Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1.2. Технология развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.





Глинка, Чайковский, Бах, Шопен, Лист, Моцарт, Бетховен...
Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги? Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя — писателем? Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сын, или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого, прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.



Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие неразвивающаяся способность, по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственном голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась Музыкальность — природой данное человеку свойство.



Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность. Классическая музыка в детстве — хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.

В течение многих лет психологи, педагоги, музыковеды ведут большую работу в определении понятия «музыкальность». Считается, что музыкальность – это свойство исторически обусловленное: люди постепенно привыкли различать в звуках своей речи, природы различные свойства: интонацию, высоту, длительность и т.д.

Б.М.Теплов дает следующее определение понятия «музыкальность»: Музыкальность – это комплекс способностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности.

Вопрос о музыкальность приобретает особое значение в дошкольном воспитании. Получило распространение неправильное суждение о том, что можно сразу определить имеется у ребенка музыкальность или нет. В результате чего некоторые дети почти не приобщаются к музыке, т.к. их изначально считают немузыкальными. Упускается возможность воспитания эстетического отношения к окружающему, активного формирования нравственных качеств. И это происходит не только в семье, но и в детском саду. Между тем, музыкальное воспитание в детском саду не ставит цель профессиональной подготовки будущих музыкантов, а призвано обогатить личность ребенка через формирование эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия жизни через музыкальное искусство. Основной признак музыкальность – переживание музыки как выражение некоторого содержания, способность эмоционально отзываться на музыку.



Музыкальность определяется наличием музыкальных способностей, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.

Что же такое «музыкальные способности»? Древнеримский врач Гален во втором веке до н.э. очень точно назвал любопытное свойство человека, которое мы теперь называем способностью. Гален сказал так: «Это то, с помощью чего…». Т.о., по определению Б.М. Теплова, способности – это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности.

Музыкальность включает в себя:

а/ специальные т.е. музыкальные способности;

б/ общие способности, проявляющиеся в разных видах деятельности (воображение, внимание, вдохновение, память, чувство природы и т.д.).

Сочетание специальных и общих способностей образует более широкое понятие – «музыкальная одаренность». Понятие «музыкальная одаренность» впервые было сформулировано в середине 19 в. Английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. Он доказал, что ранее проявление способностей говорит об одаренности. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта проявилась в 3 года, Гайдна в 4. Талант в живописи и скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля – в 8 лет, у Ван-Дейка в 10, у Дюррера в 15 лет.

Музыкальная одаренность не сводится только к одной музыкальности, это явление несравненно более широкое. Взять, к примеру, личность Н.А. Римского-Корсакова. Чтобы понять его одаренность, нельзя ограничиваться только анализом тех способностей, которые непосредственно связаны с музыкой. У него было богатое воображение, широта зрительных цветовых образов и связь слухового воображения со зрительным, которая проявилась в цветном слухе. У него было очень развито чувство природы: огромная к ней любовь и способность ее наблюдать. Все эти черты одаренности Николая Андреевича, несомненно, выходят за рамки музыкальности.

Б.М.Теплов подчеркивал, что каждый человек в той или иной степени обладает своеобразным сочетание специальных и общих способностей. Способности всегда являются результатом развития и формируются на основе врожденных задатков.

Б.М.Теплов выделяет три основные музыкальные способности:

а/ ладовое чувство;

б/ музыкально-слуховые представления;

в/ чувство ритма.

Итак: что же делать для того, чтобы узнать, есть ли у ребенка музыкальные способности?

Ставьте ребенку записи разной музыки (лучше академической), водите на концерты классической музыки. Для начала лучше выбирать программы, состоящие из небольших произведений. Ведь без тренировки ребенок устанет в любом случае.
Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок послушал различные инструменты, составы, музыку разных эпох. Узнайте, есть ли детские абонементы. Это отличная вещь: деткам рассказывают музыкальные сказки, показывают различные музыкальные инструменты, рассказывают о них, рассказывают о музыке, о различных жанрах, формах - и все это в легкой, доступной форме!
Посмотрите, как ребенок реагирует на музыку. Ведь это - самый главный показатель музыкальных данных. Если его волнует услышанное, появляются любимые мелодии, любимые записи, если под музыку он начинает танцевать, либо, наоборот, замирает и прислушивается - значит, музыкальные способности, в любом случае, присутствуют.

Обратите внимание на то, насколько выразительно и артистично ваш ребенок рассказывает стихи. Ведь это тоже вид исполнительства. Более того, свободное и осмысленное чтение стихов является основой для будущего эмоционального и осмысленного исполнения различных музыкальных произведений. По тому, как ребенок читает понравившиеся ему стихи, иногда бывает возможно оценить, насколько он эмоционален, артистичен, склонен к художественному самовыражению, насколько развито у него чувство ритма, ощущение времени в художественном произведении и многое другое.

Следующим пунктом (а отнюдь не первым!) является проверка слуха. Это лучше делать с помощью фортепиано. Как я уже писала, не все дети способны чисто интонировать голосом, поэтому проще всего сыграть ребенку нотку на фортепиано и попросить его найти ее на клавиатуре. Потом сыграть две ноты. Спросить, какая из них выше, какая ниже. Попросить найти обе. Потом сыграть две ноты одновременно и попросить их найти.

Музыкальный слух (при прочих благоприятных факторах) имеет тенденцию развиваться. Так что если ваш ребенок не очень точно находит нотки - не все еще потеряно.
Итак, музыкальные данные - вещь, с одной стороны, совершенно очевидная, с другой стороны - неожиданная. Но всегда основным критерием остается желание ребенка. Предоставьте ему возможность выбора, покажите ему этот мир - маленький человек способен определиться!

Ядро (структуру) музыкальности образуют три музыкальные способности:

1. Ладовое чувство;

2. Музыкально-слуховые представления;

3. Чувство ритма.

Ладовое чувство – одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку. Известно, что музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажор и минор различаются по эмоциональной окраске. Часто мажор ассоциируется с эмоционально-положительной гаммой настроений – веселым, радостным, бодрым, приподнятым настроением, а минор – с грустным и т.д. Как же происходит различение ладовой окраски?

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада (ступени). Т.о. ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми и неустойчивыми.

Ладовое чувство проявляется у детей при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Теплов назвал его перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха. Оно обнаруживается у детей при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развития этой способности является любовь и интерес к музыке.

Музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении мелодии по слуху (голосом или на музыкальном инструменте). Она называется слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха.

Чтобы воспроизвести мелодию необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками и т.д., т.е. необходимо ярко представить себе в уме мелодию (без этого невозможно мелодию ни спеть, ни подобрать на инструменте). Т.о чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить, поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Также как запоминание может быть произвольным и непроизвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Наблюдения доказывают, что для произвольного представления люди часто прибегают к внутреннему пению, поэтому для развития этой способности необходимо привлекать вокальную моторику (пение).

Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В дошкольном возрасте это чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается двигательными реакциями. Как свидетельствуют наблюдения и эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам и т.д. Это движения головы, рук, ног. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.

Однако, чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки всегда эмоционально, а ритм - одно из средств музыкальной выразительности, с помощью которых передается содержание. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, синкопы и т.д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопками, притопами…). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.