Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы общей фонетики и фонологии





Виды общения

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Виды общения:

1. Вербальное (языковое)

2. Невербальное (неязыковое)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Единицами языка являются знаки – простые и сложные. И к числу этих звуков можно причислять слова, морфемы, звуки, предложения, словосочетания.

Знак – это любой материальный носитель социальной информации. Знаки – дым костра, цветок на окне. Вне условий о договоренности о том что они могут обозначать, они не являются знаковыми.

Все единицы языка являются знаками по своему существу. Они используются в целях общения для передачи социальной информации. Язык – это исторически возникший и развивающийся знаковый сложный механизм общения.

В Мексике использовался язык свиста. В Африке – язык барабанов. Для перекодирования языка существует дополнительные средства общения и выражения мысли.

Дополнительные средства общения бывают:

1. Звуковые

2. Письменные

В зависимости от того какие знаки используются для передачи информации:

1. Вспомогательные языки – ручная и точечная азбука для людей, потерявших слух и зрение.



2. Специализированная система сигнализации – азбука Морзе, дорожные знаки. Сигнализация флагами и ракетами,

3. Научная символика – математическая символика, химическая символика, логическая символика,.

Вербальное общение – это общение осуществляемое по средствам звукового языка представляющее собой такой обмен информацией при котором происходит сообщение каких то фактов или передача связанных с ними эмоций, но и обмен мыслей по поводу этих фактов. Нужно 2 человека –адресат и продуцент.

Невербальное общение – оно представлено не произвольными проявлениями эмоций в форме смеха, плача, жестикуляции, изменения тембра голоса, его дрожи.

Алан Пиз – язык жестов и телодвижений.

Функции языка:

1. Коммуникативная

2. Мыслеформирующая

3. Когнитивная = экспрессивная

4. Аккумулятивная

Самая важная – коммуникативная, т.к. язык дает возможность понять друг друга и наладить совместную деятельность.

Журавлев – Звук и смысл

Экспрессивная – передача и сохраненения определенного содержания



Аккумулятивная – отражение и сохранение знаний.

Соотношение понятий «язык» и «речь»

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Речевая деятельность: Языковая система (язык):

1. Акты говорения 1.Система единиц (инвентарь)

2. Акты понимания 2. Система правил

Тексты высказывания

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Язык – это система материальных единиц (слов) служащих для общения людей и отражаемых в сознании языкового коллектива в отвлечении от конкретных мыслей, чувств и желаний. Если бы они были привязаны к желаниям, чувствам, желаниям , они бы не универсальным способом общениям.

Слова не привязаны к конкретному тексту и высказыванию. За ними закреплены обще народные значения.

Люди чтобы выразить свою мысль объединяют определенные единицы языка со своими мыслями, чувствами и эмоциями.

Речь – это язык в действии в процессе применения для выражения конкретного содержания.

Если язык это исторически сложившийся знаковый механизм общений, то речь это последовательность знаков языка сложенная по его законов, из его материала и в соответствии с требованиями выражаемого конкретного содержания. Речь – это частное, то язык – это общее. Они едины и различны.

Язык – это языковая система, т. к она отвлечена от реального использования.

Речь – это речевая деятельность.

Система единиц изложена в словарях.

Система правил – это грамматика. Это скелет.

Взаимоотношения языка и мышления

 

Мышление как способность мыслить и рассуждать давать оценки может быть



1. Образная – живость восприятия. Живопись и музыка

2. Техническая – образ и понятий связано с техникой.

3. Логическая – построение суждений

Язык материализует сознание. Формирует и выражает мысли.

Язык и общество

 

29.02.2012

Природа языка

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Природа языка:

1. Биологическая

2. Психическая

3. Социальная

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дифференциация языка

Язык:

1. Местные диаkекты

2. Говоры

3. Профессиональная лексика

4. Жаргоны/Арго

5. Литературный язык:

a. Письменная форма

b. Устная форма

 

 

Февраля 2012 года

Природа языка. Взаимоотношение языка и общества

Природа языка:

1. Биологическая

2. Психическая. В соответствии с этой теории ученые сочли язык явлением психическим – выражением духа. Если бы это было так, то он развивался самостоятельно независимо от других.

3. Социальная.

Классификация языков:

1. Литературный – вариант общенародного языка, признаваемый как образцовый. Есть письменная и устная формы. Типично наличие специально применяемых правил – норм, которым обучают в школе. Письменные формы строго регламентированы. Орфоэпические нормы – нормы правильного произношения. Сквалыга – что-то вроде скряги. Кумекать, оттяпать, евоный. Литературный язык, обслуживающий несколько народов, имеет варианты: есть английский, американский и т.д.

2. Местные диалекты. Диалект не образует языка. Местный диалект – это совокупность фонетических, лексических и грамматических особенностей, распространенных на той или иной территории.

3. Более дробные диалекты – говоры. «Оканье» и «аканье». Произношение неударных гласных. В некоторых районах России произносят слово «лозг». Диалектология – наука о диалектах. Социолингвистика.

4. Профессиональная лексика, жаргоны, арго. Молодежный сленг. Детская речь. Арго: стеклоочистители – дворники.

Стилистические различия в языке

Языковые стили:

· Высокий. «Година», возмездие, обуять, осенить, краеугольный камень.

· Научный. Специальная терминология, а также такие слова и выражения, как: состоять из, подразделяться на и т.д. некоторые из выражений употребляются и в газетах.

· Нейтральный

· Официально-деловой. Проживать, место жительства и т.д. страдательные конструкции.

· Научно-популярный

· Разговорный. Особенности лексики: проныра, пустомеля, ляпнуть, качать права, без году неделя, печка, картошка, надо. В грамматике: простые предложения, неполные, недосказанные.

Стили произношения:

ü Полный. Четкое выговаривание всех слов.

ü Разговорный.

Стороны знака

Означаемое/сигнификат/понятие/содержание

Означающее/сигнификант/экспонент/выражение

 

Означаемое (сигнификат) и означающее (сигнификант)

Означаемое – место занято. Оставленная сумка – означающее.

Свойства знаков:

ü Доступность восприятия со стороны адресата, свойство перцептивности

ü Свойство информативности. Он должен нести информацию об объекте.

Связь между означаемым и означающем условна.

Реалия – совокупность свойств объекта.

Понятие – смысл имени.

Имя –

 

Марта 1012 года

Факторы, влияющие на связь означаемого и означающего

Конвенциальная/арбитрарная связь:

· Звукоподражание

· Звуковой символизм

· Словообразовательная мотивированность

· Семантическая мотивированность

Конвенциональность –условность.

Звукоподражание – это условное подражание звучаний окружающей действительности звуковыми средствами языка. В каждом языке они разные.

Звуковой символизм – это закономерная, непроизвольная, фонетически мотивированная связь между фонемами слова и незвуковыми признаками (мотивом). Пример: идиофомы особенно часто обозначают виды движения, форму, величину, удаленность объекта. Это еще и слова, в которых связь оказалась ослабленной. Система языка образует звукоизобразительную систему языка.

Словообразовательная мотивированность. Словообразование слов – на базе однокоренных слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью словообразовательных средств. Желтизна – желтый.

Семантика – все содержание, передаваемое языком или какой-то его единицей. Семантическая мотивированность – понятийная мотивированность. Это синонимы. Моральный – нравственный.

Классификация знаков

По принципу знакообразования:

· Первичного означивания

· Вторичного означивания

По законченности и незаконченности процесса порождения законченных высказываний:

· Полные - предложения

· Неполные – словосочетания

По соотнесенности и несоотнесенности с речью

· Слово-лексема – отдельное слово

· Словоупотребление – актуализированный расчлененный знак в составе высказывания

· Сочетание слов – относительно семантически разделенный знак

По совокупности основных признаков:

· Характеризующие. Это полнозначные слова

· Дейктические. Указательные, личные местоимения.

· Заместительные. Отрицательные, неопределенные, вопросительные местоимения.

· Идентифицирующие. Имена собственные.

· Связочные. Предлоги и союзы.

· Квантитативные. Это числительные.

Членение речевого высказывания и основные единицы языка

Членение речевого высказывания:

1. Фон

2. Морф

3. Слово

4. Предложение

5. Высказывание

Свойства языкового знака:

· Дифференциальная природа

· Возможность отсутствия у знака материального означающего

· Двухсторонний характер знака

· Случайный, условный характер связи означаемого и означающего

· Устойчивость во времени

Основы общей фонетики и фонологии

Фонетика:

Ø Фонология – изучает социальное использование звуков языка в процессе общения.

Ø Артикуляторная фонетика – физиология образования звуков речи.

Ø Акустическая фонетика – физические характеристики звуков речи.

Фонетика – наука о звуках речи. Звуки речи – явление сложное.

 

 

04.04.12

Функции и признаки языка

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фонема:

1. Признаки:

a. Интегральные

b. Дифференциальные

2. Функции

a. Перцептивная (чувственное восприятия)

b. Сигнификативная (означать) –

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Звуки речи, будучи воспринимаемыми, становятся фактами сознания. В сознании имеются определенные образцы звуков речи, общие представления о них. Воспринимаются сознанием только те звуки, которые существуют в эталоне звука речи. Т.е. только те которые обладают перцетивной функции – функции доведения до восприятия.

Слово звук является синонимом фонеме. В языке фонема, в речи – фон.

Пример – цеп и цепь. Клетка и клеть. Слова отличаются тем что последние согласные твердые или мягкие. В этих словах разное звучание фонемы «э». Носители русского языка этого различия не видят, они дебилы, епта. Для нас это одна и та же фонема.

Сигнификативная функция – способность фонем различать морфемы и слова, участвовать в их обозначении.

Пример – вар и вор, вар и пар.

Фонемы различают звуковые оболочки слов и только так участвуют в выражении значения. Слова различаются не только тем что состоят из разных букв, сколько тем что обозначают разные вещи.

Акустика фонема не в раной степени устойчивы в речи и важны для различия самих фонем друг от друга. Например гласные «э» и «о».

Общие признаки которые не могут быть использованы для различения фонем языка – интегральные признаки.

Им противостоят дифференциальные.

Дифференциальные признаки означают окустико-артикуляционные свойства, которые воспринимаются говорящими и отличают фонемы друг от друга а так же способствуют распознаванию фонем и слов.

Пример для русского «т» твердость – это дифференциальный признак. Темный, томный. Для ч – часть не является дифференциальным свойством, ведь для него есть твердого ч.

Фонемап – сложная звуковая единица, совокупность разных акустико-ортикуляционных свойств которые различно проявляются в звуковой цепи и различно выполняют сигнификативную функцию.

Варьирование фонемы

Схема 27.

Фон это вариант фонемы.

Варианты Фонемы (Аллофоны)

Фонетические:

1. Основной вариант. Мал, малой и малыши. Это вариант при которой сохраняется все признаки фонемы. Изолированное произнесение фонемы. Это сука эталон.

2. Вариант в сильной позиции. Произносится в благоприятных условиях.

3. Вариант в слабой позиции

Нефонетические:

1. Индивидуальные. Строение речевого аппарата.

2. Диалектические

3. Орфоэпические

Отличия фонологических систем языков

1. Количество фонем и соотношение гласных и согласных

2. Организация фонемных групп

3. Функционирование фонем в речевом потоке.

 

 

11.04.12

Фонемные группы бывают коррелятивными и не коррелятивными . Например б и п – отличаются звучанием. Фонема п отличается от фонемы сь – 4 признаками.

Функционирование фонем в речевом потоке – например чередование фонем. Система фонем одного языка отличается от фонем другого языка очень многим. Русская р и французская р отличаются коренным образом.

Различны произносятся фонемы в открытом и закрытом слоге. Особенно в открытых слогах (открытые заканчиваются на гласные). Они так же различны в начале и в конце фонемы. Для руского языка характера утрата звонкости в конце, происходит оглушение. Для английского языка характерно придыхание слов начинающихся на h. У нас его нет.

Редукция безударных гласны характерно для русского языка – мал, малыш и малыши.

Это все создает наш родной акцент.

Система фонемного языка отличается от фонем другого языка даже если и языки близкородственные. Например русский, украинский и белорусский. Усвоить и усваивать, день, дня, село и сельский.

Просодические явления

Слог и его виды. К нему относятся появление ударения, акцента, особенности словесной структуры, возникновение и пропажа звуков и слогов в словах.

Слово:

1. Слово – это минимальная естественная звуковая единица произнесения.

2. Слово – слог 1 + слог2+…

Сонорная и мускульная теории слогов. Они отвечают на вопрос как появляются слоги и как они соединяются.

Сонорная теория слога

Слог рассматривается как сочетание более звучного элемента с менее звучным (они состоят по большей части из голоса).

По способности к словообразованию звуки бывают разной степенью звучности- гласные, сонорные согласные, звонки, глухие и щелевые или взрывные согласные.

По мускульной теории звука

Слог – единства подъема напряжения и усиления звучности в начале слога и падение и прекращение этих характеристик в конце слова.

Слоги:

1. Открытые – слог произносимый при раскрытости полости рта. Вершина слога его слогообразующий элемент – гласный звук - находится в конце слога. Чаще всего слогообразующим является гласный. Например имена Вера и Вероника.

2. Закрытые – образуется при закрытии полости рта, так что вершина слога, его слогообразующий элемент находится в начале слога. После чего идет падение напряжение сонорности. Пример – ас альт, ар.

3. Прикрыто-закрытые. Это микс открытого и закрытых слогов. При артикуляции происходит их смешение. Начинается с согласного звук, в середине звука – гласный звук и заканчивается согласным звуком – дом, плот, долг,

Деление на морфемы и слоги может не совпадать. Корневая морфема может состоять из 2-3х слогов. Вода. 2 слога. Во и да. Оба слога открытые. Здесь есть корень вод и окончание а. В мире есть языки, в которых количество морфем и слогов совпадает. Например, китайский.

Виды ударения

Ударение, или акцент, - выделение звука, слога и слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса.

1. По объекту выделения:

· Слоговое – объект ударения слога. Это регулярное изменение высоты основного тона голоса или интенсивности звучания, которые могут выполнять различительную функцию.

· Словесное – слово. Это выделение одного из слогов и подчинение ему всех безударных слогов. Наряду с главным может быть побочное ударение.

· Фразовое – фраза. Выполняет также семантико-синтаксическую роль, объединяя слова в такты и фразы. Иногда называют смысловым ударением. Такт – два или несколько слога, объединенных ударением. Проклитики – особые слова, которые теряют свое собственное ударение и присоединяются к другому слова: два дня.

2. По акустико-артикуляционной характеристике:

· Монотоническое (характеризуется изменением силы и длительности звука) – силовое (сила струи) и квантитативное (длительность струи)

· Политоническое / музыкальное – изменение высоты тона и его музыкальности.. Свойственно для китайского языка, потому что многие однокоренные слова отличаются только звуковым тоном.

3. По месту ударения в слове:

· Постоянное. Фиксируется ко всем словам языка.

· Свободное. Отдельные слова имеют закрепленное ударение, но в целом приходят к выводу, что ударение может быть свободным.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.