Сделай Сам Свою Работу на 5

Мельес - создатель первого игрового кино

 

Среди зрителей, присутствовавших на первом сеансе Люмьеров, был некий Жорж Мельес, иллюзионист, полагавший, что кино можно с успехом использовать и в его жанре. Реалистичность съемки Луи Люмьером людей и событий произвела большое впечатление на Мельеса. Однако он считал, что фильмы были недостаточно развлекательны. Театральные постановки, "волшебные фонари" и иллюминированные пантомимы Рено приучили публику к волнующим переживаниям. Поэтому Мельес, не пренебрегая документалистикой, все же отдавал предпочтение коротким сюжетам, в которых пытался объединить отдельные эпизоды в несложное, но связное повествование.

Одной из наиболее известных картин Мельеса стал фильм "Завоевание полюса" (1912), на примере которого хорошо видно, какие усилия прилагались создателями для головокружительных спецэффектов уже на заре кинематографии.

Мельес был не только первым игровиком, но и основоположником таких популярных киножанров, как фильмы ужасов и научная фантастика. При создании ряда трюковых фильмов он применил множество спецэффектов. Некоторые из них, вроде растворяющихся образов или наложения кадров, были заимствованы из "волшебного фонаря", зато другие, к примеру стоп-кадры, были уникальным изобретением. Эта техника позволяла режиссеру остановить съемку и изменить сцену, перед тем как камеры включатся снова. Эффект создавался потрясающий, как в "Исчезающей даме" (1896), когда женщина в мгновение ока превращалась в скелет.

С 1896 по 1914 год Мельес снял почти 4000 короткометражных фильмов. Во многих он играл сам, кроме того, проектировал сложные декорации и зачастую выполнял функции оператора, не говоря уж о том, что был сценаристом и режиссером. К1902 году его "Стар филмз" стала крупнейшей кинокомпанией в мире и даже выпускала некоторые картины в цветном варианте (пленки раскрашивались вручную). Увы, к сегодняшнему дню из замечательных картин Мельеса уцелело лишь 140 лент.

Появились первые звезды. Андре Дид, настоящее имя Андре Шансон, после окончания лицея, приехал в Париж, чтобы стать актером. Он начинает работать в различных труппах, но не получает дохода. Он приходит на съемочную площадку, особого успеха он не достигает до тех пор пока однажды не сыграл в комедии"Буаро". (Дид в России - Глупышкин, в Италии - Критинский.) У него было маленькое птичье лицо с длинным массивным носом, непропорциональным ртом, который становился еще шире от улыбки. Он впервые использует в фильмах трюки. Он уезжает в Италию, здесь с большим успехом снимается в фильмах, женится на молодой актрисе Валентини Фраскароли. Он возвращается во Францию с женой, затем с началом войны вновь переезжает во Францию, а после войны приезжает обратно. Время изменилось и его роль в фильме никому не нужна. Он терпит фиаско и в справочнике 30 годов "Кто есть кто в кино?" написано, что Анде Дид живет в одном из самых бедных кварталов Парижа, в справочнике 40-х годов его имени вообще нет, неизвестно где он умер и где похоронен.



Французский кинематограф подарил миру еще одного выдающегося комика, которого звали Макс Линдер, настоящее имя Габриэль Макс Левьель, - родился в семье богатого винодела, отец мечтал, что сын продолжит отцовское дело, но после окончания лицея, сын заявляет, что хочет стать актером, в семье скандал, сын лишается наследства и тогда юноша в 18 лет поступает в Бардоссскую консерваторию на актерское отделение. Отлично ее заканчивает и отправляется в Париж, играет в маленьких театрах, денег не хватает. И он поборов в себе неприязнь к кинематографу приходит на съемочную площадку. Впервые появляется на экране в1905в 5 комедии"Выход гимназиста", а успех приходит к нему в фильме"Дебют конькобежца".Маленький изящный молодой человек в визитке и полосатых панталончиках, чья прическа безупречна, улыбка ослепительна, манеры грациозны. После отъезда Дида в Италию, Линдер становится актером № 1. Популярность его столь велика, что открывается кинотеатр, который называют Макс Линдер, где каждую неделю выходит новый фильм с его ролью, он становится эталоном того времени. Популярность его растет, с 1905 - 1914, он снялся в 500 10-минутных фильмах. Он первый понял специфику кинематографа, он уделяет большое место мимике, жесте, детали в своих фильмах он выступает и как режиссер широко использует крупный план, на гребне популярности в 1912 он отправляется в мировое турне в Испанию. Когда началась Первая Мировая война, он добровольцем отправляется на фронт и приходит известие, что его убили, затем опровержение, что он только ранен, после лечения в госпитале он едет в Америку, где его чествуют как короля, встречается с Чарли Чаплином, который на совместной фотографии написал: "Моему любимому учителю М. Линдеру от ученика Ч. Чаплина". В Америке снимаются фильмы: "Макс едет в Америку", "Макс в такси". Вернувшись во Францию снимает пародию на 3-х мушкетеров, в которой играет пародию на Д.Артаньяна. Влюбляется в 18-летнюю Элен Петерс, ее отец против брака и тогда Макс бежит с ней в Вену, где 2 августа 1923 они женятся, но удача отвернулась от Макса - фильмы терпят провал в кинотеатрах. 27 июля 1925 у Макса рождается дочь Мод, а 31 октября 1925 супруги кончают жизнь самоубийством. Дочь отправляют в приют и о Максе Линдере все забывают и только в 60-е годы Мод узнает, кто были ее родители. Отправляется в синематеку и в1963она выпускает фильм"В компании с Максом Линдером", в котором она смонтировала фрагменты из лучших фильмов отца. Благодаря Мод имя Линдера возвращается в мировой кинематограф.

 

Габриэль Максимилиан Лёвьель (настоящие имя и фамилия Макса Линдера) родился в Каверне близ Сен-Лубе департамента Жиронда.
В древнем роду Левьель было только одно занятие, переходившее от отца к сыну, — виноградарство. Семья жила на фешенебельной вилле. Её угодья исчислялись гектарами. Пять веков тяжкого труда в конце концов приносят потомкам обеспеченность. Маленький Габриэль должен был однажды вступить во владение фамильным делом. Даже не ползая под лозой с мотыжкой.

Холерная эпидемия 1885 года предвозвестила большие перемены. Двухлетний Габриэль был единственным выжившим из заболевших в округе. Доктора разводили руками: повезло!

Болезнь сильно сказалась на нём. Он рос тихим и молчаливым. Был совершенно не развит физически. Кожа да кости. И ростом не вышел. Среди статных крепышей семьи юный наследник выглядел карликом — 1 метр 57 сантиметров.
Лет в десять Левьель-младший впервые побывал с родителями в театре в Бордо. Он буквально заболел мечтой о сцене.

В 16 лет Габриэль поступил в Консерваторию Бордо. Родители не слишком противились его увлечению.

Сын действительно изучал актёрское ремесло всего два года. Последние шесть месяцев под неусыпным вниманием местного педагога мсье Гальяра. Яркий южный акцент кое-как изжили.

Юноша дебютировал в пьесе «Проделки Норины». Потом сыграл в «Романтиках» Ростана, «Поцелуе» Бонвиля, «Женитьбе Фигаро» Бомарше. Получив звание лауреата Консерватории Бордо, Левьель утвердился в мысли, что его дальнейший путь лежит на сценические подмостки Парижа. Скандал был страшный. Сыну пригрозили лишением наследства, если он немедленно не выбросит театральную дурь из головы. И тогда несостоявшийся виноградарь тайно покинул дом в Сен-Лубе. Габриэль присоединился к труппе бродячих циркачей. В Парижскую консерваторию его не приняли.
Пробуждение на скамейке в запущенном сквере у кладбища словно током пронзило его мозг. Живопись! Габриэль всегда тянулся к рисованию, проявляя незаурядный для ребёнка талант. Через два дня Габриэль был принят в Академию живописи «Умбер» на бульваре Клиши, 104.

Директором-администратором был Энцо Лаури из бывших натурщиков. Через год он пригласил студента к себе в кабинет и сказал: «Левьель! Вас, несомненно, ждёт будущее лучшего художника-баталиста нашего времени».

Если бы он только знал, что тот уже давно ведёт двойную жизнь! В свободное от учёбы время Габриэль пропадал за кулисами. В театре «Амбигю-Комик» он дебютировал в микроскопической роли. Потом играл в «Двух сиротках» и «Преступлении умалишённого». Всего лишь статистом. Изображал подростков, что вполне соответствовало его облику.

Но паренька заметили и пригласили в театр «Варьете». Там он сыграл драматическую роль в «Фальшивомонетчиках». И снова массовка и мелкие выходы. Зато научился отменно танцевать.

Левьель жил двумя страстями. Утро и день — в академии. Вечер и ночь — в театре. Долго так продолжаться не могло. Помогла политика. По Европе прокатилась волна забастовок, студенты не остались в стороне. Забастовочный комитет академии «Умбер» возглавлял Габриэль Левьель. Его с треском вышибли из академии без права возвращения назад. Как на грех, именно в этот момент он был совершенно не занят в театре.
Помогла знакомая. Когда заполнял анкету статиста синема-ателье «Братья Патэ», написал никому не известное имя: «Макс Линдер», вспомнив о дружной труппе «Варьете» в которой он боготворил двух своих кумиров сцены Макса Дирли и Сюзанну Лендер. С этой минуты Габриэль Левьель исчез навсегда.

Карьера Линдера в кино развивалась стремительно. В июле 1905 года «Патэ» предоставила ему дебют в ролике «Первая сигара школяра».
Макс и не собирался становиться комиком. Его нишей тогда были кинодрамы. «Яд», «Контрабандисты», «Смерть тореадора», «Сганарель», «Мысли апаша», где он играл выразительные эпизоды — таков репертуар его первых шагов в кино. Между тем в театре дела Линдера складывались не лучшим образом. Играть юнцов он уже не мог.
По счастью, работая в кино, он успел хорошо изучить новое дело. Острый ум и природная наблюдательность определили успех, едва актёру подвернулся подходящий случай. В конце 1907 года Линдер снялся за 20 франков у «Патэ» в фильме «Дебют на коньках». Изображая кульбиты человека, впервые ставшего на лёд, он изорвал дорогой костюм и потерял золотую запонку.

Случайно узнав, что фирма втихаря заработала на этой ленте 800 тысяч франков, распродав копии по всей Европе, Макс сумел добиться у прижимистых братьев Патэ получение контракта на постоянный гонорар в 25 тысяч франков за каждые пять минут экранного времени.

Линдер совершил революцию в кино, он сократил ролик с 10 до 8 минут. Фильмы стали лучше брать прокатчики. Новый формат легко встраивался в любую сборную программу, из которых и состоял киносеанс начала ХХ века. В то время как признаком истинной комедии считалась бешеная скорость погонь, потасовок и приключений героев, его фильмы были отражением реального ритма окружающей жизни.
Мысля как художник, Макс ввёл в кадр понятие второго плана, мелких деталей, подлинности антуража. Нелишне упомянуть, что он лично рисовал раскадровки своих лент самым тщательным образом. И первым из комиков начал писать сценарии фильмов, а потом ставить их в качестве режиссёра.

Экранный Макс — это цилиндр, дорогой пиджак, брюки в полоску, шёлковый галстук на жемчужной булавке, жилет «фэнтази», крахмальные манжеты, чёрные лаковые туфли со светлыми гетрами, франтовская трость. А ещё элегантность, воспитанность и истинный талант к ничегонеделанию.

С 1910 года в каждую программу "Пате" входил как минимум один фильм с Максом; каждую неделю актёр создавал новую ленту длиной от 150 до 300 метров.
В 1910—1913 совершил триумфальное турне по Германии, Испании и России, во время которого его выступления на сцене перемежались демонстрацией фильмов. В каждой из поездок он отснял по два фильма: документальный о своих гастролях и комедию, привязанную к конкретной стране. К этому моменту темпы его работы изменились. Иные трюки Макс обдумывал и репетировал по два месяца.
С 1912 года начал сам ставить фильмы. Лучшие фильмы этого периода «Макс — жертва хинина», «Макс — виртуоз», «Макс — тореадор».

Осенью 1912 года Линдер приезжает в Испанию с танцовщицей Стасей Наперковской, тоже актрисой Пате. В Барселоне на арене переполненного публикой цирка Макс принял участие в состязании быков. Эта сцена вошла в фильм «Макс — тореадор».
Война 1914 года застала актёра в Париже. Линдер ушёл на фронт добровольцем. Служил водителем грузовика в автороте. Под Льежем был тяжело контужен. Едва вернулся в часть из госпиталя — разбили голову прикладом в рукопашном бою. В третий раз попал под немецкую газовую атаку. Только за полгода короля комедии пресса «хоронила» девять раз.

В 1915 году по состоянию здоровья его демобилизовали. Он уехал из Европы в США. В Голливуде Макс Линдер поставил три фильма и быстро понял, что надо менять героя, образ которого был убит войной. Возвратившись во Францию, вернул себе славу и зрителя картиной «Маленькое кафе» (1919) по пьесе Тристана Бернара.
Потом снова Голливуд, где он создал «лучшие ленты позднего Линдера», как о них принято говорить. Великий Чарли Чаплин недаром написал ему на своём портрете: «Максу — единственному и неповторимому. Профессору — от ученика».
В июне 1923 года Абель Ганс за неделю поставил фильм «На помощь!» с Линдером в главной роли. Премьера состоялась лишь четверть века спустя.
Потом король комедии снял свой последний фильм «Король цирка». В Вене весной 1925 года. А 30 октября того же года в Париже человек, которого весь мир знал как Макса Линдера, свёл счёты со своим человеческим и творческим одиночеством. И бесконечными проблемами от последствий военных ранений. Двадцатилетняя красавица жена пожелала разделить судьбу мужа, покончив с собой вместе с ним.

В начале 1960-х годов в СССР возник устойчивый миф, что Линдер якобы снялся как минимум в 500 кинолентах. Дотошные линдероведы подсчитали все фильмы, шедшие во всех кинотеатрах под всеми наименованиями. Без учёта хитростей прокатчиков, менявших для привлечения зрителей название одной и той же ленты по семь раз.
Корни комизма Линдера восходят к французскому сценическому водевилю. В его версии эти скетчи касаются исключительно мелкобуржуазных кругов. И представляют собой цепь кратких, достоверных и добродушных новелл со сквозным героем.
Из 120 фильмов, в которых за 20 лет снялся Линдер, его Макс присутствует в 95.

Почти 80 лет историки кино разыскивают сохранившиеся ленты первого короля комедии. На сегодня им удалось собрать почти половину. Прочие киношедевры сгинули под бомбёжками мировых войн и в пожарах мирного времени. Возможно, какие-то ещё будут обнаружены на пыльных чердаках в богом забытых уголках земли

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.