Сделай Сам Свою Работу на 5

Контейнерооборот портов Азово-Черноморского бассейна РФ в 2014 году.





По итогам 2014 года оборот контейнеров в Азово-Черноморском бассейне составил 747,9 тыс. TEU. В том числе экспорт - 377 тыс. TEU, импорт - 368,4 тыс. TEU, транзит - 0,25 тыс. TEU, каботаж - 2,2 тыс. Перевалка контейнеров в 2014 году:

- порт Новороссийск – 721,2 тыс. TEU;

- порт Таганрог – 6,1 тыс. TEU;

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 38
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

- порт Ростов-на-Дону – 5,7 тыс. TEU;

- порт Азов –13,7 тыс. TEU.

Контейнерооборот порта Севастополь составил порядка 5 тыс. TEU.

2. Топографические условия: характер контура и особенности рельефа берега. Под гидрографическими условиями понимается рельеф дна моря в районе порта. К метеорологическим условиям относят явления, происходящие в атмосфере - ветры, туманы, осадки и температура воздуха.

 

3. При описании портов необходимо рассмотреть:

1. Географическое положение: указать ширину и долготу; на побережье какого моря, океана или реки расположен порт. Продолжительность эксплуатации.

2. Какие транспортные пути сходятся в данном транспортном узле.



3. Топографические, гидрографические, метеорологические и гидрологические условия.

4. Классификацию порта.

5. Род деятельности и специализацию, а также, какие грузы перерабатываются в данном порту, его грузооборот.

6. Площадь территории и акватории порта, протяженность ж/д путей.

7. Специализацию причалов, протяженность причального фронта, глубины у причалов.

8. Общую площадь и специализацию складов.

9. Перегрузочное оборудование.

10. Навигационное обеспечение (основные маяки и створные знаки).

10. Услуги, оказываемые в порту.

 

Описание порта Новороссийск

1. Координаты порта: 44043’ с.ш., 37047’ в.д.

Порт Новороссийск расположен в северо-восточной части Черного моря, в Цемесской бухте в 60 милях юго-восточнее Керченского пролива. Порт открыт для навигации круглый год.

2. В Новороссийском транспортном узле сходятся морской, железнодорожный, автомобильный и трубопроводный пути.

3. В районе порта берега скалистые, обрывистые, приглубые. Преобладают: северо-восточный ветер «бора» силой ветра до ураганного, южный – силой ветра до 20-25 м/с и юго-западный – до 10-15 м/с. В осеннее-зимний период средние температуры от -5 до 10оС, в весеннее-летний – от 15-35оС. Осаки – дождь, зимой редко снег. Заходить в порт во время «боры» невозможно, по этой причине всем судам рекомендуется покидать порт на время «боры».



Перепады уровня воды в Новороссийской бухте зависят от ветра и находятся в пределах 0-6 м. Временными наблюдаются перепады уровня воды из-за перепадов атмосферного давления, они незначительны. Течение северо-западного направления создает восточно-черноморский циклический круговорот.

По отношению к уровню воды порт открытый.

4. Новороссийск является морским международным транзитным, торговым портом, относится к внекатегорийным, с максимальной полнотой услуг.

 

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 39
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

5. Порт состоит из сухогрузного порта и нефтегавани. Общий грузооборот порта 158,9 млн. тонн. Из них наливные - 131,1 млн. тонн, сухие – 27,8 млн. т. Порт специализируется на таких грузах как нефть, нефтепродукты, контейнерные грузы, навалочные, в том числе – зерно, руда, минеральные удобрения, сахар-сырец, металлолом и др., генеральные, в том числе: в ящиках, кипах, тюках, металлы в слябах, рулонах, пакетах, катно-бочковые, лесные и др.

6. Площадь территории порта – 95,9 га, акватории – 345,2 кв.км. Протяженность ж/д путей - 22409 м.

7. В порту 43 причала общей протяженностью 13580,2 м. Глубины у причалов от 4,5 до 24 м.



Специализация причалов:

На нефтерайоне с 1 по 3 причалы грузится сырая нефть, 4 – вспомогательный, с 5-8 – нефтепродукты. На Восточном районе порта причалы № 1-6, грузы цитрусовые, навалочные, цемент, зерно, металлолом, химические. На Центральном районе причалы №7-13, грузы – глинозем, металлы, сахар-сырец, генеральные. На Западном районе причалы №14-27 грузы: зерно, металлы, контейнерные, наливные. В «Новорослесэкспорте» причалы №28-32 грузы: лесные, контейнеры, генеральные, цвет.мет., скоропортящиеся. В НСРЗ – металлолом, металл, генеральные. В НУТЭП причалы № 39-39б грузы контейнеры и суда Ро-Ро. В Портхолдинг причалы 40-41 зерно.

8. Площадь открытых складов – 18,88 га, крытых – 6,22 га. Специализация складов по причалам.

9. Перегрузочное оборуование: Мобильные краны – 14 единиц грузоподъемностью от 45 до 103,1 т, портальные краны – 60 единиц грузоподъемностью от 5 до 63 т.

10. Основные маяки: Западного и Восточного мола, Дообский маяк, Суджукский. Пенайский створный знак.

Лоцманская проводка обязательна. Перемещение судов по внутреннему рейду допускается только в присутствии лоцмана.

Постановка судов на якорь невозможна при северо-восточном ветре. Капитан судна должен держать судовую установку в постоянной готовности или перевести судно на рейд в Южную Озереевку. Доступная глубина на внешнем рейде достигает 27 м. Суда должны поддерживать постоянный контакт с портом по радио.

На заход судна в порт ночью ограничений нет. Швартовка или отшвартовка судов не может производиться в период ветров. Допустимая длина судов, заходящих в порт, лежит в пределах 250 м, осадка 17 м для нефтеналивных судов и 16,5 м для сухогрузных судов.

Лекция № 11.

ТЕМА: Естественный режим морских путей.

2 часа

 

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Гидрологические условия.

2. Средства навигационного оборудования.

3. Описание трассы

Краткое содержание лекционного материала

1. Характеристика условий плавания в Мировом океане сводится к рассмотрению физико-географических процессов, протекающих в воздушной и водной средах, и степени их воздействия на работу судов и портов.

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 40
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

При изучении этих процессов необходимо помнить, что все элементы, характеризующие их, взаимосвязаны и взаимообусловлены, находятся в непрерывном развитии и изменении, а воздействие географической среды на суда и порты характеризуется не отдельными своими элементами, а сложным комплексом этих элементов.

Особенности внешних условий эксплуатации судна значительно влияют на результаты его работы, поэтому их конкретному и четкому освещению должно быть уделено достаточно внимания.

Гидрологические и гидрографические элементы характеризуют природные явления и процессы, протекающие в водной среде. К ним относятся: рельеф дна, географическое распределение глубин, изменение уровня моря, ледовый режим, течения, волнения, состав и соленость морской воды.

Под гидрологическими условиями следует понимать весь комплекс явлений, связанных с изменениями и движениями, происходящими в водной среде – приливы и отливы, половодье, паводки, волнение, нагон.

2. В открытых водах морей и океанов обращают внимание на обеспеченность путей радионавигационными средствами, а также на размещение гидрометеоцентров и степень обслуживания судов прогнозами погоды и волнения.

Навигационные средства используются для ограждения сторон фарватера, для ограждения опасностей. По расположению знаки делятся на береговые (береговые маяки и створные знаки) и плавучие (плавучие маяки, буи, вехи, бакены). Плавучие знаки могут быть предостерегательные и указательные. Левосторонние знаки имеют красный цвет, красный проблесковый огонь. Правосторонние – черный или зеленый цвет, белый проблесковый огонь.

 

3. Исходя из определенного перехода судна, для описания трассы следует рассмотреть следующие вопросы:

1. Страна нахождения порта.

2. Общая характеристика трассы, где будет эксплуатироваться судно: океаны, моря, заливы, бухты, проливы и каналы.

3. Расстояние между портами.

4. Гидрографическое описание:

- географическое расположение;

- общая площадь моря;

- наличие островов, банок, отмелей на трассе перехода;

- особые физико-географические явления, которые следует учитывать при плавании в море: сейсмическая и вулканическая деятельность и миражи.

5. Гидрологическое описание:

- глубина наибольшая и средняя;

- приливы и отливы;

- скорость, направление и постоянство течений;

- средние температуры воды в осенне-зимний и весенне-летний периоды;

4. Важнейшие навигационные условия на трассе (на всех участках перехода: морях проливах и т.д.):

- господствующие ветры;

- ледовый режим: границы распространения льда, его толщина.

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 41
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

- продолжительность навигационного периода;

- средние температуры воздуха на трассе, в осенне-зимний и весенне-летний периоды;

- влажность воздуха, туманы и осадки;

- наличие районов боевой подготовки.

Температурный режим на трассе, определяет требования к системам кондиционирования, отопления, воздухоосущения на судне для грузов, требующих определенных условий перевозки: скоропортящиеся, опасные, легковоспламеняющиеся, требующие подогрева и т.д.

Обзор и анализ полученных данных о навигационных условиях позволяет определить такие требования к классу судна, как ограничения по району плавания, наличие ледового класса, ограничения по осадке и многое другое.

Пример описания трассы судна, следующего из порта Новороссийск в порт Генуя: Черное море (Цемесская бухта) – пролив Босфор – Мраморное море – пролив Дарданеллы – Эгейское море – Средиземное море – Тирренское море – Генуэзский залив.

Пример описания моря. Черное море.

Общие сведения.Черное море представляет собой вытянутый с запада на восток глубокий водоем. Наибольшая длина моря по параллели 42°29¢ сев. шир. между вершиной Бургасского залива и точкой, расположенной несколько севернее устья реки Ингури на восточном берегу, 620 миль. Наибольшая ширина моря по меридиану 31°12' вост. долг. 332 мили, а наименьшая ширина его по меридиану южной оконечности Крымского полуострова (мыса Сарыч) 144 мили. Площадь Черного моря 413488 км2. Общая длина береговой черты 2155 миль.

Берега Черного моря отличаются большим разнообразием. Здесь имеются и высокие, исключительные по красоте горы, и обширные низменности, и однообразные, слегка всхолмленные равнины. Наряду с участками, покрытыми богатой субтропической растительностью, можно встретить участки, совершенно лишенные какого бы то ни было растительного покрова.

К западу от Пролива Босфор берег сравнительно невысокий; он имеет красноватый цвет в местах, где образован песчаными осыпями, и более темный цвет в местах, покрытых растительностью. Мысы, высту­пающие в море на этом участке, обрывисты.

Черноморский берег Болгарии образован восточными отрогами Балкан. К северу от мыса Калиакра этот скалистый берег постепенно понижается. Для рельефа Болгарии вообще характерно общее понижение с запада на восток и широтное направление главных хребтов и равнин. Болгария пересечена густой сетью рек, многие из них отличаются небольшой протяженностью и имеют горный характер. Летом и осенью реки сильно мелеют, а некоторые почти полностью пересыхают и, за исключением реки Дунай, совершенно не используются для судоходства. Реки черноморского берега Болгарии не образуют дельт. Многие из них впадают в соленые лиманы, соединенные с морем узкими протоками. Самой крупной рекой Болгарии, впадающей в Черное море, является река Камчия длиной 244 км. Озер в Болгарии мало, и они большей частью имеют незначительные размеры.

Проливы и острова. Черное море соединяется с Азовским морем мелководным Керченским проливом, через который прорыт канал для больших судов. Проливом Босфор Черное море соединяется с Мраморным морем.

В Черном море нет крупных островов. Самым значительным по величине является остров Змеиный, расположенный против дельты реки Дунай в 19 милях от берега. У входа в Березанский лиман лежит остров Березань, а у южного берега моря в 50 милях восточнее пролива Босфор находится островок Кефкен. Эти острова по своим размерам меньше острова Змеиный.

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 42
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

Несколько островков лежит в Бургасском заливе. Кроме того, вблизи берегов, особенно у южного берега Крымского полуострова, имеется несколько крупных надводных камней и скал, которые здесь также часто называют островками.

Средства навигационного оборудования, установленные на берегах Черного моря, вполне обеспечивают безопасное плавание у берегов и подход к портам и якорным местам.

При основных маяках Черного моря имеются радиомаяки и звукосигнальные установки, обеспечивающие плавание вдали от берегов и в плохую видимость.

Светящие и несветящие буи и вехи ограждают опасности, расположенные вблизи вероятных путей следования судов, оси фарватеров, ведущих к портам, а также бровки каналов.

В зимнее время на замерзающих участках моря вдоль советского побережья буи и вехи заменяются зимними СНО (сигарообразными буями, рейс-вехами) или снимаются.

Следует иметь в виду, что средства навигационного оборудования, установленные на берегах Турции, часто вообще не действуют или действуют с нарушениями режима работы. Поэтому при плавании вдоль турецкого берега, особенно ночью, надлежит быть осторожным.

Метеорологическая характеристика. Гидрометеорологические условия для плавания судов в Черном море в целом благоприятны.

Затруднения могут быть при осадках, которые в северной части района наиболее вероятны в холодное время года, а в южной—в теплое время. При осадках значительно уменьшается дальность горизонтальной видимости. Ухудшение видимости за счет туманов бывает главным образом весной.

Осложнения из-за штормов чаще возникают в зимний период. Летом и в начале осени в данном районе возможны смерчи.

Лед обычно бывает на северо-западе моря, а в более южных районах он возможен лишь на отдельных участках в суровые и очень суровые зимы.

Описываемый район расположен в двух климатических зонах: в умеренной (севернее параллели 42°- 44° сев. шир.) и в субтропической (южнее параллели 42° - 44°сев. шир.).

Для климата умеренной зоны характерны относительно мягкая влажная зима и жаркое сухое лето. Климат субтропической зоны отличается теплой влажной зимой и жарким сухим летом, но на восточном побе­режье моря в пределах этой зоны и в восточной части южного берега осадков выпадает много в течение всего года.

Особые метеорологические явления. Грозы. Грозовая деятельность над большей частью района наиболее развита с апреля-мая по сентябрь, когда в среднем бывает от 1 до 8 дней с грозами в месяц. С октября по март грозы редки.

Град наиболее вероятен с апреля по июнь. Число дней с ним невелико: в среднем не превышает 1—2 в год.

Гололед возможен в холодное время года, но среднее число дней с ним составляет не более 1 в месяц.

Метели бывают только в северной части района с декабря - января по март. Среднее число дней с ними изменяется от 1 до 3 в месяц.

Смерчи возможны на море летом и в начале осени; они обладают огромной разрушительной силой и сопровождаются дождями и грозами.

 

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 43
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

Лекция № 12.

ТЕМА: Водные пути и каналы.

2 часа

 

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

 

1. Основные элементы и характеристики каналов.

2. Классификация каналов.

3. Требования к трассе канала.

4. Заносимость и борьба с заносимостью каналов.

5. Навигационная обстановка на судоходных путях и каналах.

 

Краткое содержание лекционного материала

 

1. Основными элементами и характеристиками судоходного канала являются: 1) прорезь- искусственным образом проложенная в грунте водного пути выемка размерами, достаточными для пропуска расчетного судна, ограниченная дном и бровками канала; 2) глубина канала, различают навигационную глубину канала - минимально необходимая глубина для безопасного плавания; проектную (полную) глубину канала; рабочую глубину канала - с учетом некоторого переуглубления по сравнению с проектной глубиной для перекрытия технологических неровностей поверхности дна образующихся после работы дноуглубительного снаряда; проходную (фактическую) глубину – наименьшая глубина, обнаруженная промером; 3) ширина канала; 4) трасса канала; 5) откосы канала.

 

2. Судоходные каналы классифицируются:

1) по назначению- подходные и соединительные;

2) по навигационным признакам – с круглогодичной навигацией, замерзающие, одностороннего и двустороннего движения;

3) по профилю прорези каналы могут быть полного профиля, когда боковые откосы выходят до уровня воды или выше его, неполного профиля, когда они прорыты в отмелях и его откосы скрыты под водой;

4) по регулируемости уровня воды каналы делятся на шлюзованные, отделенные от моря водоподпорными сооружениями со шлюзами, могущими регулировать уровень воды и глубину канала и открытые, постоянно сообщающиеся с морем;

5) по интенсивности судоходства;

6)по режиму пропуска судов каналы могут быть одностороннего движения, когда размеры канала не позволяют осуществлять одновременное движение судов в противоположных направлениях, двустороннего движения, когда его размеры позволяют встречное движение, и с разъездными бассейнами, когда каналы одностороннего движения имеют на трассе уширенные участки и допускают в этих местах встречное движение.

 

3. Требования к трассе канала.

1. Навигационные требования направлены на максимальное удобство и безопасность плавания судов по каналу. Трасса должна быть прямолинейной и близкой к направлению господствующих по частоте ветров, волнения и течений.

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 44
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

Если по местным условиям полной прямолинейности добиться невозможно, то количество поворотов и их углы должны быть минимальными, радиусы закругления — максимальными (не менее пяти длин судна).

2. Экономические требования сводятся к минимальным капитальным затратам на возведение канала, дноуглубительные работы и эксплуатационным расходам (ремонтное черпание для поддержания судоходных глубин). С этой целью трассу выбирают с возможно минимальными объемами выемки; с наиболее удобным и дешевым способом транспортирования и отвала извлеченного грунта; с минимальными расстояниями к свалкам грунта.

3. Компоновочные требования направлены на обеспечение возможности наилучшей компоновки оградительных сооружений и акватории порта с учетом дальнейшего развития транспортного узла.

4. Дополнительные требования, которые связаны со специфическими особенностями трассирования канала.

 

4. Заносимость и борьба с заносимостью каналов.

Перемещение наносов в открытом море происходит под действием гидрометеорологических, геолого-геоморфологических (состав пород и строение морского дна) и других факторов.

Заносимостъ различают внутреннюю, происходящую под действием волнения и течений, размывающего действия винтов и судовых волн от проходящих судов, потери грунта в процессе работы земснаряда и других внутренних причин, и внешнюю, проявляющуюся в результате осаждения частиц наносов в прорезь.

Мерами борьбы с заносимостью являются: переуглубление прорези; создание параллельных прорезей; устройство боковых «карманов», улавливающих поток наносов; возведение наносоограждающих (защитных) дамб.

 

5. Фарватеры и каналы по ширине делятся на две категории: на фарватерах первой категории обход судна не возможен, второй категории возможен. Стороны канала считаются по направлению от моря к берегу, а на реках в сторону течения.

Навигационные условия районов плавания характеризуются степенью гидрографической изученности и оснащением побережья навигационным оборудованием в соответствии с требованиями безопасности мореплавания в данном районе. Предметом рассмотрения навигационных условий являются проливы, каналы, фарватеры, узкости, шлюзы и т.п.

Кроме перечисленных признаков, каналы могут различаться по пропускной способности, грузообороту и судообороту, по размерам поперечного сечения (максимально допустимой осадке пропускаемых судов), высотам надводных пересечений (максимально допустимой высоте надводного габарита судов), характеру грунтов, составляющих его ложе (глинистое, суглинистое, песчаное, супесчаное, илистое, скальное, каменистое и т.д.).

К основным данным каналов, проливов и т.п. относятся:

- длина;

- ширина и глубина;

- суточная пропускная способность в обоих направлениях;

- допустимые скорости движения.

 

 

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 45
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

Характеристики каналов, проливов и т.п. в значительной степени влияют на ходовое время судна. При расчете ходового времени судна из одного порта в другой обязательно учитывают длину канала и скорость судна в данном канале.

Расчет ходового времени судна с учетом прохождения проливов и каналов рассчитывается по следующей формуле:

,

где Lгр – дальность плавания судна в рейсе с грузом, мили;

Lб – дальность плавания судна без груза, т.е. в балласте, мили;

Lогр – протяженность участков пути, требующих ограничений в скорости, мили;

Vгр – техническая скорость судна в грузу, узлы;

Vб – техническая скорость судна в балласте, узлы;

Vогр – скорость судна при прохождении участков с ограничением скорости, мили/сут.

Величины Lгр и Lб определяются по таблицам морских расстояний. Значения Lорг берут из соответствующих лоций или правил плавания. Техническая скорость (Vгр и Vб) берется из паспорта судна.

Основные проливы, в которых суда движутся с ограничением скорости:

1. Пролив Босфор: длина пролива – 16 миль, скорость 10 узлов.

2. Пролив Дарданеллы: длина пролива – 65 миль, скорость 10 узлов.

3. Суэцкий канал: длина канала – 87 миль, скорость 8 узлов.

4. Кильский канал: длина канала – 35 миль, скорость 8 узлов.

5. Гибралтарский пролив – 32 мили, скорость 10 узлов.

При описании каналов и проливов следует рассмотреть:

- географическое расположение;

- основные данные;

- описание берегов;

- рельеф дна;

- течения;

- продолжительность навигации;

- гидрометеоусловия;

- навигационное обеспечение;

- допустимость прохода в ночное время суток;

- наличие опасных банок и отмелей.

Пример описания пролива.

ПРОЛИВ БОСФОР

Пролив Босфор соединяет Черное и Мраморное моря и целиком входит в пределы порта Стамбул. Длина пролива около 16 миль; наибольшая ширина его 4 мили, наименьшая 4 кбт., скорость в проливе ограничена – не более 10 узлов. Пролив Босфор глубоководен (20 - 110 м); опасностей, значительно удаленных от берегов в нем мало. Обрывистые берега пролива образованы крутыми склонами гор.

Сеть средств навигационного оборудования обеспечивает плавание в этих районах как днем, так и ночью, имеется много ориентиров берега, наличие островов и высоких мысов являются хорошими визуальными и радиолокационными ориентирами.

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 46
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-230301-Б1.Б11-2014
Версия:

 

Главными факторами, затрудняющими плавание в проливах и море, являются оживленное судоходство и наличие течений, которые могут снести судно на прибрежную отмель

При плавании проливом необходимо постоянно контролировать и точно знать место судна, так как здесь наблюдаются сильные течения. Навигация в проливе круглогодичная, пролив не замерзающий.

Плавание по проливу днем не представляет особых трудностей, но ночью входить в него следует только при знании местных условий плавания.

 

 

Лекция № 13.

ТЕМА: Морские судопропускные сооружения.

2 часа

 

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

 

1. Назначение судопропускных сооружений.

2. Виды судопропускных сооружений.

 

Краткое содержание лекционного материала

 

1. Судопропускные сооружения предназначены для перевода судов из одного водного бьефа в другой, отделенных плотиной. Подход судна к шлюзу осуществляется по подходным каналам с причальными или причально-направляющими сооружениями в них, помогающими судоводителям осуществить точно и безопасно ввод судна в камеру шлюза. Совокупность операций по переводу судна из одного бьефа в другой, выполняемых в определенной последовательности, называется шлюзованием. При последовательном пропуске нескольких судов в одном и том же направлении происходит одностороннее шлюзование, при попеременном пропуске судов в противоположных направлениях — двустороннее или встречное шлюзование. Для уменьшения напора на шлюз он может быть выполнен многокамерным или многоступенчатым. Суда на входе в подходные каналы и в шлюзы и на выходе из них движутся на пониженных скоростях, хуже управляются и очень чувствительны к поперечным течениям. Сопротивление воды движению судна при его входе в камеру и выходе из нее резко возрастает в связи с вытеснением воды из камеры шлюза корпусом входящего судна. Для ускорения и улучшения условий безопасности прохождения судна через подходные каналы и камеру при шлюзовании часто применяют дополнительные тяговые средства: буксировку, толкание или береговую, электровозную, тягу.

 

2. Судопропускные сооружения могут быть в виде шлюзов или полушлюзов. Для уменьшения напора на шлюз он может быть выполнен многокамерным или многоступенчатым. Полушлюз отличается от шлюза отсутствием в нем камеры и наличием одних ворот вместо двух. Судоходный затвор должен обладать способностью работать в условиях текущей воды. Во всем остальном этот тип судопропускного сооружения мало чем отличается от шлюза.

 

ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» Стр. 47
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Транспортные узлы и пути» Индекс: (Файл) MCD 7.3-(11-68)-180500-Б3.ДВ6-2013
Версия:

 

Причины возведения морских судопропускных сооружений:

1) шлюзование водных путей, т.е. устройство последовательного ряда плотин, перегораживающих собой водный путь и обеспечивающих поддержание необходимых судоходных глубин на этом участке пути;

2) соединение приливных портовых бассейнов с морем; иногда приливные бассейны имеют несколько шлюзных соединений с морем, что позволяет использовать некоторые из камер шлюзов в качестве сухого дока для ремонта судов;

3) защита от морских наводнений, вызываемых штормовыми нагонами, ливневыми дождями, волнами цунами, тайфунами и т. п.;

4) использование энергии приливов и некоторые другие крупные народнохозяйственные мероприятия, связанные с возведением дамб, плотин и других препятствии для судоходства.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.