Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 12. Характеристики исторического процесса на современном этапе.





Раздел.1. История как наука

Тема 1. Понятие, объект и предмет исторической науки.

Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Основные направления современной исторической науки. Понятие «историческое знание».

 

Тема 2. Цель и задачи изучения истории.

История, историческое познание, историческое сознание и историческая память: взаимосвязь и взаимозависимость. Применение исторических знаний на практике. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта как одна из основных задач изучения истории. Раскрытие закономерностей функционирования и развития исторических явлений и процессов как одна из основных задач изучения истории. Роль исторических знаний в структуре мировоззрения современного человека.

 

Тема 3. Принципы исторической науки.

Понятие научного принципа. Взаимосвязь принципов исторической науки и объективности, истинности исторического знания. Основные принципы исторической науки: принцип историзма, принцип объективности, принцип альтернативности, принцип социального подхода и другие. Методы исторической науки: общее понятие.



 

Тема 4. Основные этапы развития исторической науки.

Исторические представления Древнего мира. Историческая мысль эпохи Средневековья и Нового времени. Историческая наука в XX в.

 

Тема 5. Структура исторической науки.

История как многоотраслевая наука. Деление истории по хронологическому, географическому и проблемному принципам. Отрасли исторической науки. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины.

 

Тема 6. Социально-значимые функции истории.

Познавательная, интеллектуально-развивающая, практическая, политическая, мировоззренческая и другие функции истории. Проблема воспитательного потенциала истории.

 

 

Раздел 3. История как вид профессиональной деятельности: основные интерпретации исторического процесса

Тема 13. Христианская интерпретация истории.

Вопрос о смысле и содержании истории в христианской исторической концепции. Периодизация всемирной истории. Идея конца истории. Развитие классической христианской концепции исторического процесса в трудах Г. Флоровского, Н. Канторова, А. Нечволодова и других.



 

Тема 14. Рационалистическая линейная интерпретация истории.

Переосмысление христианской концепции в начале Нового времени. Проблема взаимосвязи духовного и естественного в историческом процессе. Философия истории Гегеля и исторический материализм К. Маркса. Сильные и слабые стороны всемирно-исторических интерпретаций истории.

 

Тема 15. Культурно-историческая интерпретация истории.

Проблема многомерности, многовариантности, многообразия исторического процесса. Понятие «цивилизация». Факторы, определяющие своеобразие цивилизации. Место менталитета (мантальности) в структуре факторов. Глобальные и локальные цивилизационные теории. Концепции О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, М. Блока, Л. Февра, Ж. Ле Гоффа, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, П.А. Сорокина и других. Сильные и слабые стороны цивилизационного подхода.

 

 

6. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 2. История как процесс: узловые проблемы истории

Тема 7. Основные эпохи и типы исторического развития.

Варианты периодизации истории. Цивилизации, варианты их типологии. Неравномерность исторического развития. Применимость понятий «центр» и «периферия» к историческому процессу. Причины и последствия европоцентризма в исторической науке.

 

Тема 8. Модели развития цивилизаций Азии и Африки.

Хронологическиразличные общества и цивилизации Азии и Африки. Влияние колониализма на развитие Азии и Африки. Модели социально-экономического развития Азии и Африки на современном этапе: социалистическая ориентация, исламская модель, буддийские цивилизации, независимые модели развития. Типы модернизации в Азии и Африки.



 

Тема 9. Тренды эволюции «Западных» цивилизаций.

Понятие «западная цивилизация», ее хронологические и географические рамки, генезис. Возникновение и развитие национальных государств. Ускоряющееся развитие науки и техники, индивидуализм, позитивизм, универсальная мораль, разнообразные идеологии (демократия, либерализм, национализм, социализм) предлагаемые взамен традиционных ценностей и т.д. как признаки европейской цивилизации.

 

Тема 10. «Российская» цивилизация.

Категория «Российская» цивилизация. Подходы историков к изучению «российской» цивилизации. Характеристики «российской» цивилизации, ее отличия от других цивилизаций.

Тема 11. «Традиционные» цивилизации.

Понятие «традиционная цивилизация» и ее ключевые характеристики: сущность феномена. «Традиционные» цивилизации и их альтернативы. Место «традиционных» цивилизаций в современном мире.

 

Тема 12. Характеристики исторического процесса на современном этапе.

Дискуссия о современном состоянии развития общества. Характеристика ключевых проблем истории как процесса. Комплексный анализ актуальной тематики исторических исследований на современном этапе.

 

 

7. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

 

№ п\п Вид самостоят. работы Содержание работы объем в часах Форма контроля
самостоятельное изучение разделов Предусмотрено по Теме 5. Структура исторической науки. Включает изучение материала учебных пособий и научной литературы, написание конспекта и подготовку к изложению материала.   тест
подготовка к семинарс-ким и практичес-ким занятиям Предусмотрена по темам семинарских занятий. Основные компоненты материала обозначены в разделе «содержание практических разделов дисциплины». Предполагает ознакомление с рекомендованной и дополнительной литературой, составления ответа.   Одно из семинарских занятий (Тема 3. Принципы исторической науки.) проводится по технологии «Мозговой штурм»   В ходе текущей работы на семинарс-ком и практичес-ком занятии, тест
проработка и повторение лекционного материала Предусмотрена по темам лекций. Основные компоненты материала обозначены в разделе «содержание теоретических разделов дисциплины». Предполагает ознакомление с литературой, рекомендованной преподавателем на лекциях, устранения пробелов в лекционном материале, дополнения содержания лекций   тест
самостоятельное изучение научной литературы Предполагается самостоятельная проработка литературы по следующим темам: Тема 17. Новые подходы к историческому процессу: синергетический, история повседневности, гендерная история. Тема 18. Новые подходы к историческому процессу: устная история, демографическая история, экологическая история. Тема 19. Новые подходы к историческому процессу: интеллектуальная история, историческая биография, психоистория.   Подготовка и защита самостоятельной работы осуществляется в рамках интерактивной технологии «Мозайка». Задание выдается студентам на Образовательном портале ХГУ. Студентам для выполнения задания обязательно зарегистрироваться на портале.   6* В ходе of-line защиты на базе платформы «Образовательный портал ХГУ».
подготовка к участию в круглом столе Предполагает оформление тезисов доклада и их публичную защиту, согласно рекомендациям. Материалы для доклада основываются на темах НИРС. Кроме того, на самом круглом столе предполагается участие студентов в обсуждении. Круглый стол
подготовка учебного портфолио по дисциплине Учебное портфолио призвано продемонстрировать уровень сформированности компетенций и исходя из их перечня коллектор портфолио должен включать в себя макет курсовой работы, научную статью по теме исследования и учебный исследовательский проект. Тематика курсовой работы и научной статьи определяется студентом самостоятельно и связана с его научными интересами. Тематика проекта определяется содержанием дисциплины и раскрывает Тему 12. Историко-культурный и цивилизационный потенциал Хакасии   Портфолио, проект  

* интерактивные формы контроля самостоятельной работы студентов.

8. ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

8.1 Общая характеристика состава и способов входного, текущего и промежуточного контроля

 

Цель контроля – учет, проверка и оценка 1) знаний, умений и навыков, необходимых для формирования компетенций 2) уровня сформированности компетенций.

Входной контроль призван оценить уровень знаний и основных компетентностных умений на момент начала изучения дисциплины. Входной контроль состоит из открытых вопросов и кратких ситуационных заданий направленных на умение работать с источниками, анализировать факты, обоснованно выражать свою позицию.

Текущий контроль призван реализовать в большей части первую составляющую целевой установки. Проводится после изучения каждого раздела в виде заполнения рейтинг-карты.

Содержание работ, оцениваемых в рейтинг-баллах определено программой самостоятельной познавательной деятельности студентов, конкретизируется в методических указаниях студенту и вносится в рейтинг-карту дисциплины и студента.

Кроме того, в рамках занятий, проводимых в интерактивных формах, производится текущий учет уровня сформированности компетенций и отслеживается динамика их формирования по всем трем составляющим структуры компетенции (когнитивная, деятельностная, личностная).

Промежуточный контроль призван реализовать в большей части вторую составляющую целевой установки. Осуществляется в виде выставления рейтинг-баллов за итоговый модуль. Итоговый модуль состоит из тестирования и защиты портфолио.

Зачет по дисциплине выставляется по итогам рейтинга при условии, что студент набрал более 60% от максимально возможных баллов. Дополнительно в случае низкого рейтинга по дисциплине предусмотрен дополнительный модуль в виде устного собеседования.

Содержание собеседование определено в вопросах для промежуточного контроля.

 

8.2 Основные оценочные (диагностические) средства для входного, текущего и промежуточного контроля

Примерные задания для входного контроля:

1. Дайте все возможные определения термина «история».

2. Перечислите известные вам типы и виды исторических источников и дайте оценку информативности одного из них.

3. Назовите не менее трех дискуссионных проблем, существующих в исторической науке, по которым высказываются различные точки зрения

4. Какой из известных Вам исторических деятелей является наиболее значимым, свой ответ обоснуйте.

5. Какой из известных Вам фактов истории является наиболее значимым, свой ответ обоснуйте.

 

Примерные варианты тестов промежуточного контроля:

1. Как называется функция исторической науки, которая позволяет выработать на основе исторического опыта научно обоснованный курс?

А) Практически-рекомендательная

Б) Познавательная

В) Социальной памяти

Г) Воспитательная.

2. Какой диктат испытывала на себе советская историческая наука?

А) Самодержавия

Б) Цивилизационной методологии

В) Теологии

Г) Формационной методологии.

3. Кто был основоположником теории формаций?

А) И.В. Сталин Б) К. Маркс

В) А.Д. Тойнби Г) В.И. Ленин.

4. Проблемно-хронологический метод позволяет

А) изучать последовательность исторических событий во времени

Б) выявлять истоки изучаемого исторического процесса

В) классифицировать исторические явления, события, объекты

Г) описывать исторические явления и события.

5. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением

1. Идеографический А. раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития
2. Системный Б. изучение последовательности исторических событий во времени
3. Проблемно-хронологический В. описание исторических событий и явлений

Перечень примерных вопросов для промежуточного контроля (дополнительный модуль):

1. Понятие, объект и предмет исторической науки.

2. Цель и задачи изучения истории.

3. Принципы исторической науки.

4. Основные этапы развития исторической науки.

5. Структура исторической науки.

6. Социально-значимые функции истории.

7. Основные эпохи и типы исторического развития.

8. Модели развития цивилизаций Азии и Африки.

9. Тренды эволюции «Западных» цивилизаций.

10. «Российская» цивилизация.

11. «Традиционные» цивилизации.

12. Характеристики исторического процесса на современном этапе.

13. Христианская интерпретация истории.

14. Рационалистическая линейная интерпретация истории.

15. Культурно-историческая интерпретация истории.

16. Новые подходы к историческому процессу: синергетический, история повседневности, гендерная история.

17. Новые подходы к историческому процессу: устная история, демографическая история, экологическая история.

18. Новые подходы к историческому процессу: интеллектуальная история, историческая биография, психоистория.

 

Перечень заданий коллектора учебного портфолио по дисциплине:

1. Макет курсовой работы,

2. Статья по теме НИРС

3. Учебный исследовательский проект по теме «Историко-культурное наследие как потенциал для развития региона»

 

8.3. Модульно-рейтинговая карта дисциплины

 

Наименование модуля, виды работы и формы контроля Рейтинг – баллы
минимум максимум
Базовый модуль 1 (теоретический)
Посещение занятий  
Конспекты лекций  
Семинары  
Семинар в форме мозгового штурма  
Базовый модуль 2 (практический)
Практические занятия  
Круглый стол  
Of-line защита самостоятельного изучения научной литературы по темам 17,18,19 по технологии мозаика  
Итоговый модуль 2 семестр
Тест  
Портфолио: - Макет курсовой работы - Статья по теме НИРС - Учебный проект    
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ РЕЙТИНГ

 

8.4 Рейтинг-карта студента

Наименование модуля, виды работы и формы контроля Рейтинг – баллы Сроки сдачи освое нных элементов модуля Рейтинг – баллы, набранные студентом Подпись препода-вателя
Мини-мум Макси-мум
Базовый модуль 1 (теоретический)      
Посещение занятий        
Конспекты лекций        
Семинары        
Семинар в форме мозгового штурма        
Базовый модуль 2 (практический)      
Практические занятия        
Круглый стол        
Of-line защита самостоятельного изучения научной литературы по темам 17,18,19 о технологии мозаика        
Итоговый модуль 2 семестр      
Тест        
Портфолио: - Макет курсовой работы - Статья по теме НИРС - Учебный проект          
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ РЕЙТИНГ      
Дисциплинарный рейтинг: Оценка: Дата: Подпись:
Шкала перевода дисциплинарного рейтинга в академические оценки  
Дисциплинарный рейтинг   Академическая оценка
0-59% Не зачтено
60-100% зачтено
             

Соотношение компетенций, ЗУВ, видов и форм контроля можно представить в виде следующей матрицы

 

Соответствие результатов обучения (ЗУВ) и комплектов оценочных средств

Шифр Компетенция по ФГОС Знания, умения, владения Код Результат освоения Вид контроля Оценочные средства
ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции знать основные этапы исторического развития обществ России и зарубежных стран З-2 Знает периодизацию исторического процесса, характеризует основные этапы Промежуточный тест
ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции знать основные подходы к пониманию закономерностей, движущих сил, факторов и сути исторического процесса З-3 Знает закономерности, движущие силы и факторы исторического процесса, понимает их суть Промежуточный Тест, оf-line защита по технологии мозаика
ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции уметь анализировать и характеризовать основные этапы и типы исторического развития У-1 Без фактических ошибок делает анализ и дает характеристику этапов и типов исторического развития Текуший Мозговой штурм
ОК-2 Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции уметь применять навыки полемики, дискуссии, научной аргументации при отстаивании собственной позиции по вопросам истории У-3 Грамотно, аргументировано, тактично выражает свою позицию по вопросам истории Текуший Круглый стол
ОК-6 Способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия уметь применять навыки полемики, дискуссии, научной аргументации при отстаивании собственной позиции по вопросам истории У-3 Грамотно, аргументировано, тактично выражает свою позицию по вопросам истории Текущий Круглый стол
ОК-6 Способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия опыт осуществления профессиональной деятельности индивидуально и в коллективе на основе эффективных коммуникаций В-2 Выполняет индивидуальные и групповые задания научно-исследовательского характера Промежуточный Портфолио
ПК-1   Способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории знать основные факты, процессы и явления, термины и даты, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории, а также развитие исторической науки З-1 Знает основные категории истории и исторической науки Промежуточный Тест
ПК-1   Способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории уметь применять базовые знания по истории в научно-исследовательской деятельности У-2 Без фактических ошибок выполняет содержательную часть заданий научно-исследовательского характера Промежуточный Портфолио
ПК-1   Способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории опыт аналитического исследования с применением базовых исторических знаний, профессиональных умений и навыков В-1 В содержательной части исследования демонстрирует базовые знания по истории и понимание закономерностей и факторов исторического процесса Текущий, промежу-точный оf-line защита по технологии мозаика, портфолио
ПК-5 Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества знать основные подходы к пониманию закономерностей, движущих сил, факторов и сути исторического процесса З-3 Знает закономерности, движущие силы и факторы исторического процесса, понимает их суть Промежуточный Тест, оf-line защита по технологии мозаика
ПК-5 Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества опыт аналитического исследования с применением базовых исторических знаний, профессиональных умений и навыков В-1 В содержательной части исследования демонстрирует базовые знания по истории и понимание закономерностей и факторов исторического процесса Текущий, промежу-точный оf-line защита по технологии мозаика, портфолио

 

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.