, не исключающие конкуренции между ними. Особенно заметные выгоды дают предпринимательские союзы предприятий, объединенных в кластеры на определенных территориях, если органы власти и управления данных территорий предоставляют им те или иные конкурентные преимущества (необходимую инфраструктуру, средства связи и телекоммуникации, обустроенные производственные площади, преференции и др.). Как правило, для этого используются крупные промышленные зоны, расположенные в городах или районах, имеющих свободные мощности в связи с реструктуризацией российской экономики. В условиях кластера (cluster - скопление, концентрация, куст) может быть сосредоточена критическая масса профессионализма, инфраструктурного обеспечения и информационных взаимосвязей между компаниями определенных сфер деятельности, например, производство бытовых товаров, отрасли здравоохранения и т.п. Как показывает зарубежный опыт, при формировании кластера все предприятия в нем начинают оказывать друг другу взаимную поддержку, усиливается свободный обмен информацией, ускоряется распространение новых идей и новых продуктов по каналам поставщиков и потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами.

Одной из новейших организационных форм является виртуальная корпорация,представляющая собой временную сеть независимых компаний поставщиков, заказчиков, конкурентов, объединяемых современными информационными системами, для взаимного использования ресурсов, снижения издержек и расширения рыночных возможностей.

Необходимость образования новых форм предприниматель­ской деятельности в современных условиях вызвана потребностями формирования таких партнерских связей между несколькими предприятиями, которые давали бы возможность каждому их них получать достаточный уровень прибыли путем обмена результатами деятельности в товарной или денежной форме (покупка, поставка продукции, работ, услуг). Вся совокупность партнерских связей в предпринимательской деятельности охватывает четыре основных сферы - производственную сферу, товарообменные связи, торговлю и финансовую сферу.

 

Сотрудничество в производственной сфере, как правило, не преследует мгновенной коммерческой выгоды. Здесь превалирует желание партнеров скоординировать свои экономические интересы, реализация которых в условиях кооперации может сулить коммерческую выгоду. Такие отношения могут строиться только на долговременной основе. Из многообразия форм такого сотрудничества можно выделить совместное предпринимательство, производственную кооперацию, франчайзинг, лицензирование, концессия, подрядное производство, управление по контракту, толлинг, лизинг и другие.

Совместное предпринимательствопредполагает организацию совместного или смешанного предприятия. Совместное предприятие образует уставный фонд путем внесения паевых взносов двумя и более учредителями, один из которых является иностранным физическим (чаще юридическим) лицом. Смешанное предприятие формирует уставный фонд двумя и более юридическими лицами одной страны.

Особенным в плане образования совместного предприятия является подписание партнерами протокола о намерениях, фиксирующего направления и содержание будущего сотрудничества, но не имеющего правовой силы и лишь свидетельствующего о желании сторон продолжить контакты в будущем.

Производственной кооперацией называется такая форма сотрудничества, в которой каждый из партнеров выполняет свою долю работ в рамках единого производственного процесса. Получаемый от реализации произведенного товара доход делится между партнерами в точном соответствии с долей каждого партнера в общем объеме работ. Такая система партнерских связей, как правило, отличается высокой эффективностью, обусловленной совпадением экономических интересов партнеров.

Франчайзинг(franchise - льгота) сегодня представляется весьма широко распространенной в мире формой партнерских связей и делового сотрудничества. Это многолетнее соглашение между двумя фирмами, предполагающее передачу одной фирмой (франчайзер) другой фирме (франчайзи или оператору) своего права на использование в пределах оговоренного рынка определенного товарного знака, технологии, ноу-хау. Содержание франчайзинга сводится к тому, что крупная, достаточно известная потребителю компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием (обычно создаваемым именно для этой цели) о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказание услуг под торговой маркой компании-франчайзера на определенном рынке. При этом оператор (франчайзи) осуществляет свою деятельность под вывеской франчайзера, пользуется его торговой маркой. Такая форма сотрудничества особенно эффективна для вновь создаваемых предприятий, потребитель продукции которых хорошо знаком с торговой маркой, товаром или услугой франчайзера.

Сотрудничество в форме лицензирования предполагает заключение договора на передачу одним лицом (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) право использовать имя, продукцию, технологию или услуги лицензиара в границах строго определенного рынка. Передача прав в такой форме облегчает лицензиару выход на новый рынок, а лицензиату не приходится начинать с нуля, так как он получает нужную ему технологию или имидж, связанные с лицензируемыми товарами или услугами, обеспечивая себе стабильные доходы.

Концессия представляет собой договорную форму взаимоотношений предприятия с государственным или муниципальным органом об аренде хозяйственных объектов, находящихся в собственности государства или муниципалитета. Объектами таких договоров могут быть месторождения полезных ископаемых, лесные массивы, озера, заводы, фабрики и т.п. Предмет договора концессии - эксплуатация соответствующего объекта на условиях, содержащихся в соглашении. По существу, концессия - это форма долгосрочной аренды для интенсивного освоения природных ресурсов, хозяйственных объектов с помощью иностранного капитала. Концессия позволяет государству или муниципалитету рассчитывать на значительную долю прибыли и получение в будущем технологии производства и управления, привнесенных концессионером. Таким образом, концессионер выступает в качестве предпринимателя-арендатора на долгосрочной основе.

Подрядное производство представляет собой форму отно­шений одного предприятия с другим, в которой одна сторона (подрядчик) обязуется на свой рис выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика). Заказчик обязуется уплатить вознаграждение за выполненные задания, причем оплате подлежит только готовый результат труда, сданный заказчику.

Управление по контракту как форма партнерских отношений сводится к тому, что одно из предприятий передает другому ноу-хау в области управления, а второе предприятие обеспечивает необходимый капитал. Главным здесь является предоставление управленческих услуг, а не предоставление капитала.

Толлинг представляет собой договоренность, достигаемую партнерами в отношении обработки или переработки давальческого сырья. При этом предприятие-заказчик поручает предприятию-исполнителю осуществить обработку или переработку сырья, являющегося собственностью заказчика и временного переданного исполнителю. Исполнитель по договору толлинга получает соответствующее вознаграждение за проведенные работы. Такая форма партнерских отношений часто используется в кооперации в производстве алюминия.

Лизинг (leasing) представляет собой особый вид долгосрочной аренды в случаях, когда объектом аренды выступает оборудование.

 

Партнерские связи в сфере товарообмена нацелены на достижение баланса во взаимных поставках товаров, с использованием ответных товарных поставок при закупке товаров. Здесь в основе взаимоотношений партнеров лежит движение конкретных товаров с переходом прав собственности на них от одного партнера к другому, однако исключается денежная форма расчетов. Расчеты осуществляются в товарной форме (товар за товар). Такие связи часто называют встречной торговлей, к разновидностям которой относятся бартер (бартерные сделки), встречные поставки, коммерческая триангуляция.

Под бартером (barter - обменивать) понимается товарообменная сделка, в которой оговариваются виды обмениваемых товаров, пропорции обмена, сроки взаимных поставок. Если бартерная операция проводится при условии, когда определены вид; условия и сроки поставок одной стороны, но не решены условия поставки товара другой стороной, и такое решение предполагается принять позднее с оформлением специального приложения к договору, то такие сделки называют встречными поставками. Если в осуществлении бартерной операции принимает участие на две, а три стороны и более, то такая форма партнерских связей называется коммерческой триангуляцией.

Сделки в сфере торговли подразделяются на обычные сделки (с немедленной сдачей товара и последующими расчетами), форвардные или срочные сделки (как правило, на срок от 6 до 14 месяцев), сделки спот в биржевой торговле, сделки по экспорту или импорту товара, сделки по реэкспорту (товар приобретается за рубежом и перепродается в третьей стране), сделки по установлению прямых производственных связей (основываются на непосредственном сотрудничестве между предприятиями).

 

2. Нормативная база создания и функционирования коммерческой организации

 

Правовое обеспечение создания и функционирования коммерческой организации является основой ее взаимодействия с государством, юридическими и физическими лицами. Совокупность нормативной базы может быть представлена в виде двух блоков, а именно внешними и внутренними нормативными документами (рис.3).

Правовые отношения в Российской Федерации определяются системой действующего законодательства, в которой одно из важнейших мест занимает Гражданский Кодекс РФ. Гражданский Кодекс определяет правовые нормы коммерческих организаций во взаимоотношениях с другими субъектами рыночной экономики, систематизирует права, обязанности и ответственность юридических лиц.

 

       
   
 

 


Рис.3.Документы, регламентирующие деятельность коммерческой организации

 

Налоговый Кодекс РФ является нормативным актом, регулирующим отношения между коммерческой организацией и государством по исполнению обязанностей налогоплательщика.

Закон «О бухгалтерском учете» определяет законодательное требование к постановке экономической работы в коммерческой организации.

Стандарты бухгалтерского учета (в настоящее время – 20 стандартов), сформулированные в Положениях по бухгалтерскому учету, определяют основные требования к постановке бухгалтерского учета по отдельным направлениям хозяйственной деятельности.

К внутренним нормативным документам относят Учредительные документы юридического лица, Учетную политику организации, коллективный договор и др.

Юридическое лицо действует на основании Устава либо на основании Учредитель­ного договора и Устава, либо только Учредительного договора. Эти документы являются учредительными документами организации.

Устав - это зарегистрированный и утвержденный в установленном за­коном порядке документ, свод положений, правил деятельности юридического лица, определяющий его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами и государственными органами, а также права и обязан­ности юридического лица. Нормы, заложенные в Уставе, не должны противоречить действующему законодательству.

В уставе предприятия отражаются полное и краткое наименование данного юридического лица, место его нахождения, размер уставного капи­тала и порядок его формирования, порядок управления деятельностью и прочее.

Устав опечатывается и регистрируется в государственных органах. Изменения в уставе допускаются только при регистрации их в этих органах.

Устав - это основной регламентирующий документ деятельности коммерческой организации. Он должен быть тщательно продуман учредителями с тем, чтобы во время осуществления организацией ее непосредственной деятельности все воз­никающие вопросы могли быть разрешены.

Кроме Устава существует учредительный договор, который оговаривает отношения между учредителями и свидетельствует об их намерении создать коммерческую организацию. В нем отражаются имущественные моменты, а также распределение обязанностей и ответственности между учредителями.

Учетная политика организации призвана обеспечить нормативное регулирование ведения бухгалтерского учета в коммерческой организации с учетом особенностей ее функционирования. Учетная политика определяет и важнейшие экономические принципы работы организации. В настоящее время, в связи с принятием второй части Налогового Кодекса РФ, учетную политику организации рекомендуется формировать в двух частях: учетная политика и налоговая политика. При этом учетная политика должна регламентировать организацию бухгалтерского учета, а налоговая политика – налогового учета. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль организации.

Коллективный договор заключается между коллективом данной организации (персоналом) и администрацией с целью формирования норм взаимоотношений между работодателем и наемным работником. Коллективный договор определяет, в том числе, формы и системы оплаты труда, формы поощрений за высокие показатели труда и наказаний за несоблюдение трудовой дисциплины.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.