Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности возникновения Древнерусского государства.





Во-первых, фактические данные об этом процессе достаточно противоречивы. Существуют две теории происхождения Древнерусского государства, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы. Это т. н. норманнская и антинорманнская теории (на самостоятельное изучение).

Во-вторых, российское государство миновало период рабовладельческого строя, что является существенной особенностью. Объясняется это следующими факторами: высоким уровнем развития производительных сил (орудий труда) у восточных славян, что позволяло достигать больших результатов при меньших затратах человеческих сил; климатические условия, которые делали невыгодным содержание рабов; более позднее, по сравнению с другими народами, разложение родового строя (задержка во многом обусловлена последствиями ледникового периода); наличие верви - крестьянской общины, сплоченной очень тесными внутренними связями, которая вытесняла рабский труд.

Признаки государства, отличающие его от общественной власти родовой организации общества

Все признаки государства можно разделить на две группы:

- признаки, отличающие государство от догосударственной организации общества;



- признаки, отличающие государство от иных властных структур.

К признакам, отличающим государство от родовой организации общества, относят:

1. Территориальный принцип.

2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения.

3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.

4. Монопольное право государства на правотворчество.

Обобщив все признаки государства, можно сформулировать его определение. Государство - это организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, и веления которой обязательны для населения всей страны.

Тема 5. Понятие и признаки государственной власти. Отличие государственной власти от власти в первобытном обществе.

Понятие власти.

Власть - это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной об­щности, заключающееся в отношении подчинения воли отдель­ных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.



Такое определение характеризует любую общественную власть - классовую и неклассовую, государственную и негосударственную.

2. Виды власти:

- власть рода, племени, об­щины; политическую (государственную);

- экономическая;

- раз­личных общественных объединений;

- родительская;

- церковная.

Власть присуща любой организованной, более или менее устой­чивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и бесклассового общества, как для общества в целом, так и различных составных его образований.

Политическая (государственная) властьпредставляет собой особую разновидность общественной власти, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.

Политическая власть - это реальная способность государственных, общественных организаций, отдельных лиц, обладающих властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в законах и иных политических решениях. (Термин «политика»в пер. с греч. - государственный, искусство управления, участие в делах государства).

Государственная власть является разновидностью политической власти. Помимо государственной, к политической власти относят партийную власть, власть профсоюзных организаций, иных общественных образований политического характера.

Политическая, или государст­венная, власть -это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государст­вом, или делегирована или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.



Государственная власть отличается от иных видов политической власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):

- монополия на издание общеобязательных велений;

- монополия на применения государственного принуждения.

3. Признаки государственной власти.

1). Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.

2). Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.

3). Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

4). Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.

5). Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).

6). Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет.

7). Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.

8). В основе государственной власти современных государств лежит принцип разделения властей.

       
 
 
   

 


 

Схема 6. Роль государства в политической системе общества

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.